Статья представляет собой исследование в сфере управления умным зданием, базирующееся на применении современных технологий энергоэффективности и энергосбережения.
Ключевые слова: умное здание, управление умным зданием, энергоэффективность, энергосбережение.
The article presents a study in the management of intelligent building based on the application of modern technologies of energy efficiency and energy saving.
Key words: smart building control smart building, energy efficiency, energy saving.
Решение задач в области энергосбережения на региональном уровне и на предприятиях осуществляется на основе реализации намеченных программ по энергосбережению и энергоэффективности. Энергетические ресурсы, используемые для обеспечения производственных процессов, могут быть использованы более рационально и эффективно, что свидетельствует о значительном потенциале энергосбережения и повышении энергоэффективности. Процесс осуществления энергосберегающей деятельности на любом предприятии нацелен на обеспечение достаточного (или улучшенного) уровня энергоснабжения производства при общем снижении потребления энергоресурсов.
Основы обеспечения энергетической эффективности заложены в Федеральном законе от 23.11.2009 № 261-ФЗ [1]. В нем сказано, что определение класса энергетической эффективности товара осуществляется в соответствии с правилами, принципы которых устанавливаются Правительством РФ. Соответствующий документ утвержден Постановлением от 31.12.2009 № 3 1222. Из него следует, что в настоящее время применяются такие обозначения классов энергетической эффективности товаров: A, B, C, D, E, F, G. Согласно мнению М. В. Самойлова, «показатель энергоэффективности — это научно обоснованная абсолютная или удельная величина потребления ТЭР (с учетом их нормативных потерь) на производство единицы продукции (работ, услуг) любого назначения, установленная нормативными документами» [3].
В статье «Энергоэффективность как составляющая инновационных процессов» А. А. Троицкий связывает понятие энергоэффективности и удельной энергоемкости [4]. Н. А. Хаустович же рассматривает понятие энергоэффективности с точки зрения, учитывающей технологические особенности производства [5]. Разумеется, что после правовых трансформаций в отрасли появилась необходимость в реорганизации отрасли, изменении деятельности бюджетных организаций, органов государственной власти, производства, а также необходимость пропаганды среди населения в направлении наиболее эффективного и рационального распределения и использования энергии, стимулирование и планирование энергоэффективности, а также механизмов, направленных на ее повышение. Обеспечение действия указанного закона открывает дорогу развитию новой отрасли предпринимательства — энергосервисным контрактам, которые много ранее были высоко рискованными, в настоящее время уже окрепли и формируется в некоторых направлениях государственной политики. В настоящее время энергосбережение и повышение энергетической эффективности фактически является единственным инструментом, при использовании которого возможно сократить затраты бюджетных организации и собственников многоквартирных домов. Сформировать рынок сервисных контрактов без привлечения организации с использованием бюджетных средств невозможно. Необходимо создать конкурентную среду, обеспечить постоянное, беспрерывное финансирования отрасли. Энергосервисный фактор является единственным реальным способом повышения энергосбережения в стране.
В целом энергоресурсосбережение является реальным фактором развития экономики, определяющим экономию инвестиционных ресурсов по обеспечению экономии энергии, чем осуществлять прирост ее производство. Инновационные проекты, проекты и программы модернизации нацелены именно на ресурсозамещение по всем стадиям воспроизводства энергии.
Социальная ориентация сервисов в сфере государственных услуг в целом и в сфере ЖКХ в частности приводит к росту социального капитала участников процесса при условии реализации услугополучателем своих целей в ходе аналогичного процесса со стороны услугодателя. Взаимный вклад в достижение целей отражает вовлеченность в процесс обмена сторонами и их значимость для достижения социального эффекта. При этом подходе под «энергоэффективностью» в девелопменте понимается совокупность архитектурных и инженерных решений, заложенных в конструкцию дома, которые позволяют достигать экономии электроэнергии, воды и топлива в процессе его эксплуатации. Главное требование — набор подобных решений должен быть экономически выгодным для его владельца. Поэтому в каждом отдельном проекте дома, в каждой климатической зоне выбор используемых технологических элементов для строительства энергосберегающего дома будет индивидуален. Услугодатель в рамках заданного подхода оценивается не только с помощью нормативных и финансовых показателей деятельности, которые приняты государством, но и с точки зрения уровня социального взаимодействия с услугополучателями в процессе создания ценностей.
Эффективность, в том числе энергоэффективность, может быть оценена как на каждом этапе производства и потребления услуги, что необходимо для организации оперативного управления этим процессом, так и на уровне государственного и общественного контроля над деятельностью отрасли в целом.
На втором уровне необходимо иметь инструмент для объективной оценки услугополучателя для услугодателя. В теории сервисной деятельности, основанной на принципах клиентоориентированности, отмечается, что оценка уровня клиентоориентированности — обязательное условие конкурентной стратегии в сервисных отраслях.
Третий уровень оценки основан на ценности услугодателя для общества и может быть выражен такими показателями, как место в рейтинге управляющих организаций, развитости корпоративной и социальной ответственности, степенью применения энергосберегающих технологий, принципов зеленого строительства при модернизации жилого фонда, участие в деятельности общественных и политических организаций, развитие социально-ориентированных сервисов.
Услуги делятся на материальные и нематериальные. Жилищно-коммунальные услуги отнесены к категории материальных услуг. В каждой из этих категорий можно выделить группы однородных услуг, объединенных общим целевым или функциональным назначением. В интересах защиты прав потребителей услуг в разделе 3.3.22 ГОСТа предусмотрено понятие прослеживаемость услуг, то есть возможность документально установить исполнителя (поставщика) услуг. Одним из ключевых понятий, используемых при формировании сервис-доминирующей логики, является понятие сопроизводства, включающего в себя разные уровни кооперации и сотрудничества. Первый уровень, характерный для любого сервисного процесса, связан с нормами и правилами обслуживания, регламентированными стандартами качества и технологическими нормами, которыми должен владеть персонал.
Второй уровень определяет взаимодействия на «проектном» уровне, то есть на уровне разработки новой или инновационной услуги и формирования условий для ее коммерческого внедрения. На сегодняшний день в стране отсутствуют инструменты, побуждающие собственника внедрять энергосберегающие технологии. Необходимо внесение изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие ответственность за несоблюдение требований законодательства об энергосбережении и создающие преференции для ресурсоснабжающих организаций, например, в форме увеличения социальной нормы потребления (на данный момент утверждены ПП повышающие коэффициенты), ускорения сроков проведения капитального ремонта многоквартирного дома и пр. На этом этапе ключевую роль играет менеджмент компании, который должен обладать необходимыми компетенциями для выявления потребностей, выделения тех из них, которые имеют признаки групповых, массовых и регулярных. Каждая новая услуга может быть рассмотрена как проект, требующий инвестиций, самостоятельного управления и развития усилиями производителя и потребителя.
Третий этап, характеризующийся ростом спроса на услугу и расширением числа компаний, ее производящим, сопровождается появлением специализированных предприятий по производству такой услуги, которая доказала наличие устойчивой социальной или коммерческой потребности. Таким образом, принцип «сопроизводства услуг» основывается на примере пользователя как ключевой фигуры для обеспечения сервисных инноваций и повышения качества услуг. Каждая из них требует проработки методологий финансирования, как со стороны государства, так и инвестирования частных средств в рамках государственно-частного партнерства. Когда в Российской Федерации сформируется культура энергосбережения, общее потребление может сократиться, что приведет к увеличению стоимости ресурсов до общеевропейского уровня и, следовательно, повысит инвестиционную привлекательность установки энергосберегающего оборудования.
Можно сделать вывод, что развитие национальной системы энергоэффективности представляется невозможным без обособленного регламентирования ее требований на государственном уровне как самостоятельных нормативно-правовых документов или гармонизации с существующими. Кроме этого, на сегодняшний день в России остро ощущается нехватка квалифицированных специалистов, способных проводить объективную оценку вводимых в эксплуатацию зданий по существующим системам экологической оценки.
Литература:
- Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 30.11.2009, № 48, ст. 5711.
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222 (ред. от 30.12.2011) «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара»//Собрание законодательства РФ, 01.02.2010, № 5, ст. 526.
- Самойлов, М. В. Основы энергосбережения. — Минск: БГЭУ, 2012. — 198 с.
- Троицкий А. А. Энергоэффективность как составляющая инновационного развития // Инновации в электроэнергетике. — 2014. — № 2. — С. 4–8.
- Хаустович, Н. А. Модель прогнозирования затрат энергогенерирующих предприятий и ее применение для оценки энергоэффективности экономики // Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом: сб. материалов II (VII) Междунар. науч.-практ. 22 конф., Ставрополь, 5 дек. 2013 г. / Сев.-Кавказ. федер. ун-т; под ред. Л. И. Ушвицкого. — Ставрополь, 2013. — Ч. 1. — С. 105–109.