Теоретические аспекты оценки эффективности работы энергетической службы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 16.11.2017

Статья просмотрена: 1334 раза

Библиографическое описание:

Кислякова, М. Д. Теоретические аспекты оценки эффективности работы энергетической службы / М. Д. Кислякова, Р. Р. Усманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46425/ (дата обращения: 16.12.2024).



Управление текущей хозяйственной деятельностью является частью общей системы управления организацией, поэтому одна из целей управления текущей деятельностью — повышение эффективности использования всех подразделений в рамках общего плана максимизации продуктивности работы всего предприятия. Оценить эффективность работы любого структурного подразделения предприятия — значит создать необходимые предпосылки для дальнейшего ее повышения. Однако экономическая оценка отличается от других способов воздействия на работников тем, что подобно заработной плате влияет на деятельность вообще, а не на какой-либо отдельный показатель.

Актуальность исследования данных вопросов обусловлена тем, что в связи с ростом цен на энергоресурсы для промышленных предприятий Оренбургской области все более важной становится задача учета затрат и организации эффективной работы энергетической службы [1, с.42].

Энергослужба предприятия имеет специфические особенности, обусловленные особенностями производства и потребления энергии:

  1. производство энергии, как правило, должно осуществляться в момент потребления;
  2. энергия должна доставляться на рабочие места бесперебойно и в необходимом количестве. Перебои в снабжении энергией вызывают прекращение процесса производства, нарушение технологии;
  3. энергия потребляется неравномерно в течение суток и года. Это вызвано природными условиями (летние и зимние периоды, день, ночь) и организацией производства;
  4. мощность установок по производству энергии должна обеспечивать максимум потребления.

Принято выделять производственную и экономическую эффективность данных процессов. Методические основы определения оценки эффективности работы отрасли, предприятия или цеха в основе своей сути одинаковы [3, с. 78]. С точки зрения интересов предприятия, в целом единый обобщающий показатель эффективности работы энергетического хозяйства должен обеспечивать возможность оценить, как деятельность этого подразделения предприятия повлияла на решение предприятием своих экономических задач. Безусловно, что этот показатель должен характеризовать эффективность использования как трудовых, так и материальных ресурсов. Он должен универсально отражать все стороны хозяйственной деятельности энергетической службы, что в дальнейшем дало бы возможность оценить вклад данной службы в общее повышение эффективности производства на предприятии. При этом, особенно важно, чтобы такая оценка осуществлялась на основе обобщающего показателя, поскольку использование целого ряда даже взаимосвязанных показателей значительно усложняет решение данной проблемы и создает предпосылки, исключающие однозначность толкования результатов оценки эффективности работы энергетического хозяйства. Важность этого требования к обобщающему показателю для энергетической службы, обусловлено тем, что ее деятельность всецело подчинена целям и задачам основного производства. [5, с. 300]

Поскольку конечной целью работы энергетической службы является бесперебойность протекания основного технологического процесса на предприятии, а это полностью совпадает и с конечными интересами коллектива предприятия в целом, то исходя из этого, можно прийти к выводу, что полезным, с точки зрения интересов основного производства, результатом работы энергетической службы следует считать обеспеченный ею уровень протекания непрерывности производственного процесса на предприятии, измеряемый показателем «фонд времени работы основного технологического оборудования, обеспеченного энергетической службой в режимный время» за счет своевременного предоставления соответствующих услуг при минимально возможных затратах энергетических ресурсов. Использование этого показателя для измерения результатов работы службы, формирует стимулы и мотивы на такую организацию обслуживания, при которой обеспеченный фонд времени, будет не меньше необходимого фонда времени работы основного оборудования. А этого можно достичь и без увеличения затрат на энергетическое обслуживание производства.

Для определения затрат энергетического хозяйства нужно исходить из предпосылки, что все расходы, оказывающие влияние на формирование результатов, должны учитываться, так как каждый вид затрат определенного энергоносителя вносит больший или меньший вклад в формирование результатов [6, с. 75]. При определении текущих затрат на энергетическое обслуживание производства на счет энергетической службы не стоит относить затраты на потребляемые всеми другими структурными подразделениями предприятия энергию и энергоносители. Это обусловлено тем, что объем потребления энергии и энергоносителей этими подразделениями определяются работой не энергетической службы, а полностью определяются именно потребителями энергетических ресурсов. В этом случае энергослужба выступает в качестве посредника по передаче энергии для потребления всем подразделениям предприятия и именно эти подразделения, а не энергослужбы, должны отвечать за их эффективное использование. А стоимость потерь энергии в энергетических сетях предприятия есть все основания относить на счет энергетической службы. При определении затрат энергетической службы необходимо учитывать и ее убытки, которые возникли в результате недостатков в использовании энергии и энергоносителей другими подразделениями.

Таким образом сумму затрат на энергетическое обслуживание деятельности завода можно определить по формуле 1.

(1)

где — сумма фактических (плановых) текучих затрат на энергетическое обслуживание производства, руб.;

— сумма фактических претензий, предъявленных к энергетической службе и принятых внутризаводской претензионной комиссией, руб.;

— сумма фактических претензий, предъявленных энергетической службой к другим подразделениям предприятия принятых внутризаводской претензионной комиссией, руб.

Исходя из вышеизложенного, и основываясь на экономической сущности категории эффективности можно сделать вывод, что объективную и однозначную оценку эффективности работы энергетической службы можно обеспечит только на основании показателя, характеризующего соотношение затрат на энергетическое обслуживание производства и результатов достигнутых энергетической службой — фонда времени работы основного технологического оборудования, обеспеченного службой в режимное время. Этот показатель «удельные затраты на энергетическое обслуживание производства» можно рассчитать по формуле 2:

(2)

где — сумма затрат на энергетическое обслуживание производства, руб.;

фонд времени работы основного технологического оборудования, обеспеченный в режимное время энергетической службой, маш. час;

— удельные затраты на энергетическое обслуживание производства, руб./маш.час.

Главным преимуществом предлагаемого оценочного показателя является то, что он самым непосредственным образом отражает самые важнейшие стороны деятельности энергетической службы предприятия: степень бесперебойности обеспечения цехов и отдельных рабочих мест необходимым объемом энергоресурсов с требуемыми характеристиками (давление, температура, мощность и т. д.); качество энергетического обслуживания производства, а также совершенство его организации; соблюдение режима экономии.

Не менее важно и то, что применение этого показателя для оценки эффективности работы энергетической службы создает объективные предпосылки к сокращению объемов работ по энергетическому обслуживанию, не вытекающих из потребностей основного производства. Ведь осуществление таких работ, не обеспечивая повышения уровня бесперебойности работы основного технологического оборудования, будет сопровождаться ростом удельных затрат, что конечно же ухудшит показатель эффективности работы энергетической службы.

Поскольку на величину предлагаемого оценочного показателя непосредственно влияет вся сумма затрат на выполнение полного объема работ по энергетическому обслуживанию производства, то будет создаваться объективная предпосылка к стремлению работников службы исключить выполнение работ по энергетическому обслуживанию, не обусловленных потребностями основного производства, так как проведение подобных работ отрицательно скажется на результатах работы энергослужбы, потому что обеспеченный фонд времени имеет свой верхний целесообразный предел, численно равный необходимому фонду времени работы оборудования для выполнения производственной программы.

Одной из положительных сторон применения на практике данного оценочного показателя является и то, что будут исключены предпосылки необоснованного роста затрат в связи со стремлением улучшить значение существующих оценочных показателей. Такое стремление неизбежно возникает, если для оценки используют такие показатели: как объем произведенных энергоресурсов, объем выполненных ремонтных работ, себестоимость произведенных энергоресурсов, производительность труда работников энергетической службы и т. д.

Анализируя изменения этого показателя можно сделать достоверные выводы об изменении эффективности работы энергетической службы за исследуемый период. При неизменности внешних факторов можно утверждать, что снижение удельных затрат говорит о повышении эффективности работы энергетической службы, тогда как увеличение удельных затрат — о снижении эффективности. Это свидетельствует о том, что критерием роста эффективности работы энергетической службы является — снижение удельных затрат на энергетическое обслуживание производства.

Уменьшение удельных затрат равноценно экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. При рассмотрении динамики показателя удельных затрат, можно выделить три случая, при которых достигается его уменьшение:

  1. за счет уменьшения абсолютной величины затрат на энергетическое обслуживание производства;
  2. за счет увеличения обеспеченного фонда времени работы оборудования;
  3. уменьшение удельных затрат происходит при совместном действии указанных выше факторов.

Однако снижение уровня удельных затрат необходимое, но недостаточное условие для положительной оценки результатов работы энергетической службы. Ведь такое снижение может произойти при уменьшении (по сравнению с плановым заданием) обеспеченного фонда времени работы оборудования. Очевидно, работу энергетической службы в такие периоды оценивать положительно нельзя, ведь не был достигнут основной результат ее работы, удовлетворяющий интересы основного производства предприятия.

В подобной ситуации, когда не выполняются условие: (– фонд времени работы основного технологического оборудования, обеспеченный в режимное время энергетической службой; необходимый фонд времени роботы основного технологического оборудования), но достигается уменьшение величины показателя удельных затрат положительную оценку своей деятельности энергослужбы не заслуживает. Во всех случаях непременным условием положительной оценки должно быть — энергетическая служба в режимное время должна обеспечить фонд времени работы оборудования, величина которого должна быть не меньше, чем необходимый фонд времени его работы, определенный потребностями цеха, либо всего предприятия. При расчете показателя удельных затрат на энергетическое обслуживание производства необходимо обеспеченный фонд времени учитывать только в пределах необходимого для основного производства фонда времени работы оборудования. Такой подход позволит создать заинтересованность энергослужбы обеспечивать необходимый фонд времени работы оборудования, только в пределах потребности основного производства и исключит возможность необоснованного роста затрат.

Традиционно основой формирования системы повышения эффективности работы энергослужбы предприятия и снижения издержек является разработка индикаторов, направленных на повышение эффективности деятельности. Для энергетических служб промышленных предприятий очевидным индикатором является размер снижения затрат на энергопотребление одновременно с обеспечением надежности энергоснабжения. Однако, учитывая то, что затраты на энергопотребление могут разделяться по многим компонентам: виды энергоресурсов, структура стоимости (стоимость, связанная с объемом либо ценой), объекты энергопотребления, период энергопотребления, сезонность, производственная программа, задача точности постановки путей снижения затрат является нетривиальной и требует индивидуального подхода для каждого предприятия.

В таблице 1 представлены предлагаемые направления снижения расходов для энергетических служб промышленных предприятий, которые исходят из существующих задач. Как видно из таблицы 1, предложенные индикаторы имеют достаточно широкий спектр охвата деятельности энергетических служб, поэтому могут быть использованы на любых типах промышленных предприятий.

Таблица 1

Предлагаемые направления снижения затрат для энергетических служб промышленных предприятий

п/п

Индикатор

Меры оценки

Описание

1

Величина снижения потребления энергоресурсов

кВтч, кВт в мес., Гкал, м3, тонн, литров

Учет производится через определение величины энергоресурсов, сэкономленных за заданный период

2

Величина сэкономленных средств на оплату энергоресурсов

тыс. руб.

Учет производится через определение стоимости сэкономленных средств за оплату энергоресурсов

3

Количество предложенных, реализуемых и реализованных проектов сокращения энергозатрат

ед.

Учет производится на основе количества проектов, реализуемых службой за заданный период

4

Рентабельность и эффект от инвестиционных вложений в предложенные проекты повышения энергоэффективности

%, руб.

Учет производится на основе экономической эффективности проектов, предложенных службой

5

Стоимость сэкономленных эксплуатационных затрат на материале, услугах, трудовых ресурсах и оборудовании, полученных в результате внедрения мероприятий

тыс. руб.

Учет производится на основе определения величины сэкономленных эксплуатационных затрат предприятия в результате внедрения мероприятий

6

Точность планирования покупки электрической энергии и природного газа

%

Особенности ценообразования электрической энергии и природного газа предусматривают покупку на основании планов (электроэнергия — почасовые планы, природный газ — помесячные). Ошибки в планах увеличивают затраты на покупку энергоресурсов для предприятий

7

Длительность аварийных, плановых и капительных ремонтов оборудования

час.

Учет производится на основе снижения временных затрат на выполнение ремонтных операций

8

Количество аварий и остановок

ед.

Учет производится на основе снижения количества аварий, что определяет качество и своевременность выполнения предупредительных мероприятий

Руководителям предприятий перед разработкой и внедрением системы предложенных показателей энергетических служб стоит обратить внимание на обеспечение организации точного планирования, учета и контроля энергоресурсов.

Большинство видов энергоресурсов поддаются автоматизированному учету в режиме online (электроэнергия, тепловая энергия, газ, вода). Для организации учетных функций можно внедрение системы АСТУЭ (автоматизированная система технического учета энергопотребления). АСТУЭ позволяет с заданной дискретностью измерений производить дистанционный учет, передачу и хранение данных о параметрах энергопотребления. Однако для расширения количества объектов контроля потребуется увеличение количества приборов учета, что требует отдельных затрат.

Оценка эффективности энергетических служб и планирование работы через предложенный метод позволяет снизить энергетические издержки и повысить эффективность и устойчивость развития предприятия в целом. Предложенная система показателей для энергетических служб отличается универсальностью применения на любых типах промышленных предприятий, возможностью комбинирования предложенных индикаторов, а также высокой эффективностью применения [6, с.35].

Поскольку оценка эффективности работы энергетической службы на основании удельных затрат позволяет объективно оценить достигнутые результаты, то представляется целесообразным использовать этот показатель в системе материального поощрения работников этой службы. В этом случае, стремясь получить максимальное вознаграждение, коллектив энергетической службы будет добиваться, с одной стороны, необходимой для основного производства бесперебойности протекания производственного процесса, а с другой — сокращения расходов на энергетическое обслуживание, в полной мере отвечает интересам основного производства. Создаваемые при этом материальные стимулы обеспечат надежные предпосылки снижения себестоимости продукции предприятия, повышение ритмичности основного производственного процесса на предприятии.

Литература:

1. Аханов С. А. Эффективность общественного производства / С. А. Аханов. — М.: Мысль, 2013. — 165 с.

2. Башев Г. Л. Организация и планирование энергохозяйств промышленных предприятий / Г. Л. Башев. — Л.: Энергия, 2014. — 184 с.

3. Ермoлoвич Л. П. Анaлиз эффективности промышленного производства / Л. П. Ермолович. — М.: Финансы, 2013. — 158 с.

4. Кац И. Я. Экономическая эффективность деятельности предприятий / И. Я. Кац. — М.: Финансы и статистика, 2015. — 192 с.

5. Петухов P. M. Методика оценки уровня экономической эффективности производства на предприятиях отрасли / P. M. Петухов // ЛГУ, 2014. — 73 с.

6. Богатко А. Н. Система управления развитием предприятия / А. Н. Богатко. — М.: Финансы и статистика, 2016. — 240 с.

Основные термины (генерируются автоматически): энергетическая служба, энергетическое обслуживание производства, затрата, основное производство, основное технологическое оборудование, предприятие, режимное время, служба, природный газ, энергетическое обслуживание.


Задать вопрос