Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 30.11.2017

Статья просмотрена: 278 раз

Библиографическое описание:

Шифер И. А. Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 293-296. — URL https://moluch.ru/archive/182/46819/ (дата обращения: 17.06.2019).



Как следует из отчета АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли) за последние пять лет объем рынка увеличился в 2,7 раз, достигнув за первые шесть месяцев 2017 года 498 млрд руб., при этом ожидается рост рынка до 1,1 трлн. руб. к концу года [1]. Однако постоянный рост рынка интернет-торговли способствует параллельному увеличению количества жалоб от покупателей. Так, Управление Роспотребнадзора в период с 2012 года зафиксировало более 34 тысяч жалоб от потребителей, пострадавших от недобросовестных интернет-продавцов. Значительная доля жалоб связана с нарушением сроков доставки товара, сложностью и/или невозможностью возврата товаров, несоответствию товара заявленным характеристикам [2].

В статье рассмотрен порядок действий при возникновении нарушения прав в интернет-торговле.

Отличительной особенностью интернет-торговли является ее дистанционный характер, т. е. покупатель не имеет возможности оценить качество и характеристики товара до момента его доставки. В следствии чего товар может не подойти по размеру, показатели качества отличаться от ожидаемых, а характеристики от заявленных продавцом.

В 2007 году был принят закон «О защите прав потребителей», в котором отдельно выделена статья 26, регулирующая взаимоотношения между покупателем и интернет-продавцом. Так, в соответствии с положениями Закона, покупатель может вернуть любой товар, купленный в интернет-магазине в течение 14 дней со дня доставки без объяснения причин. Однако это правило не распространяется на товар, обладающий индивидуальными потребительскими свойствами, т. е. сделанными под заказ. Если на сайте магазина или в договоре купли-продажи информация о сроке и порядке возврата товара не указана, то срок отказа может быть увеличен до трех месяцев со дня доставки. При возврате товара надлежащего качества стоимость обратной доставки удерживается с покупателя.

При покупке товара ненадлежащего качества, покупатель имеет право потребовать от продавца замену, ремонт, компенсацию расходов за самостоятельный ремонт или возврат денег. Закон регламентирует сроки возврата денег покупателю в течение десяти дней.

Реализацию защиты прав потребителей на практике осуществляют многочисленные государственные органы. Ниже рассмотрены организации, в которые может обратиться любой желающий, пострадавший от деятельности недобросовестного продавца.

  1. Общество по защите прав потребителей. В компетенцию Общества входит решение таких проблем и вопросов как (рисунок 1):

Рис. 1. Проблемы и вопросы, решаемые Обществом по защите прав потребителей

Получить помощь и поддержку Общества по защите прав потребителей можно по телефону горячей линии и/или онлайн. Номера телефонов горячей линии указаны на главной странице сайта Общества, звонок по России бесплатный. Для того, чтобы получить помощь онлайн, необходимо зайти на официальный сайт организации (ozpprf.ru), сформулировать свою проблему и дождаться обратную связь. На сайте организации есть возможность ознакомиться с текстом закона о защите прав потребителей, а также получить бесплатную юридическую консультацию.

  1. Федеральная антимонопольная служба контролирует, ведет надзор над соблюдением антимонопольного законодательства, раскрывает картельные сговоры, а также обрабатывают обращения граждан в части недобросовестной рекламы.
  2. Налоговые органы, которые прямо не содействуют решению проблем в области защиты прав потребителей, но могут предоставить полную информацию об Интернет-магазине, включая банковские реквизиты. Это позволяет оформить юридически-обоснованные претензии и/или иски в суд.
  3. Органы полиции, в которые следует обращаться если действия интернет-продавца попадают под признаки мошенничества. Заявление пишется на имя начальника отделения полиции в свободной форме, в нем прописываются все обстоятельства нарушения прав. Принять заявление обязаны в любом отделении дежурной части. Действия продавца проверяются по ст. 140, 141 УПК РФ, при наличии состава преступления, предусмотренного ст.159 УК РФ, возбуждается уголовное дело.
  4. Государственная жилищная инспекция, которая занимается защитой прав потребителей в сфере ЖКХ. В государственную жилищную инспекцию следует обращаться, когда управляющая компания (или другой аналогичный орган) отказывается исправлять ошибку в неправильно начисленных коммунальных платежах.
  5. Департамент здравоохранения, который защищает права потребителей в случае оказания медицинских услуг низкого качества, грубости и хамского отношения со стороны медицинского персонала, вымогательства и т. п. При нарушении прав потребителей обращаться следует в региональные департаменты здравоохранения, их номера телефонов указаны в каждом учреждении здравоохранения, и/или на официальном сайте регионального департамента здравоохранения.
  6. Управление Роскомнадзора занимается защитой прав потребителей в сфере пользования мобильной и проводной телефонной связью, интернетом, кабельным и спутниковым телевидением. Нарушения связаны с предоставлением связи ненадлежащего качества, с использованием устаревшего и/или изношенного оборудования по тарифам, установленным для качественной связи.

Для сокращения проблемных зон в области защиты прав потребителей следует предпринять такие меры как (рисунок 2):

Рис. 2. Направления для повышения уровня защиты прав потребителей в интернет-торговле

Проект закона об «Электронной торговле» был внесен на рассмотрение в Госдуму в 2000 году, но не был принят из-за несоответствия текущим потребностям общества. В условиях резко растущих объемов Интернет-торговли его принятие становится актуальным, он бы способствовал развитию интернет-торговли, закрепил права и обязанности покупателей и продавцов, а также сформировал нормативно-правовую базу защиты интересов сторон.

Литература:

  1. Надежная покупка: как защитить свои интересы при онлайн-шопинге/ Электронный ресурс/ режим доступаhttp://www.rbc.ru/money/08/11/2017/5a0190209a7947fdf43d5be4
  2. О совершенствовании государственного регулирования в области правовых гарантий защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги в сети Интернет/ Электронный ресурс/ режим доступа http://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=7991&sphrase_id=1138377
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, горячая линия, покупатель, область защиты, номер телефонов, ненадлежащее качество, защита, день доставки, государственная жилищная инспекция, региональный департамент здравоохранения.


Похожие статьи

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по...

товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ, потребитель, продавец, ненадлежащее качество, данные, защита.

Возможность совершенствования законодательства о защите прав...

На сегодняшний день отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской

Однако право предъявления данного требования при замене товара ненадлежащего качества ставиться законодателем в зависимость от...

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной...

Механизм защиты прав потребителей включает разные средства, особое значение среди

Если всё-таки потребитель приобрёл товар ненадлежащего качества, то законодатель наделяет

5) доставка товара задерживается; 6) товар доставляется в неоговоренное время

Защита прав потребителей при дистанционном способе продажи...

В статье исследуется одна из актуальных на сегодняшний день проблем — защита прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров.

Частая ситуация, покупатель заполнил стандартную форму заказа, договора на руках нет, на сайте не указан срок доставки.

Качество услуг жилищно-коммунального хозяйства России

Отзывы и защиты наших авторов.

Ключевые слова: качество услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, управление.

 возможность потребителям контролировать объем и качество работ и услуг с помощью устанавливаемого порядка учета услуг ненадлежащего качества и...

К вопросу о понятии “защиты прав потребителей” в Республике...

15 марта был провозглашён Всемирным днём защиты потребителей.

Также жалуются потребители на некачественные медицинские, жилищно-коммунальные, транспортные

Государственная защита осуществляется Министерством торговли Республики Беларусь...

Качество услуг обслуживающей организации...

Отзывы и защиты наших авторов.

- возможность контроля объемов и качества работ (услуг) потребителями с помощью устанавливаемого порядка учета случаев предоставления услуг ненадлежащего качества и форм их регистрации

Полномочия органов местного самоуправления на территории...

Он выражается в незамедлительном информировании соответствующих федеральных органов о выявлении ненадлежащего качества товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества

2) в разработке региональных программ по защите прав потребителей

Охрана и защита прав потребителей медицинских услуг

Совершенствование механизмов управления качеством медицинских услуг. Основные механизмы защиты прав потребителей финансовых услуг.

Оценка факторов, влияющих на оказание медицинских услуг в административном районе области.

Похожие статьи

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по...

товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ, потребитель, продавец, ненадлежащее качество, данные, защита.

Возможность совершенствования законодательства о защите прав...

На сегодняшний день отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской

Однако право предъявления данного требования при замене товара ненадлежащего качества ставиться законодателем в зависимость от...

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной...

Механизм защиты прав потребителей включает разные средства, особое значение среди

Если всё-таки потребитель приобрёл товар ненадлежащего качества, то законодатель наделяет

5) доставка товара задерживается; 6) товар доставляется в неоговоренное время

Защита прав потребителей при дистанционном способе продажи...

В статье исследуется одна из актуальных на сегодняшний день проблем — защита прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров.

Частая ситуация, покупатель заполнил стандартную форму заказа, договора на руках нет, на сайте не указан срок доставки.

Качество услуг жилищно-коммунального хозяйства России

Отзывы и защиты наших авторов.

Ключевые слова: качество услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, управление.

 возможность потребителям контролировать объем и качество работ и услуг с помощью устанавливаемого порядка учета услуг ненадлежащего качества и...

К вопросу о понятии “защиты прав потребителей” в Республике...

15 марта был провозглашён Всемирным днём защиты потребителей.

Также жалуются потребители на некачественные медицинские, жилищно-коммунальные, транспортные

Государственная защита осуществляется Министерством торговли Республики Беларусь...

Качество услуг обслуживающей организации...

Отзывы и защиты наших авторов.

- возможность контроля объемов и качества работ (услуг) потребителями с помощью устанавливаемого порядка учета случаев предоставления услуг ненадлежащего качества и форм их регистрации

Полномочия органов местного самоуправления на территории...

Он выражается в незамедлительном информировании соответствующих федеральных органов о выявлении ненадлежащего качества товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества

2) в разработке региональных программ по защите прав потребителей

Охрана и защита прав потребителей медицинских услуг

Совершенствование механизмов управления качеством медицинских услуг. Основные механизмы защиты прав потребителей финансовых услуг.

Оценка факторов, влияющих на оказание медицинских услуг в административном районе области.

Задать вопрос