Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 30.11.2017

Статья просмотрена: 894 раза

Библиографическое описание:

Шифер, И. А. Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле / И. А. Шифер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 293-296. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46819/ (дата обращения: 08.10.2024).



Как следует из отчета АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли) за последние пять лет объем рынка увеличился в 2,7 раз, достигнув за первые шесть месяцев 2017 года 498 млрд руб., при этом ожидается рост рынка до 1,1 трлн. руб. к концу года [1]. Однако постоянный рост рынка интернет-торговли способствует параллельному увеличению количества жалоб от покупателей. Так, Управление Роспотребнадзора в период с 2012 года зафиксировало более 34 тысяч жалоб от потребителей, пострадавших от недобросовестных интернет-продавцов. Значительная доля жалоб связана с нарушением сроков доставки товара, сложностью и/или невозможностью возврата товаров, несоответствию товара заявленным характеристикам [2].

В статье рассмотрен порядок действий при возникновении нарушения прав в интернет-торговле.

Отличительной особенностью интернет-торговли является ее дистанционный характер, т. е. покупатель не имеет возможности оценить качество и характеристики товара до момента его доставки. В следствии чего товар может не подойти по размеру, показатели качества отличаться от ожидаемых, а характеристики от заявленных продавцом.

В 2007 году был принят закон «О защите прав потребителей», в котором отдельно выделена статья 26, регулирующая взаимоотношения между покупателем и интернет-продавцом. Так, в соответствии с положениями Закона, покупатель может вернуть любой товар, купленный в интернет-магазине в течение 14 дней со дня доставки без объяснения причин. Однако это правило не распространяется на товар, обладающий индивидуальными потребительскими свойствами, т. е. сделанными под заказ. Если на сайте магазина или в договоре купли-продажи информация о сроке и порядке возврата товара не указана, то срок отказа может быть увеличен до трех месяцев со дня доставки. При возврате товара надлежащего качества стоимость обратной доставки удерживается с покупателя.

При покупке товара ненадлежащего качества, покупатель имеет право потребовать от продавца замену, ремонт, компенсацию расходов за самостоятельный ремонт или возврат денег. Закон регламентирует сроки возврата денег покупателю в течение десяти дней.

Реализацию защиты прав потребителей на практике осуществляют многочисленные государственные органы. Ниже рассмотрены организации, в которые может обратиться любой желающий, пострадавший от деятельности недобросовестного продавца.

  1. Общество по защите прав потребителей. В компетенцию Общества входит решение таких проблем и вопросов как (рисунок 1):

Рис. 1. Проблемы и вопросы, решаемые Обществом по защите прав потребителей

Получить помощь и поддержку Общества по защите прав потребителей можно по телефону горячей линии и/или онлайн. Номера телефонов горячей линии указаны на главной странице сайта Общества, звонок по России бесплатный. Для того, чтобы получить помощь онлайн, необходимо зайти на официальный сайт организации (ozpprf.ru), сформулировать свою проблему и дождаться обратную связь. На сайте организации есть возможность ознакомиться с текстом закона о защите прав потребителей, а также получить бесплатную юридическую консультацию.

  1. Федеральная антимонопольная служба контролирует, ведет надзор над соблюдением антимонопольного законодательства, раскрывает картельные сговоры, а также обрабатывают обращения граждан в части недобросовестной рекламы.
  2. Налоговые органы, которые прямо не содействуют решению проблем в области защиты прав потребителей, но могут предоставить полную информацию об Интернет-магазине, включая банковские реквизиты. Это позволяет оформить юридически-обоснованные претензии и/или иски в суд.
  3. Органы полиции, в которые следует обращаться если действия интернет-продавца попадают под признаки мошенничества. Заявление пишется на имя начальника отделения полиции в свободной форме, в нем прописываются все обстоятельства нарушения прав. Принять заявление обязаны в любом отделении дежурной части. Действия продавца проверяются по ст. 140, 141 УПК РФ, при наличии состава преступления, предусмотренного ст.159 УК РФ, возбуждается уголовное дело.
  4. Государственная жилищная инспекция, которая занимается защитой прав потребителей в сфере ЖКХ. В государственную жилищную инспекцию следует обращаться, когда управляющая компания (или другой аналогичный орган) отказывается исправлять ошибку в неправильно начисленных коммунальных платежах.
  5. Департамент здравоохранения, который защищает права потребителей в случае оказания медицинских услуг низкого качества, грубости и хамского отношения со стороны медицинского персонала, вымогательства и т. п. При нарушении прав потребителей обращаться следует в региональные департаменты здравоохранения, их номера телефонов указаны в каждом учреждении здравоохранения, и/или на официальном сайте регионального департамента здравоохранения.
  6. Управление Роскомнадзора занимается защитой прав потребителей в сфере пользования мобильной и проводной телефонной связью, интернетом, кабельным и спутниковым телевидением. Нарушения связаны с предоставлением связи ненадлежащего качества, с использованием устаревшего и/или изношенного оборудования по тарифам, установленным для качественной связи.

Для сокращения проблемных зон в области защиты прав потребителей следует предпринять такие меры как (рисунок 2):

Рис. 2. Направления для повышения уровня защиты прав потребителей в интернет-торговле

Проект закона об «Электронной торговле» был внесен на рассмотрение в Госдуму в 2000 году, но не был принят из-за несоответствия текущим потребностям общества. В условиях резко растущих объемов Интернет-торговли его принятие становится актуальным, он бы способствовал развитию интернет-торговли, закрепил права и обязанности покупателей и продавцов, а также сформировал нормативно-правовую базу защиты интересов сторон.

Литература:

  1. Надежная покупка: как защитить свои интересы при онлайн-шопинге/ Электронный ресурс/ режим доступаhttp://www.rbc.ru/money/08/11/2017/5a0190209a7947fdf43d5be4
  2. О совершенствовании государственного регулирования в области правовых гарантий защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги в сети Интернет/ Электронный ресурс/ режим доступа http://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=7991&sphrase_id=1138377
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, горячая линия, государственная жилищная инспекция, день доставки, защита, ненадлежащее качество, номер телефонов, область защиты, покупатель, региональный департамент здравоохранения.


Похожие статьи

АВС-, XYZ-анализ спроса на светотехническую продукцию

Данная работа посвящена анализу торгового ассортимента светотехнической продукции крупного предприятия г. Томска. Выпуск данной продукции является не основным видом деятельности предприятия, так как основной профиль организации — выпуск продукции вое...

Рекламные технологии в интернете (понятие, характеристики интернет-рекламы, виды, особенности)

В настоящее время сеть Интернет набирает все большую популярность, а количество пользователей глобальной сети постоянно растет. По данным исследования международной исследовательской группы TNS, ежемесячная аудитория Рунета по состоянию на октябрь 20...

Особенности защиты прав потребителей в европейских странах

Защита прав потребителей во всем мире и на различных этапах развития является актуальной темой. Особую значимость приобретает тема в правоотношениях, возникших путем применения информационно-коммуникационных систем, сети Интернет. В настоящее время в...

Интернет-мошенничество как угроза экономической безопасности РФ

Интернет-мошенничество представляет собой одну из наиболее серьезных проблем современного общества, согласно российскому законодательству, которое определяет его как обман или злоупотребление доверием для хищения имущества или присвоения имущественны...

Субсидиарная ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве

Тема привлечения к субсидиарной ответственности граждан и юридических лиц продолжает оставаться актуальной среди участников гражданского оборота. Проанализировав отчеты о работе арбитражных судов субъектов Российской Федерации по делам о банкротстве,...

Правовые механизмы борьбы с необоснованным ростом цен на товары первой необходимости в период эпидемии COVID-19

Автором рассматриваются предпринятые Правительством Российской Федерации меры по недопущению необоснованного роста цен на социально значимые товары первой необходимости в период эпидемии COVID-19. Автором отмечается, что эпидемия COVID-19 вызвала взр...

Влияние отдельных специальных экономических мер (ответных санкций) на российский рынок розничной торговли

В связи со сложившейся политической и экономической ситуацией в мире после введения экономических санкций применяющихся к РФ, которая повлекла за собой экономические последствия для крупнейших игроков на торговом рынке (ЕС, США, Канада, Австралия, Ко...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Анализ торговой конъюнктуры на примере рынка DIY в г. Алматы (Республика Казахстан)

В данной статье будет описана оценка потенциального товарооборота гипермаркета DIY («сделай сам»), под брендом OBI в городе Алматы, Республика Казахстан. В качестве оцениваемой локации для размещения гипермаркета рассматривается реальный земельный уч...

Квалификация административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

С развитием в России рыночной экономики возникла необходимость реформирования правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной прав на результаты интеллектуальной, творческой деятельности, поскольку прежнее законодательство характе...

Правовые последствия нарушения законодательства о рекламе субъектами предпринимательских отношений

Работа выполнена с целью соответствующего анализа правовой сущности рекламы, рассмотрения правовых особенностей. Для достижения указанной цели исследованы понятие и признаки рекламы; проанализированы общие и специальные законодательные требования к р...

Похожие статьи

АВС-, XYZ-анализ спроса на светотехническую продукцию

Данная работа посвящена анализу торгового ассортимента светотехнической продукции крупного предприятия г. Томска. Выпуск данной продукции является не основным видом деятельности предприятия, так как основной профиль организации — выпуск продукции вое...

Рекламные технологии в интернете (понятие, характеристики интернет-рекламы, виды, особенности)

В настоящее время сеть Интернет набирает все большую популярность, а количество пользователей глобальной сети постоянно растет. По данным исследования международной исследовательской группы TNS, ежемесячная аудитория Рунета по состоянию на октябрь 20...

Особенности защиты прав потребителей в европейских странах

Защита прав потребителей во всем мире и на различных этапах развития является актуальной темой. Особую значимость приобретает тема в правоотношениях, возникших путем применения информационно-коммуникационных систем, сети Интернет. В настоящее время в...

Интернет-мошенничество как угроза экономической безопасности РФ

Интернет-мошенничество представляет собой одну из наиболее серьезных проблем современного общества, согласно российскому законодательству, которое определяет его как обман или злоупотребление доверием для хищения имущества или присвоения имущественны...

Субсидиарная ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве

Тема привлечения к субсидиарной ответственности граждан и юридических лиц продолжает оставаться актуальной среди участников гражданского оборота. Проанализировав отчеты о работе арбитражных судов субъектов Российской Федерации по делам о банкротстве,...

Правовые механизмы борьбы с необоснованным ростом цен на товары первой необходимости в период эпидемии COVID-19

Автором рассматриваются предпринятые Правительством Российской Федерации меры по недопущению необоснованного роста цен на социально значимые товары первой необходимости в период эпидемии COVID-19. Автором отмечается, что эпидемия COVID-19 вызвала взр...

Влияние отдельных специальных экономических мер (ответных санкций) на российский рынок розничной торговли

В связи со сложившейся политической и экономической ситуацией в мире после введения экономических санкций применяющихся к РФ, которая повлекла за собой экономические последствия для крупнейших игроков на торговом рынке (ЕС, США, Канада, Австралия, Ко...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Анализ торговой конъюнктуры на примере рынка DIY в г. Алматы (Республика Казахстан)

В данной статье будет описана оценка потенциального товарооборота гипермаркета DIY («сделай сам»), под брендом OBI в городе Алматы, Республика Казахстан. В качестве оцениваемой локации для размещения гипермаркета рассматривается реальный земельный уч...

Квалификация административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

С развитием в России рыночной экономики возникла необходимость реформирования правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной прав на результаты интеллектуальной, творческой деятельности, поскольку прежнее законодательство характе...

Правовые последствия нарушения законодательства о рекламе субъектами предпринимательских отношений

Работа выполнена с целью соответствующего анализа правовой сущности рекламы, рассмотрения правовых особенностей. Для достижения указанной цели исследованы понятие и признаки рекламы; проанализированы общие и специальные законодательные требования к р...

Задать вопрос