Использование разноуровневых и разнотемповых заданий для рационального распределения учебной нагрузки на уроках среди воспитанников филиала НВМУ (Севастопольское президентское кадетское училище) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 01.12.2017

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Ткачёва Е. В. Использование разноуровневых и разнотемповых заданий для рационального распределения учебной нагрузки на уроках среди воспитанников филиала НВМУ (Севастопольское президентское кадетское училище) // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 214-216. — URL https://moluch.ru/archive/182/46796/ (дата обращения: 19.10.2019).



Ключевые слова: разноуровневое обучение, индивидуальные особенности личности, усвоения учебного материала,рациональное распределение учебной нагрузки, развитие познавательной активности и самостоятельности, повышение качества образования

После введения нового Федерального государственного образовательного стандарта одним из ключевых направлений в работе каждого преподавателя стал личностно-ориентированный подход в обучении. Это тот вектор, который позволяет сфокусироваться на заложенном в каждом отдельном воспитаннике потенциале и ставит перед собой цель — выявить, раскрыть и реализовать возможности ребенка. При этом перед преподавателем возникает вопрос, как создать такие условия, которые будут обеспечивать максимальную самореализацию личности и позволят улучшить качество работы воспитанников на уроке. Одним из способов достижения поставленной цели является применение педагогической технологии разноуровневого обучения.

Разноуровневое обучение это такая система организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала обучаемыми (но не ниже базового), что дает возможность каждому овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности.

Основными задачами разноуровневого обучения являются:

‒ организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т. е. на уровне возможностей и способностей воспитанника.

‒ увидеть индивидуальность воспитанника и сохранить ее, помочь ему поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

При организации учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности необходимо четко представлять основные положения концепции разноуровневого обучения:

‒ всеобщая талантливость (нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом);

‒ взаимное превосходство (если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то другое получается лучше, это что-то нужно искать);

‒ неизбежность перемен (ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным).

Основными требованиями к обучению являются:

‒ создание атмосферы, благоприятной для воспитанников;

‒ активное общение с воспитанниками, чтобы каждый учился согласно своим возможностям и способностям и имел представление о том, что от него ждут;

‒ обучающимся различных уровней предлагается усвоить программу, соответствующую их возможностям (каждому «взять» столько, сколько он может).

Составление и использование разноуровневого и разнотемпового заданий на уроке дает возможность преподавателю разделить класс по уровням:

1-я группа — воспитанники с высокими учебными способностями, возможностями, учебной мотивацией, показателями успеваемости по определенным предметам;

2-я группа — воспитанники со средними способностями, показателями успеваемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом;

3-я группа — воспитанники с низкими учебными способностями, познавательным интересом, мотивацией, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях.

При таком делении применение разноуровневых и разнотемповых заданий помогает достичь максимальных результатов для всех категорий воспитанников.

Для первой группы (воспитанники с высокими учебными способностями):

  1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
  2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
  3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения воспитанников.

Для второй группы (воспитанники со средними способностями):

  1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
  2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
  3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
  4. Сформировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Для третьей группы (воспитанники с низкими учебными способностями):

  1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
  2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
  3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Одним из источников получения информации для воспитанников является текст учебника, поэтому при работе с текстами на уроках воспитанникам предлагаются следующие виды заданий:

Поддержка для воспитанников снизкими учебными способностями.

Усложнение для воспитанников свысокими учебными способностями

‒ Рассмотрите картинки и иллюстрации к тексту и спрогнозируйте, содержание текста, прочитайте текст и проверьте свою догадку, найдите подтверждения в тексте.

‒ Рассмотрите картинки и иллюстрации, найдите в тексте и составьте список слов для их описания.

‒ Спрогнозируйте содержание текста по ключевым словам и фразам (используется зрительная опора).

‒ Прочитайте текст и выпишите числительные или слова, которые начинаются с заглавных букв.

‒ Вместе со своим соседом по парте объясните, в связи с чем употребляются слова из полученного списка.

‒ Выпишите незнакомые слова/термины, значение которых вы смогли угадать, и слова/термины, которые вам не понятны.

‒ Рассмотрите картинки и иллюстрации, прочитайте заголовок и составьте список идей, которые могут содержаться в тексте.

‒ Приготовьте задание в формате «Верно/неверно» по содержанию текста.

‒ Допишите по одному предложению (факту) к каждому абзацу.

‒ Прочитайте текст два раза, закройте книги и составьте сообщение по теме с ключевыми словами (используется зрительная опора).

‒ Работая в паре, составьте интервью для научно-популярной телепередачи по теме прочитанного, разыграйте его.

‒ Допишите продолжение текста.

‒ Напишите сообщение по тексту в виде журнальной статьи или подготовьте сообщение для выступления на конференции по теме прочитанного

Данные виды заданий позволяют дифференцировать степень трудности при работе с текстами, отвечают уровню подготовки воспитанников, повышают их мотивацию и активность, создают благоприятные условия для формирования индивидуального стиля деятельности, позволяют при меньших затратах времени увеличить объем и улучшить качество самостоятельной работы воспитанников на уроке.

Использование разноуровневых и разнотемповых заданий обеспечивает рациональное распределение учебной нагрузки среди обучающихся, создает благоприятную психологическую атмосферу, позволяет реализовать положительные ожидания воспитанников и преодолеть разнородность.

Задачей преподавателя в данном случае является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива воспитанников на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

Таким образом составление и использование разноуровневого и разнотемпового дидактического материала к уроку является одним из эффективных способов рационального распределения учебной нагрузки. Разноуровневый подход позволяет снять многие стрессообразующие факторы учебного процесса, создать атмосферу, которая расковывает воспитанников, улучшить психологического климата на уроках. В свою очередь создание ситуации успеха для каждого ребенка, помогает ему максимально раскрыть свой потенциал и возможности. При этом учебная нагрузка распределяется рационально, учебный процесс становится более эффективным и повышается качество образования в целом.

Литература:

  1. Кравченко Т. В. Технология уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении математике. «Математика в школе», № 1 (2007);
  2. Емелина А. В. Дифференцированный и индивидуализированный подход как основная составляющая методической базы современного урока (на примере урока русского языка) «Начальная школа», № 6 (2007);
  3. Корнилаев С. В. Дифференцированный подход к организации обучения мальчиков и девочек. «Химия в школе», № 5 (2007);
  4. Куценко Е. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа. Газета «Первое сентября», № 1 (2007);
  5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
  6. Чибрикова О. Л. Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы. Биробиджан. 2009
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, разноуровневое обучение, воспитанник, учебная нагрузка, способность, учебный материал, текст, содержание текста, рациональное распределение, показатель успеваемости, индивидуальная особенность личности, возможность.


Похожие статьи

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик.

Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных...

Действительно, косвенным показателем успешности обучения является их успеваемость по школьным дисциплинам, выражающаяся в итоговых отметках.

Ценностные ориентации в структуре личности руководителей общеобразовательных школ и высших учебных заведений.

Личностные особенности студентов с разной академической...

Рис. 1. Распределение студентов по уровням академической успеваемости (в %).

Анализ коммуникативных особенностей личности показал наличие высоких показателей у студентов II и III группы

Взаимосвязь учебной мотивации и академической неуспеваемости студентов вуза.

Психологические особенности обучения в процессе образования

Важное значение имеет то, насколько организатор учебного процесса — учитель знает современную концепцию психологического развития личности. Психология считает, что психологические особенности личности есть продукт среды, обучения и воспитания.

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

Библиографическое описание: Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст]

[3, с. 9–10]. В документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» есть раздел «Универсальные учебные действия» [2, с. 53–57].

Технология дифференцированного обучения на уроках...

Организация учебно-воспитательного процесса при индивидуализации и дифференциации в обучении включает в себя несколько этапов.

Распределение детей по группам с учетом диагностики. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для...

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной...

Каждое из этих звеньев, являясь составной частью учебного процесса, выполняет как общие задачи обучения, так и свои специфические функции.

Учить наблюдать, воображать, запоминать, развивать творческие способности — значит учить своих воспитанников...

Способы организации индивидуальной работы на уроках...

Задача учителя — изучить индивидуальные особенности учащихся, оказать им своевременную помощь, облегчить им работу над учебным материалом. Часто даже незначительное продвижение окрыляет ребенка, повышает интерес к занятиям.

Технология личностно-ориентированного обучения

учебная деятельность, личностно-ориентированное обучение, учебный материал, учебный процесс, создание условий, учащийся, ученик, индивидуальная работа, критическое мышление, личной опыт.

Похожие статьи

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик.

Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных...

Действительно, косвенным показателем успешности обучения является их успеваемость по школьным дисциплинам, выражающаяся в итоговых отметках.

Ценностные ориентации в структуре личности руководителей общеобразовательных школ и высших учебных заведений.

Личностные особенности студентов с разной академической...

Рис. 1. Распределение студентов по уровням академической успеваемости (в %).

Анализ коммуникативных особенностей личности показал наличие высоких показателей у студентов II и III группы

Взаимосвязь учебной мотивации и академической неуспеваемости студентов вуза.

Психологические особенности обучения в процессе образования

Важное значение имеет то, насколько организатор учебного процесса — учитель знает современную концепцию психологического развития личности. Психология считает, что психологические особенности личности есть продукт среды, обучения и воспитания.

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

Библиографическое описание: Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст]

[3, с. 9–10]. В документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» есть раздел «Универсальные учебные действия» [2, с. 53–57].

Технология дифференцированного обучения на уроках...

Организация учебно-воспитательного процесса при индивидуализации и дифференциации в обучении включает в себя несколько этапов.

Распределение детей по группам с учетом диагностики. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для...

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной...

Каждое из этих звеньев, являясь составной частью учебного процесса, выполняет как общие задачи обучения, так и свои специфические функции.

Учить наблюдать, воображать, запоминать, развивать творческие способности — значит учить своих воспитанников...

Способы организации индивидуальной работы на уроках...

Задача учителя — изучить индивидуальные особенности учащихся, оказать им своевременную помощь, облегчить им работу над учебным материалом. Часто даже незначительное продвижение окрыляет ребенка, повышает интерес к занятиям.

Технология личностно-ориентированного обучения

учебная деятельность, личностно-ориентированное обучение, учебный материал, учебный процесс, создание условий, учащийся, ученик, индивидуальная работа, критическое мышление, личной опыт.

Задать вопрос