В условиях продолжающегося экономического кризиса особую актуальность приобретает проблема обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации и долговой устойчивости бюджетов регионов.
Необходимость принятия регионами дефицитных бюджетов в последние годы требует осуществления заимствований, которые в значительной мере остаются коммерческими из-за ограниченного доступа регионов к ресурсам федерального бюджета. Поэтому основной задачей регионов является максимальное снижение затрат бюджетов на обслуживание коммерческих заимствований.
Одним из направлений минимизации стоимости обслуживания долговых обязательств субъектов РФ, является организация эффективного управления ликвидностью единых счетов бюджетов субъектов РФ, которую длительное время обеспечивали остатки целевых средств, предоставляемые им из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных меж бюджетных трансфертов.
В 2014 г. был внедрен новый механизм предоставления целевых средств региональным бюджетам в объеме их фактической потребности. Применение данного механизма исключило возможность образования остатков средств на счетах субъектов РФ и местных бюджетов и их временного отвлечения на покрытие кассовых разрывов своих бюджетов.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года (с изменениями на 5 декабря 2016 года), утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области N 321-П в долгосрочной перспективе возможны 3 сценария развития области:
1) консервативный — основан на предположении об инерционном развитии экономики и сохранении сложившихся подходов к ее управлению, при котором область будет развиваться преимущественно за счет экстенсивного расширения экономики, путем наращивания объемов финансовых ресурсов необходимых для формирования финансового потенциала региона;
2) умеренно оптимистичный — предполагает повышение эффективности использования всех видов финансовых ресурсов с повышением внимания к вопросам улучшения инвестиционного климата, созданию благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности;
3) инновационный — ориентирован на максимальное раскрытие потенциала стратегического развития, эффективное использование человеческого капитала, сбалансированное развитие территорий, реализацию новых подходов к управлению регионом. Данный сценарий содержит базовые элементы умеренно оптимистичного сценария в сочетании с существенным притоком капитала, активизацией развития частно-государственного партнерства для финансирования инвестиций в развитие региона.
Финансовое обеспечение намеченной стратегии планируется за счет бюджетных и внебюджетных средств, средств предприятий, инвесторов, населения, которые необходимы для создания финансового потенциала Саратовской области. Привлечение средств федерального бюджета планируется осуществлять в рамках государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы в пределах общего объема бюджетных ассигнований, утвержденного федеральным бюджетом на соответствующий период. На решение задач Стратегии планируются средства областного бюджета в рамках реализации государственных программ Саратовской области, а в случае недостаточности средств возможно привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета.
К перспективным формирования потенциала регионов, в том числе Саратовской области можно отнести введенные в Бюджетный РФ в 2014 г., а введена ст. 93.6. Она порядок предоставления кредитов субъектов РФ (местным бюджетам) на пополнение средств на бюджетов РФ (местных бюджетов).
Реализация механизма бюджетных кредитов, регламентирована Правительства РФ от 20.08.2013 № 721 «Об Правил бюджетных кредитов на пополнение средств на бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)». на бюджетных кредитов подтверждается нормой (решения) о субъекта РФ и заимствований. кредит предоставляется РФ за счет остатка на счете бюджета. Размер не может превышать 1/12 доходов бюджета (без учета субсидий, субвенций и иных трансфертов, целевое назначение). предоставляется на срок, не 50 дней, при условии его не 25 текущего года, а также отсутствия размещенных на депозитах бюджета заемщика до момента погашения им бюджетного кредита.
При этом в соответствии с условиями Договора предоставление бюджетного кредита является правом территориального органа Федерального казначейства и осуществляется при наличии на едином счете федерального бюджета средств.
При возникновении задолженности по бюджетному кредиту взыскание осуществляется территориальным органом Федерального казначейства с единого счета бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) за счет средств, поступивших в качестве налогов, сборов и иных платежей, подлежащих поступлению в соответствующий бюджет. [1, стр.4].
Краткосрочные бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета на пополнение остатков средств регионов, в настоящее время являются единственным мобильным источником покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении региональных и местных бюджетов, что прослеживается в отчете Саратовской области. Для покрытия временного кассового разрыва были получены бюджетные кредиты в 2015 году на общую сумму 22202998 тыс. руб. и которые, по условиям договора погашены в этом же году на общую сумму — 21530000тыс. руб., то есть, с помощью нового бюджетного метода были предотвращены угрозы экономической безопасности на данной территории.
Кроме того, бюджетные кредиты регионам из федерального бюджета выделяются под 0,1 % годовых. В течение 2015 г. бюджету Саратовской области было предоставлено пять бюджетных кредитов по на срок до 30 дней. Все бюджетные кредиты возвращены в срок, в доход федерального бюджета поступило 1850 тыс. руб. процентов за пользование заемными средствами.
Столь низкий размер платы, не имеющий аналогов в банковской системе кредитования, оправдывает цель предоставления данных бюджетных кредитов — исключение случаев временных кассовых разрывов и, соответственно, поддержание сбалансированности бюджетов. Более того, бюджет Саратовской области от получения бюджетных кредитов, получил экономию бюджетных средств, в сумме- 257185тыс. рублей, если бы данный объем заемных средств был представлен коммерческими банками (при условии средней процентной ставки 14 % годовых), сумма уплаченных процентов составила бы около 259035 тыс. рублей.
В настоящее время, в целях сокращения расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга, предоставленные бюджетные кредиты направляются на промежуточное погашение возобновляемых кредитных линий, открытых в коммерческих банках. [2, стр.14].
Следует отметить, что механизм бюджетного кредитования регионов, и их муниципалитетов, в настоящее непростое время очень востребован и является одним из наиболее эффективных финансовых инструментов под-держания ликвидности счетов бюджетов регионов. Приведенные в качестве примера перспективного направления формирования финансового потенциала — бюджетные кредиты, с одной стороны, позволили Саратовской области восполнить кассовые разрывы, с другой стороны, как антикризисная мера способствовали сокращению расходов на обслуживание дорогостоящих коммерческих кредитов и в третьих позволили сформировать финансовый потенциал необходимый для обеспечения экономической безопасности на данной территории.
Таким образом, рассмотренный механизм бюджетного кредитования регионов, и их муниципалитетов на примере Саратовской области, является одним из направлений формирования финансового потенциала, включая инновационный сценарий развития Саратовской области, реализуемый бюджетно-налоговыми методами возможны, но с проведением должного эффективного финансового контроля, в том числе налогового контроля, за соблюдением законодательства. [3, стр.75]. Очевидно, что осуществление эффективного финансового контроля предполагает, в первую очередь, решение задачи его организации и профессионального проведения. Критерием эффективности развития, принято считать, соотношение полученных положительных результатов с затраченными ресурсами, в связи с чем возможно утверждать, что критерием эффективности организации финансового контроля является сопоставление эффекта, полученного в результате проведения контрольных мероприятий направленных на формирование финансового потенциала в обеспечение экономической безопасности территории Саратовской области и других территорий страны.
Литература:
- Постановление Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года N 321-П Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года (с изменениями на 5 декабря 2016 года) С.4.
- Постановление Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года N 321-П Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года (с изменениями на 5 декабря 2016 года) С.14.
- Климентьева Н. М. Проблемы формирования бюджетного и налогового потенциала муниципальных образований. Научно-практический журнал ВАК «Наука и бизнес: пути развития», г. Москва, 2011., № 5., с 73–76.