Статья посвящена вопросу монастырского земельного владения в конце XIX века. Это столетие стало временем ослабления давления на Церковь, поэтому к концу века можно проследить результаты развития землевладения монастырей, оценить состав их владений.
Ключевые слова: землевладение, епархия, монастырь, хозяйство
The article focuses on the monastery land ownership at the end of the 19th century. This century was the time of easing pressure on the Church. By the end of the century it is possible to trace the results of the development of land ownership in monasteries and evaluate the composition of them.
Keywords: Land tenure, eparchy, monastery, economy
При Екатерине II была осуществлена секуляризация церковных земель, в результате которой достаточно значимая часть владений перешла государству. Со времени правления Павла I начинается период, когда церковные учреждения восстанавливают и даже преумножают свои земельные владения. Монастырское землевладение активно развивается в течение всего XIX века.
Сложно определиться не просто с составом земель, принадлежащих монастырям, но также трудности возникают при выявлении количества обителей в епархии. Доподлинно известно, что границы Новгородской, Псковской и Санкт-Петербургской епархий практически полностью совпадают с границами одноименных губерний, поэтому можно рассматривать источники как по губерниям, так и по епархиям.
В одном статистическом сборнике упоминалось о том, что в состав Санкт-Петербургской епархии входило 7 монастырей на конец XIX века [4, С.26]. В епархиальном отчете указывалось число 9 [7, Л. 55.]. В целом численность монастырей менялась в течение века, но на конец XIX столетия составляла 10 монастырей: 6 мужских и 4 женских.
По Новгородской епархии тоже существуют расхождения. В. В. Зверинский в своем монументальном труде выделяет 27 монастырей на конец XIX века [1, С. 29]. В Памятной книжке Новгородской губернии упоминается 34 монастыря [5, C.71]. По данным же Святейшего Синода на 1899 г. Новгородская епархия включала 35 монастырей, из которых 12 женских и 23 мужских [3, С.15].
В Псковской епархии по официальным данным Святейшего Синода выделялось 11 монастырей, из которых 3 женских и 8 мужских [6, C.51].
Все три епархии являлись довольно крупными земельными собственниками. По количеству земельной собственности из 54 возможных мест Санкт-Петербургская епархия занимала 6 место, Новгородская губерния — 7 место, Псковская — 14 место, что в целом является высоким показателем среди других регионов [1, С.13].
Существуют проблемы с определением площади земельных владений, поскольку в источниках либо учтены не все монастыри, либо данные не точны. Есть еще одна причина, по которой данные по земельной собственности можно вычислить лишь приблизительно: часто монашествующие сами скрывали подлинную картину, чтобы добиться от государства выделения дополнительных участков земли, рыбных ловлей и другое.
По епархиальному отчету в собственности Санкт-Петербургской епархии находилась 21861 десятина. Из указанной цифры 465 десятин занимала пашня, что составляло всего чуть больше двух процентов, 1628 десятин составляли луг (7,4 % от общей площади), 19768 десятин — лес (более 90 % от общей площади). Из всей общей площади можно сказать, что около 50 % были неудобными, а именно 10519 десятин [2, С. 57]. Это значит, что эти земли были непригодны для хозяйственной деятельности.
В целом земли монастырей Санкт-Петербургской епархии оценивались в 808857 рублей, что являлось хорошим высоким показателем в Европейской России (10 место среди епархий). Но по доходности земель под земледельческими культурами Санкт-Петербургская епархия находилась лишь на 32 месте [3, C.34]. Это легко объясняется малым количеством пригодной под пашню земли и тяжелыми условиями возделывания культур. Зато здесь была широко распространена коммерческая деятельность, которая приносила более высокие доходы. Рента на 1 десятину земли пахотной составляла 6 рублей, а на луговую — 3 рубля [3, C.34].
В Новгородской епархии площадь монастырских владений составляла 21535 десятин, немногим уступая Санкт-Петербургской епархии. Но следует отметить, что средний размер монастырской поземельной собственности здесь будет гораздо ниже, чем в Санкт-Петербургской епархии, так как в Новгородской монастырей было в три раза больше. По составу пахотные земли составляли 1584 десятины (7,4 %), луга — 4034 десятины (18,7 %), лес — 12854 десятины (59,7 %) и около 14 % составляла неудобная земля [8, Л.11]. Так же, как и в Санкт-Петербургской епархии, видно, что состав земель напрямую связан с географическим положением, а это объясняется доминирующим положением лесных угодий среди всей суммы владений.
Ценность монастырской земли в Новгородской епархии была ниже, чем в Санкт-Петербургской, и составляла 559910 рублей [3, C.34]. Эта сумма ниже, хотя можно наблюдать, что в Новгородской епархии гораздо меньше неудобной земли. Это легко объяснить тем, что земли столичного региона ценились гораздо выше. По доходности же монастырских земель, находящихся под сельскохозяйственными культурами, Новгородская епархия находилась на 19 месте, и сумма доходов в год составляла 18951 рубль [3, C.35].
Из трех епархий по площади монастырских владений меньше всех была Псковская епархия — 13223 десятины, из которых 1644 дес. — пашня (12 %). 1188 дес. — луга (9 %), 5952 дес. — лес (45 %) и 4516 дес. составляла неудобная земля (34 %) [9, Л.8].
По ценности монастырской земли Псковская епархия занимала в России 7 место и составляла 925610 рублей, хотя в собственности имела почти вдвое меньше земель, чем Санкт-Петербургская епархия [3, C.34]. Трудно объяснить, с чем связана такая высокая оценка. Доходность земель, находящихся под земледельческими культурами, составляла 16766 рублей в год [3, C.35].
Таким образом, на конец XIX века на Северо-Западе России в состав трех епархий входили 56 монастырей: 37 мужских и 19 женских. Если суммировать всю земельную собственность монастырей Северо-Запада, то получилась цифра 56619 десятин, что составляло 12,5 % от общей площади монастырского землевладения в Европейской России. Пахотная земля составляла 3693 дес., луга — 6850 дес., лес — 38574 дес., из этого числа неудобная земля составляла 18172 дес.
Проанализировав состав земель, можно сделать вывод, что слабее всего было развито земледелие, в том числе хлебопашество. Это объясняется не только малыми площадями пашни, но и природно-климатическими условиями. Также важным фактором являлось то, что земли, передаваемые во владение монастыря, могли находиться далеко от обители. В этом случае единственным вариантом оставалось сдавать землю в аренду.
Большую часть монастырских владений составлял лес. Но по статьям прибыли с земель, лес являлся самой малоприбыльной отраслью хозяйства. Поэтому для того, чтобы выжить, монастыри искали рациональные пути ведения хозяйства.
Литература:
- Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем: Том 1. — СПб., 2007.
- Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии: Вып. 1.– СПб., 2007.
- Любинецкий Н. А. Землевладение церквей и монастырей Российской империи: Часть 1. — СПб., 1900.
- Любинецкий Н. А. Землевладение церквей и монастырей Российской империи: Часть 4. — СПб., 1900.
- Памятная книжка Новгородской губернии на 1894 год. — Новгород, 1894.
- Памятная книжка для Псковской губернии на 1859 год. — Псков, 1859.
- Российский государственный исторический архив (далее РГИА). Ф.796. Оп. 131. Д. 1999.
- РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1790.
- РГИА. Ф.796. Оп. 442. Д. 1800.