Сауна — средство оздоровления и профилактики заболеваний у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 20.11.2017

Статья просмотрена: 748 раз

Библиографическое описание:

Дурнева, Ю. Н. Сауна — средство оздоровления и профилактики заболеваний у детей дошкольного возраста / Ю. Н. Дурнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 285-287. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46530/ (дата обращения: 17.12.2024).



О благотворном влиянии пара на организм человека было известно еще в древнем Риме. «Жаркий пар любой недуг исцелит» — так говорили в старину.

Сауна, бесспорно, является средством профилактики и лечения болезней. Механизм лечебного действия сауны заключается в интенсивной тепловой нагрузке на организм человека с последующим контрастным охлаждением водными процедурами. Очень важно чтобы привычка посещать сауну возникла еще в детском возрасте и стала неотъемлемой частью правильного образа жизни ребенка, поэтому ее профилактическое использование начинается уже в детском саду.

Благодаря сауне улучшается физическое и психическое здоровье ребенка, значительно снижается частота простудных заболеваний, за счет того, что температурное воздействие на организм не очень сильное, но, однако тело хорошо прогревается.

Использование сауны (термотерапии) в детском саду сочетается с закаливанием, личной гигиеной и положительными эмоциями.

Эта оздоровительная процедура воздействует на организм ребенка многогранно. Резкое изменение температуры, тепло, пар, вода, массаж самый простой — все эти факторы, объединившись, создают целый комплекс раздражителей, на которые организм отвечает соответствующими реакциями.

Посещение сауны способствует поддержанию хорошего состояния здоровья, восстановлению биоритмов и мышечного тонуса, профилактике многих заболеваний.

Действие сауны обусловлено действием тепла «В сухом горячем воздухе пот быстро испаряется, поэтому организм легче переносит тепловую нагрузку.

В сауне у детей под влиянием тепла расширяются сосуды кожи, что приводит к снижению сосудистого сопротивления. Отдача тепла путем потоотделения влечет за собой увеличение скорости кровотока. Кожа в области потоотделения становится красной, в отдельных случаях при входе в парную с температурой воздуха свыше 80 градусов на короткое время (20–30 секунд) можно наблюдать противоположную реакцию, так называемую «гусиную кожу».

У детей после посещения сауны покраснение кожи может оставаться от 30 минут до 6 часов. Под душем или в бассейне на короткое время может возникнуть вазоконструкция с последующей вазодилатацией, что приводит к повторному покраснению кожи. Также дети могут ощущать жар в области лица. Вскоре после охлаждения в некоторых частях тела появляется интенсивное покраснение кожи, быстро исчезающие после обсыпания. Это, вероятно, связано с выделением газоактивных веществ под воздействием или прямым рефлекторным влиянием тепла и холода на нервные окончания. Этот эффект применяют при нейродермитах в сочетании с бронхиальной астмой.

В парной происходит быстрое распределение крови по различным органам. Сосуды кожи при потении значительно расширяются. Под влиянием контрастной смены температур резко повышается кровоток в коже, перестраиваются механизмы, регулирующие сердечно — сосудистую систему.

Посещение сауны благотворно влияет на дыхательную систему организма.

Горячий воздух сауны, благоприятно влияет на слизистую оболочку полости носа, носоглотки, гортани и верхней части бронхов, способствуют уменьшению ее отека при респираторном заболевании, и уменьшает выделение секрета из носа.

Ребенок в среде с высокой температурой, обычно дышит одновременно через нос и рот. Частота дыхания у них колеблется в пределах 28–36 вдохов в минуту.

Под влиянием раздражающих процедур нагревания — охлаждения, тренируются адаптационные реакции и как результат этого повышаются защитные силы организма, главным образом иммунная реактивность.

Посещение сауны снимает напряженность, создает ощущение отдыха и комфортности организма. Это во многом связано с тем, что увеличение кровотока в периферических органах приводит к его снижению в мозге, в результате чего снижается умственная и эмоциональная активность. Ослабление психического напряжения сопровождается уменьшением мышечного напряжения. В результате достигается глубокая эмоциональная мышечная и психическая релаксация.

Сауну могут посещать дети младшего грудного возраста 1 раз в неделю с родителями и продолжить в детском саду.

Сауну назначают при различных заболеваниях легких и верхних дыхательных путей, при болезнях опорно-двигательного аппарата, болезнях кожи.

Проведение процедуры в сауне.

Температура воздуха в сауне 60–65 градусов. Влажность 10–15 %.

Количество человек 5–6 детей.

‒ Гигиенический душ с мылом, после чего ребенка вытирают полотенцем, на голову одевают плотную шерстяную шапочку.

‒ Первый заход в сауну на 5 минут. Детям предлагают лечь нижнюю полку, можно сделать несколько дыхательных упражнений.

‒ Дети выходят в комнату отдыха (температура воздуха не выше 24 градусов), на 5 минут.

‒ Второй заход в сауну на 5 минут.

‒ Дети выходят в комнату отдыха на 5–10 минут. В это время можно выпить сок, чай, воду.

‒ Третий заход в сауну (температура воздуха 65–70 градусов). Продолжительность пребывания 5–7 минут.

‒ Дети идут в бассейн (температура воды 28–30 градусов) на 5–10 минут, плавают в спокойном темпе.

‒ Гигиенический душ, одевание, сушка.

Наряду с положительным эффектом существуют болезни, при которых не рекомендуется посещать сауну.

Заболевания:

Сердечно-сосудистая система.

Относительными противопоказаниями являются: гипертоническая болезнь 1 и 2 стадий с систолическим артериальным давлением, компенсированный гипертиреоз, нестабильная стенокардия, сердечная недостаточность. При врожденных пороках сердца вопрос о посещении сауны должен быть обязательно согласован с кардиологом.

Дыхательная система.

Острые вирусные заболевания дыхательных путей, острые специфические и неспецифические воспаления дыхательного тракта, при острых инфекционных заболеваниях, сопровождающихся высокой температурой, злокачественные опухоли и метастазы, при гнойных и мокнущих заболеваниях кожи (можно посещать сауну только после их ликвидации).

Нервная система.

Сауну нельзя посещать при судорожных припадках различной этиологии, при всех формах эпилепсии, после перинатальных повреждений, после травм и оперативных вмешательств в области головы.

Опорно-двигательный аппарат.

Острые заболевания опорно-двигательного аппарата, острые ревматические заболевания с признаками активности процесса и диспротеинемией, острые повреждения, активная кортикостероидная терапия.

Заболевания почек и мочевыводящих путей.

Хронические гломерулонефриты с нарушением функций почек, склероз почек с нарушением функций, острые специфические воспаления почек и мочевыводящих путей, опухоли почек.

Пищеварительная система.

Острые и подострые заболевания желудочно-кишечного тракта, хронические гепатиты, воспаление брюшины, понос, колиты.

Посещение сауны детьми может разрешить только врач, который даст необходимые рекомендации. При отсутствии каких-либо противопоказаний ее может посещать любой ребенок. Начинать надо в щадящем режиме, минимальное время пребывания в парилке, снизить температуру, не делать паровых толчков, не допускать резкого охлаждения.

С ребенком надо обращаться при посещении сауны нежно, мягко, не следует заставлять его выполнять какое-либо действие. Вскоре ребенок адаптируется к перепадам температур к резким температурным контрастам, а также к высоким температурам. В ходе наблюдения выявлено, что дети быстро привыкают к сауне. Дети с удовольствием посещают сауну, им доставляет радость париться и плавать в бассейне.

И в ванне, и в бане

Всегда и везде –

Вечная слава воде!!!

Всюду пена, пар и брызги.

Смех и радостные визги

В мыле вся моя семья

Хоть купаюсь только Я!

После посещения сауны детям необходимо дать обильное питье.

Литература:

  1. Боголюбов В. М. Сауна. Издательство: М.: Медицина, 1985.
  2. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. — М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004
  3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
  4. Щвецов А. Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. Владос — Пресс, Москва, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): посещение сауны, ребенок, сауна, температура воздуха, детский сад, заболевание, минута, опорно-двигательный аппарат, высокая температура, Гигиенический душ.


Похожие статьи

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений

LEGO-конструирование — средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений

LEGO-конструирование — средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

Задать вопрос