Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 15.11.2017

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Равшанова Ш. Д. Концептуальные основы женского вопроса в Республике Узбекистан // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 172-175. — URL https://moluch.ru/archive/180/46451/ (дата обращения: 21.05.2018).



С обретением государственной независимости Узбекистан избрал путь глубоких реформ во имя построения правового демократического государства и справедливого гражданского общества и последовательно идет по этому созидательному пути. В обществе произошли большие изменения. В частности, особое значение имеет принятие специальных постановлений, законов, указов и государственных программ, направленных на защиту не только социально-экономических, правовых и духовных интересов женщин, но и на их поддержку в сложном процессе перехода к рыночной экономике.

Одним из главных критериев уровня развития государства является роль женщины в обществе. Первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, говоря о повышении активности женщин, отдельно отмечал значимость женского вопроса: «Во всем цивилизованном мире существует проблема защиты интересов женщин, и не удивительно, что этой проблеме, как и её решению, придаётся большое значение. Если женщинам не уделяется достаточное внимание, даже не стоит говорить о том, что у такого общества есть будущее» [1, с.250].

Более 51 % населения республики составляют женщины. Следовательно, невозможно представить развитие общества без участия женщин, потому что на них лежит ответственность за продолжение жизни в обществе, сохранение семьи, воспитание здорового поколения. Наряду с этим женщины самоотверженно трудятся в различных отраслях хозяйства и участвуют во всех сферах жизни общества.

Необходимо отметить, что меры правительства по решению проблем, касающихся семьи, женщин, молодёжи и детей, принятие государственных указов и постановлений, разработка важных программ и научно-практических проектов свидетельствуют об отношении к женскому вопросу на уровне государственной политики в годы независимости.

Вопросы равноправия женщин и мужчин, укрепления семьи, являющейся основной ячейкой общества, стабильности брака, охраны материнства и детства, прав и обязанностей в воспитании детей нашли свое отражение в статьях 46, 63, 66 Конституции РУз, а также в соответствующих указах и законах. В связи с этим следует отметить, что 1998 г. был объявлен Первым Президентом Республики Узбекистан И. А. Каримовым «Годом семьи», 1999 г. — «Годом женщины», 2000 г. — «Годом здорового поколения», 2001 г. — «Годом матери и ребенка», 2008 г. — «Годом молодежи», 2012 г. — «Годом прочной семьи», 2016 г. — «Годом здорового матери и ребенка», 2017 г. — «Годом диалога с народом и интересов человека» и др. Это свидетельствует о том, что наряду с социально-экономическими реформами в нашей стране проводится целенаправленная социальная политика, в основе которой лежат актуальные задачи, связанные с судьбами женщин, подрастающего поколения и семьи.

В республике приняты и претворяются в жизнь законы и международные акты по правам и свободам человека, в которых отражены права женщин в личном, социальном, политическом, культурном плане. В частности эти права нашли своё отражение в Конституции, Семейном Кодексе, Трудовом Кодексе Республики Узбекистан, а также в законах «Об охране здоровья граждан», «О занятости населения», «О выборах в Олий Мажлис», «О выборах народных депутатов в Кенгаши вилоятов, городов и туманов».

В целях решения проблем женщин и определения задач по улучшению их положения на законодательном уровне были созданы Комитет Олий Мажлиса по труду, социальным вопросам и занятости, Комиссия Олий Мажлиса по проблемам семьи и женщин, Секретариат Кабинета Министров по социальной защите семьи, материнства и детства, Комитет женщин Республики Узбекистан, а также его подразделения во всех вилоятах.

2 марта 1995 г. Первым Президентом Республики Узбекистан был издан Указ «О мерах по повышению роли женщин в государственном и общественном строительстве» [2, с.440], имевший историческое значение и ставший причиной важных положительных изменений в жизни женщин. Согласно этому указу, в целях широкого привлечения женщин к решению задач социально-экономического и культурного развития, расширения их участия в управлении государством и обществом, усиления социальной защиты семьи, матерей и детей, а также для координации деятельности министерств, ведомств, территориальных органов управления и общественных организаций была учреждена новая должность — Заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан — председатель Комитета женщин. На комитет была возложена обязанность скоординировать задачи дальнейшего повышения роли женщин в жизни общества, а в хокимиятах всех вилоятов, городов, туманов заместителями хокимов были назначены председатели комитетов по женским вопросам.

В целях дальнейшего улучшения социального и атериального положения женщин, усиления их роли в семье и обществе 1999 г. Был объявлен Указом Первого Президента Республики Узбекистан «Годом женщин», Постановлением Кабинета Министров от 18 февраля была принята «Государственная программа мер на 1999 год по обеспечению и защите интересов женщин» [3, с.37], а также выработана концепция по всем направлениям.

Принятая государственная программа, обладая огромным идейным потенциалом, стала особой вехой в политико-экономической и общественной жизни, в формировании рыночных отношений, в укреплении духовно-просветительских основ общества. Для претворения в жизнь этой программы были выделены средства из государственного бюджета, фондов профсоюзных комитетов, предприятий и организаций, а также из иностранных кредитов и гуманитарной помощи. Для осуществления мер, намеченных этой программой, в масштабах республики было выделено из бюджета республики 65 млрд.сумов и 831,9 тыс.долл.США [4, с.43].

Однако в последние годы в работе женских комитетов, общественных организаций и государственных структур стал очевидным факт наличия серьёзных недостатков и неиспользованных возможностей в плане защите экономических и социально-политических интересов женщин и повышения их статуса в семье, общественной жизни и государственном строительстве. В результате того, что большинство активисток, выбранных на различные руководящие должности женских комитетов, оказались оторванными от первичных женских коллективов и стали восприниматься не представителями общественности, а государственными служащими, реальное положение женщин, их назревшие проблемы и истинные интересы остались без внимания. Определенная часть женщин, особенно проживающее в сельской местности, оказались предоставленными сами себе, что вызвало возникновение различных негативных явлений, которые превратились в проблему, ждущую своего решения.

В целях предотвращения подобных явлений 25 мая 2004 г. Был издан Указ Первого Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по поддержке деятельности Комитета женщин Узбекистана» [5, с.461], и 29 июня того же года было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по поддержке деятельности Комитета женщин Узбекистана», которое также предусматривало программу соответствующих мер по обеспечению их выполнения [6, с.622]. Одновременно в этом направлении был принят ряд нормативно-правовых документов. Во всех вышеназванных документах особо подчеркивалась необходимость осуществления широкомасштабных действий по созданию дополнительных возможностей для активного участия женщин в общественной жизни.

Важную роль в развитии общества играет участие женщин в политических процессах и государственном управлении, поэтому изучение этих факторов становится одним из актуальных вопросов нашего времени. С обретением независимости в Узбекистане впервые в 1994 г., 1999 г., а затем в 2004 и 2009 гг., проводились выборы на многопартийной основе, в которых женщины республики принимали активное участие, избирались депутатами в Олий Мажлис, в Кенгаши вилоятов, городов, туманов. Если в 1994 г. Женщины составляли 8,6 % (21 чел), от общего числа депутатов Олий Мажлиса, в 1999 г. — 9,4 % (17 чел.), то 2004 г. С образованием двухпалатного парламента 18 % депутатов Законодательной палаты и 15 % членов Сената составили женщины. В 2004 году парламент республики внес изменения в статью 22 Закона Республики Узбекистан «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» о 30 %-ной квоте женщин при выдвижении их кандидатами в парламент страны от политических партий. Так например, после выборов 2014 года в составе парламента женщин, в Нижнюю палату составляет 16 %, в Верхней палате 17 %.

Таким образом, в годы независимости, женский вопрос в Узбекистане приобрёл совершенно новый концептуальный характер. Это ярко выразилось в формировании новых подходов к его решению со стороны государства. Сформировался и морально-нравственный климат вокруг этой темы, требование высокоуважительного отношения к роли женщин во всех сферах жизни общества, постоянно декларируемое в выступлениях Первого Президента Республики И. А. Каримова, оказало колоссальную роль в развитии продвинутых общественных идей в области женской эмансипации в современном понимании этой проблемы.

Литература:

  1. Каримов И. А. Повышение активности женщин — веление времени /Мирная жизнь и безопасность страны зависит от единства и твёрдой воли нашего народа. –Т.: Узбекистан, 2004. Т.12. –С.250.
  2. Указ Президента Республики Узбекистан от 2 марта 1995 «О мерах по повышению роли женщин в государственном и общественном строительстве // Сборник законодательства РУз по вопросам защиты материнства и детства. –Т., 2004. –С.440–441
  3. Национальный доклад Республики Узбекистан «Об исполнении положений конвенций всех форм дискриминации в отношении женщин». –Т., 1999. –С.37
  4. Национальная платформа действий по улучшению положения женщин в Узбекистане и повышению их роли в обществе. — Т.: Бюро «Гендер и развитие». 1999. –С. 43
  5. Указ Президента РУз № 3434 от 25 мая 2004г. «О дополнительных мерах по поддержке деятельности Комитета женщин Узбекистана» // Сборник законодательства РУз по вопросам защиты материнства и детства. — Т.:, 2004. –С.461
  6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 299 от 29 июня 2004 г. «О дополнительных мерах по поддержке деятельности Комитета женщин Узбекистана» // Сборник законодательства РУз по вопросам защиты материнства и детства. — Т., 2004. –С.622
Основные термины (генерируются автоматически): Республики Узбекистан, Президента Республики Узбекистан, Комитета женщин, Комитета женщин Узбекистана», деятельности Комитета женщин, Республики Узбекистан «О, роли женщин, «О дополнительных мерах, Первого Президента Республики, Президентом Республики Узбекистан, Министров Республики Узбекистан, интересов женщин, поддержке деятельности Комитета, Кабинета Министров, женщин Республики Узбекистан, повышению роли женщин, Узбекистан «О дополнительных, Кабинета Министров Республики, Первым Президентом Республики, активности женщин.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос