Авторы: Газиева Уллибиби Исаевна, Атамуратова Дилафруз Рашидовна

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 21.05.2016

Статья просмотрена: 191 раз

Библиографическое описание:

Газиева У. И., Атамуратова Д. Р. Роль духовного воспитания в семье и махалле // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1083-1084.



В статье представлены основные этапы развития духовного воспитания в семье и махалле.

Ключевые слова: духовность, семья, махалля, воспитание.

На востоке отношение к жизни устроено на основе воспитанности, духовной устремлённости и философии благородства. При этом стремление к счастью и гуманизму и необходимо жить на основе этих понятий. Потому что в них имеется способность понять, осознать бытие, стоящее на высоком уровне, отличие от других существ. Формировавшаяся на востоке богатая культура и духовность, в разной эпохе человеческой истории, разных континентах были причиной прогресса формировавший фундамент крутого поворота. Издревле в этой земле критиковались глупость и невежество, широко поощрялись образованность и эрудиция. Священность родителей, уважение старшим, милость младшим, приоритет уважения во взаимоотношении, подобные высшие качества в разных политических режимах, и под давлением разных идеологических строев не теряет свою ценность, своё значение.

Семья — это ячейка общества, на ней основываются общество и государство. Каждый год в Узбекистане, начиная с 1997 года проходит под определенным названием. Так, 2015 год в Узбекистане назван Годом внимания и заботы о старшем поколении, 2014 год — Годом здорового ребенка, 2013 год — Годом благополучия и процветания, 2012 год — Годом семьи, 2011 год — Годом малого бизнеса и частного предпринимательства, 2010 год — Годом гармонично развитого поколения, 2009 год — Годом развития и благоустройства села, 2008 год — Годом молодежи, 2007 год — Годом социальной защиты, 2006 год — Годом благотворительности и медицинских работников, 2005 год — Годом здоровья, 2004 год — Годом доброты и милосердия, 2003 год — Годом махалли, 2002 год — Годом защиты интересов старшего поколения, 2001 год — Годом матери и ребенка, 2000 год — Годом здорового поколения, 1999 год — Годом женщин, 1998 год — Годом семьи, 1997 год — Годом интересов человека.

В Узбекистане основным составляющим общества считается семья. «Когда говорим о семье, сначала мы должны признать, что она является институтом, обеспечивающим продолжительность поколений, а также хранение священных традиций и обычаев, вместе с этим она первичный очаг воспитания, оказывающее непосредственное влияние на то, каким вырастет будущее поколение». [1.2] В годы независимости в стране осуществляются реформы, направленные на всестороннюю поддержку семей. В частности, 63–66 статьи 14 главы Конституции Республики Узбекистан посвящены именно семье. Духовно и физически здоровая, гармонично развитая личность может формироваться только в семье. Здоровая атмосфера и благополучие в семье — основа духовного совершенства всего общества. В повышении духовной жизни народа место и значение исторически сложившегося махали, основанного на династийно-родственных отношениях, объединении на основе определенной профессии и местном самоуправлении считается бесценной. Институт махали сегодня это не только основное звено, обеспечивающее участие граждан в принятии политических решений, но и единственная система, способная повысить активное участие молодежи в социальной жизни страны и воспитать духовно развитую молодежь.

Узбекские семьи в течение веков выполняют функцию хранилища и обогащения таких понятий, как честь и совесть, доброта и милосердие.

Повышение роли, расширение прав и возможностей махалли, структура и функции менялись с течением времени или в связи с определёнными обстоятельствами, но махалля сохраняла принцип самоуправления на своей территории, координировала социально-экономические взаимоотношения жителей.

Современная махалля — это территориальное объединение людей, как в кварталах многоэтажных домов, так и в районах индивидуальной застройки. На территории махалли нет разделения по национальному или социальному признаку, все члены равны. Основные решения принимаются на сходе общины, ответственный за исполнение решений — председатель махаллинского комитета — выборная должность.Совещательный орган — махаллинский комитет, члены которого тоже выбираются из жителей района.

В настоящее время созданы махаллинские комитеты из уважаемых граждан, решающие вопросы распределения благ среди бедных и многодетных семейств и организующие помощь в традиционных семейных праздниках (распределение столов, стульев, фаянсовой посуды, покрывал). Многие комитеты создали для подростков, ремонтные мастерские, цеха, студии, клубы по интересам.

Сегодня в стране действуют около 10 тысяч сходов граждан, в деятельность которых вовлечено практически все население страны. Повышается значимость махалли в дальнейшем углублении демократических процессов. На примере данного института мы можем проследить также поэтапную реализацию на деле основного принципа проводимых в нашей стране масштабных демократических реформ — «От сильного государства — к сильному гражданскому обществу». и других общественных структур в воспитании здорового ребенка, особенно девочек, оказание им содействия в овладении современными знаниями и профессиями, вовлечении в различные кружки, развитии предпринимательства, усиление ответственности махалли и других общественных структур за укрепление в семьях и обществе взаимопонимания, мира и спокойствия, своевременное и адресное оказание материальной и моральной помощи малообеспеченным семьям. Благодаря махалле, в Узбекистане веками формировались и сохранились особые принципы мотивации социального и экономического поведения населения, уважения общественных ценностей, этики взаимоотношений, гарантирующей безусловное выполнение принятых на себя обязательств и ответственности перед обществом. Все это вкупе с высоким уровнем доверия между гражданами, который наблюдается в махаллях, является необходимым условием формирования гражданского общества. Важной вехой в истории становления и развития институтов Махалли стало принятие в 1993 году в Узбекистане Закона «Об органах самоуправления граждан», его новой усовершенствованной редакции в 1999 году, а также в 2004 году — Закона «О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников». А в выдвинутой Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым в 2010 году Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране были поставлены задачи, связанные с реформированием института Махалли. Они включили такие важные аспекты, как совершенствование организационных основ функционирования этого института, расширение функций и обеспечение его тесного взаимодействия с органами государственной власти и управления.

Сегодня в нашей стране роль семьи в формировании духовного облика молодежи на основе идеи национальной независимости, общечеловеческих ценностей и многовековых традиций бесценна. Как подчеркивает наш Президент: «Наш народ издревле считает семью священным. Если в семье царит дружба и взаимоуважение, то и в обществе будет мир и процветание. Благополучие семьи — благополучие нации». [2.163]

Литература:

  1. Каримов И. А. Оила фаровонлиги — миллат фаровонлиги: Ўзбекистон Республикаси Конституциясининг 5 йиллигига бағишланган тантанали маросимдаги нутқи. // Халқ сўзи газетаси. — 1997.
  2. Каримов И. А. Высокая духовность — непобедимая сила. Т.: 2008.
  3. www.lex.uz
Основные термины (генерируются автоматически): Годом здорового, Годом семьи, Узбекистане назван Годом, Годом здорового ребенка, Годом здорового поколения, Годом социальной защиты, Годом защиты интересов, Годом интересов человека, Годом малого бизнеса, Годом благополучия, Годом махалли, Годом доброты, Годом молодежи, Годом благотворительности, Годом развития, Годом матери, Годом здоровья, Годом женщин, формирования гражданского общества, духовного воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос