Автор: Уколов Алексей Валерьевич

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №7 (18) июль 2010 г.

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Уколов А. В. Проблемы управления спортивной мотивацией // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 330-332.

Все виды активного отношения к реальной действительности – это сложный социальный, психофизиологический процесс, в котором мотив – формирующее и направляющее начало спортивной активности. Рост мастерства спортсмена формирует то новое, что побуждает его к достижению более высоких спортивных результатов

 

Одна из главных особенностей человека – это соотнесение понятий «мотив», «мотивация», «деятельность», активное отношение к окружающему миру. Формы проявления человеческой активности весьма разнообразны. К ним относится широкий спектр действий, поступков и деятельности людей. Общим основанием, объединяющим все виды активного отношения индивидуумов к реальной действительности, является то, что действия человека (в широком смысле) возникают не спонтанно. Это сложный социальный, психофизиологический процесс, имеющий вполне конкретную основу. Формирующим и направляющим началом любой активности выступает ее мотив, являющийся побудителем к действию, поступку, деятельности. От человека слабо мотивированного нельзя ожидать большой отдачи в любом деле, в том числе и в спорте. Ещё два столетия назад исследователями было замечено, что успешность деятельности во многом определяется характером побуждения к ней, то есть тем, что побуждает человека к совершению того или иного действия. С тех пор особое состояние человека, заставляющее его действовать в определенном плане или бездействовать, стали называть мотивом. Дело в том, что термином мотив до сих пор обозначается слишком широкий круг понятий. Несмотря на запутанность вопроса, Р.А. Пилоян [5, c. 64] выделяет три наиболее четко сформулированные точки зрения на понятие «мотив». Представители первой - А.В. Петровский [4, c. 134],  К.К. Платонов [6, c. 78] и другие рассматривают данный феномен как внутренне присущий «миру» субъекта. Чаще всего они отождествляют мотив с потребностью. Второй точки зрения относительно понятия «мотив» придерживаются западные исследователи, преимущественно американские. Сводится она к признанию того, что побуждать человека могут либо внутренние факторы (допустим, потребности), либо внешние - такие, как поощрение, наказание и т.п. С третьей точки зрения исходят из рассмотрения субъективного отнесения потребности к объективно существующим вещам и явлениям, которые выступают в жизни субъекта в качестве предметов его деятельности. Если внимательно проанализировать все приведенные точки зрения на сущность понятия «мотив», то можно заметить, что только сторонники третьей из них в понимании этого явления стоят на позиции диалектического единства, Анализ деятельности личности неразрывно связан с анализом ее мотивов. Мотивы отражают потребности человека, обладают потребностной силой. Мотив – это предмет (вещественный или идеальный) служащий удовлетворению потребностей. Мотив – это не просто предмет, пригодный для удовлетворения определенных потребностей, но предмет с его значимостью именно для конкретного человека, значимый субъективно. Взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся. Но, несмотря на это, все они сходятся в одном: за мотив принимается какой-то один конкретный психологический феномен (но разный у разных авторов). В основном психологи группируются вокруг следующих точек зрения на мотив: как на побуждение, на потребность, на цель, на намерение, на свойства личности, на состояния.  Решение вопроса о сущности мотива как основания и побудителя активности человека возможно лишь при объединении существующих взглядов в единой и непротиворечивой концепции. Отсюда мотив правомерно рассматривать как сложное интегральное психологическое образование. Мотивы могут иметь либо положительное направление (к чему-либо стремиться, овладеть, воспользоваться), либо отрицательное (чего-либо избежать). Мотивы могут отличаться друг от друга видом потребности (интересы, убеждения, стремление и т.д.), степенью осознанности, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. В спортивной деятельности многие исследователи придают мотивам большое значение. Мотивы, связанные с двигательной деятельностью, стимулируют моторную, интеллектуальную, волевую активность спортсмена, способствуя достижению высокого результата в соревнованиях. Занимаясь в одной и той же группе, по одной и той же программе, спортсмены могут в итоге обладать весьма различными мотивами. Как правило, процесс воспитания и самовоспитания протекает в неразрывной связи с повышением спортивного мастерства и динамикой отношений в спортивной команде, сохраняя высокую зависимость от успеха и неудач соревновательной деятельности. А.Л. Попов [7, c. 137] отмечает, что эти предпосылки формирования и развития личности предопределяют типы мотивов спортивной деятельности:

1. Мотивы начальной стадии спортивной деятельности характеризуются динамикой включения человека в новый двигательный режим, адаптацию к физическим нагрузкам и к отношениям в спортивной группе. В основе мотивов чаще всего лежит социально значимый опыт человека, привлекающий спортсмена возможностями проявления физической активности, коррекции физических или психических недостатков, общения с группой сверстников, познания своих возможностей, освоения «модного» вида спорта.

2. Мотивы стадии специализации формируются и развиваются под знаком расширения отношений личности к команде, тренеру, самому себе, конкретному виду спорта. Здесь велика роль психологического климата команды, % коммуникативных способностей спортсмена и тренера, возможности проявить себя, занять достойное место в команде, ощутить реальную перспективу материального благополучия, преимуществ и привилегий на основе занятий спортом. В результате возникают сложные комплексы мотивов, которые определяют коллективистическую (на интересы команды) или индивидуалистическую ориентацию личности.

3. Мотивы стадии высшего спортивного мастерства подчинены главному из них - достижению успеха в спорте. Не следует забывать о том, что к этому времени спортсмен, вследствие многолетней тренировки, участия в соревнованиях испытывает потребность в больших физических нагрузках, привык к значительным психическим нагрузкам, к состоянию высокой напряженности психики, ему необходимо острое соперничество, в том числе и с самим собой.

В различных видах спорта за многовековую историю его развития сложились объективные критерии, которыми человечество измеряет уровень достижений спортсменов (рекорды, титулы, рейтинги и т.п.). Благодаря им в большом спорте спортсмен получает оценку собственной значительности, личного вклада в  престиж государства, нации, участвует в решении общественно значимых задач.

Мотивация у человека включает все виды побуждений: мотивы, потребности, цели, интересы, стремления, влечения и т.п. В широком смысле мотивация иногда определяется как детерминация поведения человека вообще. Отечественные психологи при определении мотивации исходят из положения о единстве динамической и содержательной сторон мотивации.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение К. Madsen [8, c. 35-46], в другом случае  как совокупность мотивов К.К. Платонов, в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности [3, c. 23], как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности [2, c. 148], как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность [1, c. 37]. В целях снятия терминологической путаницы Р.А. Пилоян [5] считает необходимым, различать два понятия - «мотивация деятельности» и «мотив действия». По мнению ученого, такое разделение обусловлено тем, что, несмотря на общность психических механизмов, эти движители активности человека имеют весьма значительные различия. Дело в том, что мотивация как более широкая (интегральная) категория является «пружиной» деятельности, т.е. тем, что толкает, допустим, спортсмена к овладению в течение многих лет конкретным видом спорта, тем, что ведет его через все трудности к высшим результатам. На основе сказанного автор формирует рабочее определение понятия «мотивация спортивной деятельности». Мотивация - это особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата. Существенным в понимании феномена мотивации является то, что мотивы, если и не осознаются человеком, тем не менее, глубоко им переживаются. Состояния мотивации всегда имеют определенную эмоциональную окраску.

Мотивацию нельзя сводить к тому, что побуждает человека к деятельности. Она является системным отношением к действительности, определяет личностный смысл объекта ситуации.

Мотивация - это отношение личности к своей деятельности и её целям. С расширением социальной активности личности растет диапазон исполняемых ею функций и ролей, происходит обобщение социального опыта, зафиксированного в установках - элементарных мотивационных образованиях. По мере роста спортивного мастерства в личности спортсмена формируется то новое, что побуждает его к дальнейшему совершенствованию своей спортивной техники и достижению более высоких спортивных результатов. Совокупность новых побуждений к деятельности и составляет прирост в мотивации его достижений.

 

Литература:

1.     Вилюнас, В.К. Теория деятельности и проблема мотивации / В.К. Вилюнас // А.Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983. – 191-200 с.

2.     Джидарьян, И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации / И.А. Джидарьян. - М., 1974. – 148 с.

3.     Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис. канд. психол. наук / М.Ш. Магомед-Эминов. - М., 1987.

4.     Петровский, А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. 2005. – 219 с.

5.     Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. - М., 1984. - 112 с.

6.     Платонов, К.К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982. - 309 с.

7.     Попов, А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие для спортивных вузов / А.Л. Попов. - М., 2000. - 152 с.

8.     Madsen, k Motivation and Personality / К. Madsen. - N.Y., 1954.

 

Основные термины (генерируются автоматически): спортивной деятельности, точки зрения, спортивного мастерства, активности человека, виды активного отношения, высоких спортивных результатов, мотивов спортивной деятельности, Мотивация спортивной деятельности, личности спортсмена, стадии спортивной деятельности, Мотивы стадии, начало спортивной активности, предметом спортивной деятельности, Анализ деятельности личности, побудителя активности человека, понятия «мотив», реальной действительности, психофизиологический процесс, движители активности человека, сложный социальный.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос