Существование самозванцев наблюдалось на протяжении всей истории России и других стран, в некоторое время они выдавали себя за других правителей. Чаще всего их появление наблюдалось в годы народных бедствий и смуту, тогда, когда надежда торжествовала над здравым смыслом.
Несмотря на то, что самозванцы издавна привлекали большое внимание историков, до конца не выяснены корни данного явления. Как правило, самозванство трактуется в виде одной из форм «антифеодального протеста», в политическом плане оно определялось в виде «борьбы трудящихся за власть». При этом не учитывалось то, что не все самозванцы были связаны с реализуемым социальным протестом, их целью не всегда была власть в государстве.
Самозванство является самовольным присвоением звания, чужого имени с целью обмана. За всю историю России было множество самозванцев, временно занимавших руководящие посты, они меняли устоявшиеся традиции, нормы жизни общества конкретного времени.
Емельян Пугачев, предводитель восстания в 1773–1775, родился в 1742 на Дону, в станице Зимовейской. Восстание под его руководством началось среди казачества реки Яик (Урал).
В 18 веке богатая войсковая практика казаков Яика возобладала над демократическим казацким самоуправлением. Старшины установили произвольные налоги на рыболовство, начали задерживать вознаграждение рядовым станичникам. Это послужило искрой к началу бунта. В конце 1760-го года вспыхнули вооруженные стычки меж верхами и низами Яицкого войска.
Императрица Екатерина II приказала старшине разобраться в причинах смуты и послала на Яик следственную комиссию. С должности был снят обвиненный в злоупотреблениях атаман Бородин, и царица обязала войсковую канцелярию выплачивать казацкое жалование и контролировать своевременность выплат.
Но самовольство старшин вскоре возобновилось. Рядовые казаки направили депутацию к императрице, но президент военной коллегии Чернышев арестовал членов делегации и отдал приказ избить их кнутом. Власти велели, чтобы яицкое войско отправило пару сот казаков на службу в прикавказский Кизляр, а кроме того остановило движение калмыков, которые приняли решение тогда уйти из России на родину Джунгарию [5, c. 51–53].
13 января казаки Яицкого города двинулись с претензиями к дому главы. Генерал Траубенберг вывел воин с пушками, однако казаки разметали их, убили генерала и повесили своего атамана Тамбовцева. Это выступление вскоре было подавлено, но недовольство никак не успокаивалось.
В этот период и объявился Емельян Пугачева. Еще юный, он уже смог принять участие в Семилетней битве, в поединке с польскими бунтовщиками и российско-турецкой битве 1768–1774 г., отличился в сражениях и обладал титулом хорунжего. В Польше Пугачев близко общался с беглыми старообрядцами и проникся симпатией к расколу.
Выпущенный с турецкой битвы по заболеванию, Пугачев двинулся к сестре в Таганрог. Там он помог скрыться в Кубани, не хотевшему служить мужу супруги.
Но был за это задержан. Емельян Пугачев проявлял наклонности авантюриста: сначала начал подговаривать часть казаков убежать с Яика к туркам. Эта идея не осуществилась.
Но Пугачева заметила часть богатых купцов, которая хотела путем бунта увеличить автономию войска, урезанную в последние годы.
И купцы стали всячески помогать ему собирать войска. Пугачев объявил себя низвергнутым мужем Екатерина II, царем Петром III. В народе бродили смутные слухи, что государь Петр был за простых людей против дворян, по этой причине самозванство Пугачева имело огромный успех. 18 сентября 1773 г.
Пугачев с отрядом из 300 человек подступил к Яицкому городу, однако никак не смог его взять. Тогда Емельян пустился вверх по Яику и захватил несколько слабых крепостей.
Армия Емельяна Пугачева вскоре увеличилась вплоть до 7 тысяч и осадила Оренбург. В 1774 году 22 марта Емельян Пугачев был разбит Бибиковым около Татищевой, потеряв 1,5 тысячи погибших и 36 пушек [5, c. 51–53].
Государственные войска освободили Оренбург и Яицкий город от осады. 10 января 1775 года Пугачева казнили. Его родная станица Зимовейская была переименована в Потемкинскую. В конце 1775 Екатерина объявила прощение уцелевшим его участникам, но повелела для полного уничтожения памяти переименовать реку Яик в Урал, а город Яицк в Уральск.
Самым масштабным и ярким примером самозванства в России является история Емельяна Пугачева. По мнению многих историков, институт самодержавия не был дискредитирован в глазах населения в связи с присутствием самозванца, его деятельностью.
В России базой прочной власти царя являлось своеобразное монархическое чувство, которое выражалось в любви и доверии к своим государям, непосредственно олицетворявшим Россию. В глазах русского народа они являлись блюстителями православной веры [3, с. 211–213].
Самозванство в виде социально-психологического и социокультурного явления при Емельяне Пугачеве приняло различную семантику, а также разноликий смысл. При правлении данного самозванца меняются условия бытования, нравы, социально-политические режимы, однако остается суть, по которой под чужой личиной никто не может вершить правые дела.
В данном случае, не случайно, что у Емельяна Пугачева доминирующей страстью было стремление заполучить любой ценой власть над людьми: сговором, обманом, преступлениями против государства, личности, общества. Одна из наиболее противоречивых сторон характера самозванца характеризуется причудливым сочетанием христианской аскезы с безудержным стремлением к веселью.
Известно, что Емельян Пугачев начинал свою «императорскую» деятельность с показа приближенным казакам эти «царских отметин», выдавал за них многочисленные рубцы от ран, полученных в прежних походах. «Благочестивый» (праведный) царь должен выполнять все установления православия, соблюдать национальные обычаи, следовать придворным традициям.
«Справедливый» царь не должен быть тираном и не должен позволять притеснять народ своим помощникам и чиновникам. Общее, что объединяет самозванцев, — это то, что они самоидентифицировали себя с теми царскими особами, под личной которых они действовали.
Это было присуще и Лжедмитрию I, и «Петру III».
Говоря о роли личности в истории, следует обратить внимание на тот факт, что Лжедмитрий был человеком просвещенным, который занимался самообразованием, имел представление о жизни за рубежом, в известной степени был предшественником Петра I, который через дыбу тянул Россию в Европу.
Пугачев, наоборот, был неграмотным, не обладал православной культурой, был ограничен в кругозоре, поддавался необузданным страстям, творил суд быстрый и неправедный.
Если Лжедмитрий допускал прощение своим врагам (например, В. Шуйскому, впоследствии вставшему во главе заговора против самозванца), то Емельян Пугачев не заботился о последствиях своих приказов, кровавых расправ над офицерами, представителями дворянского сословия [2, c. 118–137].
В период 1725–1762 гг. положение дворянства существенно улучшилось, выросли его привилегии. Екатерина II продолжила эту линию во внутренней политике подтверждением Манифеста о вольности дворянской, губернской реформой 1775 г., Жалованной грамотой дворянству 1785 г.
В результате дворянство превратилось за счет других сословий в единственный привилегированный класс, а по отношению к крестьянам оно выступало фактически как рабовладелец.
Причем привилегии касались всего дворянства, а не только верхушки, что снизило внутрисословную напряженность, а вторая половина XVIII в. получила название «золотой век русского дворянства» [1, c. 25–30].
Восстание Е. И. Пугачева, который умело играл на нелегитимности власти, показало, что розыгрыш этой карты может закончиться крахом «золотого века» для дворянского сословия в целом.
Все это, несомненно, умеряло амбиции тех представителей аристократии, которые желали играть более заметную политическую роль, и обусловило политическое затишье в правление Екатерины II, прерванное 11.3.1801.
Основной причиной народных недовольств, в том числе восстание под руководством Емельяна Пугачева, было усиление гнета на крепостных крестьян, бедное население и без того униженное, было на грани голодной смерти. Недовольство казаков увеличивалось также наступлением правительства на их традиционные привилегии и права.
Народы Поволжья и Приуралья испытывали угнетения и от местных властей, и от воздействия русских помещиков. Восстание или бунт, поднятый Е. Пугачевым, стало основанием, которое подтолкнуло правительство к смягчению и отмене крепостного права [6, c. 53–54].
Мощное выступление крестьян повлияло на развитие свободолюбивой русской общественной мысли и на всю духовную жизнь государства. Так что свою историческую миссию Е.Пугачев перед народом выполнил, благодаря ему, на Руси стал гулять дух свободы и освобождения от тирании.
По нашему мнению, в виде исторического явления, самозванство существовало только при определенных условиях в конкретное время. Кроме присутствия в стране острого духовного и политического кризиса, который подрывал морально-этические нормы и традиционные устои, основной предпосылкой появления самозванца было общество, пронизанное идеей монархии.
Однако данное общество не подвергалось сомнению законности прав на царский трон (высшую силу в государстве) в силу только факта рождения. При этом с безвозвратным уходом данного времени, с увеличением уровня грамотности, а также информированности, совокупной культуры населения не могло не отойти в самозванство и небытие.
Емельян Пугачев был достаточно самостоятельной и независимой личностью, все свои поступки, собственный образ действий вписывал в легенду о спасшемся императоре, однако удача от него отвернулась.
Впоследствии были еще и другие самозванцы, однако значительного успеха они уже не имели.
Если рассматривать самозванство с позиции социально-психологического анализа, можно сказать, что оно разрушало присутствующие традиции и ценности общества, нарушали государственные направления власти в области политики.
При исследовании самозванства с позиции деятельностного подхода, стоит отметить, что оно реализовывало функции:
– аккумуляции интересов, а также народных масс, формируя некоторую политическую силу, которая сосредотачивалась на разрешении специфической политической задачи;
– социального контроля над соблюдением норм легитимной политики основной властью.
В целом, самозванство Емельяна Пугачева выступило в виде «иммунного» регулятора существующей политической системы общества России.
Литература:
- Драган С. Н. Конец эпохи, которой не было// Ученые труды российской академии адвокатуры и нотариата, № 2, 2016 г. 25–30 с.;
- Королев А. А. Самозванство в России в прошлом и настоящем: социокультурный и историко-психологический аспекты// Знание, понимание, умение, № 4, 2015 г. 118–137 с.;
- Минеева Т. Г. Романовская В. Б. Цыганов В. И. Феномен самозванство в истории российского государства// Вестник костромского государственного университета, № 6, 2014 г. 211–213 с.;
- Обухова Ю. А. Самозванство и самозванчество в России// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики, № 4, 2017 г. 13–17 с.;
- Панькова У. А. Емельян Пугачев// Материалы студенческого научного кружка «Человек, общество, современность», № 3, 2015 г. 51–53 с.;
- Петров М. Г. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева// Материалы студенческого научного кружка, № 2, 2015 г. 53–54 с.;
- Серикова В. С. Феномен самозванства во времена смутного времени// Проблемы современной педагогики: теория и практика, № 2, 2016 г. 157–159 с.;