Как повлияло самозванство на историю России (на примере Емельяна Пугачева) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бажина, Е. А. Как повлияло самозванство на историю России (на примере Емельяна Пугачева) / Е. А. Бажина, Е. Н. Вальнюк, А. А. Жигалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46368/ (дата обращения: 19.12.2024).



Существование самозванцев наблюдалось на протяжении всей истории России и других стран, в некоторое время они выдавали себя за других правителей. Чаще всего их появление наблюдалось в годы народных бедствий и смуту, тогда, когда надежда торжествовала над здравым смыслом.

Несмотря на то, что самозванцы издавна привлекали большое внимание историков, до конца не выяснены корни данного явления. Как правило, самозванство трактуется в виде одной из форм «антифеодального протеста», в политическом плане оно определялось в виде «борьбы трудящихся за власть». При этом не учитывалось то, что не все самозванцы были связаны с реализуемым социальным протестом, их целью не всегда была власть в государстве.

Самозванство является самовольным присвоением звания, чужого имени с целью обмана. За всю историю России было множество самозванцев, временно занимавших руководящие посты, они меняли устоявшиеся традиции, нормы жизни общества конкретного времени.

Емельян Пугачев, предводитель восстания в 1773–1775, родился в 1742 на Дону, в станице Зимовейской. Восстание под его руководством началось среди казачества реки Яик (Урал).

В 18 веке богатая войсковая практика казаков Яика возобладала над демократическим казацким самоуправлением. Старшины установили произвольные налоги на рыболовство, начали задерживать вознаграждение рядовым станичникам. Это послужило искрой к началу бунта. В конце 1760-го года вспыхнули вооруженные стычки меж верхами и низами Яицкого войска.

Императрица Екатерина II приказала старшине разобраться в причинах смуты и послала на Яик следственную комиссию. С должности был снят обвиненный в злоупотреблениях атаман Бородин, и царица обязала войсковую канцелярию выплачивать казацкое жалование и контролировать своевременность выплат.

Но самовольство старшин вскоре возобновилось. Рядовые казаки направили депутацию к императрице, но президент военной коллегии Чернышев арестовал членов делегации и отдал приказ избить их кнутом. Власти велели, чтобы яицкое войско отправило пару сот казаков на службу в прикавказский Кизляр, а кроме того остановило движение калмыков, которые приняли решение тогда уйти из России на родину Джунгарию [5, c. 51–53].

13 января казаки Яицкого города двинулись с претензиями к дому главы. Генерал Траубенберг вывел воин с пушками, однако казаки разметали их, убили генерала и повесили своего атамана Тамбовцева. Это выступление вскоре было подавлено, но недовольство никак не успокаивалось.

В этот период и объявился Емельян Пугачева. Еще юный, он уже смог принять участие в Семилетней битве, в поединке с польскими бунтовщиками и российско-турецкой битве 1768–1774 г., отличился в сражениях и обладал титулом хорунжего. В Польше Пугачев близко общался с беглыми старообрядцами и проникся симпатией к расколу.

Выпущенный с турецкой битвы по заболеванию, Пугачев двинулся к сестре в Таганрог. Там он помог скрыться в Кубани, не хотевшему служить мужу супруги.

Но был за это задержан. Емельян Пугачев проявлял наклонности авантюриста: сначала начал подговаривать часть казаков убежать с Яика к туркам. Эта идея не осуществилась.

Но Пугачева заметила часть богатых купцов, которая хотела путем бунта увеличить автономию войска, урезанную в последние годы.

И купцы стали всячески помогать ему собирать войска. Пугачев объявил себя низвергнутым мужем Екатерина II, царем Петром III. В народе бродили смутные слухи, что государь Петр был за простых людей против дворян, по этой причине самозванство Пугачева имело огромный успех. 18 сентября 1773 г.

Пугачев с отрядом из 300 человек подступил к Яицкому городу, однако никак не смог его взять. Тогда Емельян пустился вверх по Яику и захватил несколько слабых крепостей.

Армия Емельяна Пугачева вскоре увеличилась вплоть до 7 тысяч и осадила Оренбург. В 1774 году 22 марта Емельян Пугачев был разбит Бибиковым около Татищевой, потеряв 1,5 тысячи погибших и 36 пушек [5, c. 51–53].

Государственные войска освободили Оренбург и Яицкий город от осады. 10 января 1775 года Пугачева казнили. Его родная станица Зимовейская была переименована в Потемкинскую. В конце 1775 Екатерина объявила прощение уцелевшим его участникам, но повелела для полного уничтожения памяти переименовать реку Яик в Урал, а город Яицк в Уральск.

Самым масштабным и ярким примером самозванства в России является история Емельяна Пугачева. По мнению многих историков, институт самодержавия не был дискредитирован в глазах населения в связи с присутствием самозванца, его деятельностью.

В России базой прочной власти царя являлось своеобразное монархическое чувство, которое выражалось в любви и доверии к своим государям, непосредственно олицетворявшим Россию. В глазах русского народа они являлись блюстителями православной веры [3, с. 211–213].

Самозванство в виде социально-психологического и социокультурного явления при Емельяне Пугачеве приняло различную семантику, а также разноликий смысл. При правлении данного самозванца меняются условия бытования, нравы, социально-политические режимы, однако остается суть, по которой под чужой личиной никто не может вершить правые дела.

В данном случае, не случайно, что у Емельяна Пугачева доминирующей страстью было стремление заполучить любой ценой власть над людьми: сговором, обманом, преступлениями против государства, личности, общества. Одна из наиболее противоречивых сторон характера самозванца характеризуется причудливым сочетанием христианской аскезы с безудержным стремлением к веселью.

Известно, что Емельян Пугачев начинал свою «императорскую» деятельность с показа приближенным казакам эти «царских отметин», выдавал за них многочисленные рубцы от ран, полученных в прежних походах. «Благочестивый» (праведный) царь должен выполнять все установления православия, соблюдать национальные обычаи, следовать придворным традициям.

«Справедливый» царь не должен быть тираном и не должен позволять притеснять народ своим помощникам и чиновникам. Общее, что объединяет самозванцев, — это то, что они самоидентифицировали себя с теми царскими особами, под личной которых они действовали.

Это было присуще и Лжедмитрию I, и «Петру III».

Говоря о роли личности в истории, следует обратить внимание на тот факт, что Лжедмитрий был человеком просвещенным, который занимался самообразованием, имел представление о жизни за рубежом, в известной степени был предшественником Петра I, который через дыбу тянул Россию в Европу.

Пугачев, наоборот, был неграмотным, не обладал православной культурой, был ограничен в кругозоре, поддавался необузданным страстям, творил суд быстрый и неправедный.

Если Лжедмитрий допускал прощение своим врагам (например, В. Шуйскому, впоследствии вставшему во главе заговора против самозванца), то Емельян Пугачев не заботился о последствиях своих приказов, кровавых расправ над офицерами, представителями дворянского сословия [2, c. 118–137].

В период 1725–1762 гг. положение дворянства существенно улучшилось, выросли его привилегии. Екатерина II продолжила эту линию во внутренней политике подтверждением Манифеста о вольности дворянской, губернской реформой 1775 г., Жалованной грамотой дворянству 1785 г.

В результате дворянство превратилось за счет других сословий в единственный привилегированный класс, а по отношению к крестьянам оно выступало фактически как рабовладелец.

Причем привилегии касались всего дворянства, а не только верхушки, что снизило внутрисословную напряженность, а вторая половина XVIII в. получила название «золотой век русского дворянства» [1, c. 25–30].

Восстание Е. И. Пугачева, который умело играл на нелегитимности власти, показало, что розыгрыш этой карты может закончиться крахом «золотого века» для дворянского сословия в целом.

Все это, несомненно, умеряло амбиции тех представителей аристократии, которые желали играть более заметную политическую роль, и обусловило политическое затишье в правление Екатерины II, прерванное 11.3.1801.

Основной причиной народных недовольств, в том числе восстание под руководством Емельяна Пугачева, было усиление гнета на крепостных крестьян, бедное население и без того униженное, было на грани голодной смерти. Недовольство казаков увеличивалось также наступлением правительства на их традиционные привилегии и права.

Народы Поволжья и Приуралья испытывали угнетения и от местных властей, и от воздействия русских помещиков. Восстание или бунт, поднятый Е. Пугачевым, стало основанием, которое подтолкнуло правительство к смягчению и отмене крепостного права [6, c. 53–54].

Мощное выступление крестьян повлияло на развитие свободолюбивой русской общественной мысли и на всю духовную жизнь государства. Так что свою историческую миссию Е.Пугачев перед народом выполнил, благодаря ему, на Руси стал гулять дух свободы и освобождения от тирании.

По нашему мнению, в виде исторического явления, самозванство существовало только при определенных условиях в конкретное время. Кроме присутствия в стране острого духовного и политического кризиса, который подрывал морально-этические нормы и традиционные устои, основной предпосылкой появления самозванца было общество, пронизанное идеей монархии.

Однако данное общество не подвергалось сомнению законности прав на царский трон (высшую силу в государстве) в силу только факта рождения. При этом с безвозвратным уходом данного времени, с увеличением уровня грамотности, а также информированности, совокупной культуры населения не могло не отойти в самозванство и небытие.

Емельян Пугачев был достаточно самостоятельной и независимой личностью, все свои поступки, собственный образ действий вписывал в легенду о спасшемся императоре, однако удача от него отвернулась.

Впоследствии были еще и другие самозванцы, однако значительного успеха они уже не имели.

Если рассматривать самозванство с позиции социально-психологического анализа, можно сказать, что оно разрушало присутствующие традиции и ценности общества, нарушали государственные направления власти в области политики.

При исследовании самозванства с позиции деятельностного подхода, стоит отметить, что оно реализовывало функции:

– аккумуляции интересов, а также народных масс, формируя некоторую политическую силу, которая сосредотачивалась на разрешении специфической политической задачи;

– социального контроля над соблюдением норм легитимной политики основной властью.

В целом, самозванство Емельяна Пугачева выступило в виде «иммунного» регулятора существующей политической системы общества России.

Литература:

  1. Драган С. Н. Конец эпохи, которой не было// Ученые труды российской академии адвокатуры и нотариата, № 2, 2016 г. 25–30 с.;
  2. Королев А. А. Самозванство в России в прошлом и настоящем: социокультурный и историко-психологический аспекты// Знание, понимание, умение, № 4, 2015 г. 118–137 с.;
  3. Минеева Т. Г. Романовская В. Б. Цыганов В. И. Феномен самозванство в истории российского государства// Вестник костромского государственного университета, № 6, 2014 г. 211–213 с.;
  4. Обухова Ю. А. Самозванство и самозванчество в России// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики, № 4, 2017 г. 13–17 с.;
  5. Панькова У. А. Емельян Пугачев// Материалы студенческого научного кружка «Человек, общество, современность», № 3, 2015 г. 51–53 с.;
  6. Петров М. Г. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева// Материалы студенческого научного кружка, № 2, 2015 г. 53–54 с.;
  7. Серикова В. С. Феномен самозванства во времена смутного времени// Проблемы современной педагогики: теория и практика, № 2, 2016 г. 157–159 с.;
Основные термины (генерируются автоматически): Пугачев, III, Россия, самозванство, Яицкий город, дворянское сословие, история России, Оренбург, Урал, яицкое войско.


Похожие статьи

О проблемах налогообложения малого бизнеса (на примере Белгородской области)

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества русскоязычных писателей)

Влияние европейской экономической интеграции на страны бывшей Югославии (на примере Словении)

Об особенностях англоязычного медицинского дискурса (на примере кинотекстов)

Влияние рекламных войн на рост продаж (на примере рекламных кампаний)

Стереотипы и страноведение (на примере анимационного фильма «Тачки 2»)

Культура здорового образа жизни: взгляды прошлых цивилизаций (на примере Узбекистана)

Религиозные организации как факторы обеспечения национальной безопасности (на примере Украины)

Подоходное налогообложение как отражение налоговой культуры общества (на примере Франции и России)

О влиянии политических репрессий на судьбы творческой интеллигенции на примере судьбы поэта Игоря Георгиевича Франчески

Похожие статьи

О проблемах налогообложения малого бизнеса (на примере Белгородской области)

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества русскоязычных писателей)

Влияние европейской экономической интеграции на страны бывшей Югославии (на примере Словении)

Об особенностях англоязычного медицинского дискурса (на примере кинотекстов)

Влияние рекламных войн на рост продаж (на примере рекламных кампаний)

Стереотипы и страноведение (на примере анимационного фильма «Тачки 2»)

Культура здорового образа жизни: взгляды прошлых цивилизаций (на примере Узбекистана)

Религиозные организации как факторы обеспечения национальной безопасности (на примере Украины)

Подоходное налогообложение как отражение налоговой культуры общества (на примере Франции и России)

О влиянии политических репрессий на судьбы творческой интеллигенции на примере судьбы поэта Игоря Георгиевича Франчески

Задать вопрос