Слухи в управлении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (176) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 18.10.2017

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Нитаев Я. В., Шарипов А. Р., Яцук К. В. Слухи в управлении // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 100-102. — URL https://moluch.ru/archive/176/45977/ (дата обращения: 19.04.2019).



В процессе управления любой сложной системой (будь это общество или военная организованная структура) передача информации сталкивается с рядом негативным моментов, одним из которых является ее искажение под влиянием слухов. Слухи способны нанести непоправимый ущерб в силу того, что информация передается не в полном виде, а в виде искаженных ненаправленных потоков. Особенно опасны слухи в условиях военного управления, в период введения чрезвычайных ситуаций.

Слухи являются видов коммуникаций в управлении. Коммуникация применяется в двух значениях:

– путь сообщения, связь одного места с другим (например, транспортная коммуникация, подземные коммуникации);

– общение, передача информации от человека (группы) к человеку (группе); специфическая форма их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи [6].

По мнению группы авторов, «коммуникация представляет собой социальный процесс, она выполняет связывающую функцию в обществе» [1, с. 1059].

Таким образом, под коммуникацией принято понимать прием и передачу информации в виде сообщения от одного субъекта (отправителя) к другому субъекту (получателю).

Существуют самые разнообразные формы и методы передачи информации. Пожалуй, одной из самых древних из них являются слухи. Не ошибемся, если скажем, что слухи появились гораздо раньше письменности, а тем более других источников информации (газеты, радио, телевидение.). Недаром в русском языке существуют пословицы: слухом земля полнится», «ни слуху ни духу», а пословицы, нужно отдать им должное, явление древнее и самобытное. И не менее древнее и самобытное, в настоящее время повседневное явление — слухи — окружают нас постоянно и везде, преследуют нас, терзают умы, а иногда переворачивают привычные представления о вещах, которые, казалось бы, являются устоявшимися.

Несомненно, слухи — это вид речевой устной коммуникации. В словаре Ожегова читаем: «слухи — это молва, сообщение о чем-либо (чаще всего о неподтвержденном)» [4]. Молва означает, что среди определенной группы людей говорится о чем-либо и эта информация передается дальше другой группе людей. Молва, как снежный ком, который, увеличиваясь и собирая все больше адресатов, со временем может обернуться информационной лавиной. Нечто похожее происходит и со слухами, которые в силу природы своего происхождения и особенностей восприятия человеком информации, масштабно и бесконтрольно завладевают умами людей, множатся, обрастают домыслами и измышлениями, непроверенными и неподтвержденными данными.

Слухи — это сложный вид коммуникаций, поскольку распространение слухов не ограничивается передачей только информации или сообщения от отправителя к получателю. Сложный характер такого коммуникативного общения обусловлен разрастанием и раздуванием слухов, иными словами, мы имеет дело не с одним определенным отправителем или определенным получателем, а с многочисленными «соавторами», которые, к тому остаются анонимными.

Следует обратить внимание и на характер самого сообщения — слуха, ядро коммуникации и причины его появления. Слухи — это неподтвержденная информация. Ее источником может стать любое сообщение в прессе, на телевидении, обращенная к широкой публике реплика, сообщение в Интернете, новости светского, научного, политического, экономического и иного характера. Чтобы стать слухом, такая информация (пусть даже и официальная) должна быть определенным образом воспринята человеком или группой людей — исходными отправителями или распространителями слухов. Искажение информации в процессе восприятия и ее передачи — процесс объективный, поскольку специфика человеческого восприятия состоит в том, что в полном объеме информация не обрабатывается мозгом, а усваивается, запоминается только часть информации или та информация, которая в данный момент человеку интересна.

Достаточно вспомнить, как ведут себя люди, когда слышат нечто потрясающее. Действительно, люди делятся этой информацией с соседом, другом, случайным попутчиком в общественном транспорте, желая произвести благоприятное впечатление своей осведомленностью. При этом, часто бывает так, что невольно или намеренно домысливается (конструируется) такая информация, порой доводится до абсурда с тем, чтобы потрясти собеседника, дать показать ему, насколько вы ценный источник информации. Но вот проверенный ли?

В итоге происходит искажение, которое обусловлено исключительно субъективными особенностями психической деятельности. Как говорила в свое время миссис Хамфри Уорд, «рассказанную нам историю мы склонны передать другим в лучшем виде, чем ее получили» [5]. Желание приукрасить информацию, дополнить ее, измыслить по-своему, в своих собственных интересах и с позиции своего интеллекта, увлечений, знаний, опыта и является одной из причин порождения слухов.

Известно, что услышанное не обязательно является правдой. Однако многие склонны этому верить. Действительно, слухи — это то, что мы слышим, а новости — это то, что мы говорим [2, с. 136].

В период военного времени слухи очень опасны. В период Второй мировой войны распространение слухов было особенно частым явлением. Это связано с недостатком полноценной информации о событиях, происходивших в тылу и на фронте. Порой советский народ получал совершенно ложную информацию об оставленных городах, средства массовой информации сообщали о боях в одном населенном пункте, в то время как войсками противника был занят уже следующий. Но граждане осознавали несоответствие официальной информации и даже требовали более реальной оценки событий. В итоге, когда официальная информация от диктора соответствовала действительности, народ воспринимал ее как ложь. Постоянное существование между двумя информационными сферами — официальной и неофициальной, которые в основном были противоположного содержания, зарождало двоякое осознание событий, где у каждого своя правда. Такое положение дел вызывало явную критику деятельности властей. Слухи распространялись и среди военнослужащих. Помощник начальника Военно-политической академии по материально-техническому обеспечению генерал-майор Петров, ссылаясь на разговор «с каким-то родственником Вадимом», утверждал, что СССР начал войну еще до 22 июня 1941 года [3].

Из данного примера видно, что ничем не подтвержденная и основанная на суевериях информация стала причиной если не паники, то «легкого волнения умов». Такое волнение — одно из последствий слухов.

Некоторые слухи могут носить более масштабный характер. Они могут оказывать большое влияние на экономические и политические процессы. Например, в связи с банкротством одного из банков в прошлом году появился слух, что банковская система у нас в России находится в кризисном состоянии и что нужно срочно забирать денежные вклады. Основой возникновения слуха стал реальный факт, однако из этого были сделаны поспешные и неверные выводы, поскольку мнение экспертов по этому поводу было иным. Но люди, наученные горьким опытом начала 90-х годов прошлого столетия, легко поверили этому. Последствия в данном случае легко предсказуемы — не доверяя банкам, граждане уменьшили вклады. Это привело бы к тому, что, испытывая недостаток денежных средств, банки могли оказаться в состоянии финансового краха. А это, в свою очередь, могло привести к кризису всей банковской системы. Итог всего этого — слух о кризисе банковской системе приводит к кризису банковской системы.

Можно привести и другой пример. Например, «ползет» слух о том, что скоро ожидается резкое повышение цен на все товары повседневного спроса. Этому слуху поверить легко, так как в нашей стране в последние годы и наблюдается рост потребительских цен. Однако слух о резком повышение цен может оказаться домыслом или измышлением, поскольку реально такую информацию проверить сложно. Можно лишь прогнозировать с той или иной долей вероятности о возможном повышении цен. Но люди, мало знакомые с экономикой и прогнозированием в экономике, не готовы заниматься расчетами. Веря такому слуху, люди начинают скупать товары в магазинах, делать запасы, «сушить сухари», как принято говорить в народе. Итог всему этому — возможный дефицит товаров и повышение цен в связи с дефицитом.

Некоторые слухи могут оказаться опасными и с точки зрения общественного порядка, учитывая легковерие народа и общественное настроение. Опасными слухами, например, могут стать слухи о готовящихся терактах, начале военных действий с предполагаемым противником, слухи о конце света, распространении смертоносных болезней и т. д. Такие слухи, действительно, сложно проверить, тем более среди ученых и политиков нет полной информации о глобальных опасностях человечества. В итоге в народе начинают распространяться панические настроения, вспыхивают массовые волнения, могут возникнуть более опасные и зловредные слухи.

Итак, слухи как сложный вид устных коммуникаций по большей своей части могут оказаться опасными. Как же бороться со слухами? Есть ли какие-либо меры противодействия слухам?

Очевидно, что слухи искоренить нельзя, поскольку зачастую нельзя установить источник их появления и лиц, их распространяющих. Слухи — это неотъемлемая часть обыденной действительности. Но слухам можно противостоять.

Во-первых, следует не доверять безусловно той информации, которая по своей сути является искаженной или не полученной из официальных источников. Свое мнение следует излагать только на проверенной и достоверной информации.

Во-вторых, если в обществе наблюдается раздувание слухов, средствам массовой информации необходимо выступать с опровержением этих слухов, приглашая экспертов, специалистов, ученых, способных разъяснить безосновательность распространяемых слухов. Как правило, читатели, зрители больше поверят выступлению симпатичного им авторитетного лица, чем своему соседу по подъезду или дому.

В-третьих, стоит обратить внимание на развитие критического мышления молодежи и иных лиц. Осторожный подход к наиболее опасным слухам может избежать дальнейшего его распространения среди других, менее подготовленных к противодействию слухам людей.

Можно дать и другие рекомендации по борьбе со слухами, но только будут ли они действенными? Мы живем в огромном мире среди чудес техники и в потоке новостей, событий, явлений и процессов, поражающих ум своей грандиозностью. С каждым годом человек становится центром воздействия на него все большего количества средств информации. Прогресс шагает семимильными шагами, но человек при этом не меняется. Он остается таким же доверчивым, наивным и суеверным, каким был несколько тысяч лет назад. Он, по сути, беззащитен от воздействия слухов, домыслов и измышлений, и более того, сам становится «звеном цепи» в их передаче и распространении. Итак, установлено, что слухи — опасный вид массовых устных коммуникаций, требует более критического и осторожного отношения к непроверенной информации, поэтому нужно всегда скептически воспринимать такого рода информационные искажения.

Литература:

  1. Аникеенко Е. Е., Казанцев В. П., Яцук К. В. Слухи как коммуникация в «закрытом» обществе // Молодой ученый. 2016. № 28. С. 1059–1062.
  2. Дубин Б. В., Толстых А. В. Слухи как феномен обыденной жизни // Философские исследования. 1993. № 2. С. 136–141.
  3. Побережников И. В. Слухи в социальной истории: типология и функции (по материалам восточных регионов России XVIII—XIX вв.). Екатеринбург, 1995. 117 с.
  4. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gufo.me/dict/ozhegov
  5. Цитаты о сплетнях и слухах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://grayreason.ru/tsitaty-o-spletnyah-i-sluhah/.
  6. Шарков Ф. Ф. Основы теории коммуникации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iub.at.ua/.
Основные термины (генерируются автоматически): слух, банковская система, информация, группа людей, передача информации, раздувание слухов, повышение цен, официальная информация, массовая информация, распространение слухов.


Похожие статьи

Обзор моделей распространения информации в социальных...

Информация может поступить через связи в социальных сетях, либо через средства массовой информации (далее – СМИ). Оценка эффекта от распространения информации через СМИ была сложной задачей.

Слухи как коммуникация в «закрытом» обществе | Молодой ученый

слух, военное время, мировая война, информация, изучение слухов, распространение слухов, Красная армия, официальная информация, действительная информация, советский человек.

Слухи как средство информационно-психологических войн

Но, ее опасность заключается в том, что, гражданин страны против которой санкцианирована эта война, не осознано распространяя анекдоты, сплетни и слухи, информацию полученную через различные С. М. И...

Слухи и сплетни как один из инструментов психологических войн

Люди, распространяя слух, осознанно или нет, стремятся таким образом повысить свой

Ведь после подтверждающей информации распространитель становится дальновидным

За распространение панических слухов во время Великой Отечественной войны паникеров...

Использование СМИ для распространения дезинформации...

В информационной войне (ИВ) слухи используются довольно активно. Так, например, слухи о существовании в Сербии концентрационных лагерей, созданные на основе неполной и искаженной информации...

Ключевые проблемы информационной безопасности сферы...

– нарушение законных ограничений на распространение информации. В целом, проблемы информационной безопасности можно разделить на три больших группы

– присутствие в учебных и научных материалах скрытой рекламы, спама, дезинформации, слухов...

Особенности цензуры в интернет-СМИ | Статья в журнале...

Все потоки информации регулируются цензурой. «Цензура есть форма ограничения властью свободы слова, свободы печати, телевидения и других средств массовой

С развитием СМИ и появлением новых средств передачи информации, возникли и новые формы цензуры.

Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях...

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ), лингвистические средства воздействия.

Телевидение (в отличие от печатных СМИ и радио) воздействует сразу на два органа восприятия – слух и зрение, – благодаря чему...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Обзор моделей распространения информации в социальных...

Информация может поступить через связи в социальных сетях, либо через средства массовой информации (далее – СМИ). Оценка эффекта от распространения информации через СМИ была сложной задачей.

Слухи как коммуникация в «закрытом» обществе | Молодой ученый

слух, военное время, мировая война, информация, изучение слухов, распространение слухов, Красная армия, официальная информация, действительная информация, советский человек.

Слухи как средство информационно-психологических войн

Но, ее опасность заключается в том, что, гражданин страны против которой санкцианирована эта война, не осознано распространяя анекдоты, сплетни и слухи, информацию полученную через различные С. М. И...

Слухи и сплетни как один из инструментов психологических войн

Люди, распространяя слух, осознанно или нет, стремятся таким образом повысить свой

Ведь после подтверждающей информации распространитель становится дальновидным

За распространение панических слухов во время Великой Отечественной войны паникеров...

Использование СМИ для распространения дезинформации...

В информационной войне (ИВ) слухи используются довольно активно. Так, например, слухи о существовании в Сербии концентрационных лагерей, созданные на основе неполной и искаженной информации...

Ключевые проблемы информационной безопасности сферы...

– нарушение законных ограничений на распространение информации. В целом, проблемы информационной безопасности можно разделить на три больших группы

– присутствие в учебных и научных материалах скрытой рекламы, спама, дезинформации, слухов...

Особенности цензуры в интернет-СМИ | Статья в журнале...

Все потоки информации регулируются цензурой. «Цензура есть форма ограничения властью свободы слова, свободы печати, телевидения и других средств массовой

С развитием СМИ и появлением новых средств передачи информации, возникли и новые формы цензуры.

Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях...

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ), лингвистические средства воздействия.

Телевидение (в отличие от печатных СМИ и радио) воздействует сразу на два органа восприятия – слух и зрение, – благодаря чему...

Задать вопрос