Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Методика и тактика прокурорского надзора над оперативно-розыскной деятельностью в этой сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №39 (173) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 02.10.2017

Статья просмотрена: 340 раз

Библиографическое описание:

Кочнев И. Г. Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Методика и тактика прокурорского надзора над оперативно-розыскной деятельностью в этой сфере // Молодой ученый. — 2017. — №39. — С. 63-66. — URL https://moluch.ru/archive/173/45788/ (дата обращения: 22.10.2018).



Согласно ст.1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее федеральный закон № 144-ФЗ) оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Для достижения цели и решения задач, поставленных перед оперативно-розыскными подразделениями, законодателем разработан исчерпывающийся перечень оперативно-розыскных мероприятий.

В целях накопления и последующей обработки информации в подразделениях, осуществляющих, оперативно-розыскную деятельность осуществляется производство по делам оперативного учета и иным оперативным материалам.

Исходя из практики оперативно-розыскной деятельности в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, представляется что, комплекса оперативно-розыскных мероприятий для достижения целей оперативно-розыскной деятельности в указанной сфере явно недостаточно.

В связи с этим, целесообразно расширение перечня оперативно-розыскных мероприятий такими, как «захват», а также «засада», при этом недопустимо при их проведении нарушение установленных законом прав и свобод человека и гражданина, с данной позицией соглашаются Г. В. Дытченко, а также Е. Л. Никитин в своем методическом пособии.

Вместе с тем, необходимость включения указанных оперативно-розыскных мероприятий в предусмотренный федеральным законом № 144 ФЗ перечень, обусловлена, прежде всего, тем, что в настоящий момент лица, занимающиеся преступной деятельностью в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ используют различные средства сбыта, чаще всего бесконтактные, что существенно, затрудняет выявление наркосбытчиков.

Кроме того, система организованной преступной группы носит строго иерархичный характер с разделением преступных ролей, а также тесно связана с транснациональной преступностью, при этом нередко членами ОПГ являются сотрудники правоохранительных органов, политики.

Указанные особенности свидетельствуют о необходимости осуществления межведомственного взаимодействия, а также международного сотрудничества между оперативными подразделениями различных государств.

В настоящий момент оперативная обстановка свидетельствует о необходимости разработки новых методик и тактик выявления как наркосбытчиков и перевозчиков, так и хранителей, потребителей наркотических средств, психотропных веществ.

Особое внимание при этом необходимо уделять последним в виду того, что они являются носителями информации о лицах, занимающихся наркосбытом, а также местах употребления наркотических средств, психотропных веществ.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации предметом прокурорского надзора в данной сфере являются:

‒ соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

‒ установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий;

‒ законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Основные требования к организации прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности (ОРД) изложены в приказе Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33.

Исходя из предмета надзора, при проведении прокурорской проверки в данной сфере особое внимание необходимо уделять оперативно служебной документации о заведении, приостановлении и прекращении ДОУ, а также сведений, подтверждающих законность, обоснованность и своевременность принятых по ним решений.

Основаниями проведения проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в соответствии с требованиями Генерального прокурора Российской Федерации являются:

‒ обращения граждан, юридических и должностных лиц;

‒ в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;

‒ в других случаях с учетом состояния законности и анализа оперативной обстановке на территории района, и ином уровне, а именно негативная динамика по выявлению и раскрытию наркопреступлений.

Проверку рекомендуется проводить на основании заблаговременно подготовленного плана, разработанного с учетом методических рекомендаций вышестоящей прокуратуры, научных статей, а также ранее проведенных проверок.

Для получения необходимых прокурору в процессе проверки статистических и иных сведений, учетно-регистрационных документов ДОУ, других оперативно-служебных документов и материалов заблаговременно направляется письменный запрос за подписью уполномоченного прокурора в поднадзорный орган.

Данный запрос должен содержать конкретный перечень запрашиваемых документов, список сотрудников с которых необходимо взять объяснения, а также разумный срок на предоставление запрашиваемой информации.

При проведении проверки за законность осуществления оперативно-розыскной деятельности надзирающий прокурор вправе осуществлять надзор исключительно оперативно-служебной документации, без непосредственного вмешательства в проведение оперативно-розыскных мероприятий.

При проведении проверок следует учитывать, что оперативно-служебные документы, отражающие факт и результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий, содержатся не только в делах оперативного учета, но и во многих других информационных системах и на материальных носителях информации.

Проверку оперативно-розыскных подразделений оперативно-розыскных органов рекомендуется начинать с изучения учетно-регистрационных журналов и книг.

По результатам проверки, которых, надзирающий прокурор делает отметку после последней записи в указанном журнале/книги с указанием даты и времени, при этом заверяет их своей подписью.

С точки зрения Г. В. Дытченко и Е. Л. Никитина особое внимание при проведении проверки необходимо уделять:

‒ общему состоянию законности при осуществлении ОРД;

‒ законности при проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий и принятии решений руководителями оперативно-розыскного органа;

‒ соблюдению конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления ОРД;

‒ решению задач ОРД и выполнению установленных законом обязанностей органами, уполномоченными на осуществление ОРД;

‒ эффективности осуществления ОРД с точки зрения исполнения всех требований и предписаний закона по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и всех лиц, причастных к их подготовке и совершению;

‒ выявлению причин и условий нарушений оперативно-розыскного законодательства;

‒ состоянию ведомственного контроля за законностью ОРД;

‒ достоверности статистических и иных отчетных данных и сведений, характеризующих результаты и эффективность деятельности проверяемого оперативно-розыскного органа.

Вместе с тем, с моей точки зрения в целях недопущения фактов волокиты при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в указанный перечень также необходимо включить надзор за своевременностью проведения ОРМ и принятию по ним результатам их проведения соответствующих решений.

По результатам проведенной проверки уполномоченным прокурором с соблюдением правил секретного делопроизводства составляется справка или рапорт на имя руководителя структурного подразделения.

В данной справке/рапорте, указываются выявленные нарушения закона, лица, их совершившие, а также причины, условия и вредоносные последствия допущения выявленных нарушений.

Вместе с тем, в справке/рапорте указывается комплекс мер прокурорского реагирования, принятие которых приведет к стабилизации оперативной обстановке на данном направлении надзорной деятельности.

Необходимо отметить, что результативность оперативно-розыскной деятельности может иметь место лишь в случае проведения аналитической, плановой, целенаправленной, активной работы, соблюдения всех необходимых законодательно закрепленных требований ее проведения, в противном случае полученные результаты будут признаны ничтожными и неприменимыми в качестве доказательств.

Таким образом, прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью — это вид надзорной деятельности, осуществляемой уполномоченными работниками прокуратуры в пределах их полномочий посредством реализации ими определенных законом и выработанных научными сотрудниками методик проверок и средств реагирования в целях обеспечения соблюдения Конституции и исполнения законов всеми органами, уполномоченными в соответствии с действующим законом осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Отношение к надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности как к второстепенному и незначительному влечет негативные последствия в виде увеличения количества нарушений прав граждан при производстве ОРМ, снижения результативности сомой оперативно-розыскной деятельности.

Я придерживаюсь точки зрения Г. В. Дытченко и Е. Л. Никитина в вопросе, связанном с проблемами организации прокурорского надзора в данной отрасли.

Отсутствие достаточно полных и подробно регламентированных полномочий у прокурора по осуществлению надзорных функций за исполнением законодательства об ОРД. В соответствии с Законом о прокуратуре полномочия прокурора устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами. Однако действующая редакция УПК РФ не устанавливает полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

Поэтому прокурорский надзор в данной отрасли был бы гораздо более эффективным, если бы прокурор был наделен большим объемом законодательно установленных полномочий.

Литература:

  1. Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности».

2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации»

  1. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»
  2. Прокурорский надзор за законностью проведения и документирования оперативно-розыскных мероприятий, Е. Л. Никитин, Г. В. Дытченко, Санкт-Петербург 2013.
  3. Преступность, уголовная политика, закон под редакцией А. И. Долговой, М., Российская криминологическая ассоциация, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): оперативно-розыскная деятельность, прокурорский надзор, свобода человека, мероприятие, проведение, особое внимание, оперативная обстановка, Российская Федерация, Генеральный прокурор, надзорная деятельность.


Похожие статьи

Система прокурорского надзора за исполнением законов...

Ключевые слова: прокурорский надзор, оперативно-розыскная деятельность, полномочия, прокурорское реагирование. Оперативно-розыскная деятельность выступает самостоятельным видом правоохранительной деятельности...

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

Данная сфера прокурорского надзора отличается от иных направлений надзорной деятельности (например, надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина), наступательным характером...

Предмет прокурорского надзора за исполнением...

В статье исследована надзорная деятельность прокуратуры Российской Федерации по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществления разрешительной системы...

Основные функции и задачи прокурорского надзора за...

Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции, орган, должностное лицо

Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам...

О необходимости законодательного разграничения...

Ключевые слова: прокуратура, органы дознания, прокурорский надзор, оперативно-розыскная деятельность. Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов...

Повышение эффективности прокурорского надзора за...

Основные термины (генерируются автоматически): лишение свободы, прокурорский надзор, прокурор, РФ, Генеральный прокурор РФ, осужденный

Система прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Каталог оперативно-розыскных мероприятий методы их...

мероприятие, оперативно-розыскная деятельность, оперативное внедрение, свобода человека, лицо, негласное проведение, оперативно-розыскное мероприятие.

Актуальные проблемы вопросов прокурорского надзора за...

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, прокурорский надзор, РФ, защита, ребенок, деятельность органов

Система прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Методика прокурорского надзора за соблюдением права на...

прокурорский надзор, РФ, уголовное преследование, Российская Федерация, реабилитация, предварительное следствие, уголовное судопроизводство, орган дознания, Генеральный прокурор, надзорная деятельность...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Система прокурорского надзора за исполнением законов...

Ключевые слова: прокурорский надзор, оперативно-розыскная деятельность, полномочия, прокурорское реагирование. Оперативно-розыскная деятельность выступает самостоятельным видом правоохранительной деятельности...

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

Данная сфера прокурорского надзора отличается от иных направлений надзорной деятельности (например, надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина), наступательным характером...

Предмет прокурорского надзора за исполнением...

В статье исследована надзорная деятельность прокуратуры Российской Федерации по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществления разрешительной системы...

Основные функции и задачи прокурорского надзора за...

Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции, орган, должностное лицо

Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам...

О необходимости законодательного разграничения...

Ключевые слова: прокуратура, органы дознания, прокурорский надзор, оперативно-розыскная деятельность. Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов...

Повышение эффективности прокурорского надзора за...

Основные термины (генерируются автоматически): лишение свободы, прокурорский надзор, прокурор, РФ, Генеральный прокурор РФ, осужденный

Система прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Каталог оперативно-розыскных мероприятий методы их...

мероприятие, оперативно-розыскная деятельность, оперативное внедрение, свобода человека, лицо, негласное проведение, оперативно-розыскное мероприятие.

Актуальные проблемы вопросов прокурорского надзора за...

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, прокурорский надзор, РФ, защита, ребенок, деятельность органов

Система прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Методика прокурорского надзора за соблюдением права на...

прокурорский надзор, РФ, уголовное преследование, Российская Федерация, реабилитация, предварительное следствие, уголовное судопроизводство, орган дознания, Генеральный прокурор, надзорная деятельность...

Задать вопрос