Автор: Коваленко Екатерина Николаевна

Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 02.04.2017

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Коваленко Е. Н. Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением наказания, не связанного с лишением свободы [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 127-130. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12205/ (дата обращения: 14.12.2017).



Реализация современной уголовно-исполнительной политики направлена на расширение применения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы. Президент России неоднократно обращал внимание на то, что «у нас в местах лишения свободы находится достаточно большое количество людей, которые совершили незначительные по современным меркам правонарушения, но, тем не менее, вынуждены проходить печальную, скажем прямо, и далеко не всегда самую эффективную школу жизни» [4]. В связи с этим, наказания, не связанные с лишением свободы занимают значительное место в системе мер уголовных наказаний и доля осужденных в этом сегменте (по отношению ко всему количеству осужденных) растет.

Руководствуясь целями исправлением осужденных и предупреждением совершения новых преступлений, на что направлено уголовно-исполнительное законодательство (ч. 1 ст. 1 УИК РФ), задачей прокурорского надзора в анализируемой сфере, наряду с реализацией надзорной функции прокуратуры и общими целями деятельности прокуратуры является повышение эффективности указанных видов уголовных наказаний [5].

Действующее законодательство относит надзор за исполнением законов в деятельности ФСИН и уголовно-исполнительных инспекций (далее — УИИ), к деятельности прокурора, который имеет полномочие на участие в судебных заседаниях, где разрешаются вопросы исполнения приговора, что обеспечивает надзор прокурора за исполнением законов учреждениями и органами ФСИН. В соответствии с УИК РФ контроль и надзор в анализируемой сфере в отношении осужденных, включая осужденных условно и тех, кому суд отсрочил отбывание наказания, возложен на ФСИН РФ.

Прокурорский надзор в указанной сфере включает как специальные полномочия, присущие исключительно этому направлению надзорной деятельности (ст. 33 ФЗ «О прокуратуре РФ») [1], так и общие — присущие, в той или иной степени, всем иным направлениям (статьи 22 и 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

В данном случае, предмет прокурорского надзора — законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы (ст. 32 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Реализуя положений Приказа Генерального прокурора РФ № 6 от 16 января 2014 г. [2] по решению специальных задач прокурорского надзора в анализируемой сфере, они могут быть подразделены на две группы. К первой следует отнести сущностные задачи — разрешаемые в ходе прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. Ко второй группе можно отнести организационные задачи.

Акцентируя внимание на приказе Генерального прокурора РФ № 6 от 16.01.2014, отметим некоторые противоречия в нем содержащиеся. Так, исходя из содержания п. 1.11 прокуратура помимо учреждений УИС надзирает в анализируемой сфере за сотрудниками полиции, органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, сотрудниками органов местного самоуправления, а также организаций, где работают осужденные. Отсюда несложно сделать вывод, что прокурорский надзор осуществляется в данном случае и за сотрудниками органов, которые фактически приказом Генерального прокурора отнесены к органам УИС. Так, ст. 16 УИК РФ предусматривает, что органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, сотрудники органов местного самоуправления и организаций, где работают осужденные, равно как и судебные приставы-исполнители относятся к органам, исполняющим наказания. В данном случае задача своевременного предупреждения нарушений законодательства в УИИ относима к межведомственной координации деятельности всех учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Этот момент не нашел разрешения в ведомственных правовых актах, а на практике реализуется в рамках обычае в делового оборота.

Исполнение наказаний без лишения свободы (условное осуждение, ограничение свободы, исправительные и обязательные работы, лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью), как и контроль за этой категорией осужденных возложен на уголовно-исполнительные инспекции (УИИ).

Прокурорский надзор за их деятельностью требует системной организации, включающей мониторинг деятельности, как по материалам поднадзорного органа, так и по обращениям граждан (осужденных), материалам СМИ. Особое значение имеет динамический анализ статистики, иных сведений и данных, относящихся к деятельности УИИ.

Прокурор, оценивая состояние законности, планирует и проводит проверки в качестве эффективной формы прокурорского надзора. Во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 30.01.2007 № 19 [3] установлена ежеквартальная периодичность проверок исполнения законов в УИИ. В то же время, при поступлении в органы прокуратуры сведений о нарушениях законности, а также при чрезвычайных происшествиях, прокурор производит целевую или комплексную (в зависимости от стоящих задач) внеплановую проверку.

При проведении проверки прокурор руководствуется УИК РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», действующим законодательством, приказами и указаниями Генерального прокурора РФ и ведомственные правовые нормативные актами УИИ. Готовясь к проверке, прокурор, прежде всего, знакомится с жалобами и заявлениями осужденных, т. е. лиц, состоящих на учете в УИИ, анализирует их ранее поступившие предложения, знакомится с результатами устранения недостатков, выявленных в ходе прошлой проверки. Исходя из текущей задачи, прокурор готовит план проверки конкретной УИИ, где отражает вопросы, подлежащие выяснению. Плане содержит сроки проверки, список привлекаемых специалистов и вопросов. Также даются задания должностным лицам УИИ, которые готовят и предоставляют в установленные сроки сведения, материалы и документы.

Готовясь к проверке, прокурор обращает внимание на то, что исполнение наказаний и иных мер уголовно-правовой ответственности, не связанных с лишением свободы, включает учет осужденных, разъяснение им порядка и условий отбывания наказания; привлечение их к отбыванию наказания, контроль за соблюдением ими условий отбывания наказания, надлежащим поведением, исполнением уставновленных приговором обязанностей и запретов. Кроме того, предметом проверки является контроль за исполнением приговора администрацией тех организаций, где осужденные трудятся осужденные, а также органами, уполномоченными аннулировать разрешение на занятие деятельностью, запрещенной судом для данного осужденного. Прокурор проверяет содержание воспитательной и профилактической работы, обоснованность применения к осужденным поощрений и взысканий [6, c. 35].

Выявив нарушения действующего законодательства, прокурор принимает безотлагательно все меры к их устранению, действуя при этом, на месте, по ходу проверки. Если для устранения выявленных нарушений необходимо время, указания прокурора вносятся в виде представления. При неисполнении или ненадлежащем исполнении своего представления или требования прокурор обращается в территориальный орган ФСИН РФ для принятия мер прокурорского реагирования к должностным лицам УИИ.

Получив при проверке сведения о подготавливаемых противоправных действиях, прокурор для их предупреждения вправе объявить должностным лицам УИИ письменное предостережение о недопустимости нарушения закона. Выявленные при проверке незаконные приказы, распоряжения и постановления начальника УИИ опротестовываются прокурором начальнику УИИ. При этом до рассмотрения протеста, действие данных актов приостанавливается (ст. 33 ФЗ «О прокуратуре РФ»). При выявлении в ходе проверки нарушений, допущенных осужденными в виде несоблюдения порядка отбывания наказания, прокурор инициирует перед начальником УИИ процедуру привлечения осужденного к надлежащей ответственности. При рассмотрении вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении или уголовного дела прокурор истребует объяснения от служащих УИИ и, установив наличие признаков состава уголовно наказуемого деяния, прокурор передает материалы в следственные органы для возбуждения уголовного дела.

Обязательным условием и мерой эффективности прокурорской проверки является выявление нарушителей закона, и принятие исчерпывающих мер к привлечению их к ответственности. Если в ходе проверки в деятельности УИИ выявлены нарушения законности, прокурор вносит представление начальнику территориального органа ФСИН. Такого рода представление вносится, когда требуется устранить причины и условия, способствующие нарушениям законности. Представление базируется на полученных в ходе проверки данных о состоянии законности в УИИ, анализе практики предыдущих прокурорских и ведомственных проверок, судебных решений, жалоб и заявлений. Представление рассматривается безотлагательно и не позднее месяца по нему принимаются меры по устранению нарушений, о результатах которых прокурор извещается. Меры прокурорского реагирования на выявленные при проверке нарушения определяются прокурором применительно к характеру, тяжести и виду нарушений законности, исходя из требований ФЗ «О прокуратуре РФ».

Получив результаты проверки, прокурор вправе: требовать от работников УИИ неукоснительного соблюдения порядка и условий исполнения наказаний, а также мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы. Прокурор вправе объявить предостережение о недопустимости дальнейшего нарушения закона. Внесением акта реагирования деятельность прокурора по предмету проверки не ограничивается, далее он контролирует устранение сотрудниками УИИ выявленного нарушения.

В целом, прокурор имеет широкие полномочия по надзору за деятельностью УИИ, что обусловлено задачей соблюдения законности, обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание без лишения свободы.

Таким образом, повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением наказания, не связанного с лишением свободы может быть обеспечено комплексом мер. Прежде всего, с ростом доли лиц, отбывающих наказание без лишения свободы, привлечения повышенного общественного внимания к самому институту отбывания наказания без лишения свободы, существует насущная необходимость усиления, а точнее, повышения качества и продуктивности прокурорского надзора. В качестве неотложной меры считаем необходимым подготовку и издание специального приказа Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы…». В приказе целесообразно предусмотреть более частые, по сравнению с действующими, сроки проведения прокурорских проверок (не ежеквартально, а раз в два месяца), что обусловлено ростом общественной значимости института отбывания наказания без лишения свободы, который должен стать эффективным инструментом уголовно-правовой превенции правонарушений небольшой тяжести. Также в приказе целесообразно предусмотреть комплексный характер прокурорских проверок и алгоритм взаимодействия в ходе проверки УИИ, органов местного самоуправления и организаций, где работают осужденные.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 07.03.2017) «О прокуратуре Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.,
  2. Приказ Генеральной прокуратуры России от 16 января 2014 г. N 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
  3. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2007 г. N 19 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
  4. Путин В. В. Встреча с Председателем Верховного Суда Вячеславом Лебедевым 30 июля 2015 года URL http://www.kremlin.ru/events/president/news/50076
  5. Рубцова О. Н. Цели и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2016. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tseli-i-zadachi-prokurorskogo-nadzora-za-ispolneniem-zakonov-administratsiyami-organov-i-uchrezhdeniy-ispolnyayuschih-nakazaniya-ne (дата обращения: 30.03.2017).
  6. Прокурорский надзор за законностью исполнения уголовных наказаний: Методическое пособие. М., 2008. 132 с.
  7. Витина М. Д. Прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 339. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-za-soblyudeniem-zakonov-pri-ispolnenii-nakazaniy-ne-svyazannyh-s-lisheniem-svobody (дата обращения: 30.03.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): лишением свободы, прокурорского надзора, ФЗ «О прокуратуре, «О прокуратуре РФ», лишения свободы, отбывания наказания, Генерального прокурора, исполнением законов, уголовных наказаний, УИК РФ, эффективности прокурорского надзора, Прокурорский надзор, исполнением законов администрациями, должностным лицам УИИ, «Об организации надзора, ходе проверки, исполнением наказания, уголовные наказания, органов местного самоуправления, исполнения уголовных наказаний.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос