В настоящее время все больше приобретает значение на международной арене понятие неформальной экономики, потому как ее влияние на финансовое состояние той или иной страны с каждым новым годом растет. Постепенно возрастающее влияние подразумевает под собой наличие всевозможных факторов ее развития в условиях существования формальной экономики и выведение параллели с этим явлением. В данной статье рассмотрены ключевые моменты существования неформального сектора экономики на примере республики Казахстан.
Ключевые слова: формальная экономика, неформальный сектор экономики, республика Казахстан, неформальная экономика, финансовое состояние, экономическая среда
Формальный сектор экономики представляет собой взаимосвязанные элементы существования экономической среды, которые находятся под непосредственным влиянием государства. Что же касается неформального сектора экономики, то в данном случае ситуация обстоит иначе, потому как государственные власти находятся без способности регулировать и прогнозировать данный вид экономических отношений и, тем самым, создается благоприятная почва для создания теневой экономики [1].
Статистические данные показывают, что за последнее десятилетие во многих странах неформальный сектор экономики растет с новыми силами и прогноз совершенно неутешителен для государственной власти, потому как данный сектор экономики имеет все возможности для развития и повсеместного распространения.
На данный момент многие ученые-экономисты изучают вопрос по заданной проблематике, однако к общему мнению, касаемо анализа причин развития неформального сектора экономики, не удалось прийти. Помимо этого, даже с течением долгого времени изучения данного ответвления экономической среды, нет возможности получить единогласное решение по поводу трактовки понятия неформального сектора экономики. Это означает лишь то, что данная проблематика не является до конца изученной [2].
К сожалению, республика Казахстан в настоящее время находится в совершенно неблагоприятных условиях, потому как уровень неформального сектора экономики в этой стране превышает допустимые значения на международном уровне. Прогнозисты утверждают, что подобный рост неформального сектора в будущем будет только расти до того момента, пока Казахстан не придет к устойчивости экономической системы.
Статистика показывает, что государства с переходной экономикой поддаются гораздо большему влиянию со стороны существования неформального сектора и развития теневой экономики. В свою очередь, страны с развитой экономической системой подвержены наименьшему влиянию. Казахстан находится на пике преобразований, поэтому имеет место высказывание, что основная проблематика устойчивости неформального сектора заключается в том, что Казахстану не удалось достигнуть допустимого уровня по причине переходной экономики [6].
Причины возникновения теневой экономики непосредственно связаны с уровнем социально-экономического развития страны. Их можно разделить на три основные группы: экономические, институциональные и социально-культурные [3].
Экономические причины теневой экономики
Известно, что для рыночной экономики характерны неравномерное развитие различных секторов, инфляция, резкие колебания обменных курсов и т. п. Все это является благоприятной почвой для ухода в тень. Теневая составляющая усиливается, когда государство не может регулировать эти явления и создавать благоприятные условия для функционирования предпринимательства. В периоды кризисов, когда нарушается равновесие рыночного хозяйства, теневая экономика получает дополнительный толчок для своего развития [4].
Структурный дисбаланс, вызванный недиверсифицированной экономикой. Сегодня добывающие отрасли экономики Казахстана продолжают оставаться ключевыми составляющими национальной экономики. Доля сырьевого сектора в структуре казахстанского ВВП составляет 21,8 %. Более 77 % казахстанского экспорта приходится на экспорт минерального сырья [7].
В результате данной зависимости огромные экспортные доходы от сырьевых товаров (нефть, газ и пр.) вызывают укрепление курса национальной валюты, что в конечном итоге негативно отражается на развитии других отраслей промышленности и способствует развитию структурного дисбаланса в экономике. Национальный фонд Республики Казахстан, созданный в 2000 году с целью обеспечения стабильного социально-экономического развития страны путем формирования накоплений от реализации нефти, снижения зависимости экономики от нефтяного сектора и воздействия неблагоприятных внешних факторов, в целом помогает не допустить перегрева экономики.
Диспропорции в региональном и отраслевом развитии влияют также на основные направления миграции населения, так как вектор внешней и, прежде всего, внутренней миграции направлен в наиболее развитые регионы страны. Это приводит к значительному превышению предложения над спросом на местном рынке рабочей силы. Так, в 2015 году наиболее высокий уровень безработицы сложился в Мангистауской области и городе Астане (по 5,7 %), Южно-Казахстанской области и городе Алматы (по 5,6 %).
В конечном итоге, возникающая безработица все больше обостряет проблему социального неравенства [7].
Относительно низкий уровень доходов вынуждает часть населения искать дополнительный его источник в неформальном секторе (аренда жилья, частный извоз, торговля на рынках, ремонт жилья и бытовой техники, оказание услуг на дому и т. д.).
Безработица и несбалансированная миграционная политика. В определенной мере осложнению ситуации на казахстанском рынке труда способствуют миграционные потоки рабочей силы из-за рубежа. Из межгосударственных миграционных связей самыми тесными остаются связи Казахстана с Россией, Узбекистаном, Туркменистаном и Кыргызстаном. В 2015 году в стране было зарегистрировано свыше 988,7 тыс. (в 2012 году 1087,9 млн., — 9,1 %) иностранцев, в том числе 821,3 тыс. из стран СНГ [10].
Снижение статистических показателей объясняется заключением соглашений с Россией и Беларусью, граждане которых освобождены от регистрации в течение 30 дней со дня въезда (большинство выезжает до истечения этого срока), и Кыргызстаном о регистрации на срок до 90 суток с продлением еще на 90 (ранее 30+30 дней).
При этом реальные миграционные потоки из этих стран не уменьшились.
В Казахстане высока доля самозанятого населения, несмотря на значительное снижение за 2006–2015 гг. Данная проблема остается одним из актуальных вопросов в развитии экономики страны и является одним из факторов бедности населения. Наибольшая доля самостоятельных работников трудится в сельском, лесном и рыбном хозяйстве — это 1 млн. 676 тыс. человек, а также в оптовой и розничной торговле, ремонте автомобилей и изделий домашнего пользования, транспорте и строительстве — это еще 837 тыс. человек. Все эти люди, как правило, имеют низкий и нестабильный доход.
Статистика показывает, что среди самозанятых основную долю составляют женщины и молодежь. И именно эти люди сегодня в недостаточной мере охвачены социальными услугами и гарантиями, предоставляемыми государством, хотя они непосредственно взаимодействуют с потребителем, а их работа является показателем уровня жизни населения.
В Казахстане в 2015 г. численность самозанятого населения составила 2328,9 тыс. человек или 2,7 % от занятого населения страны, в то время в развитых странах, как США, Франция, Германия, Австралия и Великобритания доля самозанятых составила 7,1–13,6 % [10].
Для формирования основной картины существования и развития неформального сектора экономики, предлагаем рассмотреть показатели динамики занятости и уровня внутреннего валового продукта в республике Казахстан в период с 2010 по 2015 года. Предоставленный анализ динамики позволит сформировать устойчивое мнение, касаемо процента занятых людей в неформальной сфере экономики, а также уровня влияния данного сектора на экономическую устойчивость республики Казахстан в настоящее время по сравнению со сроком пятилетней давности. Данные представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Динамика численности занятых иВВП вреспублике Казахстан
Показатели |
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Валовый внутренний продукт (ВВП), млрд. руб. |
16546 |
15983 |
16982 |
17239 |
18608 |
в % к предыдущему году |
101 |
105 |
103 |
104 |
|
Численность занятых – формальный сектор экономики, тыс. чел. |
370982 |
340871 |
350123 |
380891 |
37891 |
в % к предыдущему году |
101 |
104 |
102 |
103 |
|
неформальный сектор экономики, тыс. чел. |
87902 |
89178 |
91804 |
90479 |
93701 |
в % к предыдущему году |
102 |
101 |
103 |
105 |
Происходящие в Казахстане радикальные социально-экономические и политические изменения требуют глубокого переосмысления реалий современной жизни общества. К числу таких реалий относится и существование неформальной экономики. В общемировом масштабе удельный вес неформальной экономики оценивается в 5–10 % от валового внутреннего продукта. Предельный же, пороговый показатель составляет 45–50 % [5].
Если брать в сравнении Российскую Федерацию с теми данными, что представлены выше в Таблице 1, то можно сделать однозначный вывод, что валовый внутренний продукт в Российской Федерации практически в три раза выше, что свидетельствует о том, что Казахстан достаточно сильно отстает от России в своем социально-экономическом развитии. Помимо этого, число занятых в неформальном секторе в республике Казахстан гораздо больше в процентном соотношении, что опять же подтверждает факт отставания Казахстана по многим параметрам от Российской Федерации, а также процветание неформального сектора экономики в рассматриваемой республике.
На этом рубеже влияние «неформальных» параметров на экономическую жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между формальными и неформальными укладами превращаются из второстепенного в первостепенное социально-экономическое противоречие, подрывающее экономическую безопасность страны.
По оценкам экспертов по борьбе с легализацией незаконно приобретенных денежных средств, доля неформальной экономики в Германии составляет 9 % ВВП, США — 10 %, Великобритания — 7 %, Италии, Греции и Испании — по 25 %. В странах Латинской Америки доля теневого сектора достигла уровня 70 % ВВП. В России в криминальную экономику втянуто более 40 % предприятий и около 70 % коммерческих структур страны. Общий объем российской неформальной экономики официально оценивается в 20 % ВВП. В Казахстане объем неформальной экономики по данным Агентства по статистике Республики Казахстан оценивается в 20–25 % ВВП. Независимые же эксперты называют цифры 45–50 %.
Таким образом, основными этапами формирования нового типа занятости населения в РК являются:
‒ разработка Программы занятости населения;
‒ разработка проекта Закона РК «О занятости населения»;
‒ создание единой автоматизированной информационной системы «Рынок труда»;
‒ разработка проекта генеральной схемы (баланса) создания рабочих мест и кадрового обеспечения (на базе Карты индустриализации).
Важным шагом в этом направлении должна стать реализация принятой Правительством РК в 2011 г. государственной программы «Занятость-2020», основными направлениями которой являются:
‒ обучение и помощь в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения на рынке труда;
‒ содействие развитию предпринимательства на селе и повышение мобильности трудовых ресурсов [8].
По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК основными направлениями стратегии занятости являются:
‒ переход к масштабной реализации программы занятости-2020;
‒ увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов;
‒ повышение доходов населения;
‒ социальная помощь и поддержка социально уязвимых категорий населения, не имеющих возможности обеспечить себя самостоятельно;
‒ повышение качества предоставления государственных услуг по вопросам содействия занятости [9].
На основании вышесказанного приводим вывод, что республика Казахстан является ярким примером существования и развития неформального сектора экономики. Естественно, данная динамика является отрицательной для полноценного развития страны. Именно поэтому государственной власти следует пересмотреть свою экономическую политику и направить деятельность по повышению устойчивости экономики в Казахстане и способствовать формированию развитой экономики, постепенно уходя от современных реалий в виде переходной экономической системы.
Литература:
- Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика — М.: ИНФРА-М, 2011, 13-ое изд
- Е. Ф. Борисов Экономическая теория: учебное пособие — Москва, Юрайт, 2014.
- Н. Грегори Мэнкью Принципы макроэкономики, 2-е издание, Питер, 2013.
- Николаева М. И., Шевяков А. Ю. Теневая экономика: методы анализа и оценки. М.: ЦЭМИ АН СССР, 2016.
- Послание Президента — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» // Казахстанская правда, 28 января 2012 года.
- Социально-экономическое развитие Республики Казахстан. г.Астана, 2012, с. 39.
- Нугербеков С. Казахстанский рынок труда характеризует динамичность / / Казахстанская правда № 354–355 (27173–27174) 16.10.2012
- Экономическая активность населения Казахстана, 2010–2015 / Статистический сборник. Астана, 2016–388 с
- Стратегический план Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан на 2010–2014 годы. Постановление Правительства РК от 31 декабря 2009 года № 2342- http://www.enbek.gov.kz/law/law.ph
- http://www.enbek.gov.kz/index.php