Работа с детьми с множественными нарушениями здоровья с помощью сказкотерапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Козлова Л. В., Любащенко И. А., Фадеева Е. В., Заяц О. В. Работа с детьми с множественными нарушениями здоровья с помощью сказкотерапии // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 89-91. — URL https://moluch.ru/archive/170/45571/ (дата обращения: 18.11.2019).



Одним из самых высокоэффективных методов работы с детьми с множественными нарушениями здоровья младшего возраста, испытывающие затруднения в поведенческой, физической или эмоциональной сфере, является сказкотерапия. Этот метод больше всего понятен для детей, а также обхватывает довольно много понятий. Данный метод помогает устранить проблему психоэмоционального контроля поведения. С помощью сказкотерапии, дети знакомятся с книгами, приобщаются к литературе. Сочиняя с детьми сказки, они тем самым развивают в себе творческий потенциал.

Посредством многогранного воздействия сказкотерапии, ребенок развивается как личность. У них развивается воображение, речь, мышление, появляются лидерские качества. Данный метод также помогает преодолеть какие-либо страхи, агрессию, нерешительность. Погружаясь в мир сказок, ребенок раскрывается, переживает новые ощущения, появляются положительные эмоции.

Читая сказки с детьми, педагоги обращают их внимание на морально-нравственные аспекты, такие как добро и зло, справедливость, достоинство, смелость, дружба и т д. В раннем школьном возрасте у детей происходит идентификация себя с окружающим миром. Он представляет себя вместо героя сказки и примеряет на себя поступки и события, происходящие с персонажем. Поэтому сказка заставляется задуматься ребенка как правильнее всего поступить в какой-либо жизненной ситуации. Поэтому сказкотерапия эффективнее всего именно в раннем возрасте.

Когда ребенку читаешь книгу, он проецирует все на себя. Поэтому необходимо более избирательно подходить к распределению ролей. Например, для детей с заниженной самооценкой больше всего подойдет образ короля или принцессы или всенародного любимца. Тем самым в процессе игры восхваляя ребенка, у него повышается самооценка. Соответственно, если ребенок застенчив и робок, нужно подобрать такую роль, в которой он бы мог через жесты и движения рассказать о своих страхах, другие ребята помогли бы ему поверить в себя и преодолеть свои страхи.

Сказкотерапия помогает детям смотреть позитивно на мир, погрузиться в волшебную реальность, быть причастным к чудесам. Этого невозможно добиться, просто читая сказку или просмотрев мультфильм. Большая проблема телевизионного прогресса, в том, что все чаще родители стали с ранних лет приучать детей к телевизору, тем самым дети плохо воспринимают информацию на слух и у них ухудшается процесс мышления и воображения. Родителям нужно обязательно читать своим детям, это значительно скажется на их позитивном развитии.

Работа посредством сказкотерапии с детьми с ограниченными возможностями не только имеет обучающий характер, но также помогает корректировать и развивать способности ребенка, ускоряя рост творческого и личностного становления ребенка. Детям будет интересно прочитать и самим проанализировать другие сказки, а также вместе со специалистом обыграть сюжет сказки. Благодаря сказкотерапии у детей появляется любовь к чтению.

Сказкотерапия — один из главных жанров фольклора, в большей степени прозаическое издание авантюрного, бытового или волшебного характера с установкой на вымысел. В социально-культурной деятельности, данный метод является одним видом социально-нравственного формирования, способом эмоционально-психологического, а также педагогического влияния. Метод рассчитан для детей школьного возраста, преимущественно для детей с заниженной самооценкой.

Самооценка — это субъективное мнение индивида о себе или об отдельных своих качествах.

Положительная высокая самооценка позволяет ребенку лучше адаптироваться в каких-то обстоятельствах, преодолевать трудности и чувствовать себя уверенно. Дети с заниженной самооценкой видят непреодолимые преграды, даже там, где их нет, они быстро опускают руки, иногда даже не пытаясь изменить ситуацию. Они плохо адаптируются в социуме и с трудом находят себе друзей. Таким детям свойственна пассивность, хандра, обидчивость, чувство тревоги и повышенная чувствительность к критике. Если от них требуется участие в групповых мероприятиях, они ищут отговорки, чтобы не участвовать, так как бояться разочаровать окружающих и оказаться предметом насмешек.

Бывает и так, что, находясь в семье, ребенка негативно оценивают, и он пытается, общаясь с другими детьми восполнить недостающее общение. Такие дети хотят быть везде первыми, они могут быть агрессивны к сверстникам и вытеснять свои негативные эмоции на других. Это опасно деструктивным поведением к окружающим и к самому себе, остается нераскрытым их внутренний потенциал. Поэтому необходимо вовремя оказать социально-психологическую помощь таким детям, чтобы в дальнейшем это не привело к более серьезным психологическим нарушениям.

Еще с древности люди применяли сочинения и сказки в целях целительства и обучения. Б. Беттелхеймс. Н. Пезешкиан, М. Эриксон, применяли рассказы, притчи и сказки в психотерапевтических целях. Н. Пезешкиан считал, что снятие эмоционального напряжения и устранение внутрипсихических конфликтов способствует пример живой образности речи, такие как поговорки и притчи. В игровой психотерапии, чтение и сочинение сказок способствует стимуляции и проявлению скрытых способностей, показывает новую модель поведения и новые возможности ребенка. Сказки привлекают его внимание и показывают возможность наиболее благоприятного исхода, тем самым укрепляя в ребенке веру и оптимизм. Ребенок познает смысл рассказа посредством своего воображения, а не анализируя каждое предложение.

Процесс расшифровки знаний о мире, сопоставление взаимоотношений в нем и поиск смысла это и есть сказкотерапия. Это процесс нахождения связи между реальной жизнью и сказочными событиями. Сказкотерапия — это процесс объективизации и визуализации проблемных ситуаций. Важно воссоздать ситуацию, над которой ребенок найдет смысл и поймет всю ее неоднозначность. Даже если происходящее выглядит как нечто ужасное, в дальнейшем она может оказаться благом, в этот момент и познается философия жизни — однозначных событий нет.

Основная цель сказкотерапии это:

‒ Создание доверительной игровой атмосферы в группе

‒ Устранение эмоционального напряжения;

‒ Построение межличностных отношений между детьми;

‒ Умение принимать свои отрицательные стороны; сформировать у детей чувство адекватной самооценки, сформировать желание нравиться себе и другим;

‒ В процессе сочинения сказок развить воображение и мышление;

‒ Развить у детей чувство уверенности в себе и в собственных силах;

‒ Развитие коммуникативных навыков и умений в общении со взрослыми и сверстниками.

Общеизвестные литературные сказки используют в качестве иллюстрации, профилактики, модели или иного вспомогательного средства, они не могут быть основным методом терапии. Конечно, ещё в темные и древние времена люди пытались найти связь между литературой и психологией. Трудом этих исканий и является сказкотерапия. На некое сходство между введением в транс и прослушиванием сказки, указывает гипнотическая школа. Атмосфера всегда похожая: человек ритмично говорит и к нему возникает доверие, речь содержит повторы и непонятные формулы (присказки и т. д.). Из этого можем сделать вывод, что сказка не только открывает новые модели поведения, устанавливает некие ценности, предлагает жизненные сценарии и даже убеждения, но и умеет внушать!

Можно вместе с ребенком сочинить свою сказку, для этого необходимо определить основу сказки, на чем она построена. Главная сюжетная линия выглядит так:

‒ Главный персонаж;

‒ События развиваются так, что перед ним встает какая-то задача или проблема, которую он должен решить, иначе случится неблагоприятный исход;

‒ Персонаж ищет, как решить эту проблему и отправляется на поиски устранения ее;

‒ Его путь тернистый и сложный, но в различных ситуация он помогает и других героям попавших в беду;

‒ Персонаж находит волшебный предмет, который ему помогает

‒ Персонаж случайно теряет волшебный предмет;

‒ Появляются те, кому главный персонаж, помогал на протяжении всего пути, и находят утерянный предмет;

‒ Возвращение персонажа домой и решение возникшей проблемы.

В данную схему можно добавлять, что-то другое, менять или убрать лишнее. Главное, чтобы дети фантазировали и лишь иногда помогать им остаться в рамках сюжета.

Т. Д. Зинкевич выделил следующие типы сказкотерапии:

  1. Сочинение сказок — переписывание сказок; интерпретация; сочинение новых историй и сказок; дописывание сказок;
  2. Постановка сказки — терапевтические кукольные спектакли; сказки на песке; театрализованные игры; сказки на песке;
  3. Рассказывание сказок — а) Групповое сочинение «по кругу»; рассказывание «по кругу» известной сказки; б) Индивидуальное — от 1-го лица; от 3-го лица.

Например, сказка «Курочка Ряба» может послужить примером психологической работы:

  1. О чем данная сказка?
  2. Чему она учит?
  3. Объясните почему…

Эти вопросы создают тему для обсуждения. При интерпретации сказки педагоги и родители должны подвести ребенка или взрослого к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны.

Следовательно, сказкотерапия это очень эффективный метод работы с особыми детьми. Этот метод решает проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. С помощью него, можно приобщить детей к литературе, познакомить их с книгами, а также мотивировать ребенка к творчеству, посредством совместного сочинения сказок. Сказкотерапия способствует развитию личности ребенка с помощью многогранного воздействия. Развивает воображение, лидерские качества, мышление, речь, а также помогает избавиться от некоторых отрицательных качеств таких как: агрессия, страх, нерешительность и т. д.

Литература:

  1. Татарицкая Я. В. Социально-культурные технологии в сфере реабилитации детей с ограниченными возможностями в дошкольных интегративных учреждениях. // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2013 — том 195.
  2. Волкова Н. А., Слизкова Е. В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников. // Концепт. — 2014 — № 2.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1998.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб., 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, заниженная самооценка, сочинение сказок, модель поведения, эмоциональное напряжение, многогранное воздействие, главный персонаж, волшебный предмет, воображение.


Похожие статьи

Сказкотерапия как способ развития творческого воображения...

Психокоррекционная сказка. Мягкое влияние на поведение ребенка; создание условий для того, чтобы

Снятие психоэмоционального напряжения, накопление положительного образного опыта, создание в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

[3, с. 242]. В сказке, особенно волшебной, многое дозволено.

При восприятии литературного героя дети воспринимают главным образом его действия и поступки, они

Эмоциональную идентификацию с персонажем художественного произведения Л. П. Стрелкова...

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок...

Объектом исследования послужили волшебные предметы, которые давались в помощь главным героям различных сказок.

Подросшее поколение рассказывало эти сказки своим детям и внукам, те своим, и так из века в век [10].

Метод моделирования как способ обучения дошкольников...

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, функция, ложный герой, Сочинение сказок, место действия, процесс этой, ребята, дошкольный

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций.

Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения...

Так, например, в рассказах и сказках, сочинённых детьми, даже главные герои описываются без полутонов и нюансов.

Часто в своем воображении ребенок наделяет неодушевленные предметы атрибутами живого, придают мертвой материи, физическим явлениям...

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей...

‒ Выбрать сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка: внешностью, характером, местом проживания.

После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

Художественная литература как фактор формирования...

Для работы по формированию эмоциональной отзывчивости детей можно использовать различные произведения детской литературы как отечественных, так и зарубежных авторов. Например, сказки и рассказы Владимира Григорьевича Сутеева.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную

Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечный тонус, развивать воображение...

Педагогические условия развития творческого воображения...

Дети выполняли задания по сказкам, сочиняли сказки, продолжали сказки, придумывали сказочных персонажей.

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Сказкотерапия как способ развития творческого воображения...

Психокоррекционная сказка. Мягкое влияние на поведение ребенка; создание условий для того, чтобы

Снятие психоэмоционального напряжения, накопление положительного образного опыта, создание в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

[3, с. 242]. В сказке, особенно волшебной, многое дозволено.

При восприятии литературного героя дети воспринимают главным образом его действия и поступки, они

Эмоциональную идентификацию с персонажем художественного произведения Л. П. Стрелкова...

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок...

Объектом исследования послужили волшебные предметы, которые давались в помощь главным героям различных сказок.

Подросшее поколение рассказывало эти сказки своим детям и внукам, те своим, и так из века в век [10].

Метод моделирования как способ обучения дошкольников...

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, функция, ложный герой, Сочинение сказок, место действия, процесс этой, ребята, дошкольный

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций.

Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения...

Так, например, в рассказах и сказках, сочинённых детьми, даже главные герои описываются без полутонов и нюансов.

Часто в своем воображении ребенок наделяет неодушевленные предметы атрибутами живого, придают мертвой материи, физическим явлениям...

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей...

‒ Выбрать сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка: внешностью, характером, местом проживания.

После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

Художественная литература как фактор формирования...

Для работы по формированию эмоциональной отзывчивости детей можно использовать различные произведения детской литературы как отечественных, так и зарубежных авторов. Например, сказки и рассказы Владимира Григорьевича Сутеева.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную

Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечный тонус, развивать воображение...

Педагогические условия развития творческого воображения...

Дети выполняли задания по сказкам, сочиняли сказки, продолжали сказки, придумывали сказочных персонажей.

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Сказкотерапия как способ развития творческого воображения...

Психокоррекционная сказка. Мягкое влияние на поведение ребенка; создание условий для того, чтобы

Снятие психоэмоционального напряжения, накопление положительного образного опыта, создание в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

[3, с. 242]. В сказке, особенно волшебной, многое дозволено.

При восприятии литературного героя дети воспринимают главным образом его действия и поступки, они

Эмоциональную идентификацию с персонажем художественного произведения Л. П. Стрелкова...

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок...

Объектом исследования послужили волшебные предметы, которые давались в помощь главным героям различных сказок.

Подросшее поколение рассказывало эти сказки своим детям и внукам, те своим, и так из века в век [10].

Метод моделирования как способ обучения дошкольников...

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, функция, ложный герой, Сочинение сказок, место действия, процесс этой, ребята, дошкольный

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций.

Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения...

Так, например, в рассказах и сказках, сочинённых детьми, даже главные герои описываются без полутонов и нюансов.

Часто в своем воображении ребенок наделяет неодушевленные предметы атрибутами живого, придают мертвой материи, физическим явлениям...

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей...

‒ Выбрать сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка: внешностью, характером, местом проживания.

После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

Художественная литература как фактор формирования...

Для работы по формированию эмоциональной отзывчивости детей можно использовать различные произведения детской литературы как отечественных, так и зарубежных авторов. Например, сказки и рассказы Владимира Григорьевича Сутеева.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную

Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечный тонус, развивать воображение...

Педагогические условия развития творческого воображения...

Дети выполняли задания по сказкам, сочиняли сказки, продолжали сказки, придумывали сказочных персонажей.

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Сказкотерапия как способ развития творческого воображения...

Психокоррекционная сказка. Мягкое влияние на поведение ребенка; создание условий для того, чтобы

Снятие психоэмоционального напряжения, накопление положительного образного опыта, создание в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

[3, с. 242]. В сказке, особенно волшебной, многое дозволено.

При восприятии литературного героя дети воспринимают главным образом его действия и поступки, они

Эмоциональную идентификацию с персонажем художественного произведения Л. П. Стрелкова...

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок...

Объектом исследования послужили волшебные предметы, которые давались в помощь главным героям различных сказок.

Подросшее поколение рассказывало эти сказки своим детям и внукам, те своим, и так из века в век [10].

Метод моделирования как способ обучения дошкольников...

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, функция, ложный герой, Сочинение сказок, место действия, процесс этой, ребята, дошкольный

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций.

Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения...

Так, например, в рассказах и сказках, сочинённых детьми, даже главные герои описываются без полутонов и нюансов.

Часто в своем воображении ребенок наделяет неодушевленные предметы атрибутами живого, придают мертвой материи, физическим явлениям...

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей...

‒ Выбрать сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка: внешностью, характером, местом проживания.

После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

Художественная литература как фактор формирования...

Для работы по формированию эмоциональной отзывчивости детей можно использовать различные произведения детской литературы как отечественных, так и зарубежных авторов. Например, сказки и рассказы Владимира Григорьевича Сутеева.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную

Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечный тонус, развивать воображение...

Педагогические условия развития творческого воображения...

Дети выполняли задания по сказкам, сочиняли сказки, продолжали сказки, придумывали сказочных персонажей.

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Задать вопрос