Некоторые факторы качественной организации образовательной системы в подготовке специалистов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (17) июнь 2010 г.

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Ахмедова, М. Т. Некоторые факторы качественной организации образовательной системы в подготовке специалистов / М. Т. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 310-311. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1786/ (дата обращения: 26.04.2024).

Обеспечение качества образования всегда является одной из актуальных проблем учебных заведений. В связи с развитием промышленности и увеличением потока информации эта проблема в последние годы привлекает более пристальное внимание.

Ответ на вопрос о качестве образования следует искать из определения термина «качество» в промышленности. Исходя из спроса потребителя в промышленности к понятию «качество товара» относятся как важному элементу. Спрос потребителя и совокупность требований, предъявляемых к качеству товара, учитываются в его стандартах. В определение качества любого товара выделяются две основные особенности, это:

–  присутствие некоторых особенностей в нем;

– определение качества товара не с точки зрения потребителя, а  производителя.

Исходя, из этих соображений можно выделить следующее: что понятие «качество товара» и «качество образования» взаимосвязаны. Понятие «качество образования» определяет совокупность личностных качеств, способность личности удовлетворить потребности, установленного обществом, т.е. определяет способность выполнять определенные задачи в определенных условиях. Условие и задачи общества меняются также как и сама сущность, на каждой стадии развития системы образования с учетом требований потребителей (т.е. государство, работодателей, личности и образовательной системы). Качество образования определяется тем, что в какой мере подготавливаемый специалист отвечает требованиям работодателей.

Одна из целей Национальной программы подготовки кадров Республики Узбекистан – коренное реформирование системы образования, освобождение ее от старых идеологических взглядов, догм, создание национальной системы подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих высоким нравственным требованиям на уровне развитых демократических государств. (1)

Одной из решаемых задач для достижения этой цели является создание нормальной, материально-технической и информационной базы, обеспечивающей уровень и качество образования в новых социально-экономических условиях. Без достижения необходимого уровня и качества образования, подготовка высококвалифицированных кадров, отвечающих высоким требованиям общества не возможна.

По нашему мнению факторы, обеспечивающие качества образования следующие:

– определение общей цели образования;

– определение частной цели образования;

– выбор методов обучения;

– организация учебного процесса;

– разработка контрольных задач, позволяющих определить достижение учебных целей;

– оценка;

– анализ;

– синтез;

– кроме того, на основе анализа и синтеза следует внести поправки некоторым факторам.

Определение общего цели образования. Общая цель образования определяется согласно Национальной программе подготовки кадров и, разработанной на ее основе государственных образовательных стандартах.

Определение частной цели образования.  Частная цель образования определяется в образовательных стандартах отрасли, учебных программах и планах каждого урока. Они определяются исходя из общих и должны быть измеряемыми или сопоставимыми. Иначе их достижимость не поддается проверке. Учебные цели должны быть определены согласно следующим требованиям:

– цель должна быть конкретной;

– результат должен быть измеряемым;

– цель должна быть достижимой;

– реальность выполнения;

– конкретное время выполнения; 

Выбор методов обучения. После определения общих и частных целей образования надо выбрать эффективный и целесообразный путь их достижения, т.е. методы обучения для быстрого и точного достижения целей.

Организация учебного процесса. Если цели поставлены точно и правильно выбраны методы обучения, но неправильно организован учебный процесс нельзя достичь желаемого результата. Следовательно, надо правильно организовать учебный процесс, т.е. учебный процесс должен начинаться с целей и заканчиваться с результатом, позволяющим оценить его.

Разработка контрольных задач, помогающие определить достижения учебных целей, а их  составление позволяют оценить учебные цели, требует от преподавателей большой отдачи и мастерства. Учебные цели определяются согласно уровню освоения учениками знаний, умений и навыков.

Оценка. Формирование у учеников ожидаемого результата знаний, навыков и умений, их оценка очень сложный процесс. Оценка, не только выставление баллов и отметок, но и прогнозирование ожидаемого результата. Фундаментом эффективности системы оценки является следующие принципы:

– соответствие стандартам;

– точность;

– достоверность;

– действительность;

– удобность.

Анализ и синтез. Процесс обучения заканчивается выставлением отметок, но этим не заканчивается обеспечение качества образования. Выставлением отметок мы определяем степень достижимости учебных целей. Если желаемый результат не был, достигнут то надо анализировать и синтезировать все факторы, обеспечивающие качество образования.

Если методы обучения правильные, значит процесс обучения организован на должном уровне и оценка знаний у учеников проведена правильно. Таким образом, с помощью анализа и синтеза мы внесли поправки в факторы качественной организации учебного процесса.

Вышеупомянутые факторы должны быть рассмотрены как целая система, их нельзя разделять. При нарушениях целостности этой системы нельзя достичь желаемого результата. А также при организации образовательного процесса  с учетом вышеупомянутых факторов можно будет обеспечить высокий уровень и качество образовательной системы.

 

Литература:

1. Курбанов Ш.Э., Сейтхалилов Э.А. Национальная модель и программа по подготовке кадров – основа достижения стратегической цели. Москва, ГОЭТАР, 2000, 136 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, качество образования, желаемый результат, метод обучения, Выбор методов обучения, выставление отметок, качество товара, обеспечение качества образования, образовательная система, процесс обучения.


Похожие статьи

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе. Контроль определяется как система научно-обоснованной проверки результатов обучения...

Условия повышения качества обучения в школе

Ключевые слова: качество, качество обучения, условия, повышение качества обучения.

− Разработка системы критериев и показателей качества образовательного процесса как единого целого и качества его отдельных сторон: условий, процесса и результатов.

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

Допустим первого ученика обучать, используя старые методы обучения, второго — новые.

Таким образом, необходимо начать с определения понятия «качество образования».

2) учебно-методическое обеспечение, образовательные технологии

Управление качеством образования в образовательном...

Рассматривая проблемы качества образования, мы опираемся на ряд базовых понятий: качество, обеспечение качества, образование, управление качеством образования, улучшение качества.

Методы повышения качества образования учащихся...

Библиографическое описание: Кресина О. Н. Методы повышения качества образования учащихся в образовательной системе

Хотелось бы выделить наиболее эффективные и опробованные нами методы, способствующие повышению качества образования

Современная методика оценки результатов обучения

Отметка (балл) — это результат процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением.

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на...

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных...

Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий.

Применение элементов ИКТ-компетенций на уроках математики...

Оценивание следует рассматривать, как процесс где соотносят процесс обучения и полученный (реальный) результат образовательного процесса, связанный с достижением целей обучения, а именно уровень и качество освоения обучаемыми материала и...

Качество образования как педагогическая проблема

Особый интерес представляет последний компонент: качество результатов обучения. Анализ качества конечных результатов позволяет прогнозировать развитие системы образования в целом, управлять этим развитием.

Похожие статьи

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе. Контроль определяется как система научно-обоснованной проверки результатов обучения...

Условия повышения качества обучения в школе

Ключевые слова: качество, качество обучения, условия, повышение качества обучения.

− Разработка системы критериев и показателей качества образовательного процесса как единого целого и качества его отдельных сторон: условий, процесса и результатов.

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

Допустим первого ученика обучать, используя старые методы обучения, второго — новые.

Таким образом, необходимо начать с определения понятия «качество образования».

2) учебно-методическое обеспечение, образовательные технологии

Управление качеством образования в образовательном...

Рассматривая проблемы качества образования, мы опираемся на ряд базовых понятий: качество, обеспечение качества, образование, управление качеством образования, улучшение качества.

Методы повышения качества образования учащихся...

Библиографическое описание: Кресина О. Н. Методы повышения качества образования учащихся в образовательной системе

Хотелось бы выделить наиболее эффективные и опробованные нами методы, способствующие повышению качества образования

Современная методика оценки результатов обучения

Отметка (балл) — это результат процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением.

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на...

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных...

Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий.

Применение элементов ИКТ-компетенций на уроках математики...

Оценивание следует рассматривать, как процесс где соотносят процесс обучения и полученный (реальный) результат образовательного процесса, связанный с достижением целей обучения, а именно уровень и качество освоения обучаемыми материала и...

Качество образования как педагогическая проблема

Особый интерес представляет последний компонент: качество результатов обучения. Анализ качества конечных результатов позволяет прогнозировать развитие системы образования в целом, управлять этим развитием.

Задать вопрос