Проектирование психологически безопасной образовательной среды в ДОУ посредством музейной педагогики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горшенина Т. А., Демидова Н. Н., Скобеева Е. В. Проектирование психологически безопасной образовательной среды в ДОУ посредством музейной педагогики // Молодой ученый. — 2017. — №34.1. — С. 10-13. — URL https://moluch.ru/archive/168/45455/ (дата обращения: 15.10.2019).



Приоритетными задачами государственной политики в сфере образования являются сохранение здоровья, развитие и воспитание подрастающего поколения. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра. Забота о психологическом здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция, это забота о здоровье детей, направляющая нас на поиски здоровьесберегающих технологий. «Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества», – писал В.А. Сухомлинский. Психологическая безопасность образовательной среды по определению И.А.Баевой – это состояние образовательной среды свободное от проявлений психологического насилия, удовлетворяющие потребности в доверительном общении и характеризующиеся позитивным отношением к ней участников образовательного процесса.[1] Психологическая безопасность создает условия для полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья.

Для создания комфортной психологически безопасной среды в дошкольном учреждении можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.Задача воспитателя – создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

Принимая все это во внимание для результативности воспитательно-образовательного процесса и для обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе воспитания и обучения мы обратились кмузейной педагогики. Н.А. Рыжова видит предназначение музейной педагогики в обеспечении наглядности образовательного процесса во взаимодействии детского сада с музеем [3, с.8]. Е.Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики.Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствия от рассматривания – явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями. Это необычайно расширяет кругозор, представлениями о мире.Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.Музейная информация может быть активно освоена и другими способами, например, в процессе игровой деятельности. Игра в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: пробуждается творческое начало, развивается воображение.

В своей группе детского сада мы создали мини – музей советских мультфильмов «Путешествие в мир добра». Тема мультфильмов очень понятна и интересна детям. Через данную деятельность идет непосредственное приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Педагогическая деятельность в рамках музейной педагогики в этом случае заключается в социокультурном развитии детей дошкольного возраста посредством комплексного взаимодействия музея, детского сада и семьи. Создание мини-музея состояло из нескольких этапов. На подготовительном этапе мы провели родительское собрание, озвучили тему, выбрали название мини – музея, соответствующие тематике, выбрали месторасположение с учетом полифункциональности музейного пространства и безопасности, что бы максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности. Подготовили необходимое оборудование для размещения мини-музея. Практический этап заключался в сборе экспонатов, изготовлении дидактических, театрализованных, компьютерных игр, выпуске журнала для родителей и детей, оформлении экспозиции, индивидуальной работы с детьми. И на заключительном этапе мы провели открытие мини-музея, и экскурсии.

Созданный нами мини-музей содействует сотрудничеству детей и взрослых, ведь именно наши дети смогли почувствовать свою причастность к созданию музея. Экспонаты, сделанные своими руками или вместе с родителями, вызывают живой познавательный интерес у детей, что способствует развитию позитивных взаимоотношений детей и родителей. Ребята дома вместе с родителями изготавливали экспонаты для музея, такие как, например книжки – малышки, персонажи мультфильмов из пластилина, пополняли коллекцию персонажей мультфильмов игрушками из дома, приносили коллекции значков, открыток, марок данной тематики. Они приносили из дома свои любимые игрушки.Экспонаты нашего мини-музея нашли применение во всех пяти областях образовательного процесса согласно ФГОС. Нами были разработаны и сделаны дидактические игры по ФЭМП, развитию речи, физическому воспитанию,театрализованной деятельности. Экспонаты нашего музея используются не только на занятиях познавательного цикла, но и при организации игровой и экспериментальной деятельности. В высказываниях великих педагогов – К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей. «Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели… Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры…»[2] В нашем мини – музее организованы уголки самостоятельной деятельности, где дети могут создавать игровые ситуации при которых любой предмет музея может подсказать детям тему для интеллектуального разговора, общения, игры.Согласно Льву Семеновичу Выготскому, игра — источник развития личности и создает зону ближайшего развития: «по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка». Поэтому в нашем мини-музее экспонаты можно не только рассматривать но и использовать в игровой деятельности. Проектируя образовательную среду, мы стараемся установить необходимый баланс между занятиями, самостоятельной игрой и творческими видами деятельности. Ребята комфортно себя чувствуют в образовательной деятельности, когда в ней используются экспонаты музея, принесенные ими из дома, где каждый экспонат мини-музея несет в себе частичку дома. Организованная таким образом образовательная деятельность создает детям покой, психобезопасность. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их – о здоровье».

Наш мини-музей способствовал укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Повысилась компетентность и творческий потенциал педагогов в связи с обновлением образовательного процесса. Экспонаты музея используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Наличие мини-музея в группе позволило детям самостоятельно организовывать досуговую деятельность. Большого внимания заслуживает идея подготовки юных экскурсоводов. Ребята учились сами проводить экскурсии. В ходе разработки экскурсий по своему мини-музею дети сами предлагали, о каких экспонатах необходимо рассказать гостям. На какое-то время это стало любимым ими занятием. И, конечно, каждый ребёнок хотел провести экскурсию своему родителю!

В работе с родителями мы используем много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Одной из форм работы является выпуск периодического издания – журнала. Ведь если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Чтобы родители заложили основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте, каждое дошкольное образовательное учреждение должно не только воспитывать ребёнка, но и консультировать родителей по вопросам воспитания детей. Поэтому на страницах журнала мы знакомим их с организацией педагогической работы, с традициями группы и детского сада, даем консультации по различным вопросам. Эффективностью такой формы работы свидетельствуют проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми, увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира, размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания. Современные молодые родители, нуждающиеся в помощи со стороны воспитателей и детского сада стали ощущать себя более компетентными в вопросах воспитания детей.

В своей работе мы придерживаемся принципа «Здоровый ребенок – успешный ребенок». Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Литература:

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография, СПб, 2002
  2. Крупская Н.К. Пед. соч. М.,1559, Т. 6, С. 345
  3. Рыжова, Н.А. и другие. Мини-музей в детском саду М., Линка- Пресс,2008. – 256с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, образовательный процесс, образовательная среда, музейная педагогика, игровая деятельность, игра, забота, родитель, Психологическая безопасность.


Похожие статьи

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

Что такое психологически безопасная образовательная среда, что к ней относится?

‒ применение специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности; ‒ сохранение и укрепление здоровья.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Роль воспитателей и родителей в обеспечении...

ребенок, детский сад, игра, воспитатель, родитель, психологический комфорт, течение дня, мелкая моторика, педагогическая деятельность, природный материал.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое...

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

детский сад, ранний возраст, совместная деятельность, ребенок, родитель, семья, социально-психологическая адаптация, образовательный процесс, парная гимнастика, здоровье детей.

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка | Статья в журнале...

ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая безопасность, физическое здоровье, дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольное воспитание, воспитание дошкольника, воспитание детей.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Социально–педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку

В детском саду созданы условия для реализации интересов детей в разных творческих играх.

Работа психолога по созданию психологически безопасной...

Проектирование психологически безопасной образовательной среды в ДОУ посредством музейной педагогики. Роль образовательной среды школы в создании индивидуальной образовательной траектории с учётом требований ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Организация успешной адаптации детей к дошкольному...

эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции)

Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку.

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к...

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

Что такое психологически безопасная образовательная среда, что к ней относится?

‒ применение специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности; ‒ сохранение и укрепление здоровья.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Роль воспитателей и родителей в обеспечении...

ребенок, детский сад, игра, воспитатель, родитель, психологический комфорт, течение дня, мелкая моторика, педагогическая деятельность, природный материал.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

детский сад, ранний возраст, совместная деятельность, ребенок, родитель, семья, социально-психологическая адаптация, образовательный процесс, парная гимнастика, здоровье детей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое...

Работа психолога по созданию психологически безопасной...

Проектирование психологически безопасной образовательной среды в ДОУ посредством музейной педагогики. Роль образовательной среды школы в создании индивидуальной образовательной траектории с учётом требований ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Социально–педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку

В детском саду созданы условия для реализации интересов детей в разных творческих играх.

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка | Статья в журнале...

ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая безопасность, физическое здоровье, дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольное воспитание, воспитание дошкольника, воспитание детей.

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей...

В современной педагогике игра является неотъемлемой частью ребенка — дошкольника.

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

Что такое психологически безопасная образовательная среда, что к ней относится?

‒ применение специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности; ‒ сохранение и укрепление здоровья.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Роль воспитателей и родителей в обеспечении...

ребенок, детский сад, игра, воспитатель, родитель, психологический комфорт, течение дня, мелкая моторика, педагогическая деятельность, природный материал.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое...

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

детский сад, ранний возраст, совместная деятельность, ребенок, родитель, семья, социально-психологическая адаптация, образовательный процесс, парная гимнастика, здоровье детей.

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка | Статья в журнале...

ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая безопасность, физическое здоровье, дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольное воспитание, воспитание дошкольника, воспитание детей.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Социально–педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку

В детском саду созданы условия для реализации интересов детей в разных творческих играх.

Работа психолога по созданию психологически безопасной...

Проектирование психологически безопасной образовательной среды в ДОУ посредством музейной педагогики. Роль образовательной среды школы в создании индивидуальной образовательной траектории с учётом требований ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Организация успешной адаптации детей к дошкольному...

эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции)

Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку.

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к...

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

Что такое психологически безопасная образовательная среда, что к ней относится?

‒ применение специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности; ‒ сохранение и укрепление здоровья.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Роль воспитателей и родителей в обеспечении...

ребенок, детский сад, игра, воспитатель, родитель, психологический комфорт, течение дня, мелкая моторика, педагогическая деятельность, природный материал.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

детский сад, ранний возраст, совместная деятельность, ребенок, родитель, семья, социально-психологическая адаптация, образовательный процесс, парная гимнастика, здоровье детей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое...

Работа психолога по созданию психологически безопасной...

Проектирование психологически безопасной образовательной среды в ДОУ посредством музейной педагогики. Роль образовательной среды школы в создании индивидуальной образовательной траектории с учётом требований ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Социально–педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку

В детском саду созданы условия для реализации интересов детей в разных творческих играх.

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка | Статья в журнале...

ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая безопасность, физическое здоровье, дошкольный возраст, дошкольное образование, дошкольное воспитание, воспитание дошкольника, воспитание детей.

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей...

В современной педагогике игра является неотъемлемой частью ребенка — дошкольника.

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Задать вопрос