Экологизация транспортных налогов в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №33 (167) август 2017 г.

Дата публикации: 21.08.2017

Статья просмотрена: 315 раз

Библиографическое описание:

Ильиных, И. А. Экологизация транспортных налогов в Российской Федерации / И. А. Ильиных, Л. Н. Симанович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 33 (167). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/archive/167/45408/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье систематизирован мировой опыт экологических дорожных сборов, на основе которого сформулированы предложения по повышению экологической направленности налогов путем частичного изменения их элементов, что позволит создать экономический механизм компенсации негативных экологических последствий от воздействия транспорта на природную среду.

Ключевые слова: акцизы на топливо, дорожные налоги, транспортное развитие, экологизация экономики

В 2014 году в Российской Федерации была принята стратегия транспортного развития до 2030 года, которая содержит в себе множество целей, одной из которых является снижение негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду. Для оценки этого неблагоприятного воздействия в данном нормативно-правовом документе закреплен перечень индикаторов, среди них:

– доля транспортных средств, использующих, альтернативные виды топлива;

– доля транспортных средств с электрическими и гибридными силовыми установками;

– средний удельный расход топлива. [3]

Исходя из этих критериев можно сделать вывод, что Правительство рассчитывает увеличить число современных экономичных и экологичных транспортных средств. Подтверждение этому можно найти в одном из проектов Стратегии транспортного развития 2008 года, согласно ей, более 50 % всех транспортных средств должны использовать альтернативные источники энергии, расход топлива бензиновых силовых установок должен быть снижен, а общее техническое состояние используемого автопарка должно заметно улучшиться. [2]

Однако, на данный момент никаких действенных мер, которые как-то могли бы стимулировать граждан к экологизации личных транспортных средств не принято. Сейчас средний возраст автомобиля в России составляет 12,4 года, и данная тенденция будет усиливаться из-за повышения цен на новые автомобили и падения общего благосостояния населения [1]. В Москве и Санкт-Петербурге большинству автомобилей около 10 лет. Автомобили в столь почтенном возрасте не соответствуют современным экологическим стандартам, износ двигателя также увеличивает загрязняющее воздействие на окружающую среду, а владельцы подержанных автомобилей порой вносят ряд изменений в выхлопную систему, которые увеличивают количество вредных веществ в отработанных газах.

Правительство приняло решение субсидировать автопроизводителей, дабы увеличить количество автомобилей, соответствующих классу Евро-4 и Евро-5, это, безусловно, должно снизить конечную стоимость автомобиля и подтолкнуть предприятия к внедрению более совершенных силовых установок, однако эта мера никак не побуждает рядовых граждан сохранять экологию.

Налоговый кодекс предусматривает возможность субъектам Российской Федерации устанавливать сниженные налоговые ставки или же вовсе освобождать от налога, собственников транспортных средств, оказывающих меньшее загрязняющее воздействие, чем традиционные автомобили. Для того чтобы выяснить, как региональные законодательные органы подталкивают физических и юридических лиц обновлять свой автопарк, использовать транспортные средства на альтернативных источниках энергии и обеспечивать их надлежащее техническое состояние, мы проанализировали законы, устанавливающие транспортный налог, пять наиболее урбанизированных субъектов Российской Федерации: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирской, Свердловской и Нижегородской областей. В ходе чего было обнаружено, что в большинстве регионов законодательством не предусмотрено никаких значительных льгот для обладателей экологически-чистых транспортных средств, более того в нескольких регионах правотворец вводит льготы обладателям морально устаревших автомобилей, которые априори выбрасывают в атмосферу больше вредных соединений, чем их современные аналоги.

Москва является одной из самых неблагоприятных для человека экологией, так как большее население, обилие личного транспорта, радиальная планировка города ежедневно создает транспортный коллапс, участники который является одной из самых главных причин загрязнения атмосферы. Широко известен тот факт, что выхлопные газы наносят непоправимый вред здоровью жителям мегаполисов, вызывая отдышку, головокружения, астму и опухали. [6]

Руководство города, осознавая это, пытается всячески бороться с данной проблемой: вводится запрет на въезд грузовиков в город в дневное время, создаются транспортные развязки, обсуждаются установление платы за въезд в город. Исходя из этого, можно было бы предположить, что Московская городская Дума должна учесть данный факт и освободить от налога экологически чистый транспорт, а также увеличить сборы с автомобилей, обладающими особо опасными выхлопными газами. Но в действительности все обстоит иначе, ставки налогообложения никак не зависят ни от расхода топлива, ни от типа двигателя, ни от экологического стандарта, ни от возраста автомобиля, а исчисляются лишь исходя из мощности силовой установки.

Этот подход можно счесть одним из самых неэффективных, так как от мощности силовой установки не зависит износ дорожного полотна, стоимость транспортного средства и экологичность. Последняя вовсе находится в обратной пропорциональности от мощности двигателя, поскольку маломощной силовой установке требуется поддерживать более высокие обороты для поддержания той же мощности и движения с неизменным ускорением. Из-за этого увеличивается расход топлива, что несомненно повышает количество выбросов в атмосферу.

Примером самого несовершенного способа исчисления транспортного налог стал закон Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области». Согласно которому автомобили, выпущенные более 10 лет назад, облагаются в 2 раза меньшим налогом, чем автомобили, выпущенные в течении последних пяти лет. Вероятно, законодатель руководствовался исключительно принципом социальной справедливости, считая, что владельцы старых транспортных средств менее обеспеченные, следовательно, и налог должен быть снижен в отношении данной категории лиц.

Если рассматривать данную правовую норму исключительно с точки зрения экологии, то становится ясно, что она является одной из главных причин загрязнения атмосферы в данном субъекте федерации. Согласно статистическим данным аналитического агентства «Автостат» средний возраст автомобиля в Новосибирске составляет 14,7 лет, что на 4,4 года старше чем средний возраст автомобиля в Нижегородской области. По аналогичному принципу построена система налогообложения в Приморском крае, в котором средний возраст автомобиля составляет рекордных 19,5 лет. [4] Ни о какой экологичности и экономичности транспортного средства в таком внушительном возрасте говорить не приходится. [7] Поскольку на момент производства даже не существовало современных экологических стандартов.

Самый прогрессивный способ налогообложения был изложен в законе «О транспортном налоге» Санкт-Петербурга, в котором установлены налоговые послабления в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, обладающими автомобилями на природном газе, а также в нем предоставлены льготы всем владельцам транспортных средств на электротяге, мощность которых не превышает 150 лошадиных сил. Более того с 1 января 2020 года помимо юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, налоговыми льготами на транспорт, оборудованный газобаллонным оборудованием, будут получать все физические лица. Это должно существенно улучшить экологическую обстановку в мегаполисе, так как двигатели, использующие газ, выбрасывают в атмосферу на 65 % меньше оксида азота, на 85 % меньше твердых частиц и вдвое меньше углекислого газа. [5]

Однако в данном нормативно-правовом акте изложена довольно спорная норма, согласно которой автомобили и мотоциклы, выпущенные в СССР до 1990 года с мощностью двигателя до 80 л. с. освобождаются от уплаты налога на это транспортное средство. Остается загадкой, почему именно в отношении данной категории имущества введено послабление, учитывая то, что такие автомобили не соответствуют никаким экологическим стандартам, чаще всего не представляют культурной ценности, в том же объеме, что и другие транспортные средства изнашивают дорожное полотно.

Для того чтобы достичь целей установленных Транспортной стратегией, следует установить единые начала налогообложение транспортных средств с учетом их типа двигателя, расхода топлива, экологического стандарта и других факторов, влияющих на окружающую среду, иначе граждане никак не будут мотивированы сменять или модернизировать уже имеющиеся автомобили, на более новые и экологически-безопасные.

Существует несколько концепций по экологизации транспортного налога: первая предусматривает его полную ликвидацию и введение экологической акцизы на бензин, а авторы второй предлагаю сделать налогооблагаемой базой экологические показатели автомобиля (расход топлива, экологический класс, выбросы СО, масса и даже физический размер) [2]. По нашему мнению, наиболее эффективной реализацией данного налога будет комплексной подход. Меньшая часть должна отчисляться ежегодно с использованием в качестве налоговой базы одного из выше перечисленных факторов, а большая часть должна взыматься через акцизы в топливе. Перспективным направлением является взимание этого налог с использованием системы ГЛОНАСС, однако эта концепция в настоящее время крайне трудно реализуема из-за дороговизны необходимого оборудования.

При избрании метода, учитывающего экологический класс автомобиля важно обеспечить эффективный контроль и надзор за техническим состоянием транспортных средств. Важным элементом системы очистки выхлопных газов является каталитический нейтрализатор, которой скоротечно приходит в негодность при использовании некачественно топлива. Владельцы не желая тратить деньги на его починку удаляют последний, что негативно сказывается на экологичности автомобиля. Никакой ответственности, которая могла бы удержать автомобилистов от таких действий. Статья 8.23 КоАП предусматривает штраф размером 500 рублей, что в десятки раз меньше, чем стоимость ремонта автомобиля.

Транспортный налог сейчас неэффективен как стимул экологизации личных транспортных средств, он не учитывает такие важные показатели как годовой пробег, экологический класс, транспортный налог. В некоторых регионах России способ учета налогооблагаемой базы влечет устаревание личного автопарка, что также негативно сказывается на экологической обстановке в регионе. Поэтому в настоящее время требуется внедрить систему налогообложения, учитывающую особенности состояния окружающей среды мегаполисов. Эта система должна быть так устроена, чтобы стимулировать рядовых граждан заботиться об экологии в России.

Литература:

  1. Экологическая Доктрина Российской Федерации//Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р. //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92097/e3391990ed7407a80c0ba78adcf86882bd1b1eff/
  2. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Постановление Правительства от 4 октября 2005 г. № 760-ПП «Об экологической доктрине города Москвы» Электронный ресурс http://docs.cntd.ru/document/3661510
  3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
  4. Процько Я. И. Проблема влияния железнодорожного транспорта на экологию / Я. И. Процько // Вестник Полтавской государственной аграрной академии. — 2009. — № 3. — С. 168–170
  5. Стадник М. Е. Загрязнение окружающей среды транспортом и со- стояние водных ресурсов / М. Е. Стадник // Сборник материалов между- народной научно-практической интернет-конференции «Проблемы социально-экономического развития предпринимательства», Днепропетровск: Герда, 2013. — С. 196
  6. Влияние транспорта на экологию Электронный ресурс. — 2012. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/kircbs6.
Основные термины (генерируются автоматически): автомобиль, возраст автомобиля, расход топлива, средство, транспортный налог, москва, окружающая среда, Российская Федерация, транспортное развитие, транспортное средство.


Ключевые слова

экологизация экономики, акцизы на топливо, дорожные налоги, транспортное развитие

Похожие статьи

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду

В данной статье рассматривается проблема правовой природы и целевого назначения платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Автор дает оценку эффективности указанных платежей, выявляет актуальные проблемы их правового регулирования и пред...

Развитие зон пониженных экологических выбросов и мер по их реализации

Рассмотрено развитие зон пониженных экологических выбросов как мера снижения отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду. Изложены тенденции по расширению экологических требований в зонах к различным видам транспортной техники, а также ...

Биоэкономика как новое и перспективное направление в экономике

В статье указаны причины, обусловившие появление и развитие биоэкономики. Дано определение понятия «Биоэкономика». Дана классификация биотоплива по различным признакам. На примерах описаны экологические и технические свойства различных видов биотопли...

Экологические риски в сфере недропользования

В статье рассмаривается проблема возникновения экологических рисков на предприятиях, специализирующихся в сфере недропользования, а также предложены меры по их снижению и ликвидации.

Формы и методы механизма стимулирования рационального природопользования

В статье отмечается, что методы прямого регулирования природоохранной деятельности можно отнести к организационным мерам, оказывающим непосредственное влияние на экологическое поведение загрязнителей посредством регулирования использования тех или ин...

Оптимизация налогообложения в ООО «Юговской комбинат молочных продуктов»

Сельское хозяйство — это отрасль, которая непосредственно подвержена активному государственному вмешательству в условиях рыночных отношений. Все это проявляется в условиях налогообложения, предоставляемых льготах и преимуществах. Налогообложение в се...

Развитие возобновляемой энергетики в Республике Казахстан: взгляд на международный опыт

Статья представляет собой анализ законодательной базы Республики Казахстан в сфере развития альтернативной энергетики. Рассмотрены экологические проблемы государства, а также плюсы и минусы внедрения объектов возобновляемых источников энергии. В связ...

Экологическое законодательство декарбонизации экономики Российской Федерации

В статье приведена динамика эмиссии парниковых газов в Российской Федерации, а также выявлена тенденция роста выбросов. Проанализированы основные положения действующего экологического законодательства. Выявлены некоторые основные проблемы актуальных ...

Формы государственного воздействия на экономику Российской Федерации

Основной особенностью государственного регулирования является необходимость создания правовой основы для принятия экономических решений и механизмов социально ориентированного распределения ресурсов, что позволит наиболее эффективно исключить действи...

Совершенствование нормативно-правового регулирования сферы туристской деятельности в Российской Федерации с 2000 по 2022 годы

В статье рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие сферу туризма в Российской Федерации. Анализируются эволюционные процессы законодательной базы в данной сфере, а также предлагаются некоторые пути ее совершенствования.

Похожие статьи

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду

В данной статье рассматривается проблема правовой природы и целевого назначения платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Автор дает оценку эффективности указанных платежей, выявляет актуальные проблемы их правового регулирования и пред...

Развитие зон пониженных экологических выбросов и мер по их реализации

Рассмотрено развитие зон пониженных экологических выбросов как мера снижения отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду. Изложены тенденции по расширению экологических требований в зонах к различным видам транспортной техники, а также ...

Биоэкономика как новое и перспективное направление в экономике

В статье указаны причины, обусловившие появление и развитие биоэкономики. Дано определение понятия «Биоэкономика». Дана классификация биотоплива по различным признакам. На примерах описаны экологические и технические свойства различных видов биотопли...

Экологические риски в сфере недропользования

В статье рассмаривается проблема возникновения экологических рисков на предприятиях, специализирующихся в сфере недропользования, а также предложены меры по их снижению и ликвидации.

Формы и методы механизма стимулирования рационального природопользования

В статье отмечается, что методы прямого регулирования природоохранной деятельности можно отнести к организационным мерам, оказывающим непосредственное влияние на экологическое поведение загрязнителей посредством регулирования использования тех или ин...

Оптимизация налогообложения в ООО «Юговской комбинат молочных продуктов»

Сельское хозяйство — это отрасль, которая непосредственно подвержена активному государственному вмешательству в условиях рыночных отношений. Все это проявляется в условиях налогообложения, предоставляемых льготах и преимуществах. Налогообложение в се...

Развитие возобновляемой энергетики в Республике Казахстан: взгляд на международный опыт

Статья представляет собой анализ законодательной базы Республики Казахстан в сфере развития альтернативной энергетики. Рассмотрены экологические проблемы государства, а также плюсы и минусы внедрения объектов возобновляемых источников энергии. В связ...

Экологическое законодательство декарбонизации экономики Российской Федерации

В статье приведена динамика эмиссии парниковых газов в Российской Федерации, а также выявлена тенденция роста выбросов. Проанализированы основные положения действующего экологического законодательства. Выявлены некоторые основные проблемы актуальных ...

Формы государственного воздействия на экономику Российской Федерации

Основной особенностью государственного регулирования является необходимость создания правовой основы для принятия экономических решений и механизмов социально ориентированного распределения ресурсов, что позволит наиболее эффективно исключить действи...

Совершенствование нормативно-правового регулирования сферы туристской деятельности в Российской Федерации с 2000 по 2022 годы

В статье рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие сферу туризма в Российской Федерации. Анализируются эволюционные процессы законодательной базы в данной сфере, а также предлагаются некоторые пути ее совершенствования.

Задать вопрос