В настоящем научном исследовании рассмотрены теоретические аспекты совершения и снижения правонарушений на воздушном транспорте. Сформулировано авторское определение правонарушений на воздушном транспорте. Систематизированы основные признаки юридического состава данных правонарушений. На основании проведенного исследования сформулированы практические рекомендации по совершенствованию безопасности на воздушном транспорте.
Ключевые слова: административные правонарушения, воздушный транспорт, транспортная безопасность, воздушные суда
In the present research study deals with the theoretical aspects of the Commission and reduce violations of air transport. Formulated the author's definition of the offences on air transport. Systematized features of the legal composition of these offenses. On the basis of the conducted research practical recommendations for improving the safety of air transport.
Keywords: administrative offense, air transport, transport safety, aircraft
Важность функционирования воздушного транспорта в современных условиях трудно переоценить. Действительно, благодаря наличию воздушных судов становится достаточно просто преодолеть огромные расстояния в считанные часы. Однако в ходе перевозок и эксплуатации транспортных средств данного вида нередко случаются неприятные ситуации, которые несут ярко выраженную социальную опасность. В этой связи необходимо максимально подробно рассмотреть теоретические аспекты совершения административных правонарушений на воздушном транспорте и сформулировать практические рекомендации по их сокращению.
Прежде всего, необходимо рассмотреть, что представляет собой правонарушения на воздушном транспорте. Следует подчеркнуть, что, несмотря на актуальность настоящей проблематики и повышенное внимание со стороны представителей властных структур и широкой общественности, в научной литературе достаточно сложно отыскать обоснованные мнения специалистов на юридико-правовую природу рассматриваемой категории. В этой связи представляется необходимым сформулировать определение, базируясь на легальном подходе к трактованию термина «административные правонарушения» и адаптируя его под анализируемую сферу. Исходя из этого, под правонарушениями на воздушном транспорте целесообразно рассматривать противоправные, виновные действия или бездействие, совершенные физическим, должностным или юридическим лицом на воздушном транспорте, которое повлекло за собой или могло повлечь наступление неблагоприятных событий для окружающих людей и их имущества.
Следует отметить, что перечень основных видов правонарушений, совершаемых на воздушном транспорте, представлен в главе 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Проведя подробный анализ нормативных положений, содержащихся в данной главе и имеющих непосредственное отношение к воздушному транспорту, можно выделить следующие разновидности административных правонарушений [1]:
‒ действия, которые представляют фактическую угрозу безопасности воздушных полетов;
‒ серьезное нарушение базовых требований безопасности, содержащихся в авиационном законодательстве;
‒ нарушение существующих правил пользования воздушным пространством;
‒ нарушение действующих правил безопасности во время эксплуатирования воздушных судов.
Для того, чтобы административное правонарушение на воздушном транспорте было признано таковым, необходимо, чтобы оно включало совокупность признаков, содержащихся в нормативно-правовой документации, наличие которых влекло за собой наложение административной ответственности. В научной литературе принято в качестве таких признаков рассматривать следующие [3]:
‒ объект;
‒ объективная сторона;
‒ субъект;
‒ субъективная сторона.
Применительно к правонарушениям на воздушном транспорте можно отметить следующее. Объектом правонарушений данного вида выступают общественные отношения, возникающие в области использования воздушного транспорта [4].
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений сильно дифференцирована и заключается в нарушении существующих норм, правил и процедур, которые прямо или косвенно связаны с обеспечением авиационной безопасностью, игнорировании возложенных на должностное лицо служебных обязанностей по осуществлению необходимых мероприятий, направленных на должное содержание сооружений специального назначения, а также оборудования, и поддержание их в рабочем состоянии, бездействие по недопущению незаконного проникновения/пронесения на борт любого воздушного судна определенных лиц или запрещенных предметов, личное участие в их доставлении на борт, нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, нарушении порядка допуска к выполнению полетов и правил осуществления подготовительных мероприятий и выполнения полетов воздушным транспортом, осуществлении полета при наличии неисправностей на борту воздушного судна, отсутствие достаточного права на управление, управление без наличия необходимой документации, управление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и т. д. [1]
Субъектами, совершившими правонарушения на воздушном транспорте, могут выступать следующие категории лиц:
‒ отдельные граждане;
‒ организации;
‒ индивидуальные предприниматели;
‒ должностные лица.
Субъективная сторона данных правонарушений характеризуется двумя формами вины, а именно:
‒ умышленной;
‒ неосторожной.
Переходя к рассмотрению вопросов о возможности снижения правонарушений на воздушном транспорте, необходимо отметить, что проблемами безопасности в данном сегменте занимается большое количество различных структур. Так, множество функций возложено на Минтранс России, Росавиацию, правоохранительные органы на воздушном транспорте, владельцев воздушных судов и объектов транспортной инфраструктуры и т. д. [6]
Кроме того, существует колоссальное количество нормативно-правовых актов, предметом которых выступают данные вопросы. Это, в свою очередь, создает определенные сложности в выстраивании прочных отношений между органами государственной власти и другими участниками, задействованными в обеспечении авиационной безопасности.
Учитывая вышеизложенное, целесообразно систематизировать существующие нормативно-правовые акты, которые регулируют общественные отношения, возникающие на воздушном транспорте и оказывающие влияние на обеспечение безопасности в данной области. По нашему мнению, одним из наиболее эффективных мероприятий в этой области кодификация законодательства в области организации воздушного движения [2]. В унифицированном кодексе потребуется органично рассмотреть все возможные проблемы гражданского, налогового, валютного законодательства в части, касающейся организации воздушного движения, и обеспечения его безопасности. На базе нового документа следует продолжить проведение реорганизации транспортной системы в соответствии с международным опытом, практическими рекомендациями, ключевыми требованиями безопасности воздушного движения.
Кроме того, особое значение в снижении правонарушений в рассматриваемой сфере имеет Модельный закон о безопасности на воздушном транспорте. В качестве приоритетных целей данный документ устанавливает следующие [5]:
‒ защита жизни и здоровья граждан;
‒ функционирование воздушного транспорта без различных происшествий;
‒ сокращение негативного влияния происшествий, произошедших на воздушном транспорте, на экономическую и национальную безопасность всего государства.
Хотя данный документ носит исключительно рекомендательный характер, России целесообразно активно использовать его положения в своем законотворчестве.
Таким образом, актуальность всестороннего исследования теоретических аспектов совершения и снижения правонарушений на воздушном транспорте имеет колоссальное значение для правоприменительной практики. Уточнив понятийный аппарат и сущностно-содержательную характеристику правонарушений на воздушном транспорте, станет возможно определение основных концептуальных направлений дальнейшего совершенствования данной сферы.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 03.04.2017) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
- Комаров В. В. Правовые вопросы обеспечения безопасности на объектах воздушного транспорта // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. N3. 2014.
- Ли В. Х. Юридическая сущность административной ответственности на воздушном транспорте // Экономика, право, мораль в современно обществе: Сборник материалов студенческих научных исследований в области экономики, права, социологии и других наук. — Москва, 2016.
- Матвейко А. А. Состав административных правонарушений, совершаемых на воздушном транспорте // Молодой ученый. № 9. 2017.
- Модельный закон о безопасности на воздушном транспорте (Принят в г. Санкт-Петербурге 31.10.2007 Постановлением 29–10 на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. № 41. 2007.
- Свиркин В. А. К вопросу обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. № 10(196). 2013.