Пение, как говориться в мелодическом словаре, это исполнение слов голосом, умение предоставлять выразительными средствами голоса идейно-образное смысл мелодического произведения. Будет ли понятен этот вид искусства слабослышащим деткам? Есть ли возможность научить петь ребенка 5 лет с нарушением слуха?
Умение петь. Понятно ли оно слабослышащим?
Многочисленные исследования доказывают, что вокальные функции у детей данной категории развить можно. Делается это с опорой на природную составляющую: человек поет сердцем, а природные звуки и эмоции человека – есть основа вокала. Ярким примером природной вокализации являются первые крики младенца. Таким образом проявляется естественное состояние души, независимо от того хорошо слышит человек или вообще не слышит.
В специальной литературе много говорится и о врожденной потребности ребенка пробовать свой голос, играть с ним. Поэтому голосовые игры в виде импровизации собственным голом просто незаменимы при работе со слабослышащими людьми.
"Вибрационная чувствительность – первый помощник детям с нарушениями слуха" - говорит педагог и музыкант с большим стажем Павел, основатель музыкальной школы Music-shool.ru.
Использование пения в музыкальном воспитании ребенка со сниженным слухом
Главное в воспитание ребёнка 5 лет – выработка вербальный и певческой способности.
У всех есть зачатки мелодического слуха, способность к интонированию и импровизации. Педагогам или родителям, занимающимися с пятилетними детьми с нарушениями слуха важно определиться какими методами и приемами вокальной певческой работы развить эти природные данные. Основные приемы следующие:
1. Cлушание с использованием резонаторов. В качестве них могут выступать руки педагога;
2. Четкая настройка слухового аппарата и самого человека на прослушивание качественной музыки и пения;
3. Опора на дирижерские жесты.
Для начала в работе используются мелодии и песни только с плавными звуками одного режима, не требующие резких голосовых переходов.
Игры и тренировочные упражнения, воспитывающие напевность
Для работы со слабослышащими необходимо установить с ними слуховую и визуально-двигательную связь. Например, поем «высокие» звуки, которые рождаются в голове. Показываем на голову и поднимаем руки вверх. Поем «низкие» звуки. Они рождаются в груди. Показываем на грудь и опускаем руки вниз.
Для развития голоса у глухих деток используются следующие голосовые игры:
1. Предлагается посчитать «звёздочки на небе», произнося звук «у» и показывая пальчиком вверх.
2. Пишем пальчиком в воздухе гласные буквы, одновременно озвучивая их.
3. «Большой колокол и маленький колокольчик». Поем «бом», раскачиваясь из стороны в сторону, руки вверху и «бим» - руки внизу.
4. «Шумелки». Один ребенок пытается пропеть какой-нибудь гласный звук, другие при этом шумят, мешая ему.
Итак, занятия пением со слабослышащими детками 5 лет имеют свои особенности, но они включают в себя обычные вокальные упражнения и игры со звуками.