Восприятие художественной литературы дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (162) июль 2017 г.

Дата публикации: 15.07.2017

Статья просмотрена: 1319 раз

Библиографическое описание:

Прапорщикова, Ю. В. Восприятие художественной литературы дошкольников / Ю. В. Прапорщикова, Ю. А. Саплина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 28 (162). — С. 93-94. — URL: https://moluch.ru/archive/162/45174/ (дата обращения: 27.04.2024).



Художественная литература — одна из важнейших источников всестороннего развития личности дошкольников. Развитие творческого восприятия художественной литературы — это означает, что на первый план перед педагогом выдвигается задача организовать различные формы активности, в которых дети должны проявить специфические черты осмысления ими конкретного литературного материала. Наряду с этим необходимо, чтобы воспитатель обращался к некоторым общим характеристикам детского мировидения, которые стали бы основой создания ими творческих образов художественных произведений. Исходя из этих положений, мы раскроем особенности восприятия художественной литературы и источники его своеобразия.

Литературное произведения представляет собой сложное образование, складывающееся из самого текста и необходимого внетекстового контекста, который строится самим ребёнком в соответствии с его индивидуальными и возрастными. Следовательно, характер протекания взаимодействия ребёнка с произведением определяется двумя основными моментами — самим текстом (его содержанием, структурой, звучанием, форм преподнесения и т. п.) и способами познания, осмысления окружающего мира, сложившимися под влиянием прошлого жизненного и художественного опыта.

Процесс и результат восприятия детьми литературного произведения зависит от ряда взаимосвязанных причин. С одной стороны, конкретный текст ребёнок воспринимает в своей целостности и уникальности. Сказка, которую он услышал, единственна и неповторима. Однако с другой стороны, ребёнок знает и другие сказки, его литературный опыт уже достаточно широк. Этот литературный опыт в целом и его отдельные элементы могут влиять на характер и способы восприятия конкретного литературного произведения, да и всего окружающего мира, на всю систему образных представлений. Кроме того, источники своеобразия в восприятии художественной литературы следует искать и в особенностях словесно-образного освоения окружающего мира, и в стихийно складывающихся эстетических предпочтениях, и в излюбленных формах словесного творчества.

Восприятие художественной литературы детьми носит творческий характер, выражается он в субъективно эмоциональном, и преобразующем отношении ребёнка к художественному произведению. Черты такого восприятия стихийно формируются в рамках детского сообщества в условиях игровых ситуаций, на материале собственного детского фольклора. Элементы литературного опыта включаются детьми в игровые ситуации и претерпевают различные изменения. Так, в коллективных игровых ситуациях чаще всего варьируются детали сюжета при сохранении традиционного облика героев, а в индивидуальных воображаемых ситуациях- образ самого героя.

Творческое восприятие детей, несомненно стимулируется некоторыми свойствами литературных произведений. Но какими? Чтобы выявить эти характеристики, дети прослушали три очень сходных текста (по объёму, форме и содержанию), различимые между собой степенью новизны каждого и неопределённостью, описываемой в них ситуаций. Оказывается, стимулируется оно не просто новизной текста или неопределённостью как таковой, а специфическим комплексом характеристик литературного произведения. К ним относятся: доступная неопределённость, проблемность в прочтении хорошо известной ситуации, которая вырастает из сочетания противоречий, представленных в форме каких-либо очевидных для ребёнка смысловых несоответствий, и ярко выраженных содержательных, ритмических и других аналогий с хорошо известными произведениями.

Однако в художественном произведении встречаются также и особые содержательно-тематические единицы, которые дети воспринимают более творчески по сравнению с другими. Активно творчески воспринимаются детьми в первую очередь те образы, по поводу которых они теряются в догадках или в которых сразу узнают нарушителей спокойного течения привычного жизненного уклада.

Существует два типа тенденций, которые характеризуют восприятие детьми повествовательных текстов, — «выделяющая» и «синтезирующая». Выделяющая тенденция представляет собой вычленение ребёнка наиболее объективно значимых элементов литературного произведения. Такое эмоциональное акцентирование иногда имеет место в процессе полного пересказа ребёнком известного ему текста. Но весьма часто он выделяет лишь отдельные значимые элементы, не включая их в целостный повествовательный контекст.

Проявления личностно-пристрастного отношения на фоне развёрнутого пересказа выражаются в акцентировании отдельных эпизодов, изменении содержания и композиции произведений, включении в повествование экспрессивных высказываний оценочного, объяснительного характера и в эмоциональных повторах отдельных фраз и отрывков буквально воспроизводимого текста.

Синтезирующая тенденция — это объединение ребёнком нескольких произведений или их отдельных элементов в единую композицию или в единый образ. На характер синтеза оказывают влияние, имеющийся литературный опыт, сложившиеся образные стереотипы, а также индивидуальные предпочтения. Связывание нового с известным происходит на основе установления сходства и видения в новом элементов и черт знакомого. В рамках синтезирующей тенденции наблюдаются две разновидности. В основе первой лежит тематический принцип, который реализуется путём асоциального связывания достаточно крупных элементов художественных произведений — соединением содержания нескольких произведений и сочетанием отдельных сюжетно-тематических единиц из различных произведений. В основе второй разновидности синтеза лежит переживание детьми эмоциональной общности связываемых явлений. Такой синтез представляет собой связывания образов по признаку единой эмоциональной доминанты, в результате чего вновь получаемый образ приобретает более богатое содержание. Если первая разновидность синтеза проявляется у детей в процессе выстраивания развёрнутых повествований, то вторая при осмыслении достаточно сложных для них произведений путём манипулирования образами, взятыми из различных произведений.

С учётом всех тех особенностей творческого восприятия ребёнком художественных произведений, воспитатель может построить свою работу с детьми, направленную на развитие этого важнейшего компонента эстетического мировидения.

Литература:

  1. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. псих.труды.- М.,1996.- Т.1.-66с.
  2. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). — М.: Педагогика, 1972. –143с.
  3. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию, — М.: Просвящение, 1982. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): литературное произведение, художественная литература, литературный опыт, окружающий мир, произведение, ребенок, разновидность синтеза, синтезирующая тенденция, творческое восприятие, художественное произведение.


Похожие статьи

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Произведения художественной литературы сопровождают человека с первых лет его жизни. Восприятие произведений художественной литературы будет полноценным только при условии, если дошкольник будет к нему хорошо подготовлен...

Проблема художественного восприятия...

художественное восприятие, восприятие, художественный образ, уровень, явление действительности, произведение искусства, активное овладение, зрительное восприятие, научная литература...

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

ребенок, дошкольный возраст, художественное произведение, восприятие, литературное произведение, художественный образ, художественное слово, художественная литература, словесное...

Развитие понимания текста художественного произведения...

дошкольный возраст, ребенок, художественное произведение, художественная литература, главный герой, художественный текст, родной язык, личной опыт, дошкольное детство, целостный образ.

Отражение личности автора в художественном произведении

Восприятие объектов художественной литературы актуализирует нравственные и эстетические ценности личности.

Процесс восприятия художественного произведения является процессом опосредованной коммуникации.

Психолого-педагогические проблемы понимания...

дошкольник, художественная литература, художественное произведение, сказка, восприятие, устаревшие слова, книга.

Развитие понимания текста художественного произведения детьми дошкольного возраста.

Виды восприятия и их роль в развитии... | Молодой ученый

Для того чтобы понять, как виды восприятия влияют на развитие художественнотворческих способностей детей, нужно немного углубиться в научное определение данных

Процесс ощущений, как и процесс восприятия, также включен в систему анализа и синтеза.

Организация художественно-эстетического восприятия, как...

В статье представлен опыт организации работы по развитию художественно-эстетического восприятия у детей старшего

Таким образом, можно считать, что синтез искусств является необходимым условием для развития восприятия как психической составляющей.

Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии...

Познание художественной литературы имеет огромное значение для развития творческих задатков ребенка. Глубина восприятия художественной литературы отражает понимание художественного образа как обобщенной картины человеческой жизни...

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Произведения художественной литературы сопровождают человека с первых лет его жизни. Восприятие произведений художественной литературы будет полноценным только при условии, если дошкольник будет к нему хорошо подготовлен...

Проблема художественного восприятия...

художественное восприятие, восприятие, художественный образ, уровень, явление действительности, произведение искусства, активное овладение, зрительное восприятие, научная литература...

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

ребенок, дошкольный возраст, художественное произведение, восприятие, литературное произведение, художественный образ, художественное слово, художественная литература, словесное...

Развитие понимания текста художественного произведения...

дошкольный возраст, ребенок, художественное произведение, художественная литература, главный герой, художественный текст, родной язык, личной опыт, дошкольное детство, целостный образ.

Отражение личности автора в художественном произведении

Восприятие объектов художественной литературы актуализирует нравственные и эстетические ценности личности.

Процесс восприятия художественного произведения является процессом опосредованной коммуникации.

Психолого-педагогические проблемы понимания...

дошкольник, художественная литература, художественное произведение, сказка, восприятие, устаревшие слова, книга.

Развитие понимания текста художественного произведения детьми дошкольного возраста.

Виды восприятия и их роль в развитии... | Молодой ученый

Для того чтобы понять, как виды восприятия влияют на развитие художественнотворческих способностей детей, нужно немного углубиться в научное определение данных

Процесс ощущений, как и процесс восприятия, также включен в систему анализа и синтеза.

Организация художественно-эстетического восприятия, как...

В статье представлен опыт организации работы по развитию художественно-эстетического восприятия у детей старшего

Таким образом, можно считать, что синтез искусств является необходимым условием для развития восприятия как психической составляющей.

Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии...

Познание художественной литературы имеет огромное значение для развития творческих задатков ребенка. Глубина восприятия художественной литературы отражает понимание художественного образа как обобщенной картины человеческой жизни...

Похожие статьи

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Произведения художественной литературы сопровождают человека с первых лет его жизни. Восприятие произведений художественной литературы будет полноценным только при условии, если дошкольник будет к нему хорошо подготовлен...

Проблема художественного восприятия...

художественное восприятие, восприятие, художественный образ, уровень, явление действительности, произведение искусства, активное овладение, зрительное восприятие, научная литература...

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

ребенок, дошкольный возраст, художественное произведение, восприятие, литературное произведение, художественный образ, художественное слово, художественная литература, словесное...

Развитие понимания текста художественного произведения...

дошкольный возраст, ребенок, художественное произведение, художественная литература, главный герой, художественный текст, родной язык, личной опыт, дошкольное детство, целостный образ.

Отражение личности автора в художественном произведении

Восприятие объектов художественной литературы актуализирует нравственные и эстетические ценности личности.

Процесс восприятия художественного произведения является процессом опосредованной коммуникации.

Психолого-педагогические проблемы понимания...

дошкольник, художественная литература, художественное произведение, сказка, восприятие, устаревшие слова, книга.

Развитие понимания текста художественного произведения детьми дошкольного возраста.

Виды восприятия и их роль в развитии... | Молодой ученый

Для того чтобы понять, как виды восприятия влияют на развитие художественнотворческих способностей детей, нужно немного углубиться в научное определение данных

Процесс ощущений, как и процесс восприятия, также включен в систему анализа и синтеза.

Организация художественно-эстетического восприятия, как...

В статье представлен опыт организации работы по развитию художественно-эстетического восприятия у детей старшего

Таким образом, можно считать, что синтез искусств является необходимым условием для развития восприятия как психической составляющей.

Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии...

Познание художественной литературы имеет огромное значение для развития творческих задатков ребенка. Глубина восприятия художественной литературы отражает понимание художественного образа как обобщенной картины человеческой жизни...

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Произведения художественной литературы сопровождают человека с первых лет его жизни. Восприятие произведений художественной литературы будет полноценным только при условии, если дошкольник будет к нему хорошо подготовлен...

Проблема художественного восприятия...

художественное восприятие, восприятие, художественный образ, уровень, явление действительности, произведение искусства, активное овладение, зрительное восприятие, научная литература...

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

ребенок, дошкольный возраст, художественное произведение, восприятие, литературное произведение, художественный образ, художественное слово, художественная литература, словесное...

Развитие понимания текста художественного произведения...

дошкольный возраст, ребенок, художественное произведение, художественная литература, главный герой, художественный текст, родной язык, личной опыт, дошкольное детство, целостный образ.

Отражение личности автора в художественном произведении

Восприятие объектов художественной литературы актуализирует нравственные и эстетические ценности личности.

Процесс восприятия художественного произведения является процессом опосредованной коммуникации.

Психолого-педагогические проблемы понимания...

дошкольник, художественная литература, художественное произведение, сказка, восприятие, устаревшие слова, книга.

Развитие понимания текста художественного произведения детьми дошкольного возраста.

Виды восприятия и их роль в развитии... | Молодой ученый

Для того чтобы понять, как виды восприятия влияют на развитие художественнотворческих способностей детей, нужно немного углубиться в научное определение данных

Процесс ощущений, как и процесс восприятия, также включен в систему анализа и синтеза.

Организация художественно-эстетического восприятия, как...

В статье представлен опыт организации работы по развитию художественно-эстетического восприятия у детей старшего

Таким образом, можно считать, что синтез искусств является необходимым условием для развития восприятия как психической составляющей.

Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии...

Познание художественной литературы имеет огромное значение для развития творческих задатков ребенка. Глубина восприятия художественной литературы отражает понимание художественного образа как обобщенной картины человеческой жизни...

Задать вопрос