Организация художественно-эстетического восприятия, как способ обогащения детского творчества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Кондаурова И. В., Яковлева С. В. Организация художественно-эстетического восприятия, как способ обогащения детского творчества // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 77-80. — URL https://moluch.ru/archive/116/32016/ (дата обращения: 12.11.2018).



В статье представлен опыт организации работы по развитию художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в ходе НОД. Обозначена роль восприятия, как одного из компонентов по обогащению детского творчества и развития когнитивной сферы.

Художественная деятельность детей с самого начала тесно связана с жизнью. Прежде всего, ребёнку необходимо отчётливо представлять, что он будет изображать, а для этого у него должны сложиться разнообразные впечатления о мире. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребёнка является развитие восприятия в разных его видах — зрительного, слухового, осязательного, кинестетического, тактильного. Кроме того, механизмы восприятия так устроены, что внутри организации репрезентативных систем существуют параллели. Например, общеизвестна ассоциация цвета и звука. Понимание отличий функционирования каждой из систем восприятия и их взаимосвязей является основой раскрытия многих творческих процессов. С психологической точки зрения, все виды искусства, в зависимости от построения специфического языка и реализации практической деятельности, можно разделить на визуальные (изобразительное искусство), аудиальные (музыка), кинестетические (танец) и полимодальные (театр). Но такая связь не даёт нам право предполагать, что в процессе творческой деятельности будет задействована только одна сенсорная система. В частности, художники пишут картины, отображая ритм, нередко целиком посвящают свои полотна различным музыкальным произведениям (Анри Матисс. «Музыка» 1910). Известный педагог и психолог П. П. Блонский первый предложил систему полихудожественного синтеза. Таким образом, можно считать, что синтез искусств является необходимым условием для развития восприятия как психической составляющей.

С точки зрения исследователей в области эстетического восприятия (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина) восприятие искусства и окружающей действительности, является важным компонентом художественной деятельности, оказывает значительное влияние на её формирование. Л. В. Выготский в своих трудах отмечал, что восприятие является важным составляющим в формировании познавательного аспекта личности.

Современные исследователи отмечают так же, что работа по развитию художественно-эстетического восприятия даёт не только сиюминутные результаты. Доказательство тому — работы Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгера, К. Н. Поливановой, Е. Ю. Сутковой, тема которых — подготовка детей к школе, диагностика психического развития и его коррекция. Авторы отмечают, что недостаточный уровень развития образных представлений, затруднения при восприятии — частые причины трудностей в учёбе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже. Поэтому, как считают они, если у ребёнка имеется эта проблема, то её надо как можно скорей «компенсировать» изобразительной деятельностью. Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно предположить, что любые разработки и исследования в области развития восприятия у детей дошкольного возраста имеют важное значение. И следует предположить, что процесс развития художественно-эстетического восприятия нуждается в планировании, и уровень развития можно отследить с помощью методик и качества продуктивной деятельности.

Задачи исследования:

  1. Изучение и анализ теоретического и практического материала по вопросу создания педагогических условий развития эстетического восприятия.
  2. Выявление уровня художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработка и апробация системы по организации художественно — эстетического восприятия, направленной на развитие и совершенствование механизмов сенсорного восприятия, преодоление сенсорных стереотипов, развитие когнитивной сферы — ассоциативного мышления, сенсомоторной и произвольной памяти, развитие способности к эмпатии.
  4. Создание стимульного и дидактического материала.
  5. Констатация результативности.

Мы предположили, что нам понадобятся следующие педагогические средства: методы — частично — поисковые, проблемные ситуации, поощрение, стимулирование, приёмы — словесные, наглядно — образные, наглядно — действенные, разные формы организации детей и формы проведения НОД — игра, конкурс, «вхождение», сказка. Появилась необходимость создать стимульный материал.

Поставив задачи и выбрав средства спланировали дальнейшую деятельность следующим образом.

Первый этап — этап ознакомления с проблемой, который позволил изучить статьи разных авторов. Особенность восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности — это тема исследований Е. А. Аркина, Н. П. Сакулиной, Л. А, Венгера, Э. Г. Пилюгиной. Все они отмечают особенности восприятия цвета детьми. Их исследования показывают, что точность цветоразличения повышается с возрастом под воздействием организованной, насыщенной среды. Таким образом, можно избежать цветовых штампов у детей. Н. П. Сакулина отмечает «большое влияние на развитие образных представлений и характеристик цвета оказывает использование на занятиях по рисованию поэтических произведений» — «Как молоком облитые стоят сады вишнёвые», «Одуванчик молодой был совсем, как золотой». [6, с.180]

Отечественные психологи и педагоги А. В. Запорожец, А. П. Усова, Т. Н. Доронова утверждают, что дети часто используют цвет как выразительное средство, характеризующее образ. Проблемой восприятия цвета и развития цветовосприятия так же занимается Н. В. Дубровская. Исследователи отмечают, что дети 5–7 лет проявляют интерес к произведениям искусства и способны воспринимать не только содержание, но и средства выразительности (В. А. Езикеева, Н. М. Зубарева). Им доступно восприятие средств художественной выразительности графики, их условность (В. Я. Кионова, Р. А. Мирошкина, Н. В.Квач). А Курочкина Н. А. отмечает, что дети старшего дошкольного возраста эмоционально откликаются на художественные образы, но при эстетической оценке произведения искусства часто аргументация бедна или несущественна. Отсюда следует, что для развития у детей умения выражать в речи своё суждение необходимо вести работу по накоплению и активизации словаря. А. А. Мелик-Пашаев и З. Н. Новлянская разработали приёмы развития художественного восприятия и мышления ребёнка дошкольника. Они предлагают вести работу одновременно в двух направлениях: развивать «художественное» восприятие жизни и воплощать это отношение средствами искусства.

На следующем этапе был проведён мониторинг на выявление уровня как восприятия в целом, так и художественно-эстетического восприятия. Был использован материал: тест «Восприятие цвета» авторы Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина, тест «Дорисуй предметы» методика Т. Н. Головиной [4], диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю» — с опорой на исследования и методические разработки Н. М. Зубаревой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Н. А. Курочкиной, Н. П. Сакулиной, а так же был проанализирован продукт детской деятельности.

Система работы была выстроена в следующей последовательности. На первом этапе при ознакомлении детей с предметами и явлениями восприятие натуры происходило в детальном рассмотрении. Главное на этом этапе вызвать у детей интерес, удивление и желание изображать данный объект. Учитывая, что игра является основным видом деятельности, широкое применение нашли игры на развитие кинестетического, тактильного, зрительного, слухового восприятия и на закрепление сенсорных эталонов. Процесс восприятия строится следующим образом: вызвать интерес, самостоятельно рассмотреть объект, выразить собственное эстетическое отношение к объекту, повторное самостоятельное рассматривание. На следующем этапе, опираясь на уже полученные знания о свойствах и форме и учитывая, что знакомая форма может вызвать пониженный интерес, были использованы педагогические средства, направленные на активизацию процесса восприятия: «диалог с живой культурой», основанный на созерцании; развитие восприятие цвета и оттенков с помощью дидактических игр («Составь палитру», «Цвет и настроение» и т. д.); использование пластических упражнений по поводу воспринимаемого объекта — элементы пантомимы и театра; применение в процессе восприятия мнемотаблиц; использование метода сравнения и сопоставления, а так же использование сюжетно-ролевых игр («Я — экскурсовод»).

На следующем этапе расширился круг задач, форма проведения занятий стала более разнообразной. «Созерцая» произведения искусства дети не только рассматривали его, но и придумывали своё название, отмечали настроение, цветовую гамму, подбирали лирическое и музыкальное произведение. Применение этих методов способствовало развитию эстетического восприятия, воспроизведения на уровне чувственного опыта. Что в последствии отслеживалось в детском творчестве — разнообразие цветовой палитры, передача настроения в цвете, построение интересных композиций. Широкое применение на этом этапе нашло применение игр «интеграционного типа», в ходе которых соединяются элементы дидактики, моделирования — поиска, который нанизывается на стержень содержания. Это интерактивные путешествия, экскурсии. Главная ценность этих игр в том, что они построены на принципах творческого равноправного диалога. Обязательным компонентом в этой системе стал цикл занятий, направленных на восприятие и копирование шедевров искусства. Работа в этом направлении позволила развивать у детей старшего дошкольного возраста умение замечать яркие различия и незначительные, умение видеть творческую манеру художника. В дальнейшем следовало усложнение — создание самостоятельной творческой работы с учётом определённой манеры исполнения.

Выстраивая систему и организовывая процесс художественно-эстетического восприятия, не следует забывать о важном компоненте детской изобразительной деятельности — воспроизведении. Опыт восприятия повсеместно отражался в продуктивной деятельности.

Подведём итоги функционирования системы по развитию художественно-эстетического восприятия. На начало функционирования опыта дети старшего дошкольного возраста испытывали следующие трудности при восприятии: отмечалась низкая концентрация внимания, сам процесс был непродолжителен, отмечалось неумение выделять составляющие рассматриваемого объекта, действия при восприятии интериоризованы, то есть не перешли во внутренний план, в продуктивной деятельности использовалась минимальная цветовая палитра. Работа по организации процесса художественно-эстетического восприятия дала следующие результаты: дети стали выделять большинство художественных средств выразительности (цвет, форма, линия), отмечается наличие развитого художественно-эстетического мышления, рост уровня развития целостного и дифференцированного эстетического восприятия. При передаче образа дети отображают его близко к реальности, работы детей стали цветонасыщенны, правильно построены композиционно. Дети стали вкладывать в творчество все свои знания и наблюдения, так, как осознали, что художник — это внимательный наблюдатель.

Диагностические показатели на начало и на конец функционирования опыта.

В ходе проведенных нами диагностических исследований на основе разработанных методик выявлена положительная динамика в развитии эстетического восприятия старших дошкольников. Данные результаты доказывают эффективность разработанной нами системы по развитию эстетического восприятия, включающей: развитие положительной эмоциональной реакции на «эстетическое» явление, ситуацию, объект, установление детьми взаимосвязи между особенностью выразительных средств и содержанием художественного образа, развитие эмпатийного включения, вхождение в художественный образ, в мир другого человека, непосредственное сопереживание ему и выражение всего этого в собственной художественно-творческой деятельности, формирование на этой основе у детей эстетических переживаний и суждений. Доказано положительное влияние художественно-эстетического восприятия на уровень продуктивной деятельности старших дошкольников.

Литература:

  1. Бугрименко Е. А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов./Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова, Е. Ю. Суткова под ред. В. В. Слободчикова. — Библиотека развивающего обучения. Вып. II. Томск, 1992.
  2. Выготский Л. С. Психология искусства./Л. С. Выготский. — М., 1968.
  3. Комарова Т. С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу/ Т. С. Комарова, О. А. Соломенникова.- Ярославль, 2006.
  4. Краснощёкова Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей./ Н. В. Краснощёкова. — Ростов-на-Дону, 2007.
  5. Мелик-Пашаев А. А. К проблеме общего и специального в художественной одарённости человека./ А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. — М., 1988.
  6. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве./ Н. П. Сакулина. — М.: Просвещение, 1975.
Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическое восприятие, старший дошкольный возраст, ребенок, эстетическое восприятие, развитие, продуктивная деятельность, когнитивная сфера, изобразительная деятельность, детское творчество, выявление уровня.


Похожие статьи

Продуктивный вид деятельности — ключ к всестороннему...

изобразительная деятельность, детское творчество, ребенок, Гагарин, продуктивный вид деятельности, дошкольное детство, простой карандаш, эстетическое воспитание, всестороннее развитие детей...

Роль художественно-эстетической деятельности...

Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств, вхождение в культуру.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие...

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности.

Творческая деятельность как основа формирования...

Беликова М. Эстетическое восприятие детей на занятиях изобразительной деятельностью.

Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста посредством формирования функций движений кистей рук.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

На данном этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать...

Развитие художественно-эстетических способностей детей...

Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста посредством формирования функций движений кистей рук. Автор: Чагина Светлана Леонидовна. Рубрика: Педагогика.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна.

Взаимосвязь музыкальных произведений и художественного слова, восприятие картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства создает...

Влияние художественно-продуктивных видов деятельности на...

Под художественно-продуктивной деятельностью мы понимаем деятельность, в результате которой мы получаем продукт. Через продуктивную деятельность в дошкольном возрасте стремительно формируется психологические процессы...

Продуктивный вид деятельности — ключ к всестороннему...

изобразительная деятельность, детское творчество, ребенок, Гагарин, продуктивный вид деятельности, дошкольное детство, простой карандаш, эстетическое воспитание, всестороннее развитие детей...

Роль художественно-эстетической деятельности...

Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств, вхождение в культуру.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие...

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности.

Творческая деятельность как основа формирования...

Беликова М. Эстетическое восприятие детей на занятиях изобразительной деятельностью.

Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста посредством формирования функций движений кистей рук.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

На данном этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать...

Развитие художественно-эстетических способностей детей...

Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста посредством формирования функций движений кистей рук. Автор: Чагина Светлана Леонидовна. Рубрика: Педагогика.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна.

Взаимосвязь музыкальных произведений и художественного слова, восприятие картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства создает...

Влияние художественно-продуктивных видов деятельности на...

Под художественно-продуктивной деятельностью мы понимаем деятельность, в результате которой мы получаем продукт. Через продуктивную деятельность в дошкольном возрасте стремительно формируется психологические процессы...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Продуктивный вид деятельности — ключ к всестороннему...

изобразительная деятельность, детское творчество, ребенок, Гагарин, продуктивный вид деятельности, дошкольное детство, простой карандаш, эстетическое воспитание, всестороннее развитие детей...

Роль художественно-эстетической деятельности...

Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств, вхождение в культуру.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие...

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности.

Творческая деятельность как основа формирования...

Беликова М. Эстетическое восприятие детей на занятиях изобразительной деятельностью.

Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста посредством формирования функций движений кистей рук.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

На данном этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать...

Развитие художественно-эстетических способностей детей...

Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста посредством формирования функций движений кистей рук. Автор: Чагина Светлана Леонидовна. Рубрика: Педагогика.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна.

Взаимосвязь музыкальных произведений и художественного слова, восприятие картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства создает...

Влияние художественно-продуктивных видов деятельности на...

Под художественно-продуктивной деятельностью мы понимаем деятельность, в результате которой мы получаем продукт. Через продуктивную деятельность в дошкольном возрасте стремительно формируется психологические процессы...

Продуктивный вид деятельности — ключ к всестороннему...

изобразительная деятельность, детское творчество, ребенок, Гагарин, продуктивный вид деятельности, дошкольное детство, простой карандаш, эстетическое воспитание, всестороннее развитие детей...

Роль художественно-эстетической деятельности...

Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств, вхождение в культуру.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее...

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие...

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

ребенок, изобразительная деятельность, дошкольный возраст, творческая деятельность, рисование, окружающий мир, развитая личность, процесс рисования, образ воображения, вид деятельности.

Творческая деятельность как основа формирования...

Беликова М. Эстетическое восприятие детей на занятиях изобразительной деятельностью.

Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста посредством формирования функций движений кистей рук.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

На данном этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать...

Развитие художественно-эстетических способностей детей...

Развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста посредством формирования функций движений кистей рук. Автор: Чагина Светлана Леонидовна. Рубрика: Педагогика.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна.

Взаимосвязь музыкальных произведений и художественного слова, восприятие картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства создает...

Влияние художественно-продуктивных видов деятельности на...

Под художественно-продуктивной деятельностью мы понимаем деятельность, в результате которой мы получаем продукт. Через продуктивную деятельность в дошкольном возрасте стремительно формируется психологические процессы...

Задать вопрос