В статье рассмотрен пятилетний опыт реализации профильного обучения в МБОУ СШ № 3 города Арзамаса Нижегородской области.
Ключевые слова: профильное обучение, МБОУ СШ № 3 города Арзамаса естественно-математический профиль, опыт реализации профильного обучения
Необходимость перехода средней школы страны на профильное обучение была определена Концепцией модернизации Российского образования [1] и конкретизирована в Концепции профильного обучения [2]. Переход к профильному обучению ставил достижение таких целей, как:
– обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы среднего общего образования;
– создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников;
– способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
МБОУ СШ № 3 города Арзамаса Нижегородской области начала работу по организации профильного обучения с 2006 года. У нас был открыт естественно-математический профиль по 3 вариантам учебного плана (химико-биологическая специализация, физико-математическая специализация, без дополнительной специализации).
Введение профильного обучения в нашем образовательном учреждении было обусловлено рядом причин, наиболее важными среди которых оказались следующие:
– приток одарённых детей из близлежащих микрорайонов города;
– высокий уровень мотивации старшеклассников к обучению в профильных классах;
– укомплектованность школы высококвалифицированными кадрами и административным персоналом;
– высокий уровень оснащенности материально-технической базы.
Введение профильного обучения стало возможно благодаря имеющемуся на тот момент времени нормативному, кадровому, учебно-методическому обеспечению. Прием в профильные классы осуществлялся на основании Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области [4]. В настоящее время школа руководствуется Постановлением Правительства Нижегородской области от 12.05.2014 г. № 321 «Об утверждении порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации Нижегородской области для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения» [3]. На основании данных документов в школе были разработаны соответствующие локальные акты, регламентирующие реализацию профильного обучения. Было сформировано необходимое учебно-методическое обеспечение (приобретены учебные программы, школьные учебники, необходимая методическая литература). Кадровый состав педагогов школы, работающих в профильных классах, был представлен учителями высшей и первой квалификационной категорий. На сегодняшний день из 46 учителей, осуществляющих учебно-воспитательный процесс, 15 человек имеют высшую, 26 человек — первую квалификационную категорию.
Переход к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) общеобразовательными учреждениями страны подтвердил верность выбранной стратегии реализации профильного обучения.
С учетом требований ФГОС СОО МБОУ СШ № 3 продолжает реализацию профильного обучения в 10–11 классах, а в 9-х классах осуществляет предпрофильную подготовку. С целью создания ученику условий для реализации интереса к выбранному предмету, для освоения выбранного предмета на повышенном уровне 1 час факультативных занятий направлен на изучение предметно-ориентированных курсов. С этой целью в школе введены 3 предметно-ориентированных курса по выбору, длительностью 11–12 часов каждый. При этом группы, изучающих данные курсы, формируются из учащихся разных классов. Каждый ученик 9-х классов может осуществлять 3 пробы, занимаясь по выбору 1 час в неделю. За счет часов дополнительного образования также введен курс «Психология и выбор профессии», реализующий программу Г. В. Резапкиной [5], рассчитанный на изучение 1 часа в неделю.
Руководствуясь региональным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Нижегородской области [4], учитывая запросы девятиклассников, их родителей, школа ежегодно формирует классы естественно-математического профиля без дополнительной специализации (таблица 1).
Таблица 1
Учебный план 10 класса естественно-математический профиля (без дополнительной специализации)
Образовательные области |
Учебные предметы |
Кол-во часов внеделю |
Русский язык и литература |
Русский язык |
1 |
Литература |
3 |
|
Русская словесность: от слова к словесности |
2 |
|
Иностранный язык. Второй иностранный язык |
Английский язык |
3 |
Математика и информатика |
Алгебра и начала математического анализа |
4 |
Геометрия |
2 |
|
Информатика и ИКТ |
1 |
|
Общественно-научные предметы |
История России |
1 |
Всеобщая история |
1 |
|
Обществознание |
1 |
|
Право |
1 |
|
География |
1 |
|
Естественнонаучные предметы |
Биология |
3 |
Экология |
1 |
|
Химия |
3 |
|
Физика |
5 |
|
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура |
3 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
|
Обязательная нагрузка |
37 |
|
Факультативные занятия: |
- |
|
Максимальный объем учебной нагрузки |
37 |
|
Профильные предметы: биология — 3 часа, химия — 3 часа, алгебра и начала математического анализа — 4 часа, геометрия — 2 часа, физика — 5 часов.
Компонент образовательной организации:
– география -1 час, русская словесность: от слова к словесности — 2 часа
– элективные курсы: экология — 1 час.
Федеральный компонент: русский язык — 1 час, литература — 1 час, иностранный язык — 3 часа, история — 2 часа, обществознание (включая экономику и право) — 2 часа, физическая культура -3 часа, информатика — 1 час, ОБЖ — 1 час
При этом ежегодно проводимая педагогом-психологом школы диагностика удовлетворения уровнем профильного обучениям среди учащихся показывает сокращение числа учащихся, испытывающих трудности обучения в профильном классе, и сокращение числа учащихся, которые хотели бы изменить профиль обучения.
Реализация задач профильного обучения требует от администрации и педагогов школы обеспечения вариативности профориентационной работы. С этой целью школа поддерживает тесную связь с вузами города, образовательными организациями среднего профессионального образования.
Одним из основных показателей результативности профильного обучения мы рассматриваем качество обученности учащихся профильных классов (таблицы 2, 3).
Таблица 2
Качество обученности учащихся 10 классов, осваивающих программы профильного обучения
Учебный год |
Количество учащихся |
Качество обученности (%) |
2011–2012 |
25 |
72,0 |
2014–2015 |
26 |
73,1 |
2015–2016 |
25 |
60,0 |
Таблица 3
Качество обученности учащихся 11 классов, осваивающих программы профильного обучения
Учебный год |
Количество учащихся |
Качество обученности (%) |
2011–2012 |
29 |
86,2 |
2012–2013 |
25 |
72,0 |
2015–2016 |
26 |
84,6 |
2016–2017 |
24 |
66,7 |
Как видно из данных таблиц, качество обученности учащихся за последние годы достаточно высокое. В среднем показатели в 10 классе составляют 69 %, в 11 классе — 80.
Не менее важным показателем эффективности реализации профильного обучения мы рассматриваем продолжение обучения выпускников профильных классов по профилю (таблица 4).
Таблица 4
Поступление учащихся профильных классов впрофильные вузы
Учебный год |
Количество выпускников |
% поступивших |
% поступивших впрофильные вузы |
2011–2012 |
29 |
100 |
65,5 |
2012–2013 |
25 |
100 |
80,0 |
2015–2016 |
27 |
100 |
74,1 |
2016–2017 |
24 |
96 |
65,2 |
Все это, по нашему мнению, свидетельствует о положительном опыте реализации профильного обучения в МБОУ СШ № 3 города Арзамаса.
Литература:
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Модернизация российского образования.- М.: Просвещение, 2003. -С. 42–73.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ МО РФ № 2783 от 18.07.2002.
- Постановление Правительства Нижегородской области. № 321 от 12.05.2014 «Об утверждении порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации Нижегородской области для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения»
- Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области. — Н.Новогород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005.
- Резапкина Г. В. Программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. / Г. В. Резапкина. — М.: Генезис, 2005.