Организация профильного обучения в МБОУ СШ № 3 имени В. П. Чкалова г. Арзамаса Нижегородской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (162) июль 2017 г.

Дата публикации: 18.07.2017

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Давыдов, А. В. Организация профильного обучения в МБОУ СШ № 3 имени В. П. Чкалова г. Арзамаса Нижегородской области / А. В. Давыдов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 28 (162). — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/archive/162/45161/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрен пятилетний опыт реализации профильного обучения в МБОУ СШ № 3 города Арзамаса Нижегородской области.

Ключевые слова: профильное обучение, МБОУ СШ № 3 города Арзамаса естественно-математический профиль, опыт реализации профильного обучения

Необходимость перехода средней школы страны на профильное обучение была определена Концепцией модернизации Российского образования [1] и конкретизирована в Концепции профильного обучения [2]. Переход к профильному обучению ставил достижение таких целей, как:

– обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы среднего общего образования;

– создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников;

– способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

МБОУ СШ № 3 города Арзамаса Нижегородской области начала работу по организации профильного обучения с 2006 года. У нас был открыт естественно-математический профиль по 3 вариантам учебного плана (химико-биологическая специализация, физико-математическая специализация, без дополнительной специализации).

Введение профильного обучения в нашем образовательном учреждении было обусловлено рядом причин, наиболее важными среди которых оказались следующие:

– приток одарённых детей из близлежащих микрорайонов города;

– высокий уровень мотивации старшеклассников к обучению в профильных классах;

– укомплектованность школы высококвалифицированными кадрами и административным персоналом;

– высокий уровень оснащенности материально-технической базы.

Введение профильного обучения стало возможно благодаря имеющемуся на тот момент времени нормативному, кадровому, учебно-методическому обеспечению. Прием в профильные классы осуществлялся на основании Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области [4]. В настоящее время школа руководствуется Постановлением Правительства Нижегородской области от 12.05.2014 г. № 321 «Об утверждении порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации Нижегородской области для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения» [3]. На основании данных документов в школе были разработаны соответствующие локальные акты, регламентирующие реализацию профильного обучения. Было сформировано необходимое учебно-методическое обеспечение (приобретены учебные программы, школьные учебники, необходимая методическая литература). Кадровый состав педагогов школы, работающих в профильных классах, был представлен учителями высшей и первой квалификационной категорий. На сегодняшний день из 46 учителей, осуществляющих учебно-воспитательный процесс, 15 человек имеют высшую, 26 человек — первую квалификационную категорию.

Переход к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) общеобразовательными учреждениями страны подтвердил верность выбранной стратегии реализации профильного обучения.

С учетом требований ФГОС СОО МБОУ СШ № 3 продолжает реализацию профильного обучения в 10–11 классах, а в 9-х классах осуществляет предпрофильную подготовку. С целью создания ученику условий для реализации интереса к выбранному предмету, для освоения выбранного предмета на повышенном уровне 1 час факультативных занятий направлен на изучение предметно-ориентированных курсов. С этой целью в школе введены 3 предметно-ориентированных курса по выбору, длительностью 11–12 часов каждый. При этом группы, изучающих данные курсы, формируются из учащихся разных классов. Каждый ученик 9-х классов может осуществлять 3 пробы, занимаясь по выбору 1 час в неделю. За счет часов дополнительного образования также введен курс «Психология и выбор профессии», реализующий программу Г. В. Резапкиной [5], рассчитанный на изучение 1 часа в неделю.

Руководствуясь региональным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Нижегородской области [4], учитывая запросы девятиклассников, их родителей, школа ежегодно формирует классы естественно-математического профиля без дополнительной специализации (таблица 1).

Таблица 1

Учебный план 10 класса естественно-математический профиля (без дополнительной специализации)

Образовательные области

Учебные предметы

Кол-во часов внеделю

Русский язык и литература

Русский язык

1

Литература

3

Русская словесность: от слова к словесности

2

Иностранный язык. Второй иностранный язык

Английский язык

3

Математика и информатика

Алгебра и начала математического анализа

4

Геометрия

2

Информатика и ИКТ

1

Общественно-научные предметы

История России

1

Всеобщая история

1

Обществознание

1

Право

1

География

1

Естественнонаучные предметы

Биология

3

Экология

1

Химия

3

Физика

5

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

3

Основы безопасности жизнедеятельности

1

Обязательная нагрузка

37

Факультативные занятия:

-

Максимальный объем учебной нагрузки

37

Профильные предметы: биология — 3 часа, химия — 3 часа, алгебра и начала математического анализа — 4 часа, геометрия — 2 часа, физика — 5 часов.

Компонент образовательной организации:

– география -1 час, русская словесность: от слова к словесности — 2 часа

– элективные курсы: экология — 1 час.

Федеральный компонент: русский язык — 1 час, литература — 1 час, иностранный язык — 3 часа, история — 2 часа, обществознание (включая экономику и право) — 2 часа, физическая культура -3 часа, информатика — 1 час, ОБЖ — 1 час

При этом ежегодно проводимая педагогом-психологом школы диагностика удовлетворения уровнем профильного обучениям среди учащихся показывает сокращение числа учащихся, испытывающих трудности обучения в профильном классе, и сокращение числа учащихся, которые хотели бы изменить профиль обучения.

Реализация задач профильного обучения требует от администрации и педагогов школы обеспечения вариативности профориентационной работы. С этой целью школа поддерживает тесную связь с вузами города, образовательными организациями среднего профессионального образования.

Одним из основных показателей результативности профильного обучения мы рассматриваем качество обученности учащихся профильных классов (таблицы 2, 3).

Таблица 2

Качество обученности учащихся 10 классов, осваивающих программы профильного обучения

Учебный год

Количество учащихся

Качество обученности (%)

2011–2012

25

72,0

2014–2015

26

73,1

2015–2016

25

60,0

Таблица 3

Качество обученности учащихся 11 классов, осваивающих программы профильного обучения

Учебный год

Количество учащихся

Качество обученности (%)

2011–2012

29

86,2

2012–2013

25

72,0

2015–2016

26

84,6

2016–2017

24

66,7

Как видно из данных таблиц, качество обученности учащихся за последние годы достаточно высокое. В среднем показатели в 10 классе составляют 69 %, в 11 классе — 80.

Не менее важным показателем эффективности реализации профильного обучения мы рассматриваем продолжение обучения выпускников профильных классов по профилю (таблица 4).

Таблица 4

Поступление учащихся профильных классов впрофильные вузы

Учебный год

Количество выпускников

% поступивших

% поступивших впрофильные вузы

2011–2012

29

100

65,5

2012–2013

25

100

80,0

2015–2016

27

100

74,1

2016–2017

24

96

65,2

Все это, по нашему мнению, свидетельствует о положительном опыте реализации профильного обучения в МБОУ СШ № 3 города Арзамаса.

Литература:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Модернизация российского образования.- М.: Просвещение, 2003. -С. 42–73.
  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ МО РФ № 2783 от 18.07.2002.
  3. Постановление Правительства Нижегородской области. № 321 от 12.05.2014 «Об утверждении порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации Нижегородской области для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения»
  4. Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области. — Н.Новогород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005.
  5. Резапкина Г. В. Программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. / Г. В. Резапкина. — М.: Генезис, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): профильное обучение, час, класс, Нижегородская область, город Арзамаса, дополнительная специализация, естественно-математический профиль, иностранный язык, общее образование, русский язык.


Ключевые слова

профильное обучение, МБОУ СШ № 3 города Арзамаса естественно-математический профиль, опыт реализации профильного обучения

Похожие статьи

Концепция работы методического объединения учителей английского языка МАОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики» г. Новокузнецка в период 2015–2018 гг.

Данная статья посвящена описанию концепции работы методического объединения учителей английского языка МАОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики» города Новокузнецка как одной из эффективных форм работы методической службы учреждения. Внима...

Деятельность педагогов МБОУ СОШ с. Тербуны в условиях сетевого взаимодействия

Статья посвящена деятельности педагогов МБОУ СОШ села Тербуны в условиях сетевого взаимодействия, работе школьного университета BITEDUCATION.

Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации совместной проектной деятельности по дисциплинам естественнонаучного цикла

В статье рассмотрены вопросы организации совместного педагогического сотрудничества МБОУ СШ № 16 города Арзамаса и естественно-географического факультета (ЕГФ) Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского (АФ ННГУ) по реализации проектной деятель...

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Организация экологического воспитания в школе (на примере МОУ «Гимназия № 53» г. Магнитогорска)

Статья посвящена опыту организации экологического воспитания в МОУ «Гимназия № 53» как части урочной, внеурочной и воспитательной деятельности с целью формирования экологической культуры обучающихся.

Особенности формирования и развития универсальных учебных действий у учащихся в «Гимназии № 6» (г. Лангепас) в условиях реализации ФГОС ООО

Подготовка старшеклассников химико-биологического профиля к выбору профессии

В данном исследовании рассматривается проблема отсутствия качественной подготовки к выбору профессии старшеклассников в общеобразовательном учреждении. Также предлагается программа профориентационных занятий для учеников 10-х классов химико-биологиче...

Анализ введения третьего урока физической культуры в ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района города Санкт-Петербурга

В статье приведен анализ введения третьего урока физической культуры на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка Выборгского района города Санкт-Петер...

Система оценки достижений планируемых результатов учителем на уроках в начальной коррекционной школе в рамках реализации ФГОС

Представлен опыт работы системы оценивания по программе АООП в рамках реализации ФГОС с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Реализация внутрипредметных связей школьного курса математики при дистанционном обучении

В статье авторы, исходя из определения внутрипредметных связей, провели реализацию урока, учитывающего эти связи, в образовательном процессе (проведение урока по математике в 8 «Г» классе МБОУ «СОШ № 25 г. Абакана».

Похожие статьи

Концепция работы методического объединения учителей английского языка МАОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики» г. Новокузнецка в период 2015–2018 гг.

Данная статья посвящена описанию концепции работы методического объединения учителей английского языка МАОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики» города Новокузнецка как одной из эффективных форм работы методической службы учреждения. Внима...

Деятельность педагогов МБОУ СОШ с. Тербуны в условиях сетевого взаимодействия

Статья посвящена деятельности педагогов МБОУ СОШ села Тербуны в условиях сетевого взаимодействия, работе школьного университета BITEDUCATION.

Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации совместной проектной деятельности по дисциплинам естественнонаучного цикла

В статье рассмотрены вопросы организации совместного педагогического сотрудничества МБОУ СШ № 16 города Арзамаса и естественно-географического факультета (ЕГФ) Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского (АФ ННГУ) по реализации проектной деятель...

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Организация экологического воспитания в школе (на примере МОУ «Гимназия № 53» г. Магнитогорска)

Статья посвящена опыту организации экологического воспитания в МОУ «Гимназия № 53» как части урочной, внеурочной и воспитательной деятельности с целью формирования экологической культуры обучающихся.

Особенности формирования и развития универсальных учебных действий у учащихся в «Гимназии № 6» (г. Лангепас) в условиях реализации ФГОС ООО

Подготовка старшеклассников химико-биологического профиля к выбору профессии

В данном исследовании рассматривается проблема отсутствия качественной подготовки к выбору профессии старшеклассников в общеобразовательном учреждении. Также предлагается программа профориентационных занятий для учеников 10-х классов химико-биологиче...

Анализ введения третьего урока физической культуры в ГБОУ СОШ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района города Санкт-Петербурга

В статье приведен анализ введения третьего урока физической культуры на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка Выборгского района города Санкт-Петер...

Система оценки достижений планируемых результатов учителем на уроках в начальной коррекционной школе в рамках реализации ФГОС

Представлен опыт работы системы оценивания по программе АООП в рамках реализации ФГОС с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Реализация внутрипредметных связей школьного курса математики при дистанционном обучении

В статье авторы, исходя из определения внутрипредметных связей, провели реализацию урока, учитывающего эти связи, в образовательном процессе (проведение урока по математике в 8 «Г» классе МБОУ «СОШ № 25 г. Абакана».

Задать вопрос