Статья транслирует опыт учителя физики по реализации естественно-научного профиля с использованием ресурсов предметного кабинета.
Ключевые слова: естественно-научный профиль, инженерное оборудование, естественно-научная грамотность
Профильное обучение — это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами [1].
Преимущества профильного обучения в школе
— Индивидуальный, учитывающий желания ученика подход, направленный на то, чтобы сделать урок максимально интересным и доступным для понимания.
— Обязательное использование современных технологий на занятиях, что дает возможность не только сделать урок более информативным, но и правильно организовать учебный процесс.
— Хорошая подготовка к сдаче ЕГЭ.
— Выстраивание в сознании ученика его будущего пути, а, следовательно, его моральной готовности к переменам после школы [1].
МОБУ Лицей № 59 им. Трубачёва М. Г. в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» и муниципальной программы города-курорта Сочи «Развитие отрасли «Образование» города Сочи» по обновлению материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических навыков в 2018 году получил оборудование инженерного класса. Под оборудованием инженерного класса понимаются лабораторные и методические комплексы, робототехника, инструменты, машины и станки, которые позволят обучающемуся максимально погрузиться в процесс творчества, а учителю — грамотно руководить этим процессом.
В составе лабораторных и методических комплексов имеются 15 наборов оборудования для проведения лабораторных работ. Каждый набор состоит из семи комплектов, объединенных по темам для изучения физических явлений: механических, электрических, электромагнитных, тепловых, оптических. Комплекты рассчитаны на работу в паре или малой группе во время проведения лабораторных и практических работ. Также в рамках реализации данного проекта получено оборудование для демонстрации фотоэффекта, закона сохранения механической энергии, изучения спектра свечения жидкостей, наборы для робототехники, 3d-принтер, наборы для сбора электрических схем и изучения сопротивлений, набор для сбора разводных мостов и фермовых конструкций.
Данное оборудование активно используется учителями нашего лицея на уроках физики: демонстрация и изучение физических явлений, лабораторные работы, практические занятия. В период обучения с применением дистанционных технологий обучения нами начата съемка видеороликов, иллюстрирующих информацию из учебника и учебных пособий. Постепенно снимались ролики с видео-пояснением к лабораторным работам по курсу физики, которые стали основой для обучения в дистанционном формате.
Например, видео, которое показывает движение световых лучей в линзах, что такое фокус линзы, фокусное расстояние. Это видео используется нами как при изучении световых явлений в 6 и 8 классах, так и перед выполнением лабораторной работы, и при подготовке к государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Также демонстрация хода световых лучей в системе «глаз человека» используется как на уроках, так и при написании обучающимися проектов по физике и биологии.
Знания, полученные учениками на уроках астрономии мы используем во внеурочной деятельности. В течение года наблюдать созвездия на побережье бывает сложно из-за светового шума от города, поэтому телескоп мы с ребятами берем в трехдневные походы на летних каникулах. В паре с мобильным приложением «Star Walk 2» очень интересно исследовать небесный свод.
Комплекты инженерного оборудования по робототехнике используются учителями информатики во внеурочной и внеклассной деятельности. Благодаря им, у нас уже несколько лет ребята занимаются на курсах внеурочной деятельности: «Я — исследователь», «Алгоритмизация и программирование», «3D-моделирование», «Робототехника».
В этом году выпускник нашего Лицея получил диплом лауреата в конкурсе «Первые шаги в науку» в номинации «Программирование на базе Arduino» за проект по организации полива растений. Из комплекта оборудования «Умный дом» он выполнил макет дома. Растение находилось в одной комнате. К горшку был подключен датчик влажности, который был запрограммирован на измерение влажности почвы раз в сутки. Если влажность была меньше 40 % сигнал подавался на насос, который находился (условно) в другой комнате в резервуаре с водой. Насос включался и по трубке подавал питательный раствор к растению.
Еще один из проектов учениц 6 класса «Изучение свечения газов при прохождении через них электрического тока». В трубках находятся различные газы: эфир, неон, аргон, ксенон, водород. Тема исследования была выбрана девочками после наблюдения за ремонтом неоновых вывесок магазина. Они изучили этот вопрос и продемонстрировали одноклассникам результаты своего исследования.
В настоящее время группа девятиклассниц оформляет исследовательский проект по теме «Укрепление мостов с помощью фермовых конструкций». С помощью генератора в конструкции подвесного моста создаются колебания. Датчик ускорения фиксирует и передает на компьютер соответствующие данные. По графику видно, на какой частоте колебания могут привести к разрушению моста. Затем мост укрепляется фермовой конструкцией и проверяется в том же самом диапазоне частот колебаний. В планах у учениц проверить несколько моделей ферм. Сейчас проверена только одна модель.
Нами были выделены целевые индикаторы эффективности реализация естественно-научного профиля. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Целевые индикаторы эффективности реализация естественно-научного профиля
Критерии результативности |
Показатели результативности |
Соответствие учебных планов требованиям ФГОС |
Соответствуют/не соответствуют |
Повышение качества компетенций педагогов профильных предметов в классах (срок действия — 3 года) |
100 % педагогов, работающих в профильных классах, прошли не менее одного курса повышения квалификации по преподаваемому предмету |
Независимые диагностики: естественно-научная грамотность |
Не менее 70 % обучающихся классов успешно прошли диагностику |
Открытые городские научно-практические конференции |
Не менее 25 % обучающихся (в совокупности) являются участниками заключительного этапа, имеют дипломы призеров или победителей |
Муниципальный / Региональный / заключительный этапы Всероссийской олимпиады школьников |
Не менее 25 % обучающихся (в совокупности) являются участниками заключительного этапа, имеют дипломы призеров или победителей |
Выбор для сдачи ОГЭ двух предметов, изучаемых на углубленном уровне |
100 % выпускников класса в текущем учебном году выбрали для сдачи ОГЭ два предмета, изучаемых на углубленном уровне |
Отметка по выбранным для сдачи ОГЭ предметам не ниже «4» |
Не менее 70 % обучающихся классов имеют отметку не ниже «4» |
Естественно-научный профиль способствует развитию исследовательского интереса и формированию основ математического мышления. Даёт комплексное представление о современном состоянии естествознания и позволяет удовлетворить образовательные потребности обучающихся, связанные с изучением наук о жизни [2].
Проект «Инженерный класс в школе» способствует формированию естественно-научной грамотности у обучающихся и каждому ученику будет создает ситуацию успеха. Идей рождается очень много и благодаря хорошей технической оснащенности они осуществимы. Правильно организованная исследовательская деятельность всегда результативна.
Литература:
- Реализация естественно-научного профиля в рамках ФГОС, Т. И. Жилина, Краснодар: ИРО, 2021. с. 94.
- Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 11.11.2019 № 47–01–13–24761/19 «Об организации профильного обучения и подготовке к проведению ГИА в 2020 году».