Реализация естественно-научного профиля с использованием ресурсов предметного кабинета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 08.04.2024

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Кокорина, С. В. Реализация естественно-научного профиля с использованием ресурсов предметного кабинета / С. В. Кокорина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112589/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья транслирует опыт учителя физики по реализации естественно-научного профиля с использованием ресурсов предметного кабинета.

Ключевые слова: естественно-научный профиль, инженерное оборудование, естественно-научная грамотность

Профильное обучение — это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами [1].

Преимущества профильного обучения в школе

— Индивидуальный, учитывающий желания ученика подход, направленный на то, чтобы сделать урок максимально интересным и доступным для понимания.

— Обязательное использование современных технологий на занятиях, что дает возможность не только сделать урок более информативным, но и правильно организовать учебный процесс.

— Хорошая подготовка к сдаче ЕГЭ.

— Выстраивание в сознании ученика его будущего пути, а, следовательно, его моральной готовности к переменам после школы [1].

МОБУ Лицей № 59 им. Трубачёва М. Г. в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» и муниципальной программы города-курорта Сочи «Развитие отрасли «Образование» города Сочи» по обновлению материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических навыков в 2018 году получил оборудование инженерного класса. Под оборудованием инженерного класса понимаются лабораторные и методические комплексы, робототехника, инструменты, машины и станки, которые позволят обучающемуся максимально погрузиться в процесс творчества, а учителю — грамотно руководить этим процессом.

В составе лабораторных и методических комплексов имеются 15 наборов оборудования для проведения лабораторных работ. Каждый набор состоит из семи комплектов, объединенных по темам для изучения физических явлений: механических, электрических, электромагнитных, тепловых, оптических. Комплекты рассчитаны на работу в паре или малой группе во время проведения лабораторных и практических работ. Также в рамках реализации данного проекта получено оборудование для демонстрации фотоэффекта, закона сохранения механической энергии, изучения спектра свечения жидкостей, наборы для робототехники, 3d-принтер, наборы для сбора электрических схем и изучения сопротивлений, набор для сбора разводных мостов и фермовых конструкций.

Данное оборудование активно используется учителями нашего лицея на уроках физики: демонстрация и изучение физических явлений, лабораторные работы, практические занятия. В период обучения с применением дистанционных технологий обучения нами начата съемка видеороликов, иллюстрирующих информацию из учебника и учебных пособий. Постепенно снимались ролики с видео-пояснением к лабораторным работам по курсу физики, которые стали основой для обучения в дистанционном формате.

Например, видео, которое показывает движение световых лучей в линзах, что такое фокус линзы, фокусное расстояние. Это видео используется нами как при изучении световых явлений в 6 и 8 классах, так и перед выполнением лабораторной работы, и при подготовке к государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Также демонстрация хода световых лучей в системе «глаз человека» используется как на уроках, так и при написании обучающимися проектов по физике и биологии.

Знания, полученные учениками на уроках астрономии мы используем во внеурочной деятельности. В течение года наблюдать созвездия на побережье бывает сложно из-за светового шума от города, поэтому телескоп мы с ребятами берем в трехдневные походы на летних каникулах. В паре с мобильным приложением «Star Walk 2» очень интересно исследовать небесный свод.

Комплекты инженерного оборудования по робототехнике используются учителями информатики во внеурочной и внеклассной деятельности. Благодаря им, у нас уже несколько лет ребята занимаются на курсах внеурочной деятельности: «Я — исследователь», «Алгоритмизация и программирование», «3D-моделирование», «Робототехника».

В этом году выпускник нашего Лицея получил диплом лауреата в конкурсе «Первые шаги в науку» в номинации «Программирование на базе Arduino» за проект по организации полива растений. Из комплекта оборудования «Умный дом» он выполнил макет дома. Растение находилось в одной комнате. К горшку был подключен датчик влажности, который был запрограммирован на измерение влажности почвы раз в сутки. Если влажность была меньше 40 % сигнал подавался на насос, который находился (условно) в другой комнате в резервуаре с водой. Насос включался и по трубке подавал питательный раствор к растению.

Еще один из проектов учениц 6 класса «Изучение свечения газов при прохождении через них электрического тока». В трубках находятся различные газы: эфир, неон, аргон, ксенон, водород. Тема исследования была выбрана девочками после наблюдения за ремонтом неоновых вывесок магазина. Они изучили этот вопрос и продемонстрировали одноклассникам результаты своего исследования.

В настоящее время группа девятиклассниц оформляет исследовательский проект по теме «Укрепление мостов с помощью фермовых конструкций». С помощью генератора в конструкции подвесного моста создаются колебания. Датчик ускорения фиксирует и передает на компьютер соответствующие данные. По графику видно, на какой частоте колебания могут привести к разрушению моста. Затем мост укрепляется фермовой конструкцией и проверяется в том же самом диапазоне частот колебаний. В планах у учениц проверить несколько моделей ферм. Сейчас проверена только одна модель.

Нами были выделены целевые индикаторы эффективности реализация естественно-научного профиля. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Целевые индикаторы эффективности реализация естественно-научного профиля

Критерии результативности

Показатели результативности

Соответствие учебных планов требованиям ФГОС

Соответствуют/не соответствуют

Повышение качества компетенций педагогов профильных предметов в

классах (срок действия — 3 года)

100 % педагогов, работающих в профильных классах, прошли не менее

одного курса повышения квалификации по преподаваемому предмету

Независимые диагностики:

естественно-научная грамотность

Не менее 70 % обучающихся классов успешно прошли диагностику

Открытые городские научно-практические конференции

Не менее 25 % обучающихся (в совокупности) являются участниками заключительного этапа, имеют дипломы призеров или победителей

Муниципальный / Региональный / заключительный этапы Всероссийской

олимпиады школьников

Не менее 25 % обучающихся (в совокупности) являются участниками заключительного этапа, имеют дипломы призеров или победителей

Выбор для сдачи ОГЭ двух предметов, изучаемых на углубленном уровне

100 % выпускников класса в текущем учебном году выбрали для сдачи ОГЭ два предмета, изучаемых на углубленном уровне

Отметка по выбранным для сдачи ОГЭ предметам не ниже «4»

Не менее 70 % обучающихся классов имеют отметку не ниже «4»

Естественно-научный профиль способствует развитию исследовательского интереса и формированию основ математического мышления. Даёт комплексное представление о современном состоянии естествознания и позволяет удовлетворить образовательные потребности обучающихся, связанные с изучением наук о жизни [2].

Проект «Инженерный класс в школе» способствует формированию естественно-научной грамотности у обучающихся и каждому ученику будет создает ситуацию успеха. Идей рождается очень много и благодаря хорошей технической оснащенности они осуществимы. Правильно организованная исследовательская деятельность всегда результативна.

Литература:

  1. Реализация естественно-научного профиля в рамках ФГОС, Т. И. Жилина, Краснодар: ИРО, 2021. с. 94.
  2. Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 11.11.2019 № 47–01–13–24761/19 «Об организации профильного обучения и подготовке к проведению ГИА в 2020 году».
Основные термины (генерируются автоматически): естественно-научный профиль, естественно-научная грамотность, заключительный этап, Инженерный класс, внеурочная деятельность, диплом призеров, инженерное оборудование, профильное обучение, рамка реализации, целевой индикатор эффективности.


Ключевые слова

естественно-научная грамотность, естественно-научный профиль, инженерное оборудование

Похожие статьи

Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса

В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...

Повышение естественнонаучной грамотности учащихся через концептуальное обучение

Исследование направлено на повышение научных навыков студентов с использованием метода концептуального обучения. Практическое исследование состоит из серии уроков, включающих обзор литературы, метод концептуального обучения. Результаты исследования в...

Использование технологии проектной деятельности при изучении общебиологического курса 9 класса

Интерактивные методы обучения в экологической образовательной среде морского технического вуза

Использование интерактивных методов в процессе обучения профессиональных и специальных дисциплин с включением экологических знаний, при изучении экологии позволяет решить задачу формирования экологической образовательной среды.

Методика формирования знаний по экологической безопасности при изучении дисциплины "Основы экологической безопасности" как важная составляющая подготовки бакалавров направления "Естественнонаучное образование

В статье в сокращенном варианте продемонстрирована методика формирования знаний по экологической безопасности в подготовке бакалавров направления «Естественнонаучное образование» через освоение дисциплины «Основы экологической безопасности».

Деятельностный подход в биологическом образовании студентов и его сопровождение

Статья посвящена реализации деятельностного подхода и его тьюторского сопровождения в образовательной среде профессионального учреждения, способствующему формированию биологической грамотности студентов медицинского колледжа.

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Внедрение проектного обучения в СПбГАСУ по направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология» на примере проекта «Создание бизнес-плана для производства строительных смесей для реставрационных работ»

В статье приведен пример внедрения проектного обучения для метрологов.

Практические аспекты внеучебной деятельности при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности»

В статье рассмотрены аспекты применения внеучебной деятельности для формирования общих и профессиональных компетенций при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности».

Похожие статьи

Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса

В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...

Повышение естественнонаучной грамотности учащихся через концептуальное обучение

Исследование направлено на повышение научных навыков студентов с использованием метода концептуального обучения. Практическое исследование состоит из серии уроков, включающих обзор литературы, метод концептуального обучения. Результаты исследования в...

Использование технологии проектной деятельности при изучении общебиологического курса 9 класса

Интерактивные методы обучения в экологической образовательной среде морского технического вуза

Использование интерактивных методов в процессе обучения профессиональных и специальных дисциплин с включением экологических знаний, при изучении экологии позволяет решить задачу формирования экологической образовательной среды.

Методика формирования знаний по экологической безопасности при изучении дисциплины "Основы экологической безопасности" как важная составляющая подготовки бакалавров направления "Естественнонаучное образование

В статье в сокращенном варианте продемонстрирована методика формирования знаний по экологической безопасности в подготовке бакалавров направления «Естественнонаучное образование» через освоение дисциплины «Основы экологической безопасности».

Деятельностный подход в биологическом образовании студентов и его сопровождение

Статья посвящена реализации деятельностного подхода и его тьюторского сопровождения в образовательной среде профессионального учреждения, способствующему формированию биологической грамотности студентов медицинского колледжа.

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Внедрение проектного обучения в СПбГАСУ по направлению подготовки 27.03.01 «Стандартизация и метрология» на примере проекта «Создание бизнес-плана для производства строительных смесей для реставрационных работ»

В статье приведен пример внедрения проектного обучения для метрологов.

Практические аспекты внеучебной деятельности при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности»

В статье рассмотрены аспекты применения внеучебной деятельности для формирования общих и профессиональных компетенций при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности».

Задать вопрос