Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения
Авторы: Готман Александр Александрович, Калинина Марина Витальевна, Малькова Ольга Викторовна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 25.11.2020
Статья просмотрена: 51 раз
Библиографическое описание:
Готман, А. А. Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения / А. А. Готман, М. В. Калинина, О. В. Малькова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/383/16189/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье представлен опыт работы отделения по психолого-педагогическому и здоровьесберегающему сопровождению предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся старших классов, представлена система здоровьесберегающей и психолого-педагогической поддержки всех субъектов образовательного процесса, представлены результаты мониторинга поступления выпускников 11-х классов общеобразовательных организаций в профессиональные учебные заведения в соответствии с ранее выбранными профилями обучения.
Ключевые слова: предпрофильная подготовка, профильное обучение, здоровьесберегающие технологии, психоэмоциональное напряжение, психофизиологические затраты, мотивационно-ценностные ориентации.
Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения включает в себя организацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей обучающихся, их интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, психофизиологических возможностей, создание социально-психологических условий для успешного развития, обучения и подготовки школьников к профессиональному выбору. В реализации системы здоровьесберегающей и психолого-педагогической поддержки обучающихся принимают участие все субъекты образовательного процесса: обучающиеся, классные руководители, учителя-предметники, педагоги-психологи, социальные педагоги, администрация, медицинский персонал, родители. В центре внимания, конечно же, обучающиеся.
Профильное обучение является эффективным средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее посредством изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса наиболее полно учесть интересы и склонности обучающихся, развивать их способности и самопознание. Профильное обучение создает условия, в которых школьник осознает себя субъектом профессионального выбора [3].
Однако такому процессу обучения, как правило, сопутствуют возрастающий объем информации, усложнение учебных программ, привлечение разнообразных технических средств. Подобная интенсификация учебной деятельности приводит к повышению результативности обучения, но это происходит за счет истощения функциональных резервов, возрастания психоэмоционального напряжения и психофизиологических затрат [1].
Улучшения состояния здоровья обучающихся можно добиться, внедряя в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
В первую очередь, это необходимость соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований техники безопасности, а также проведение мероприятий по профилактике вредных пристрастий [3].
Смысл здоровьесберегающих технологий не только в том, чтобы сохранить физическое здоровье, но и обеспечить психическое благополучие обучающихся. В связи с чем, необходимо создание благоприятного учебного микроклимата, а также проведение работы, направленной на подготовку школьника к выбору и реализации дальнейшего образовательного и жизненного маршрута.
Обучающимся в подростковом возрасте, сложно самостоятельно осуществить профессиональный выбор, поскольку они ещё не готовы в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Они нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Многие обучающиеся оказываются в ситуации несоответствия своих возможностей уровню притязаний. Поэтому старшеклассники испытывают повышенную тревожность, эмоциональную напряженность, боязнь всякого выбора.
В связи с этим, осуществление психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения профильного обучения и есть способ сбережения здоровья обучающихся. Оно позволяет:
– формировать у обучающихся мотивацию самоопределения;
– ознакомить с понятиями: самоопределение, самореализация, здоровье, профессия, жизненный выбор;
– сформировать понятия о жизненном выборе, его связи с судьбой человека;
– помочь подростку в определении своих сил и способностей, в профессиональном самоопределении;
– подготовить к доступному по уровню и по форме дальнейшему непрерывному образованию.
Примером такой деятельности может служить опыт работы ГОО «Кузбасский РЦППМС» отделение Ленинск-Кузнецкого городского округа.Одно из направлений деятельности отделения является организация психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения выбора профиля обучения и профессионального самоопределения обучающихся, которое реализуется через разнообразные формы и методы работы:
– диагностические исследования склонностей, способностей, интересов обучающихся 8-х, 9-х классов по методикам: «Карта интересов» А. Голомштока в модификации Г. В. Резапкиной, «Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши в модификации Г. В. Резапкиной, «Тип мышления» Г. В. Резапкиной,«Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова в модификации А. А. Азбель, «Матрица выбора профессии» Г. В. Резапкиной и другие [4];
– групповые занятия по дополнительным образовательным программам: «Я в мире профессий» для обучающихся 9-х классов, «Профессиональная ориентация школьников и молодежи» для обучающихся 10-х классов, «За здоровый образ жизни» для обучающихся 8-х классов;
– классные часы на темы: «Выбор профессии и здоровье», «Профильное обучение и проблемы сохранения здоровья» и др.;
– профориентационные игры, конкурсы, консультации, проводимые с учетом индивидуально-типологических особенностей школьников.
Одним из важнейших условий успешности обучения в профильном классе является оптимизация двигательной активности в учебное и внеучебное время, которая осуществляется через проведение утренней гимнастики, физкультминуток, динамических перемен, спортивных мероприятий, дней здоровья. Занятия физической культурой ориентированы на развитие обучающихся и сохранение их здоровья, которое обеспечивается дифференциацией физических нагрузок в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ученика [2]. Физкультурно-оздоровительная работа позволила обеспечить низкий уровень заболеваемости, повышение уровня физической подготовленности учащихся.
Анализ жизненных ценностей обучающихся 8-х, 9-х классов показал, что у них уже сформированы мотивационно-ценностные ориентации на здоровый образ жизни в целом. Так, результаты анкетирования показали, что большинство обучающихся 85,0 % на первое место поставили такую ценность как «здоровье». Это показывает, что система работы в образовательных организациях по формированию ценностей здоровья является весьма эффективной.
Для повышения уровня знаний по вопросам здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса проводится работа с педагогическими коллективами и с родителями (законными представителями). В частности семинары для педагогов на темы: «Формирование здоровьесберегающей среды в образовательной организации», «Предпрофильная подготовка как условие социализации школьников»; родительские собрания на темы: «Психофизиологическое развитие подростков», «Профильное обучение, его особенности» и др. Данные формы и методы работы способствуют положительной адаптации к профильному обучению, повышают результативность обучения, формируют адекватные ценностно-смысловые ориентации, развивают самопознание обучающихся, сохраняют здоровье.
Результаты психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения отслеживаются через мониторинг поступления выпускников 11 классов общеобразовательных организаций в профессиональные учебные заведения в соответствии с ранее выбранными профилями обучения.
Количество выпускников 11-х классов, которые поступили в профессиональные учебные заведения в соответствии с ранее выбранными профилями, увеличилось с 65,0 % в 2018- 2019 учебном году до 84,0 % в 2019 -2020 учебном году, то есть на 19,0 %.
Таким образом, одним из наиболее эффективных путей перехода к профильному обучению является психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение.
Литература:
- Адаптация и здоровье [Текст] Учеб.пособие/Под научной ред. Э. М. Казина. — Кемерово: Изд-во Кузбассвузиздат — 2003.- С. 180–185.
- Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса [Текст]: метод. Пособие. Ч.1. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении / Департ. образования Администр. Кемер. обл.; КРИПКиПРО; Обл. психолого-валеолог. центр; под ред. Э. М. Казина, Н. А. Заруба — Кемерово: КРИПКиПРО, 2003. — 147с.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
- Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы [Текст]/Г. В. Резапкина М.:Генезис, 2005.-124 с.
- https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-predprofilnoy-podgotovki-i-profilnogo-obucheniya???history=9&pfid=1&sample=7&ref=0
Ключевые слова
здоровьесберегающие технологии, профильное обучение, предпрофильная подготовка, психоэмоциональное напряжение, психофизиологические затраты, мотивационно-ценностные ориентацииПохожие статьи
Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся
В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере учебно-издательской деятельности школьников. Автор описывает модель организации учебно-издательской деятельности учащихся,...
Эмпирический анализ социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих получателей социальных услуг на базе ГБУ «Пильнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»
Данная статья посвящена исследованию проблемы социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих ПСУ в конкретном Учреждении социального обслуживания. В ней рассмотрены и проанализированы пять детерминант, составляющих основу процесса социальн...
Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной школы и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по социализации личности
В статье представлена модель комплексного воздействия на воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Автор раскрывает сущность совместных усилий педагогического коллектива школы и социально-реабилитационного центра по фор...
Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО
В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...
Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста
В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...
Условия развития эмоционального компонента психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению при детском церебральном параличе
В статье охарактеризованы проблемы подготовки детей с детским церебральным параличом к обучению в школе. Определены целевые ориентиры и направления в деятельности тьютора. Проанализированы нормативно-правовые особенности организации образовательной д...
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...
Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в образовательной деятельности, обеспечивающей соблюдение требований ФГОС ДОО
В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера дошкольника и проблемы ее недоразвития. Предлагаются способы преодоления проблем недоразвития с применением психолого-педагогического инструментария. Дается описание мероприятий, направленных ...
Формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся
В статье раскрыты негативные факторы, влияющие на процесс формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся, проанализированы основные задачи здоровьесберегающей деятельности школы, определены некоторые направления в улучшении здоровьесберегаю...
Коррекционно-логопедическая работа по развитию способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья
Неготовность детей с ограниченными возможностями здоровья к началу систематического обучения, в том числе, и к учебной деятельности на уроках чтения можно отнести к психолого-педагогическим факторам. В настоящее время не только перед учителями началь...
Похожие статьи
Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся
В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере учебно-издательской деятельности школьников. Автор описывает модель организации учебно-издательской деятельности учащихся,...
Эмпирический анализ социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих получателей социальных услуг на базе ГБУ «Пильнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»
Данная статья посвящена исследованию проблемы социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих ПСУ в конкретном Учреждении социального обслуживания. В ней рассмотрены и проанализированы пять детерминант, составляющих основу процесса социальн...
Комплексное взаимодействие средней общеобразовательной школы и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по социализации личности
В статье представлена модель комплексного воздействия на воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Автор раскрывает сущность совместных усилий педагогического коллектива школы и социально-реабилитационного центра по фор...
Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО
В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...
Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста
В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...
Условия развития эмоционального компонента психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению при детском церебральном параличе
В статье охарактеризованы проблемы подготовки детей с детским церебральным параличом к обучению в школе. Определены целевые ориентиры и направления в деятельности тьютора. Проанализированы нормативно-правовые особенности организации образовательной д...
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...
Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в образовательной деятельности, обеспечивающей соблюдение требований ФГОС ДОО
В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера дошкольника и проблемы ее недоразвития. Предлагаются способы преодоления проблем недоразвития с применением психолого-педагогического инструментария. Дается описание мероприятий, направленных ...
Формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся
В статье раскрыты негативные факторы, влияющие на процесс формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся, проанализированы основные задачи здоровьесберегающей деятельности школы, определены некоторые направления в улучшении здоровьесберегаю...
Коррекционно-логопедическая работа по развитию способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья
Неготовность детей с ограниченными возможностями здоровья к началу систематического обучения, в том числе, и к учебной деятельности на уроках чтения можно отнести к психолого-педагогическим факторам. В настоящее время не только перед учителями началь...