Важная роль мониторинга в научно-исследовательских работах молодых ученых | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №28 (162) июль 2017 г.

Дата публикации: 18.07.2017

Статья просмотрена: 1817 раз

Библиографическое описание:

Абдигалиева, Б. Т. Важная роль мониторинга в научно-исследовательских работах молодых ученых / Б. Т. Абдигалиева, Ж. Х. Жантлесов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 28 (162). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/162/44868/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье рассмотрено понятие «мониторинг». Важность мониторинга в научно-исследовательской работе будущего специалиста. Основной проблемой студентов (магистрантов) при написание научной работы является нехватка времени, забывчивость, откладывания написания научной работы на потом, не организованность. Электронный портал для мониторинга научных работ позволит научному руководителю проводить мониторинг над своими студентами и контролировать всю научную работу от начала до завершения работы.

Ключевые слова: мониторинг, научно-исследовательская работа студента, электронный портал, web-порталы

Понятие «мониторинг» находит свое применение в экологии, социологии, информатике, педагогике, экономике и других науках, а также в практике управления. [1]

Во многих публикациях мониторинг идентифицируется с социологическим исследованием и управлением. Это происходит потому, что методики, инструментарий социального исследования, управления в социальной сфере сходны с применяемыми методиками мониторинговых исследований. Существует мнение, согласно которому мониторинг, оставаясь по сути социологическим исследованием, имеет технологический аспект, привносит оригинальный способ анализа необходимой информации. В соответствии с данной точкой зрения понятие «мониторинг» дублирует социалистическую терминологию. Возникает необходимость уточнения совокупности признаков используемого понятия. [2]

Более того, в отечественных и зарубежных словарях терминов за редким исключением понятие «мониторинг» отсутствует или его толкование не идет дальше фиксирования вторичных, как правило, второстепенных, свойств и характеристик данного метода: «Мониторинг — комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемых деятельностью человека», или «Мониторинг — систематическое сопоставление действительного положения организации с желаемым». [3]

Мониторинг строится на четких основаниях для измерения и сравнения. Основанием для измерения является соответствие какому-либо эталону: стандарту, норме, требованию. Данные мониторинга должны обеспечить возможность сравнения двух или нескольких сходных по характеристикам систем (университеты, находящихся в сходных условиях) и возможность сравнения данных одного объекта во времени (сравнения образовательных результатов, полученных в одном и том же университете, в течение ряда лет).

Мониторинг связан со всеми функциями управления, ориентирован на информационное обеспечение управления, обеспечивает его эффективность, позволяет судить о состоянии системы в любой момент времени.

Мониторинг организуется на всех уровнях образовательной деятельности и управления ею соответствующими специалистами и управленческими структурами.

Мониторинг позволяет проследить процесс, прогнозировать тенденции его развития и с учетом этого корректировать процесс.

Целью мониторинга является создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии сферы образования и основных показателей ее функционирования, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

‒ организация наблюдений и измерений, получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса;

‒ систематизация информации, повышение ее оперативности и доступности;

‒ разработка и использование единых нормативных материалов, методик диагностики;

‒ создание механизма мониторинговых исследований на всех уровнях и по разным направлениям;

‒ своевременное выявление изменений в образовании и вызвавших их факторов;

‒ обеспечение органов управления, организаций, заинтересованных граждан общественно-значимой информацией, полученной при осуществлении мониторинга.

К основным направлениям мониторинга относятся:

‒ соблюдение законодательства в сфере образования;

‒ обеспечение обязательности образования;

‒ оснащенность образовательного процесса;

‒ уровень учебных достижений;

‒ состояние здоровья обучаемых;

‒ профессиональное мастерство педагогов;

‒ состояние делопроизводства;

‒ организация управленческой деятельности;

‒ организация отдыха и оздоровления;

‒ эффективность воспитательных систем;

‒ психологический климат в образовательной системе;

‒ инновационная деятельность;

‒ реализация программ развития и т. д.

Мониторинг использует различные виды измерений: педагогические, дидактические, социологические, психологические, медицинские, санитарно-гигиенические, экономические, статистические и др.

Мониторинг может осуществляться как по отдельным направлениям, так и в комплексе в зависимости от его целей и организационных возможностей. [4]

Мониторинг научно-исследовательских работ молодых ученых играет важную роль в экономике страны и мира. Сегодня XXI век, век технологий, мы должны усовершенствоваться во всем. Молодые ученые не всегда знакомы с методами и технологией построения научных исследований, не могут правильно подобрать научную литературу, актуальность цели, задачи, объект и предмет исследования. Это приводит к увеличению временных сроков и качеству исследований.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) играет большую роль в формировании экономической, политической, нравственной, правовой и управленческой культуры у будущих специалистов, в развитии их творческих способностей, профессионализма, умении вести самостоятельный научный поиск и умении работать в коллективе. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одной из важнейших форм учебного процесса. Она позволяет студенту научиться подходить к решению любой проблемы творчески — на основе анализа информации, проверки правильности гипотезы, сделать выводы и представить предложения по совершенствованию того или иного процесса. От степени участия студентов в НИРС, публикаций в специальных журналах, получения патентов — зависит статус учебного заведения. [5] Во время обучения предусматриваются различные формы НИРС (рисунок 1).

C:\Users\user\Desktop\image001.png

Рис. 1. Форма научно-исследовательской работы студентов

Главное место среди образовательных web-ресурсов безусловно занимают учебные web-порталы. Таким учебным порталом обычно называют совокупность web-сайтов, объединенных общей системой администрирования, позволяющей основным пользователям (в нашем случае преподавателям и студентам) самостоятельно обмениваться учебной и организационной информацией, представленной в самых разнообразных видах: текст, рисунки (в том числе активная анимация), звук, видео. [6]

Электронный портал для мониторинга научных работ — это электронный портал для молодых ученых и научных руководителей. С его помощью научный руководитель сможет отслеживать всю научную работу студента (магистранта), составлять график выполнения работы, вносить корректировки и делать полный отчет по студенту (магистранту). На какой стадии каждый студент (магистрант) находится, вовремя ли загрузил по графику работу. Электронный портал позволит научному руководителю вести полный контроль над дипломной или научной работой. Электронный портал для мониторинга научных работ — это улучшение информированности всех заинтересованных сторон научного процесса, облегчение для студентов в написание научных работ. Для наглядного примера представлен график выполнения научной работы (рис. 2), где показано сравнение результатов выполнения научных работ.

Название: % - описание: %

Рис. 2.

Синяя линия — линия выполнения работы на теории, как в идеале молодой учёный должен в срок выполнять свою научную работу, соблюдая определенный график. Красная линия — линия выполнения работ на практике, мы видим, что на практике выходит иной результат от теории, процент успеваемости падает, молодые ученные не успевают в срок подготовить в полном объёме свои исследования на момент защиты. Все это из-за не своевременном предоставлении отчетов о проделанной работе своему научному руководителю, не знание в методике написания научной работы, выбора неправильных путей исследований и прочие факторы, которые приводит к не полной подготовленности научной работы и ее качества. Зеленая линия — линия выполнения работы под мониторингом электронного портала научным руководителем. Этот метод, позволяет молодым ученным своевременно выполнять свои исследования в правильном направлении, где научный руководитель мониторит работу магистранта через портал, дает корректировки по работе, работу над исследованиями, экономя время себе и магистранту.

Описываемая методика электронного портала базируется с одной стороны на нормативных документах и государственных общеобразовательных стандартах, которые определяют срок, цели обучения и примерное содержание научной работы. А также на консультациях и корректировках научного руководителя.

Контроль учебной деятельности студента должен осуществляться на каждом уровне иерархической структуры учебного содержания в единицу времени. Предметом контроля написания научно-исследовательской работы студента должны быть и теоретические знания, способности к оперированию понятиями и теоретическому моделированию, и практические умения и навыки выполнения конкретных работ для достижения научно-исследовательских результатов. Форма контроля определяется в соответствии со спецификой той или иной выполненной работой.

Литература:

  1. Белкин А. С., Жаворонков В. Д., Силина С. Н. Педагогический мониторинг образовательного процесс. Шадринск: Исеть, 1998–47 с.
  2. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. Ульяновск: Интеллект-Центр, 2005–424 с.
  3. Осипова Г. В. Социологический энциклопедический словарь. Под. Ред. Академия РАН. М.:ИСПИРАН. 1995–939 с.
  4. Оценка качества т содержания образования. О мониторинге в сфере образования. URL: http://www.gas01.minobr.ru/oko/doklad_giag.html.
  5. Прокофьева М. А., Ешпанова Г. Т. Мониторинг готовности будущих учителей начальной военной подготовки к научно-исследовательской работе. Молодой ученый. — 2014. — № 8. — 860–863 c.
  6. Гриневич, Е. А. Методика управления процессом дистанционного обучения. Е. А. Гриневич, Кiраванне у адукацыi — 2010. — № 5. — 35–43 c.
Основные термины (генерируются автоматически): научная работа, электронный портал, мониторинг, научный руководитель, научно-исследовательская работа студентов, работа, линия выполнения работы, магистрант, научно-исследовательская работа студента, образовательный процесс.


Ключевые слова

мониторинг, научно-исследовательская работа студента, электронный портал, web-порталы

Похожие статьи

Проблемы организации проектной работы при обучении английскому языку (направление «Журналистика»)

Проект как метод обучения английскому языку важная часть учебной деятельности студентов. Статья рассматривает один из наиболее эффективных типов проектов, а именно профессионально-ориентированный проект. Его главная задача проанализировать подход жур...

Научная работа студентов как фактор общественного признания

В статье автор отмечает роль и значение научной работы студентов в предмете. Проводя исследования по различным направлениям, студенты не осознают своей практической значимости и не видят значимости изучаемого предмета. Полученный результат должен быт...

Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза при обучении профессиональному иностранному языку

В данной статье рассматривается проблема самостоятельности и самостоятельной работы студентов (СРС) в процессе обучения. Представлены толкования сущности СРС различными педагогами-исследователями. В статье приводится сравнение самостоятельной работы ...

Влияние контрольно-обобщающих уроков на мотивационную сферу учащихся

Одной из важной составной части процесса обучения является контроль качества знаний. Он позволяет оценить достижения обучающегося, сравнить работу преподавателей, выявить пробелы в знаниях, достоинства и недостатки методов обучения. Контрольно-обобща...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля

Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Реализация деятельностного подхода в организации научно-исследовательской деятельности студентов — участников инновационных процессов высшей школы

В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к ...

Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы

В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...

Организация научно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании

В статье рассматриваются особенности организации научно-исследовательской работы в объединениях «Юный натуралист» и «Друзья природы» Дворца (детского) юношеского творчества г. Пензы. Авторы описывают шаги, которые необходимо предпринять для организац...

Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...

Похожие статьи

Проблемы организации проектной работы при обучении английскому языку (направление «Журналистика»)

Проект как метод обучения английскому языку важная часть учебной деятельности студентов. Статья рассматривает один из наиболее эффективных типов проектов, а именно профессионально-ориентированный проект. Его главная задача проанализировать подход жур...

Научная работа студентов как фактор общественного признания

В статье автор отмечает роль и значение научной работы студентов в предмете. Проводя исследования по различным направлениям, студенты не осознают своей практической значимости и не видят значимости изучаемого предмета. Полученный результат должен быт...

Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза при обучении профессиональному иностранному языку

В данной статье рассматривается проблема самостоятельности и самостоятельной работы студентов (СРС) в процессе обучения. Представлены толкования сущности СРС различными педагогами-исследователями. В статье приводится сравнение самостоятельной работы ...

Влияние контрольно-обобщающих уроков на мотивационную сферу учащихся

Одной из важной составной части процесса обучения является контроль качества знаний. Он позволяет оценить достижения обучающегося, сравнить работу преподавателей, выявить пробелы в знаниях, достоинства и недостатки методов обучения. Контрольно-обобща...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля

Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Реализация деятельностного подхода в организации научно-исследовательской деятельности студентов — участников инновационных процессов высшей школы

В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к ...

Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы

В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...

Организация научно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании

В статье рассматриваются особенности организации научно-исследовательской работы в объединениях «Юный натуралист» и «Друзья природы» Дворца (детского) юношеского творчества г. Пензы. Авторы описывают шаги, которые необходимо предпринять для организац...

Исследовательская деятельность как эффективная форма построения образовательного пространства для развития личности

В статье рассматривается проблема формирования учащегося-исследователя, способного самостоятельно ставить проблемы и разрешать информационно-познавательные противоречия, участвовать в открытых дискуссиях, отстаивать собственную точку зрения. Вопросы,...

Задать вопрос