Влияние контрольно-обобщающих уроков на мотивационную сферу учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ковалева, О. В. Влияние контрольно-обобщающих уроков на мотивационную сферу учащихся / О. В. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 13-14. — URL: https://moluch.ru/archive/234/42995/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одной из важной составной части процесса обучения является контроль качества знаний. Он позволяет оценить достижения обучающегося, сравнить работу преподавателей, выявить пробелы в знаниях, достоинства и недостатки методов обучения. Контрольно-обобщающие уроки не должны стать обыкновенными контрольными, – это вид учебного занятия, который основан на анализе пройденной темы, где учитываются проблемы восприятия учебного материала.

Ключевые слова: контроль, беседа, диалог, доклад, мотивация

Задача преподавателя — создать благоприятные условия в классе для коллективной работы. В системе «актив — класс» в процесс обучения включается обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с одноклассниками, идет активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Все это дает возможность педагогу делать выводы об усвоении материала, и видеть проблемные вопросы в непринужденной обстановке.

Хорошо организованный контроль знаний позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения обучающимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Использование на уроках эффективных видов и форм контроля знаний, дает возможность повысить показатель качества знаний обучающихся [1,2].

Беседа представляет собой цельное, логически связанное рассуждение, начинающееся постановкой цели и завершающееся выводами. Учитель, опираясь на имеющиеся у школьников знания, с помощью вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала, к последующим выводам и обобщениям. Обобщающая беседа проводится в конце урока и в конце изучения крупной темы. Беседа активизирует умственную работу обучающихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь [3-6.

В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация.

Доклад как эффективное средство развития научного стиля речи учащихся может применяться для развития самостоятельности учащихся. Работа над докладом обеспечивает высокий уровень мотивации, заинтересованности учащихся.

Развитие познавательного интереса к предметуэто активное отношение обучающихся к материалу и к самому познанию, соответствующий настрой в классе.

Контрольно-обобщающее оценивание необходимо для того, чтобы отследить, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, и — если данные окажутся неудовлетворительными, то на основе полученной информации внести в процесс обучения необходимые изменения. Цель такого оценивания состоит в совершенствовании качества учебной деятельности.

Для проверки уровня знаний обучающихся по предмету нами был проведен эксперимент в 5–9-х классах МОБУ СОШ № 57 города Сочи. Мы использовали методики проверки УУД по предметам: русский язык, математика, данные фиксировали в таблицы, и провели диагностику мотивационной сферы обучающихся (автор Уфимцева Л. П.) [7].

Мы проводили уроки обобщения по классической схеме и в форме бесед, диалогов, докладов. По результатам занятий мы сделали вывод о том, что уровень знаний не только повысился, но и память обучающихся улучшилась, и мотивация стала выше на 15-20 % (соответственно 5–9 классы). В результате уроков — бесед обучающиеся научились не только правильно составлять свои ответы, но, и что самое важное, делать выводы по теме. Выступление по докладам стали более интересны и выразительны [8-11]. Это дает возможность использовать эти методы для подготовки к контрольным, и снизить уровень стресса у детей.

Методика диагностики мотивационной сферы уч-ся 5–9кл. (автор Уфимцева Л. П.) позволила нам сделать вывод о сформированности учебной мотивации.

Эксперимент проводился в классах на заключительных занятиях по темам.

На основе ответов обучающихся мы выявляли преобладающий мотив учения:

− высокий уровень общего отношения к ученью, к школе; преобладание познавательных мотивов ученья – 56,3 %,

− средний уровень общего отношения к ученью, к школе; преобладание социальных мотивов ученья – 31,2 %,

− низкий уровень общего отношения к ученью, к школе, преобладание социальных мотивов ученья (в основном мотивов избегания и непринятия) – 12,5 %.

Результаты диагностики показали, что уровень мотивации обучающихся повысился после проведения экспериментальных контрольных занятий.

Проведение контрольных занятий обучающихся в спокойной и доброжелательной обстановке, показало, что закрепление и повторение знаний в форме бесед, диалогов, докладов эффективнее, чем традиционное проведение контрольных работ. Использование разнообразных форм и методов проведения обобщающих занятий, повышает не только уровень образования, но и повышает заинтересованность учащихся в освоении новых предметов. Высокий уровень общего отношения к обучению, преобладание познавательных мотивов обучающихся снижает уровень дезадаптации, улучшает психологический климат в школе.

Литература:

  1. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2001.
  2. Мушкина И. А., Бородина Н. В., Садилова О. П. Современные направления развития института инклюзивного образования в России // Путь науки. 2015. № 9 (19). С. 106–108.
  3. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.; стр. 33–34.
  4. Уфимцева Л. П. Психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу на вторую ступень обучения // Начальная школа,2004, № 4. С –51–63.
  5. Эльконин Д. Б. Детская психология / М., Из-во «Академия». — 2010. — С. 384.
  6. Тюнников Ю. С., Крылова В. В. Методология целеполагания образовательной программы // Sochi Journal of Economy. 2012. № 2. С. 153–160.
  7. Тюнников Ю. С., Мазниченко М. А. Педагогическая мифология как область теоретического знания: некоторые актуальные проблемы // Наука и школа. 2004. № 5. С. 16.
  8. Казаков И. С. Проектирование персонифицированной модели обучения в вузе // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 3. С. 128–133.
  9. Kazakov I. S. Classification of invariants of future teachers' information competence // European Journal of Contemporary Education. 2012. Т. 1. № 1. С. 4–6.
  10. Тюнников Ю. С., Крылова В. В. Ценностно-смысловая структура рекреационной культуры // Sochi Journal of Economy. 2009. № 4. С. 114–117.
  11. Крылова В. В. Становление и развитие культурно-образовательного пространства в сочинском округе конца XIX — начала XX в // История и историки в контексте времени. 2003. № 1. С. 58–82.
Основные термины (генерируются автоматически): общее отношение, процесс обучения, вывод, высокий уровень, доклад, заинтересованность учащихся, класс, социальный мотив ученья, форма бесед.


Похожие статьи

Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе

В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

Педагогическая практика в подготовке современного учителя

Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Контроль и оценка качества в профессиональном образовании

В статье рассматривается, что контроль знаний является важным условием повышения эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся. Неотъемлемой частью контроля является оценка, т. к. с помощью неё раскрываются уровни индивидуальной подгот...

Особенность востребованных профессиональных компетенций тренеров-преподавателей

В статье определяется содержание профессиональных компетенций тренеров-преподавателей на основании анализа научно-методической литературы. В результате исследования было определено, что к компетенциям преподавателя относятся педагогическое мастерство...

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Абу али ибн Сино — выдающийся ученый Востока»

Сейчас используются много методов, такие как организация совместной деятельности преподавателя и студента, при которых преподаватель является главным организатором, модератором процесса, который даёт информацию, а студент является заинтересованным и ...

Проблемы организации проектной работы при обучении английскому языку (направление «Журналистика»)

Проект как метод обучения английскому языку важная часть учебной деятельности студентов. Статья рассматривает один из наиболее эффективных типов проектов, а именно профессионально-ориентированный проект. Его главная задача проанализировать подход жур...

Осознание, осмысление студентом отношения к учебной деятельности

В статье рассматривается стремление студентов рационализировать свою учебную деятельность, найти наиболее эффективные приемы изучения материала. Успешность их усилий в данной области зависит от уровня развития навыка самоанализа, воли, мотивации. Нед...

Влияние процессов управления рисками предприятия и этапы внедрения данной процедуры

Качество в рамках отдельно взятого предприятия не может рассматриваться как отдельный показатель, поскольку оно оказывает существенное влияние на каждую часть организации — ее отделы и людей. Роль профессионалов в области качества может показаться со...

Похожие статьи

Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе

В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

Педагогическая практика в подготовке современного учителя

Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Контроль и оценка качества в профессиональном образовании

В статье рассматривается, что контроль знаний является важным условием повышения эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся. Неотъемлемой частью контроля является оценка, т. к. с помощью неё раскрываются уровни индивидуальной подгот...

Особенность востребованных профессиональных компетенций тренеров-преподавателей

В статье определяется содержание профессиональных компетенций тренеров-преподавателей на основании анализа научно-методической литературы. В результате исследования было определено, что к компетенциям преподавателя относятся педагогическое мастерство...

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Абу али ибн Сино — выдающийся ученый Востока»

Сейчас используются много методов, такие как организация совместной деятельности преподавателя и студента, при которых преподаватель является главным организатором, модератором процесса, который даёт информацию, а студент является заинтересованным и ...

Проблемы организации проектной работы при обучении английскому языку (направление «Журналистика»)

Проект как метод обучения английскому языку важная часть учебной деятельности студентов. Статья рассматривает один из наиболее эффективных типов проектов, а именно профессионально-ориентированный проект. Его главная задача проанализировать подход жур...

Осознание, осмысление студентом отношения к учебной деятельности

В статье рассматривается стремление студентов рационализировать свою учебную деятельность, найти наиболее эффективные приемы изучения материала. Успешность их усилий в данной области зависит от уровня развития навыка самоанализа, воли, мотивации. Нед...

Влияние процессов управления рисками предприятия и этапы внедрения данной процедуры

Качество в рамках отдельно взятого предприятия не может рассматриваться как отдельный показатель, поскольку оно оказывает существенное влияние на каждую часть организации — ее отделы и людей. Роль профессионалов в области качества может показаться со...

Задать вопрос