Одной из важной составной части процесса обучения является контроль качества знаний. Он позволяет оценить достижения обучающегося, сравнить работу преподавателей, выявить пробелы в знаниях, достоинства и недостатки методов обучения. Контрольно-обобщающие уроки не должны стать обыкновенными контрольными, – это вид учебного занятия, который основан на анализе пройденной темы, где учитываются проблемы восприятия учебного материала.
Ключевые слова: контроль, беседа, диалог, доклад, мотивация
Задача преподавателя — создать благоприятные условия в классе для коллективной работы. В системе «актив — класс» в процесс обучения включается обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с одноклассниками, идет активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Все это дает возможность педагогу делать выводы об усвоении материала, и видеть проблемные вопросы в непринужденной обстановке.
Хорошо организованный контроль знаний позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения обучающимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Использование на уроках эффективных видов и форм контроля знаний, дает возможность повысить показатель качества знаний обучающихся [1,2].
Беседа представляет собой цельное, логически связанное рассуждение, начинающееся постановкой цели и завершающееся выводами. Учитель, опираясь на имеющиеся у школьников знания, с помощью вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала, к последующим выводам и обобщениям. Обобщающая беседа проводится в конце урока и в конце изучения крупной темы. Беседа активизирует умственную работу обучающихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь [3-6.
В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация.
Доклад как эффективное средство развития научного стиля речи учащихся может применяться для развития самостоятельности учащихся. Работа над докладом обеспечивает высокий уровень мотивации, заинтересованности учащихся.
Развитие познавательного интереса к предмету— это активное отношение обучающихся к материалу и к самому познанию, соответствующий настрой в классе.
Контрольно-обобщающее оценивание необходимо для того, чтобы отследить, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, и — если данные окажутся неудовлетворительными, то на основе полученной информации внести в процесс обучения необходимые изменения. Цель такого оценивания состоит в совершенствовании качества учебной деятельности.
Для проверки уровня знаний обучающихся по предмету нами был проведен эксперимент в 5–9-х классах МОБУ СОШ № 57 города Сочи. Мы использовали методики проверки УУД по предметам: русский язык, математика, данные фиксировали в таблицы, и провели диагностику мотивационной сферы обучающихся (автор Уфимцева Л. П.) [7].
Мы проводили уроки обобщения по классической схеме и в форме бесед, диалогов, докладов. По результатам занятий мы сделали вывод о том, что уровень знаний не только повысился, но и память обучающихся улучшилась, и мотивация стала выше на 15-20 % (соответственно 5–9 классы). В результате уроков — бесед обучающиеся научились не только правильно составлять свои ответы, но, и что самое важное, делать выводы по теме. Выступление по докладам стали более интересны и выразительны [8-11]. Это дает возможность использовать эти методы для подготовки к контрольным, и снизить уровень стресса у детей.
Методика диагностики мотивационной сферы уч-ся 5–9кл. (автор Уфимцева Л. П.) позволила нам сделать вывод о сформированности учебной мотивации.
Эксперимент проводился в классах на заключительных занятиях по темам.
На основе ответов обучающихся мы выявляли преобладающий мотив учения:
− высокий уровень общего отношения к ученью, к школе; преобладание познавательных мотивов ученья – 56,3 %,
− средний уровень общего отношения к ученью, к школе; преобладание социальных мотивов ученья – 31,2 %,
− низкий уровень общего отношения к ученью, к школе, преобладание социальных мотивов ученья (в основном мотивов избегания и непринятия) – 12,5 %.
Результаты диагностики показали, что уровень мотивации обучающихся повысился после проведения экспериментальных контрольных занятий.
Проведение контрольных занятий обучающихся в спокойной и доброжелательной обстановке, показало, что закрепление и повторение знаний в форме бесед, диалогов, докладов эффективнее, чем традиционное проведение контрольных работ. Использование разнообразных форм и методов проведения обобщающих занятий, повышает не только уровень образования, но и повышает заинтересованность учащихся в освоении новых предметов. Высокий уровень общего отношения к обучению, преобладание познавательных мотивов обучающихся снижает уровень дезадаптации, улучшает психологический климат в школе.
Литература:
- Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2001.
- Мушкина И. А., Бородина Н. В., Садилова О. П. Современные направления развития института инклюзивного образования в России // Путь науки. 2015. № 9 (19). С. 106–108.
- Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.; стр. 33–34.
- Уфимцева Л. П. Психологическая диагностика готовности младших школьников к переходу на вторую ступень обучения // Начальная школа,2004, № 4. С –51–63.
- Эльконин Д. Б. Детская психология / М., Из-во «Академия». — 2010. — С. 384.
- Тюнников Ю. С., Крылова В. В. Методология целеполагания образовательной программы // Sochi Journal of Economy. 2012. № 2. С. 153–160.
- Тюнников Ю. С., Мазниченко М. А. Педагогическая мифология как область теоретического знания: некоторые актуальные проблемы // Наука и школа. 2004. № 5. С. 16.
- Казаков И. С. Проектирование персонифицированной модели обучения в вузе // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 3. С. 128–133.
- Kazakov I. S. Classification of invariants of future teachers' information competence // European Journal of Contemporary Education. 2012. Т. 1. № 1. С. 4–6.
- Тюнников Ю. С., Крылова В. В. Ценностно-смысловая структура рекреационной культуры // Sochi Journal of Economy. 2009. № 4. С. 114–117.
- Крылова В. В. Становление и развитие культурно-образовательного пространства в сочинском округе конца XIX — начала XX в // История и историки в контексте времени. 2003. № 1. С. 58–82.