Семья - это социальный институт и в тоже время одна из главных ценностей, созданной человечеством. Семья, являясь сложным социальным явлением, представляет собой малую группу людей, в которой переплетаются многообразные социальные отношения и процессы. В семье происходит процесс смены поколений людей, рождение детей, их воспитание и социализация. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. В этой связи является актуальным изучение эволюции семьи и изменения ее статуса в современных условиях.
Итак, что же такое семья?
«Советская энциклопедия» трактует это понятие, как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимной помощью. В браке и семейные отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений [1]. Толковый словарь называет семьей группу людей, состоящую из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе[2]. В социологии семья – одна из первых исторических форм социальной общности людей и социальных отношений, элемент структуры общества, его "ячейка"[3].
В христианской традиции семью принято называть «малой церковью», именно поэтому и отношения внутри семьи в православии рассматриваются не только с точки зрения быта и обыденности, но и с учетом их духовной составляющей [5].
Семья давно является объектом философского осмысления. Семейные отношения были предметом исследования еще в древности. Греки и римляне, китайцы и египтяне изучали этот вопрос. Античное представление о семье сформировалось в период общинно-родового строя, где главной единицей была община, состоящая прежде всего из ближайших родственников, которые трудились вместе. Распределение продуктов труда тоже было коллективным. Отношение между людьми строились исходя из мифических представлений о богах, чьи брачно-семейные отношения были спроецированны на жизнь человека. Божественная жизнь проецировалась на жизнь общины и в тоже время была ориентиром для семейных отношений и личной жизни.
Еще древнегреческий Ксенофонт (430-354), ученик Сократа, в своих литературных трудах не только размышлял об устройстве государства, воспитании граждан, но и давал советы по рациональному ведению домашнего хозяйства. Он повторяет мысли Сократа о том, что в программу философского образования должно входить и домашнее хозяйство, и управление государством. Науку по управлением домашним хозяйством он определил как домоводство, с помощью которого люди могут обогащать хозяйство, состоящее из имущества, которым человек умеет пользоваться в жизни.
В своей книге о Сократе это учение он назвал Домостроем или Экономикой (от греч. эйкос - дом и номос - закон). Он пишет о том, как надо воспитывать жену и какова ее роль в домашнем хозяйстве. Цель брака по Ксенофонту - рождение детей, чтобы не прекратился род человеческий. Дети являются кормильцами родителей в старости. Люди разных полов не одинаково приспособлены к разным занятиям. Женщине лучше сидеть дома, а мужчине, наоборот приличествует заниматься внешними делами. Семейная пара полезнее для себя в том, в чем полезен друг для друга каждый. Ценность человека возрастает не от красоты, а от внутренних достоинств [11].
В Древней Руси устройство семьи и экономические взаимосвязи с окружающим миром строились исходя из христианской традиции. Известный литературный памятник 16-го века "Домострой", составленный священником Сильвестром, показывает, что семейная жизнь, имеющая религиозную основу, рассматривается как служение Богу и направлена в вечность грядущего Царствия Божиего. "Возлюбишь Господа от всей души – страх его да будет в сердце твоем. Будь и праведен, и справедлив, и живи в смирении; очи долу опуская, ум к небесам простирай, в молитве к Богу и в слове к людям приветлив будь; опечаленного утешь, в бедах будь терпелив, со всяким будь обходителен, щедр и милостив, нищелюбив и странноприимен, скорби о грехах и радуйся в Боге, не будь алчен к пьянству и жаден к обжорству, будь кроток, тих, молчалив, друзей возлюби, а не злато."[7].
Вместе с религиозными правилами и нравственными поучениями книга содержит и вполне определенные советы по организации хозяйства. При этом семейные отношения имеют бытовой аспект и смыкаются с человеческими взаимоотношениями в семье и государстве. Книга адресована зажиточному горожанину, представителю средневекового "среднего класса", который сам непосредственно участвует в ведение хозяйства. В этом важном и богоугодном деле ему помогает жена. Они имеют в своем распоряжении слуг и мастериц: ключника (по-современному - эконома), мастера, повара и слуг-продавцов, торгующих в хозяйской лавке. Мастерицами управляет хозяйка. Дети должны быть готовыми к продолжению деятельности родителей и для этого с детства обучаться ремеслу. Дворовые люди получают жалование. Отношения со слугами также отчетливо регламентируются. Чтобы слуги заботились о хозяйском добре, хозяева должны быть милостивы к ним, и они будут трудиться охотно, без принуждения. [7].
На Западе в те времена существовали сходные, основанные на христианских ценностях, но более жесткие взгляды на семью. Экономист и священник из Англии Мальтус Томас Роберт (1766-1834) написал книгу "Опыт о законе народонаселения", где доказывал, что чтобы предотвратить массовую бедность, необходимо заниматься нравственным воспитанием людей. Вступать в брак люди должны лишь тогда, когда уверены, что экономическое положение супругов устойчиво, у них хватит средств, чтобы прокормить детей. Каждый должен рассчитывать только на себя, нести ответственность за следствие своих неразумных поступков.
У Мальтуса впервые встречается выражение "борьба за существование". Рождение детей без заботы о том, как их прокормить, заслуживают того наказания, которое уготовила им природа, и "было бы жалкой амбицией желать вырвать бич из ее рук и ослабить действие законов природы, установленных Божественным промыслом, которые приговорили этого человека вместе с его семьей к страданиям"[10]. Теория Мальтуса оправдывает сильных и богатых, которых не должно заботить христианское милосердие. Бедные слои населения теперь страдают из-за объективных законов природы и своих неправильных действий. Они должны винить только самих себя. Но все же Мальтус не был человеконенавистником. Исследователя глубоко тревожили мысли о высокой детской смертности в семьях бедняков, о том, в какой нужде живут многие люди. Помощь бедным он считал вредной, так как она отучает людей от чувства ответственности и поэтому не способна устранить причины бедности.
Современные взгляды на семью
По мере зарождения и развития капиталистической системы происходит процесс усложнения и сращивания отдельных сфер общественной жизни. Это требует включения в анализ семейных отношений национальных, психологических, демографических факторов. Все это предполагает новый подход к изучению семьи. Такие исследования провел современный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Гэри Стэнли Беккер (род. в 1930). В своих научных работах он объясняет закономерности формирования и функционирования семьи, внутренние взаимоотношения ее членов и их семейные роли. Г.Беккер объединил все аспекты функционирования семьи в единой концепции, основанной на том, что: рынок является универсальной формой жизни человека; человек является экономическим субъектом, действующим в условиях ограниченности ресурсов; человеческое поведение в его различных проявлениях можно выразить рациональным способом как эгоистичное поведение человека, выбирающего оптимальный вариант действия в условиях рынка.
Семья продолжает рассматриваться как "ячейка", но у Бейкера это уже не общественная, а производственная ячейка. Семья использует доступные ей материальные ресурсы, усилия ее членов и время для превращение этого в такие " товары", как удовольствия, отдых, здоровье, дети, положение в семье и др. "Имеющиеся в распоряжении родителей ресурсы состоят из унаследованного капитала и трудовых заработков и расходуются либо на их собственное потребление, либо на содержание детей, либо на передачу детям человеческого и другого капитала. Содержание детей требует времени, и издержки по их воспитанию связаны с ценностью бремени родителей. Родители ценят детей, которые оказывают им поддержку в старости"[6].
Тенденции развития семьи
Долгое время, столетия и даже тысячелетия, семейные отношения держались на двух основах: духовно-нравственных нормах и совместном ведении хозяйства. Такая семья называется "традиционной". Изменение внутрисемейных отношений неразрывно связано с изменением в способах хозяйствования. Во до-капиталистические времена, когда большинство населения занималось сельским хозяйством или ремесленным трудом, и существовал семейный способ производства, главную роль в семье занимали взрослые члены семьи. В этой иерархии движение материальных потоков было направлено от детей к родителям и от жены к мужу. По мере старения родителей, дети становились во главе семьи, распоряжаясь общими ресурсами. И все повторялось. Такая система отношений, где общие семейные ценности были выше личных, была стабильна и просуществовала много веков.
С началом секуляризации общества, переходом к индустриальному капитализму, происходит ломка этой системы отношений. Дети исключаются из семейного способа производства, стоимость их воспитания растет в связи с необходимостью их образования. Теперь движение средств идет уже в обратную сторону - от родителей к детям. Труд вне семьи только на себя за зарплату становиться более выгодным. Происходит перевес личных выгод индивида, частички гражданского общества и его экономической деятельности как таковой над ценностями родства, отделение родства от социально-экономической деятельности.
Дальнейшее развитие гражданского общества на основе рыночных отношений превращает семью из ячейки общества в маленькую рыночную структуру, а общество и рынок все больше становятся синонимами. Наряду с традиционными рынками: финансовым, труда, услуг, появляются новые виды рынка, например "политический рынок", где люди, объединившиеся в партии, конкурируют друг с другом на политической арене. Общество напоминает большой супермаркет (маркет - рынок по англ.), а семейная ячейка такого общества теперь выглядит как мини-рынок или минимаркет, где каждый стремится к собственной выгоде: поменьше отдать семье, побольше от семьи получить. Брак рассматривается как обмен партнерами своих выгод и издержек.
Появляются новые формы "брачных отношений":
· Полигиния – одновременное сожительство мужчины с несколькими женщинами.
· Полиандрия – одновременное сожительство женщины несколькими мужчинами.(Пока встречается редко).
· Групповой брак – сожительство нескольких мужчин с несколькими женщинами. В русском языке называется «шведской семьей».
· Однополый брак – сожительство двух человек одного пола. Узаконен в нескольких европейских странах и некоторых штатах США. Поскольку в таких семьях невозможно иметь биологических детей, в некоторых странах разрешено усыновление.
· Временный брак — заключается на определенный срок между мужчиной и женщиной. [12].
· Брак с животными - в США в штате Техас с 2003г[9].
На смену жестким табу на применение контрацепции приходит культура индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл, т.е. предупреждение и прерывание беременности. Все это приводит к сокращению рождаемости.
Традиционная форма семьи находится в кризисе и теперь уже не помогает наладить жизнь людей, но иногда даже мешает внедрению новых "прогрессивных" рыночных отношений. Например, известный современный экономист Александр Лившиц рассказывает о новой форме ипотеки для пожилых людей, активно внедряемой в последние годы в США. Американские пенсионеры теперь могут получить кредит под залог своей недвижимости, которая будет продана после их смерти банком в счет погашения кредита. Экономист сокрушается, что данный вид ипотеки трудно реализовать в нашей стране, потому что россияне продолжают жить семьями, где квартира - главный семейный капитал, передающийся по наследству, а американцы - парами, отдельно от взрослых детей, и не имеют с ними друг перед другом моральных и материальных обязательств [8].
Эти и другие факторы стали причиной разрушения семьи, как социального института общества и изменения ее места в сторону понижения в ценностных ориентациях. В дальнейшем, видимо, будет происходить разделение человечества на две части: это ориентированное на традиционные духовные ценности меньшинство и цивилизованное большинство, численность которого будет неуклонно сокращаться из-за снижения рождаемости и постепенно отомрет как тупиковая ветвь человечества. После этого "традиционалисты" создадут новую пост-рыночную цивилизацию, основой которой будут ценности семьи, добра и справедливости.
Литература:
1. "БСЭ" в 30 т. М.: «Советская энциклопедия» 1969-1978
2. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ, 1935-1940.
3. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, СПб.: Книжный Дом, 2003.
4. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1999.
5. Православная энциклопедия для новоначальных / А. Р. Чижова,И. В. Демидова, И. В. Мигачева. М.: Эксмо, 2008.
6. Беккер Г. Экономика семьи и макроповедения. // США ЭПИ 1994 №2.
7. "Домострой". СПб.: Наука, 1994.
8. А.Лившиц: Волна обратной ипотеки добралась и до нас. http://www.finiz.ru/ 21.10.2009.
9. http://www.urka.ru/news.php?show=2271
10. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения, Директмедиа Паблишинг М.: 2007.
11. Ксенофонт Сократические сочинения. Киропедия. М.: ООО «Издательство АСТ»: «Ладомир», 2003
12. http://ru.wikipedia.org/wiki/Брачный_союз