Основные проблемы любых экономических систем, в общем, и производственных предприятий в частности кроются в сложности надлежащей управляющей координации всех факторов, влияющих на систему изнутри и извне. В связи с этим возникают неизбежные структурные просчеты, неэффективные решения, возникают «тонкие места» в тех или иных бизнес-процессах. В какой-то степени это касается и управления муниципалитетами, регионами и народным хозяйством в целом.
Значительная доля таких просчетов закладывается в деятельность предприятия уже на этапе планирования. Это происходит не только по причине существующей информационной неопределенности. Основная причина кроется в особенностях сложившейся методологии планирования. Сопоставим на рисунке хронологический порядок бизнес-процессов предприятия и очередность их планирования.
Рис. 1 – Очередность этапов планирования и цикл деятельности предприятия [Автор]
Как можно увидеть на рисунке, процесс планирования начинается с планирования сбыта, затем на основе плана продаж выстраивается производственная программа, и лишь в завершении планируются необходимые ресурсы (движение против часовой стрелки на рисунке). В ходе деятельности предприятия эти стадии осуществляются в обратном порядке: поставка ресурсов – производство – продажа (по часовой стрелке на рисунке). Таким образом, из-за противоположной направленности этих двух циклов, при переходе от этапа к этапу накапливаются погрешности, возрастает инерция управления и время реакции на поведение экономической системы. Менеджеру приходится «учиться на ошибках», вместо того, чтобы избегать их на этапе планирования.
Изложенная проблема остро ставит вопрос о совершенствовании существующих методов планирования и способов организации бизнес-процессов внутри предприятий. Так как именно несовершенство структуры в совокупности с пренебрежением к моделированию бизнес-процессов приводит к возникновению непредвиденных или запланированных потерь на разных стадиях (в виде брака, отходов сырья и прочее), временных задержек в цикле деятельности предприятия – «лагов», финансовым проблемам и многим-многим другим.
Описание бизнес-процессов дает прозрачность, которая необходима для проведения изменений деятельности компании без потери контроля над бизнесом. Оперировать непосредственно над объектом целесообразно только в целях анализа и реорганизации небольших компаний. Для средних и крупных компаний эффективнее использовать другой подход, заключающийся в создании модели реальной компании.[2]
Вот почему управленцам особое внимание следует уделять экономико-математическим методам планирования в целом, а имитационному моделированию в частности. Имитационное моделирование позволяет предусмотреть большинство возможных состояний анализируемой системы, а значит, дает возможность корректировать структуру без потерь времени, с минимальными издержками, предусмотреть возможные риски и избежать необоснованных материальных потерь.
Главные достоинства имитационных моделей: многофакторность, стохастический характер, точность прогноза будущего состояния системы. Эти особенности позволяют учесть все необходимое для планирования количество нюансов, заложить поправки на случайность и получить однозначную реакцию системы на управляющее воздействие, либо на влияние внешней среды.
В настоящее время существует множество различных методов и инструментов моделирования, однако большинство из них используется зачастую односторонне и не раскрывает свой потенциал. В первую очередь это касается инструментов управленческого анализа, которым зачастую не хватает конкретики и возможности генерировать численные результаты. Рассмотрим широко известный инструмент моделирования, применяемый в управлении качеством продукции, причинно-следственную модель Исикава, получившую имя своего создателя, японского профессора К. Исикава.[1] Основными целями этого инструмента является поиск и систематизация причин возникновения тех или иных негативных явлений в системе.
Рис. 2 – Принцип построения диаграммы Исикава [4]
Вышеупомянутые проблемы методологии иллюстрируются на примере этой модели во всей своей полноте. Основным её достоинством является возможность учесть всю совокупность факторов, влияющих на тот или иной показатель (в первую очередь качество продукции), и их взаимосвязь. Однако полезность диаграммы Исикава исчерпывается демонстрацией степени влияния разных факторов на поведение моделируемого объекта. Совершенно очевидно, что модель может быть расширена за счет использования в своей структуре численных методов.
Потенциал видится в использовании опыта и математического аппарата технических наук, разработанного для управления сложными динамическими системами. Если обратиться к теории автоматического управления, то можно встретить такое понятие как передаточная функция. Это один из способов математического описания динамической системы. Передаточная функция представляет собой дифференциальный оператор, выражающий связь между входом и выходом линейной инвариантной во времени системы. Зная входной сигнал системы и передаточную функцию, можно восстановить выходной сигнал. Однако «входные» и «выходные» сигналы существуют не только в технических системах. Факторы и причины, действующие на экономические системы можно считать «входными сигналами», а результат деятельности предприятия «выходным сигналом», тогда под «передаточной функцией» применительно к экономике и управлению можно понимать математическое описание тех или иных бизнес-процессов, протекающих в экономических системах.
Рис. 3 – Передаточная функция в экономической системе.[Автор]
Главное достоинство такого подхода проявляется в удобстве моделирования циклических процессов предприятия. В первую очередь это касается производственного цикла, цикла планирования и общего цикла деятельности фирмы, описанного в начале. Несомненно, дробление процессов на элементы и более мелкие под процессы позволит повысить точность моделирования. Определив передаточные функции для процесса логистики, процесса снабжения, процесса управления качеством, процесса маркетинга, финансового процесса и многих других, менеджер сможет синтезировать посредством диаграммы Исикава все полученные переходные процессы в одну большую модель деятельности предприятия, которая будет представлять собой сложную составную передаточную функцию. Тогда диаграмму Исикава можно будет представить следующим образом.
Рис. 4 – Расширенная диаграмма Исикава [Автор]
На рисунке 4 в узлы причинно-следственной диаграммы добавлены передаточные функции, которые таким образом позволят отслеживать численное влияние факторов на конкретный численный показатель деятельности предприятия. Передаточные функции 1,2,3,4 – отображают влияние вторичных факторов; 5,6 – первичных. Такая интерпретация позволяет достичь новых возможностей даже в широко изученной сфере управления качеством, для которой этот инструмент не нов. Теперь управляющие предприятий могут с высокой точностью моделировать, прогнозировать и снижать уровень брака, применяя в качестве передаточных функций математический аппарат теории надёжности.
Главной сложностью является правильное определение функциональной зависимости между факторами и производимым ими результатом. Для тех элементов экономических систем, для которых такие взаимосвязи не могут быть получены аналитически, возможно эмпирическое наблюдение, сбор статистической информации, и дальнейшее применение статистических методов (определение корреляции, интерполяция, экстраполяция, нахождение закона распределения случайных величин и т.д.). Однако эти методы также не гарантируют точного определения функциональных зависимостей, так как зачастую накопление достаточной для анализа статистической базы становится невозможной задачей. Таким образом, перед имитационным моделированием открываются дальнейшие горизонты совершенствования. Однако сама возможность внедрения математического аппарата в те области экономической науки, в которых он еще не применялся дает ученому большой потенциал и открывает широкие перспективы для исследований, в том числе прикладного характера.
Имитационную модель, описанную выше, целесообразно реализовывать для конкретного предприятия, учитывая его специфику: отраслевую, технологическую, ресурсную, кадровую и т.д. Подобные разработки способствуют увеличению интеллектуального капитала фирмы, а в финансовом плане увеличению величины нематериальных активов, что создает для предприятия дополнительный источник финансирования в виде дополнительных амортизационных отчислений.
Литература:
1. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Таганрог: Издательство ТРТУ, 2003
2. Денищенко Г. Успешное развитие бизнеса на основе описания бизнес-процессов.// «Контроллинг», №12, 2004
3. Лощилина И.В. Какая польза от рыбьего скелета?// «Методы менеджмента качества», №10, 2008
4. Статистические методы анализа и управления качеством http://www.metrologie.ru/qualitymanagement-stat23.htm