Продуктивные модели сложных слов, обозначающих внешние признаки человека в современном английском языке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (16) май 2010 г.

Статья просмотрена: 941 раз

Библиографическое описание:

Тухтасинов, И. М. Продуктивные модели сложных слов, обозначающих внешние признаки человека в современном английском языке / И. М. Тухтасинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 2. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/archive/16/1555/ (дата обращения: 19.11.2024).

Настоящая работа посвящена исследованию одной из малоразработанных проблем сложных слов – изучению продуктивности словообразовательных моделей сложных слов, обозначающих внешние признаки человека в современном английском языке. Хотя исследованию сложных слов имеются достаточные количества работ в лингвистической литературе, однако, сложные слова, характеризующих внешность человека малоразработаны[1].  

В словообразовательной  системе современного английского языка имеются определенные типы слов, словообразовательные модели которых широко используются для созда­ния таких слов. Для обозначения одной и той же семантиче­ской категории - категории внешних признаков человека используются разные словообразовательные средства и разные словообразовательные модели, которые составляют общую семантическую словообразовательную модель. Наиболее продуктивными, на наш взгляд, являются следующие модели:

1) сложные прилагательные со 2-м компонентом  good-looking;

2) сложные прилагательные типа  lemon-yellow;

3) сложные прилагательные типа dark-blue, grey-white;

4) сложнопроизводные прилагательные типа blue-eyed, среди которых высокой продуктивностью обладают образования со 2-м компонентом, colour, size, shape;

5) сложные прилагательные со словом like.

По своей общей семантике указанные типы продуктивных слов разделяются на две группы. К первой группе относятся слова, непосредственно обозначающие внешние признаки человека (red-coloured, big-sized, small-looking, dark-white, round-faced). Вторая группа – слова, обозначающие внеш­ний признак опосредствованно через сравнение с другим предметом или качеством (bottle-green, milk-white, mustard-coloured, moon-faced, pear-shaped, catlike, boyish, piggy).

Следует отметить, что ряд словообразовательных типов по своей семантике тяготеет или к первой группе (напри­мер, тип good-looking, dark-white) или ко второй (catlike, gir­lish, blood-red, dome-white) или к обеим (good-sized, red-faced, green-coloured).

Среди моделей сложных слов весьма высокой продуктив­ностью обладает модель со 2-м компонентом looking. Общее значение этой модели «иметь внешний вид, выглядеть». Сло­ва этой модели используются в основном при описании внешности человека, частей его тела (лица, волос, головы, рук, ног и т.д.). Первый компонент данных сложных слов является или качественным прилагательным (sad-looking, angry-look­ing) или относительным (healthy-looking, friendly-looking).

Сложные прилагательные, обозначающие общий внешний вид человека, можно проилюстрировать следующим примером:

They were a splendid-looking couple (A. Christie). Falsom was a short sharp-faced, balding, insignificant-looking man (I. Shaw). The doctor was faintly oriental-looking (S. Hill). The other was a tramp, a dreadful-looking creature in filthy rags (A. Christie);

Что касается внешнего вида, характерные признаками частей тела человека:

His shapeless-looking mouth was twisted and rather mobi­le (J. Murdoch). His light brown hair was frizzy, damp-look­ing (J. Oates). He had a cavernous carved-looking face and smooth, dark hair (G. Metalious);

Ниже даны примеры о внутреннем состоянии человека, его характера, эмоции, выраженные его внешним видом:

She was a tall foolish-looking girl with hollow cheeks (A. Cronin). He was a thin, pale, hungry-looking man of early middle age (G. Greene). My grandmother came out into the porch, stooped and angry-looking (J. Updike);

Напоследок мы привели примеры внешнего вида, характерные черты предмета:

It was a very crammy-looking old building with long dark halls (D. Uhnak). She studies the rows of toys and reached for a stuffed yellow duck. It was worn and bleached-looking (D. Uhnak). The red paper was far too fresh-looking (A. Chris­tie).

Высокой продуктивности слов этого типа способствуют прежде всего стилистические экспрессивные потребности в наиболее точном и выразительном описании внешности чело­века. Ср., например, следую­щие предложения:

The Janitor was a horsey-looking customer (A. Cronin). Reynolds was an unprepossessing sour-looking man (S. Shaw). The two children were pale, fine drawn creatures, almost transparent-looking (D. Lessing).

Большое количество слов этого типа относится к потен­циальной и окказиональной лексике[2]. Продуктивности дан­ной модели в немалой степени способствуют также и ее лексико-грамматческие особенности, а именно высокая степень лексической сочетаемости компонентов. Возьмем, к примеру, сложные прилагательные, характеризующие внешние признаки человека: sad-looking girl, incredible-looking woman, dangerous-looking man, responsible-looking man, conventional-looking man, suspicious-looking person, under­nourished-looking man; anemic-looking girl. Прилагательные - компоненты этих слов sad, incredible, dangerous, responsible, conventional, incredible, suspicious, undernourished, anemic весьма разнообразны по значению и не поддаются какой-либо классификации, что свидетельствует о необычайной широте их лексических свя­зей с компонентом looking. Подобная широта подтверждаете и тем фактом, что анализируемые сложные слова по смысловым связям своих компонентов не отличаются от ана­логичных им словосочетаний.

She smiled at him because he looked so fresh and young (S. Maugham). (Cp. Cynthia Murdoch was a fresh-looking young creature, full of life and vigour (A. Christie)). She came to collect Shannon, looking pert and spoiled (F. Forsyth). (Cp. A pert-looking maid opened the door and showed us into a room (A. Christie)). He looked young for his age, early thirties (R.N. Levine) (Cp. Margaret and I were sitting at breakfast. I. glanced at my wife young-looking in her dress­ing-gown, fresh, not made up. (Ch. Snow)).

Компонент looking в своем лексическом значении в об­щем аналогичен значению глагола look «иметь вид, выгля­деть». Едва ли можно сказать, что частота его употребления в сложных словах данного типа оказала какое-либо влияние на изменение его значения. Однако функционально он при­ближается   к   полуаффиксам.

Другим высокопродуктивным типом сложного слова, обо­значающим внешние признаки человека, являют­ся сложнопроизводные прилагательные с суффиксом -ed. Первый компонент этих слов может быть, прилагательным (red-faced) или существительным (cow-eyed) (К. Vonnegut). Данные сложные прилагательные обозначают форму, его внешний вид, цвет или непосредственно, или через сравнение.

Miss Livingstone stood there always very long-faced with sallow skin (A. Christie). In one of the armchairs sat a thick-bodied, thick-lipped woman (M. Puzo). Pierce, brown-com-plexioned, brown-haired, brown-eyed, possessed a large nose (I. Murdoch).

В приведенных примерах внешний вид человека выражен непосредственно через компоненты-прилагательные (long, thick, brown).

Не had a hawk-nosed, big-boned face (M. Puzo). He was rabbit-toothed and was nicknamed Bunny (I. Shaw). The rat-faced barman nodded to me as I came to rest in front of him (J.H. Chase).

Здесь внешний вид выражен уже посредством сравне­ния значения второго компонента сложного слова (nose, tooth, face) с первым (hawk, rabbit, rat),

Среди слов этого типа выделяется своей высокой продук­тивностью ряд образований со 2-м компонентом colour, shape, size.

Как видно из значения 2-го компонента colour, слова это­го типа обозначают цвет и цветовые оттенки предмета, при­чем цвет как таковой может быть выражен первым компо­нентом прилагательного.

A full rose-coloured moon drew ou1 of the mist (D.H. Law­rence). Girls and women of all ages wear dark-coloured, heel-length dresses (Caldwell).  Fanucci was a heavy-set, fierce-looking Italian who wore expensive light-colored suits (M. Puzo).

В тех же случаях, где первый компонент-существительное, а таких сложных слов большинство, последние означают уже не цвет вообще (белый, красный, синий), а цвет определенного предмета, выраженный первым компонентом. The beef-coloured face was puzzled, and suddenly it beamed (I Wallace). He returned with a small bottle of cherry-colored fluid (J Updike). She patted her mouse-coloured hair with the pen (A Cronin). She was around twenty-six: small, compact with a shape under her flame-colored evening-gown (J. H. Chase).

Количество так сказать «чистых» цветов (red, black, yellow, brown, blue и др.) в природе ограничено, а количе­ство цветов, характерных для определенных предметов, в об­щем неограниченно. Ср., например: ash, honey, iron, lead, sand, milk, mustard, blood, copper и т. д.

Приведенные слова, сочетаясь с компонентом colour, об­разуют сложные прилагательные, обозначающие цвет пред­мета, который они определяют. Потребность в сравнении вы­ражения схожести цветовых оттенков предметов и является той причиной, которая способствует продуктивности этих об­разований. Что касается лексической сочетаемости компо­нентов анализируемых сложных слов, то ее ограничение за­ключено в значении компонента colour. Последний может сочетаться только с компонентами, выражающими цвет, цве­товой оттенок или непосредственно (red-coloured - красного цвета) или опосредствовано. (sand-coloured - песочного цвета, т. е. присущего песку).

Продуктивные сложные прилагательные типа egg-shaped со 2-м компонентом shape обозначают внешний вид, форму предмета. Как правило, форма предмета выявляется через форму другого предмета, обозначенного посредством первого компонента этих сложных слов. Элемент схожести, подобия является существенным для смысловой характеристики слов с компонентом shape.

There was a perplexed creature with a pear-shaped face. (J.С. Gates). Her eyes-very long almond-shaped eyes - opened a little (A. Christie). Helen wore the same pot-shaped hat. (J. Cheever). Roger started the little engine and swung the matchbox-shaped car out on the road (Wain).

В приведенных примерах форма лица (face), глаз (eyes), шляпы (hat), автомобиля (car) сравниваются с формами других предметов по их схожести. Совершенно ясно, что воз­можности для подобного сравнения велики. Схожесть пред­метов по их внешнему виду, форме распространена весьма широко. В силу этого продуктивность прилагательных этого типа диктуется потребностями как стилистического порядка (bullet-shaped head (О. Demaris), bottle-shaped chimney (J. Updike), так. и потребностями более точного выражения мысли (arrow-shaped, box-shaped, cigar-shaped). Компонент shape, как и компонент colour, не утратил своего лексиче­ского значения, но функционально он приближается к полу­аффиксу. Лексическая сочетаемость компонентов прилагaтeльныx данного типа весьма высока.

Цветовой оттенок предмета может быть выражен еще од­ним продуктивным типом сложных прилагательных. Это тип green-yellow, light-brown. В данных словах, состоящих из 2-х компонентов прилагательных, выделяются два подтипа. В первом подтипе первый компонент, обозначает обычно сте­пень интенсивности цвета, выражаемого вторым компонен­том. В качестве первого компонента употребительны слова dark, light, bright, pale, dull, deep.

Kathleen had a small straight nose and large light-brown eyes (I. Murdoch). He looked at me, his pale-blue eyes begging me not to do it (P. Johnson).

Первые компоненты этих сложных слов уточняют харак­тер интенсивности цвета в основном по двум аспектам: 1) светлый - темный (light-dark) и 2) яркий - бледный (bright - pale). Например, light-brown - dark-brown; bright-blue - pale-blue.

Второй подтип анализируемых слов представляет собой в смысловом плане сочетание цветов, причем первый компо­нент выражает оттенок не по степени интенсивности цвета, а по сочетаемости цветов.

She followed him down the path between the yellow-green aspen trees (A. Saxton). He had a pale youthful face, weak grey eyes and brown-blond hair (P. Johnson). His head was big and round, his face square and jolly under grey-blond, thick-curling hair (P. Johnson).

Если в первом подтипе мы видим, что цвет, выраженный вторым компонентом, остается тем же самым и изменяется лишь его интенсивность (светло-; темно-голубой), то во вто­ром подтипе имеет место смешение цветов; основному цвету (blond в brown-blond) придается оттенок другого цвета (brown). (Ср., например: dark-blond и brown-blond).

Количество цветовых оттенков мо­жет быть неограниченно, отсюда в плане их языкового выра­жения наблюдается высокая продуктивность слов данного типа, а также и других вышеупомянутых типов, выражающих цвет и цветовые оттенки. Ср.. например, образования с red, отмеченные словарем Вебстера, blood-red, brick-red, coral-red, currant-red, fire-red, flame-red, flesh-red, ginger-red, poppy-red, rust-red, dull-red, pale-red, light-red, blue-red, brown-red, orange-red, rose-red и т.д.

Среди последних наиболее продуктивным и широко рас­пространенным типом являются прилагательные со словом -like.

He held his son's restless and jewelled hand in his dry and paper-like fingers (T. Caldwell). The old man had looked at him, his eyes doglike (A. Hailey). Логико-семантической основой слов с -like, как видно из приведенных примеров, является сравнение: masklike faces - faces like masks, paper-like fingers - fingers like paper и т.д.

1. Сравнение по внешней схожести:

Ben looked up, gave a slight wiggle of his sausage-like body (A. Christie).

В приведенных примерах тело человека сравнивается по своей форме с колбасой.

2. Сравнение по внутренним качествам:

Brenda was wrapped in a grey coat and there was some­thing catlike and steady in the way she moved (A. Christie). Then his lips drew back from his teeth in that wolf-like smile (A. Christie).

В первом предложении движения женщины сравниваются с движением кошки, во втором – улыбка человека представ­ляется хищнической (волчьей).       Семантический анализ основ существительных, выступаю­щих в качестве объекта сравнения в словах с -like, показы­вает необычайно широкую их сочетаемость с словом -like. Здесь можно встретить самые различные по значению осно­вы. Ср., например: fairy-like beauty. (J.Upfield), dance-like steps (A.Hailey), park-like gardens (Cusack), tunnel-like entrance (J.Upfield), string-like hair (I. Murdoch), monkey-like figure (A. Hailey), hair-like roots (A. Cronin). Это обстоя­тельство способствует весьма высокой продуктивности слово­образовательной модели анализируемых слов. Из всего семантического многообразия основ существительных данного типа слов выделяются основы существительных, обозначаю­щих различных животных, птиц, используемых для сравнения. Чаще всего здесь сравнивается человек (части его тела или его черты) с животными, птицами, так как человек может походить на животных как своим внешним обликом, так и чертами своего характера, поведением внутренним состоянием.

Where had he seen that frog-like face, that tortoise-like neck and those pale eyes (A. Christie). It was the bird-like little man she knew as Albert Wells (A. Hailey). The drinks were served by a native with huge ape-like hands clutching the tray (M. Spark).'There was no irony on Leo's hawk-like face (M. Puzo).

A youthful broad-shouldered man, owlish behind heavy glasses was watching the new development (A. Hailey). McGrath's face become pink once more, giving him a some­what babyish appearance (I. Murdoch). He was a superb ani­mal with black hair and very white teeth, which he showed in a pantherish smile (I. Shaw). The nutlike face of Jim wrinkled into its usual monkeyish expression (T. Caldwell).

Таким образом, внешние признаки человека, создавая в плане своего языкового выражения определенную семанти­ческую группу, представлены многими словообразовательны­ми типами сложных слов. Боль­шинство из них обладает высокой степенью продуктивности и постоянно используется в языке для создания новых слов.

 

Литература:

  1. Андрюхина Т.В. Стилистические возможности сложного слова и способы их реализации в тексте: Автореф. ... канд. филол. наук. - М., 1987. 22 с.
  2. Венгерова С.А. Сложные слова как способ создания образности в художественных произведениях // Сб. научн. тр. МГПИИЯ им. Мориса Тореза, вып.174. - М., 1981. - С.28-37.
  3. Дюжикова Е.А. Развитие метафорических значений сложных существительных в английском языке.: Автореф. дис... канд.филол.наук. - М, 1984.-26 с.

4.      Царёв П.В. Потенциальная лексика в совремменом английском языке. – «Иностр. языки в школе», М., 1978. №1.

 

 



[1] Андрюхина Т.В. Стилистические возможности сложного слова и способы их реализации в тексте: Автореф. ... канд. филол. наук. - М., 1987., Венгерова С.А. Сложные слова как способ создания образности в художественных произведениях // Сб. научн. тр. МГПИИЯ им. Мориса Тореза, вып.174. - М., 1981. - С.28-37., Дюжикова Е.А. Развитие метафорических значений сложных существительных в английском языке.: Автореф. дис... канд.филол.наук. - М, 1984.-26 с.

[2] Царёв П.В. Потенциальная лексика в совремменом английском языке. – «Иностр. языки в школе», 1978, №1.

Основные термины (генерируются автоматически): слово, внешний вид, внешний признак человека, тип, компонент, прилагательное, цвет, интенсивность цвета, модель, первое.


Похожие статьи

К вопросу исследования особенностей когнитивных существительных греческого происхождения в современном английском языке

В статье рассматриваются греческие заимствования в современном английском языке на материале когнитивных существительных. Проводится исследование особенностей заимствованных существительных, их лингвострановедческие характеристики, дается анализ эта...

Значение английских идиоматических выражений в заголовках новостных статей различных тематик

В данной статье исследуются идиоматические выражения как образные средства выражения авторской оценки в публицистических текстах новостных статей и в заголовках к ним. В ходе исследования делается вывод о том, что содержание оценочного компонента в о...

К вопросу о лингвокогнитивной реконструкции английской фразеологической картины мира

В статье автор в рамках лингвокогнитивного подхода рассматривает национально-специфические особенности внутренней формы фразеологизмов, вербализующих английские концепты CAT и DOG, которые представляют собой фрагмент английской фразеологической карти...

Лингвокогнитивное моделирование и перевод детской речи: социальный аспект

В данной статье рассмотрены аспекты лингвокогнетивного моделирования и перевода детской речи. С этих позиций характеризуется феномен мотивационной рефлексии, проявляющий стремление ребенка к «прояснению» внутренней формы наименования. Детская речь, а...

Особенности изучения категории вида русского глагола франкоязычными обучающимися

Статья посвящена анализу особенностей изучения категории вида русского глагола франкоязычными обучающимися. Преподавателю русского языка как иностранного необходимо иметь прочные знания о специфике системы времен во французском языке, чтобы помочь ул...

Сопоставление грамматических средств оформления побудительных предложений в русском и персидском языках

В данной статье рассматриваются побудительные предложения в русском и персидском языках, их грамматические средства оформления и синтаксические средства выражения. Предметом исследования являются предложения, включая в себе значение побуждения. Матер...

Цветовые фразеологизмы как фрагмент идиоматической картины мира в немецком языке

В статье автор исследует систематизацию цветовых фразеологических единиц в немецком языке, описывая ее составляющие. Также пытается понять, как цветовые фразеологизмы влияют на лингвокультурный характер языка.

Проблема соотношения категории состояния в русском и английском языках

В данной работе представлены условия возникновения и развития слов категории состояния в английском языке, дана их общая характеристика с учетом различных точек зрения, а также сопоставлены слова категории состояния в английском языке с русским перев...

Фразеологические единицы (пословицы и поговорки) в сопоставительном аспекте

В статье рассматриваются в сопоставлении фразеологические единицы русского и английского языков. Детально анализируются пословицы и поговорки (их относят к ФЕ), обозначающие названия животных. Особое внимание уделяется их классификации по образно-сем...

Образное сравнение как объект лингвокультурологического анализа (на материале испанского языка)

В статье на материале современного испанского языка исследуются устойчивые образные сравнения, появившиеся в конце ΧΧ — начале ΧΧΙ вв. и отражающие различные оценочные значения. Рассматриваются образы-эталоны, представленные прецедентными именами и с...

Похожие статьи

К вопросу исследования особенностей когнитивных существительных греческого происхождения в современном английском языке

В статье рассматриваются греческие заимствования в современном английском языке на материале когнитивных существительных. Проводится исследование особенностей заимствованных существительных, их лингвострановедческие характеристики, дается анализ эта...

Значение английских идиоматических выражений в заголовках новостных статей различных тематик

В данной статье исследуются идиоматические выражения как образные средства выражения авторской оценки в публицистических текстах новостных статей и в заголовках к ним. В ходе исследования делается вывод о том, что содержание оценочного компонента в о...

К вопросу о лингвокогнитивной реконструкции английской фразеологической картины мира

В статье автор в рамках лингвокогнитивного подхода рассматривает национально-специфические особенности внутренней формы фразеологизмов, вербализующих английские концепты CAT и DOG, которые представляют собой фрагмент английской фразеологической карти...

Лингвокогнитивное моделирование и перевод детской речи: социальный аспект

В данной статье рассмотрены аспекты лингвокогнетивного моделирования и перевода детской речи. С этих позиций характеризуется феномен мотивационной рефлексии, проявляющий стремление ребенка к «прояснению» внутренней формы наименования. Детская речь, а...

Особенности изучения категории вида русского глагола франкоязычными обучающимися

Статья посвящена анализу особенностей изучения категории вида русского глагола франкоязычными обучающимися. Преподавателю русского языка как иностранного необходимо иметь прочные знания о специфике системы времен во французском языке, чтобы помочь ул...

Сопоставление грамматических средств оформления побудительных предложений в русском и персидском языках

В данной статье рассматриваются побудительные предложения в русском и персидском языках, их грамматические средства оформления и синтаксические средства выражения. Предметом исследования являются предложения, включая в себе значение побуждения. Матер...

Цветовые фразеологизмы как фрагмент идиоматической картины мира в немецком языке

В статье автор исследует систематизацию цветовых фразеологических единиц в немецком языке, описывая ее составляющие. Также пытается понять, как цветовые фразеологизмы влияют на лингвокультурный характер языка.

Проблема соотношения категории состояния в русском и английском языках

В данной работе представлены условия возникновения и развития слов категории состояния в английском языке, дана их общая характеристика с учетом различных точек зрения, а также сопоставлены слова категории состояния в английском языке с русским перев...

Фразеологические единицы (пословицы и поговорки) в сопоставительном аспекте

В статье рассматриваются в сопоставлении фразеологические единицы русского и английского языков. Детально анализируются пословицы и поговорки (их относят к ФЕ), обозначающие названия животных. Особое внимание уделяется их классификации по образно-сем...

Образное сравнение как объект лингвокультурологического анализа (на материале испанского языка)

В статье на материале современного испанского языка исследуются устойчивые образные сравнения, появившиеся в конце ΧΧ — начале ΧΧΙ вв. и отражающие различные оценочные значения. Рассматриваются образы-эталоны, представленные прецедентными именами и с...

Задать вопрос