Трансформация социальной работы в контексте виртуализации феномена суицидального поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (16) май 2010 г.

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Александров, И. А. Трансформация социальной работы в контексте виртуализации феномена суицидального поведения / И. А. Александров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 2. — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/16/1538/ (дата обращения: 17.12.2024).

Интернет, на сегодняшний день, по праву может считаться своего рода вершиной информационно-технологической революции. Несмотря на то, что виртуальное пространство существует уже не одно десятилетие, многие вопросы, касающиеся Интернет-среды, остаются мало изученными. Наиболее рассматриваемыми на сегодняшний день остаются вопросы территориальной организации Интернет-пространства, его необходимости и функциональности. Достаточно мало уделяется внимание таким актуальным для нашего времени темам, как взаимодействие людей в виртуальном пространстве, воздействие Интернета на человека, на его повседневную жизнь.

Интернет-среда постепенно становится объектом профессиональных занятий для представителей из самых различных областей науки и искусства. Нельзя с точностью определить, кто в большей степени работает в данном направлении, представители технических или связанных с искусством специальностей, а может и вовсе гуманитарии. Но можно с уверенностью утверждать, что роль социологов, психологов и философов на сегодняшний день является первостепенной. Объясняется это все тем, что в последние годы Интернет-пространство очень прочно “вошло” в повседневность человека. Благодаря Интернету люди могут находить необходимую для них информацию, делать различного рода покупки и, конечно же, общаться, причем виртуальное пространство дает возможность общения людям с ограниченными возможностями. Результат такого тесного взаимодействия человека и Интернета может быть абсолютно непредсказуемым: Интернет-зависимость, расстройства психики, суицидальные практики. Для предотвращения таких последствий, необходимы определенного рода результаты проведенных психологами, социологами исследовательских работ, касающихся “взаимодействия человека с компьютером”.

Для многих людей, на сегодняшний день, Интернет стал нечто большим, чем просто дополнение к жизни, различного рода чаты, блоги, социальные сети становятся для некоторых, такими же важными, как работа, друзья и сама жизнь в целом. Все чаще, различного рода неприятности, возникающие в Интернете, переживаются пользователями так же тяжело, как и в настоящей жизни. К примеру, какие-то негативные послания виртуального друга, либо просто сетевого хама, могут не просто испортить настроение человеку, но и способствовать возникновению депрессивного состояния, а иногда и вовсе все заканчивается очень трагично. По данным ВОЗ, до 70% депрессивных больных обнаруживают суицидальные тенденции, а 15% из них совершают самоубийства [1].

В одной только России за последние девять лет, покончили жизнь самоубийством полмиллиона человек. В 2007 году Россия заняла третье место в мире после Литвы (42 человека на 100 тысяч) и Белоруссии (37 человек на 100 тысяч), а в нашей стране покончили с собой 36 человек на 100 тысяч населения [2].

Суицид, как социальное явление, существует не одно столетие, оно было известно в Древней Греции и Риме, в средневековой Европе, в индустриальном и постиндустриальном обществе, не является исключением и современное информационное общество. Общество постоянно развивается, а вместе с ним, “эволюционирует” и феномен суицидального поведения, движителем которого все чаще выступают информационные технологии.

Еще более ста лет назад Э. Дюркгейм выявил существование определенного рода зависимости между количеством самоубийств и степенью интеграции социальных групп (ослаблением связей между индивидом и обществом) [3]. В настоящее время данная тенденция только усиливается: современный человек “проживает” жизнь “в виртуальном” мире, создавая при этом различного рода виртуальные контакты, друзей, интересы. Все меньше при этом ориентируясь на общество “реальное”, а отдавая предпочтение обществу “виртуальному”.

За последнее десятилетие, люди, в большей степени стали дистанцироваться друг от друга, общение приняло образ своеобразного ритуала,  что в свою очередь способствовало, снижению эмоциональности коммуникаций.

С появлением радио, телевидения и Интернета, резко возросла доступность информации, у человека появилась возможность выбора, но при этом резко сократился уровень цензурирования. К примеру, только в Интернете, за последние годы, появилось огромное количество информации, касающейся суицида, достаточно взглянуть на статистику, которую дает поисковая система. На слово "суицид" с добавлением - фото (396 тыс. ссылок), способы (74 тыс.), форум (531 тыс.), видео (289 тыс.) [4]. Большинство существующих форумов и чатов с суицидальной направленностью становятся своеобразным источником новых моделей поведения, для  тех, пользователей, кому “страшно умирать в одиночку”, в результате чего, становится ясным, что проблема цензурирования информации в Интернете, является одним из основных (“современных”) факторов совершения самоубийства.

В последнее время, совершение суицида через Интернет перестали быть редкостью. По мнению исследователей из университетов Бристоля, Оксфорда и Манчестера, Интернет оказывает потенциально вредное влияние на психику людей с эмоциональными расстройствами и может подтолкнуть их к добровольному уходу из жизни [5]. В особенности, данная проблема касается молодежи, которая чаще всего посещает Интернет-форумы и сайты с суицидальной направленностью. По мнению ученых, в развитых странах, где наиболее разработаны и применяемы Интернет-технологии, динамика суицидальных случаев постоянно возрастает.

Проблема суицидального поведения в Интернете является достаточно многогранным социальным явлением, у которого существует множество различных направлений для научных исследований, притом, что это социальное явление возникло в обществе несколько лет назад. Новизна данного явления не только в мире, но и для России в частности, заключается в том, что “зарождение” Интернета произошло на Западе (в США), соответственно и исследования изначально начали проводиться именно там. Где-то с середины 80-х годов, в США стали проводиться исследования, касающиеся особенностей коммуникации в Интернете, а уже с 90-х годов начались все более обширные гуманитарные исследования Интернет-среды [6]. Понятно, что во время “железного занавеса”, граждане нашей страны (по крайней мере, большая часть населения) не представляли себе, что такое Интернет-пространство. Собственно и само развитие информационных технологий в России, приходится на середину 90-х годов, что, безусловно, сказывается, на отсталости нашей страны в сфере информационных технологий.

Впервые, суицидальные случаи, вызванные Интернет-средой, были зафиксированы в 2003 году в Японии, тогда было зафиксировано 34 случая суицида. С каждым годом в стране восходящего солнца, увеличивается рост числа групповых “Интернет-самоубийств”, причем основным фактором, подталкивающим людей к совершению самоубийства, является не Интернет-среда в целом, а сайты пропагандирующие суицид. Об этом говорит тот факт, что на сегодняшний день, психиатры целого ряда европейских стран, в ряде случаев, оценивают степень риска (совершения суицида), учитывая при этом возможность посещения человеком сайтов с суицидальной направленностью. Это лишний раз подтверждает то, что проблематика суицидального поведения в Интернете, взаимосвязана, прежде всего, не с Интернет-пространством в целом, а с его составными компонентами, в виде сайтов, блогов и форумов, пропагандирующих самоубийство.

Говоря о мерах профилактики и преодоления последствий суицида в российской социальной работе, можно отметить доминирование традиционных моделей и методик, предполагающих целый ряд специальных мер: профилактические, психологические, медико-реабилитационные, консультативные. Непосредственно в обязанности специалиста по социальной работе, входит, выявление семей “группы риска”, где уровень совершения суицида наиболее высок и постановка на учет лиц склонных к совершению самоубийства, то есть, другими словами, осуществляется профилактическая деятельность. В дальнейшем осуществляется уже непосредственная работа психологов и врачей-психиатров “со случаем”.  В данной ситуации необходима не только непосредственная работа “со случаем”, но и ряд инновационных профилактических мер по предупреждению данного социального явления, так как традиционные профилактические меры, здесь бездейственны.

Говоря о проблеме суицидального поведения в Интернете, необходимо учитывать то, что традиционные модели социальной работы в данном случае часто бездейственны. Так, оказывается невозможным через Интернет, точно определить психоэмоциональное состояние человека, его местоположение, обеспечить комфортные условия для терапевтической деятельности. В силу этого, важным становится расширение спектра методик и технологий социальной работы применительно к виртуальному пространству. К примеру, можно привлечь различные социальные службы, в частности Центры социальной помощи населению, оснащенные крепкой Интернет-базой, с целью создания своеобразного “виртуального кабинета”, в котором специалист по социальной работе, не просто будет оказывать психологическую помощь и консультирование, но и стараться устанавливать дистанционную виртуальную связь с членами той или иной суицидально настроенной группой Интернет-пользователей, оказывая помощь, либо виртуально, либо переводя ее в реальное пространство-время, где возможно применение традиционных моделей социальной работы. Одним из основных положительных моментов данной деятельности, является возможность взаимодействия специалиста не только с одним человеком, но и с целой группой Интернет-пользователей. Специфика данной деятельности такова, что в данной ситуации специалисту необходимо выявить суицидально настроенных пользователей и установить “виртуальный” контакт с ними.

Проблематикой суицидального поведения вообще и в Интернете в частности, должны заниматься специалисты по социальной работе. Для осуществления такого вида деятельности, как социальная работа в Интернете, безусловно, необходимо наличие Интернет-базы, то есть наличие нескольких компьютеров, с помощью которых сотрудники социального сервиса смогут выходить в Интернет и осуществлять свою деятельность. Одним из основных положительных моментов данной деятельности, является возможность взаимодействия специалиста не только с одним человеком, но и с целой группой Интернет-пользователей. 

 

Литература:

1.      Всемирная организация здравоохранения[Электронный ресурс]: данные и статистика. – Режим доступа:  www.who.int/ru/ – (17.03.10.).

2.      И. Шевелев. Суицид online – М.: Содержание – Русский Журнал. – 2010. - №1. – С. 12-14.

3.      Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/ Пер. с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. – М.: Мысль. – 1994. – С. 234-256.

4.      Я. Гилинский, Г. Румянцева. Основные тенденции динамики самоубийств в России. – “Население и общество”. – 1998. – №25. – С. 43-45.

5.      Медицина и компьютер [Электронный ресурс]: Интернет подталкивает людей к самоубийству, считают британские психологи. – Режим доступа: www.vstule.ru/  - (17. 03. 10).

6.      Войскунский А. Е. Гуманитарные исследования в Интернете. – М.: Можайск-Терра. – 2000. – С. 345-389.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, Интернет, суицидальное поведение, виртуальное пространство, Россия, совершение самоубийства, социальное явление, суицидальная направленность, различный род, целый ряд.


Похожие статьи

Формирование предпринимательских качеств будущего учителя в процессе интерактивного обучения

Социокультурные интерпретации феномена популярности личности

Когнитивный подход как перспективный метод математического моделирования молодежного рынка труда

Формирование коммуникативной культуры через воспитание диалогической личности

Формирование культуры свободного мышления у учащихся профессиональных колледжей как педагогическая проблема

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка

ВУЗ как социокультурная среда стимулирования коммуникативной компетентности

Метафора как способ объяснения роли коммуникации в конструировании реальности

Методологические подходы к анализу социального неравенства в молодежной среде

Роль образования в формировании информационной культуры личности

Похожие статьи

Формирование предпринимательских качеств будущего учителя в процессе интерактивного обучения

Социокультурные интерпретации феномена популярности личности

Когнитивный подход как перспективный метод математического моделирования молодежного рынка труда

Формирование коммуникативной культуры через воспитание диалогической личности

Формирование культуры свободного мышления у учащихся профессиональных колледжей как педагогическая проблема

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка

ВУЗ как социокультурная среда стимулирования коммуникативной компетентности

Метафора как способ объяснения роли коммуникации в конструировании реальности

Методологические подходы к анализу социального неравенства в молодежной среде

Роль образования в формировании информационной культуры личности

Задать вопрос