Организация Восточно-Сибирского филиала АН СССР (1949-1952) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №5 (16) май 2010 г.

Статья просмотрена: 411 раз

Библиографическое описание:

Зуляр, Р. Ю. Организация Восточно-Сибирского филиала АН СССР (1949-1952) / Р. Ю. Зуляр. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 2. — С. 99-103. — URL: https://moluch.ru/archive/16/1475/ (дата обращения: 19.11.2024).

Иркутский научный центр Сибирского отделения РАН существует более 60 лет. Его создание положило начало принципиально новому периоду изучения природы огромного региона, находящегося в центре Азии. В данной работе автор рассматривает процессы организации ИНЦ СО РАН, происходившие в 1949-1952 годах. Центр был создан в 1949 г., под названием Восточно-Сибирский филиал (ВСФ) АН СССР, и управлялся непосредственно из столицы. И только в 1957 г. после создания Сибирского отделения (СО) АН СССР, был введен в его состав в статусе филиала. История СО АН СССР, в том числе и его ВС филиала, хорошо изучена и опубликована, правда, преимущественно к юбилейным датам, поэтому акцентирована, прежде всего, на успехах и достижениях.

Вместе с тем, первые годы самостоятельной работы ВС филиала изучены недостаточно. И опубликованы только краткие справочные сведения. По мнению автора, это не корректно, ибо начало процесса в значительной степени определяет его дальнейшую судьбу и позволяет понять природу процессов, развивавшихся в последующий период.

Восточная Сибирь всегда привлекала учёных своими сырьевыми и природными богатствами. Здесь постоянно велись экспедиционные работы по изучению природных условий региона и поиску полезных ископаемых. Исследовались почвенно-ботанические, лесохозяйственные, охотничьи и рыбопромысловые ресурсы. Также проводились исследования, связанные с перспективой использования гидроэнергетических ресурсов Ангары. Исследования производились силами центральных научных и проектных институтов и местными специалистами, сосредоточенными главным образом в Иркутском университете.

В дореволюционный период центром исследований природы региона являлся Восточно-Сибирский отдел русского географического общества. В 1919 г. на берегу Байкала в Больших котах В.Ч. Доростайским было создано первое специализированное научное учреждение - Байкальская биологическая станция Академии наук, впоследствии перешедшая в собственность Биолого-географического института Иркутского университета. Во второй половине 1920-х гг. Г.В. Верещагиным в п. Листвянка была основана Байкальская лимнологическая станция АН СССР, совместно с учеными университета осуществлявшая исследования Байкальского региона [1, с. 276].

Несомненно, их вклад в изучение региона был огромен, но они не могли в полной мере обеспечить решение задач, возникших в связи с индустриализацией Восточной Сибири. Поэтому всё настойчивее выдвигался вопрос о создании здесь стационарных учреждений Академии наук.

В частности, в 1931 г. на первом Восточно-Сибирском краевом научно-исследовательском съезде, проходившим под руководством академика А.Е. Ферсмана, в Иркутске было заявлено, что Восточная Сибирь является кладезем огромных природных богатств, позволяющей ей стать третьей индустриальной базой СССР. Для ускоренного решения этой задачи требовалось развернуть широкое изучение природных богатств региона. Поэтому Краевой съезд обратился к АН с просьбой об организации в Иркутске её филиала [2, с. 58].

Проходившая в Москве в июне того же года Чрезвычайная выездная сессия Академии Наук наметила мероприятия по дальнейшему развёртыванию деятельности АН, и высказалась за создание на периферии, в первую очередь в районах интенсивного освоения природных богатств и индустриального строительства, научных учреждений АН. ЦИК СССР в своем постановлении от 10 августа 1931 г. поддержал идею Академии наук по организации комплексных научно-исследовательских баз в республиках Средней Азии в ряде крупных центров Урала, Сибири и Дальнего Востока, среди которых был назван Иркутск. Однако до Второй мировой войны эти решения не были реализованы, а затем перед страной встали другие задачи.

Но после победы эта идея вновь привлекла к себе внимание научной общественности и руководства страны. Состоявшаяся в 1947 г. конференция по изучению производительных сил Иркутской области под председательством вице-президента АН СССР академика И. П. Бардина настойчиво рекомендовала Академии наук СССР и отраслевым научно-исследовательским учреждениям усилить научную деятельность в крае. И прежде всего, путём создания Восточно-Сибирского филиала (ВСФ) АН, как центра, объединяющего научные исследования в регионе. На ней был рассмотрен и одобрен механизм взаимодействия академических (Президиум АН, СОПС) и местных управленческих структур в решении этой задачи [3, с. 2].

Это предложение было положительно воспринято правительством страны. После этапа подготовительной работы с участием местных ученых, управ­ленцев и сотрудников Совета филиалов и баз АН СССР, 1 февраля 1949 года Совет Министров СССР издал распоряжение, разрешающее АН СССР организовать в Иркутске Восточно-Сибирский филиал, оформленное затем в «академическом порядке» постановлением Президиума АН от 24 февраля того же года.

Первым председателем Президиума филиала стал член.-кор. АН СССР В. В. Звонков, проработавший в этой должности до 1954 года. Его заместителем был назначен В. А. Кротов. В состав филиала первоначально вошли два института: Институт геологии (и.о. дир. Н. А. Флоренсов, и.о. ученого секретаря Г. П. Лыхин) и Институт энергетики и химии (дир. А. Л. Перепелица, и.о. учёного секретаря В. К. Савинов), а также два сектора - Биологический (зав. Ф. Э. Реймерс) и Географо-экономический сектор (и. о. зав. Н. А. Руденко) [4, с. 50].

Сотрудники ВСФ сразу приступили к научно-исследовательским работам. Но их ход серьезно тормозило отсутствие утверждённого Советом филиалов, АН плана научно-исследовательской работы на 1950 год. В связи с этим коллективу филиала пришлось руководствоваться указаниями Комиссии Президиума АН СССР по проекту плана научной работы. Усилия исследователей были сосредоточены на трёх основных направлениях: 1. Изучение размещения и развития производительных сил Восточной Сибири; 2. Исследование природы и хозяйства Бурят-Монгольской АССР; 3. Определение почвенно-геоботанической характеристики районов Восточной Сибири [4, с. 30-36]. Большое внимание направлялось на выявление и сбор картографических, отчётных и статистических материалов, необходимых для изучения производительных сил Восточной Сибири и в первую очередь Иркутской области. Важное место занимали исследования вопросов топливно-энергетической базы МТС и колхозов Восточной Сибири.

Руководство АН СССР поставило перед филиалом задачу определения инженерно-геологических условий районов крупного строительства в Восточной Сибири. Эта проблема была непосредственно связана с нуждами гидротехнического, промышленного и железнодорожного строительства в Иркутской области. Особое внимание было обращено на изучение инженерно-геологических условий трансформации береговой полосы оз. Байкал в связи со строительством Иркутской ГЭС. Коллективу исследователей, выполнявших под руководством Е.К. Гречищева эту масштабную работу, предписывалось завершить ее в 1955 году [5, с. 58].

В последующие годы коллектив филиала действовал на основе годовых планов работы. В 1951 г. к ранее разрабатывавшимся филиалом научным направлениям добавилось изучение пригодности почв и растительности северных районов Восточной Сибири для хозяйственного использования, с учетом сохранения и восстановления древесных пород. Это направление работы возглавил М.Г. Попов. В состав его группы вошли известные исследователи Л.Н. Флоров, Л.И. Номоконов, Е.И. Вузулукова, М.В. Курилов, А.В. Смирнов и Г.И. Галазий. Результатом работы творческого коллектива стало составление богатейшего каталога, почти полностью включившего видовой состав Восточно-Сибирской флоры, и описавшего 2 440 высших растений [6, с. 2].

Изучением лугов и пастбищ Забайкалья с точки зрения использования их в качестве кормовой базы животноводства занималась М.А. Рампилова. Ботанический и биохимический анализ собранных ею образцов проводила Г.П. Провоторова [6, с. 3].

В 1952 г. к традиционным руководящим документам добавилось постановление Президиума АН СССР (14 дек. 1951 г.) «О работе Восточно-Сибирского филиала АН СССР и о мерах по его дальнейшему укреплению и развитию» [5, с. 2].

1949-1952 гг. были временем многочисленных экспедиционных работ. Результатов изучения Южно-Байкальской экспедицией, под руководством Е.К. Гречищева, инженеро-геоогических условий переформирования берегов озера Байкал в связи со строительством Иркутской ГЭС ждали в Министерстве путей сообщений. Они были необходимы для составления проекта переустройства Кругобайкальского участка Восточно-Сибирской железной дороги в связи с постройкой Иркутской ГЭС. Вместе с тем, начальный период работы филиала характеризовался и рядом проблем, снижавших эффективность исследовательского процесса [5, с. 67].

Центрально-Сибирская экспедиция ИГН АН СССР под руководством В.С. Трофимова занималась изучением коренных источников алмазов на территории Восточной окраины Сибирской платформы и Саяно-Байкальской горной области. Геологические отряды экспедиции возглавляли научные сотрудники Института геологии ВСФ АН СССР: И.В. Белов, В.В. Ляхович, В.И. Гоньшаков [5, c. 68].

Байкальская геоботаническая экспедиция, под руководством Е.К. Гречищева, входила в блок «определяющих» и «ожидающих», это было обусловлено необходимостью немедленного изучения берегов Байкала, в связи с новым режимом жизни озера. В состав экспедиционных работ входили Г.П. Лыхина, Е.К. Васильева и др. [4, c. 41].

Учёные филиала в своей работе постоянно сталкивались с проблемами, вызванными невозможностью прокладывать маршруты в желаемых направлениях из-за не освоенности территории. Сложные погодные условия и раннее наступление холодов ограничивали сроки эксплуатации катера, отсутствие необходимого оборудования и инструмента делали невозможным проведение ряда работ. Но, не смотря на серьезные проблемы, план научно-исследовательских работ филиала в 1952 г. был выполнен в намеченном объёме по 20 темам.

Научно-исследовательские работы шли одновременно с решением производственных и бытовых проблем. Весь 1951 г. и первый квартал 1952 г. заняли работы по освоению здания, оснащению научным оборудованием и монтажу лабораторий Института энергетики и химии. В течение 1949 и 1950 гг. продолжался капитально-восстановительный ремонт главного здания филиала по ул. Ленина 5 [5, c. 6].

Руководство Академии наук внимательно следило за деятельностью новых филиалов и заслушивало их руководителей с последующим обсуждением на заседаниях Бюро Совета Филиалов. В частности, 29 июля 1952 г. Звонков В.В. выступил с отчетом «О ходе выполнения постановления президиума АН СССР от 14 декабря 1951 года». Бюро Совета Филиалов признало, что ВС филиал, добился некоторого улучшения в научно-исследовательской и научно-организованной деятельности. Вместе с тем, его не устроил объём выполненной филиалом работы по развитию материально-технической базы, сдерживающей размах научно-исследовательских работ [5, c.2].   

И действительно, реализация планов исследовательской деятельности напрямую завила от материальной обеспеченности филиала. С первых дней работы Президиум ВСФ столкнулся с серьезными трудностями: полное отсутствие материальной базы и транспортных средств, сложности с набором сотрудников и непригодность здания, выделенного под ВСФ АН [4, c. 3-4]. АН СССР понимая сложность ситуации филиала, активно поддерживала ВСФ и оказывала материальную и научную помощь. В 1950 г. филиал получил оборудование более чем на два млн. рублей, из них научного оборудования, реактивов и книг - на 960 тыс. рублей. Кроме того, 19 академических учреждений оказали помощь научным оборудованием на сумму 700 тыс. рублей [4, c. 32]. Но этого было недостаточно для того чтоб приступать к выполнению серьёзных заданий, а Президиум АН СССР часто не сдерживала своих обещаний. Филиал не получал необходимой поддержки и от партийных и советских органов Иркутской области.

   В частности, сотрудникам ВСФ пообещали начать строительство 28-квартирного жилого дома и гаража. Но из-за того, что капитальные средства на строительство этих объектов не были отпущены и рабочие не смогли приступить к строительству, участок под планируемый дом был в сентябре 1952 г. изъят Иркутским горисполкомом и передан другой организации, в соответствии с новым планом реконструкции города [5, c. 3].

Подобные ситуации повторялись и с Иркутскими областным и городскими организациями, которые, несмотря на данные, ранее обещания, в течение 1952 г. не предоставили филиалу не одного метра жилой или производственной площади. И это при том, что большинство квалифицированных научных сотрудников, вообще не имели жилплощади и вынуждены были проживать в гостинице (например, чл.-корр. АН УССР доктор биол. наук М.Г. Попов, зав. географо-экономическим сектором канд. эконом. наук Н.А. Руденко, кандидаты наук В.В. Ляхович, В.И. Гоньшакова, Г.О. Голято, а также прибывающие на работу по окончании аспирантуры Л.А. Одинцова, А.А. Горшакова, Б.Р. Буянтуев и др.). Не были обеспеченны жильем многие аспиранты и молодые специалисты, прибывшие на работу по окончанию вузов [5, c. 4].

Большие трудности были и с помещениями для размещения лабораторий. В результате невыполнения решений о предоставлении филиалу полуподвальных помещений по ул. Красной звезды было невозможно организовывать экспериментальную мастерскую и ряд вспомогательных лабораторий института геологии. Когда же помещение всё-таки перешло в пользование филиала, оказалось, что оно не может быть использовано для создания необходимой ему лабораторной базы из-за запрещения органов санинспекции и пожарного надзора.

С такой же ситуацией руководство филиала столкнулось при создании экспериментальной механической мастерской. При осмотре здания выяснилось, что мастерская не имеет специально приспособленных помещений для механического и столярного цехов. С четвертого квартала энергосбыт запретил использовать электрооборудование, а пожарная инспекция - столярные работы в имеющимся помещении. Вследствие, чего, все работы в мастерской ФСФ были остановлены. Это и привело к невыполнению плана, т. к. в результате прекращения работ мастерской не были выполнены заказы по изготовлению экспериментальных образцов для института энергетики и химии.

Большие проблемы были у ВСФ с кадровым составом. Из 25 докторов и кандидатов наук, направленных в Иркутск, приехали всего один доктор наук, 10 кандидатов и 2 младших научных сотрудника [4, c. 32]. Поэтому эту проблему решали за счёт научных сотрудников Иркутского государственного университета, который оказывал помощь и поддержку молодому филиалу. Но этого было недостаточно.

Наиболее перспективным оказалось подготовка кадров из числа выпускников иркутских вузов. Уже, в 1949 г. обучались семь аспирантов, а в 1950 г. - четырнадцать. Из них в Иркутске училось четыре человека, в Москве – девять, в Ленинграде - три, в Свердловске - пять [4, c. 54].

Ситуация не улучшилась и в 1952 г., когда Управлением кадров АН СССР не был подобран и не направлен ни один руководящий работник, из утвержденных Президиумом АН СССР. Поэтому, на конец 1952 г. в филиале не было укомплектовано пять должностей и три должности замещались временно. Недостаток руководящих и научных кадров привели к невыполнению ряда тем (геология нефти, энергетика, экономика промышленности, почвоведение, неорганическая химия).

Вместе с тем, постоянная работа над решением кадровых проблем дала положительный результат. За четыре года существования ВСФ его обеспеченность кадрами выросла в десять раз (Табл. 1).

Таблица 1

Динамика численности сотрудников Восточно-Сибирского филиала АН СССР

Год поступления в филиал

Научный и преподавательский персонал

Научно-технический персонал

Производ. адм. хоз. и мл. обслуживающий персонал

Всего

1949 г.

8

3

8

19

1950 г.

31

10

17

58

1951 г.

6

7

12

25

1952 г.

18

30

40

88

ВСЕГО:

68

50

77

190

 

С первого года возникновения, ВСФ АН СССР приступил к издательской деятельности. Начало положила изданная в 1950 г. краткая экономико-географическая справка В.А. Кротова – Иркутская область [4,c. 14]. Далее началась публикация научных статей, обобщающих результаты экспедиционной деятельности. Среди них: статья Н.А. Флоренсова «О нижнем палеозое Присаянь», В.Н. Даиловича «Некоторые структурные элементы южной окраины Иркутского амфитеатра», В.П. Солоненко «Геология графитной толщи Тунгусского прогиба» и др.

Создание ВСФ в Иркутске было обусловлено рядом объективных причин. Быстро развивающийся сибирский регион, в соответствии с планами руководства страны должен был, в короткие сроки превратится в мощную индустриальную базу мировой державы. Решение этой проблемы было невозможно без создания современной и эффективной научно-исследовательской базы, способной отвечать на запросы современной промышленности, возникающей на базе энергетических ресурсов реки Ангары.

И такое научное учреждение начало создаваться опережающими, в сравнении с промышленным освоением, темпами. Создание ВСФ АН СССР было важным шагом как для страны, так и сибирской науки, в частности. Филиал начал работать с февраля 1949 г. и, несмотря на серьезные трудности, уже в первом квартале 1952 г. завершил первую стадию организации периода, одновременно проводя научные исследования. Был создан работоспособный научный коллектив, выполнявший сложные правительственные задания.

Достижение этого результата далось его руководству и сотрудникам с большим трудом. Практически отсутствовала необходимая научно-техническая база. Филиал нуждался в постоянной и действенной помощи и руководстве со стороны Совета Филиалов и Президиума АН СССР, местных органов власти, но помощь эта оказывалась совершенно неудовлетворительно. Остро стояла кадровая проблема. Большую часть сотрудников составляли молодые учёные, некоторые из них только окончившие вузы, совсем не имеющие практики.

 

Литература:

1.        Академия наук и Сибирь 1917-1957, Организация и деятельность Восточно-Сибирского филиала АН СССР / В.А. Кротов.- Новосибирск. Наука, 1977.

2.        Верещагин Г. Ю. Краевой научный съезд в Иркутске.- Вестн. АН. СССР, № 6.

3.        Степанов В., Климова Н. // За науку в Сибири.-1971.-№ 46.

4.        Архив ИНЦ СО РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 35.

5.        Архив ИНЦ СО РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1.4.7.

6.        Архив ИНЦ СО РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 84.

 

Основные термины (генерируются автоматически): СССР, Восточная Сибирь, Иркутск, Иркутская область, работа, филиал, Байкал, Восточно-Сибирский филиал, Иркутская ГЭС, научное оборудование.


Задать вопрос