Особенности преподавания дисциплин экологической направленности студентам-химикам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Гаджиева С. Р., Мамедова С., Велиева З. Т., Алиева Т. И., Алиева Ф. С. Особенности преподавания дисциплин экологической направленности студентам-химикам // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 150-151. — URL https://moluch.ru/archive/16/1337/ (дата обращения: 19.10.2018).

Экологическая озабоченность человечества стремительно нарастает в последние годы, поскольку, все глубже наметились и стали осознаваться глобальные изменения среды нашего обитания. Назрела необходимость коренных улучшений в области охраны природы и рационального природопользования, которые возможны лишь на основе взаимосвязанных фундаментальных исследований, как в области естественных и технических, так и общественных наук. Поэтому 2010 год объявлен годом Экологии в Азербайджане.

Экологические проблемы требуют перевода учебного процесса на более высокие уровни, создание новых учебных курсов и осуществление экологического подхода в рамках каждой дисциплины.

Знаний по экологии требует любая отрасль практической деятельности человека на Земле. Специалисты-химики не исключение. Зачастую именно ими, руководителями химических предприятий, принимаются решения, результатом которых, в глобальном масштабе, является ответ на вопрос: «Быть или не быть природе?». В связи с этим, важно донести до сознания каждого специалиста главную идею о необходимости умелого и квалифицированного вмешательства в природные комплексы, в экологические связи, существующие в этих комплексах. Поставленные задачи при подготовке специалистов - химиков в Бакинском Государственном Университете решаются в ходе курсов «Общая экология», «Экологическая химия», «Химический анализ  объектов окружающей среды», «Основы  экологии и охрана окружающей среды», «Промышленная экология», «Экоток сикология», «Экологическая экспертиза» и т.д.

Курс «Основы  экологии и охрана окружающей среды», читаемый по учебному плану специальности «Химия» на третьем курсе в пятом семестре, является основополагающим при получении теоретических знаний о закономерностях развития естественной среды. Усвоение теоретических знаний, предполагает их использование в соответствующем лабораторном эксперименте, а фундаментальные и экспериментальные знания обеспечивают формирование экологического мышления студента.

По требованиям квалификационной характеристики специалиста-химика и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Химия», относящимся к курсу «Основы  экологии и охрана окружающей среды», специалист-химик должен отвечать следующим требованиям

- владеть основами экологической грамотности;

- иметь целостное представление о процессах и явлениях живой и неживой природы;

- быть знакомым с экологической ситуацией в современном мире;

- иметь представление о месте человека в эволюции Земли и влиянии его деятельности на окружающую среду, о нравственной ответственности человека за сохранение биосферы.

В зависимости от профиля специализации будущего специалиста-химика экологические вопросы могут рассматриваться в различном, предметном контексте. Тем самым экологические знания при подготовке специалистов формируются для того, чтобы служить основой компетентных, профессиональных действий.

Принятие экологически грамотного решения находится в практической зависимости от уровня образования и практической подготовки специалистов. Поэтому интенсификация процесса обучения неизбежна. Использование различных технологий обучения позволяет одновременно, воздействуя на слух и зрение во время занятия, усвоить большой объём информации, усилить её усвоение путём эстетического наслаждения от живых картинок природного мира. Дополняя эту технологию обучения выполнением исследовательской прикладной работы, мы развиваем волевые и человеческие качества студентов.

При выполнении творческих заданий в рамках курса студент должен проявить свою эрудицию, моральную позицию, волю при защите своего подхода для эффективного решения поставленных преподавателем экологических задач или проблем. Для выработки личностных качеств используются активные методы обучения: деловые игры, пресс-конференции, дебаты, творческие задания.

Основной особенностью преподавания курса «Основы экологии и охрана окружающей среды» студентам-химикам является, подробное рассмотрение химизма природных процессов. При изучении химизма природных процессов студенты получают целостное представление о процессах и явлениях живой и неживой природы, о влиянии деятельности человека на окружающую среду. Примером могут служить процессы: фотосинтеза, образования кислотных осадков, образования парникового эффекта.

Понимание протекающих процессов изменяет восприятие и осмысление экологической проблемы. В последние годы, в связи с постоянным развитием НТР, резко возросла мощь Человека (не только Человечества, но и отдельного индивидуума), что требует осторожного поведения в хрупком мире - биосфере, в котором мы живем.

 

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, экология, процесс, знание, целостное представление, неживая природа.


Похожие статьи

Условия формирования экологических знаний младших...

В последние годы экология пополнилась новыми знаниями, стала наукой, затрагивающей все сферы жизни человечества.

Знания о неживой природе. Знание о целостности окружающего мира, умения выделять и

Знание причин загрязнения окружающей среды. 3.

Современный подход к вопросу о формирование...

Реализация этого принципа формирует у ребёнка точные представления об окружающем мире, дает научно достоверную информацию о неживой природе в процессе специфически дошкольных видов деятельности. - Принцип учета возрастных особенностей детей — знания...

Народная сказка как средство формирования экологического...

Экологические представления — это представления о существующих в системе человек — природа взаимосвязях, это его представления и знания

В период дошкольного детства формируется чувство ответственности за улучшение и преобразование окружающей среды.

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего...

А. Н. Захлебный [3] полагал, что экологическая компетенция — это интеграция знаний о природной окружающей среде, а

В ходе наблюдение процесса ухода за объектами живой природы, мы

Дошкольники не всегда дифференцируют объекты живой и неживой природы.

Экологическое воспитание как способ развития психических...

Это позволит избежать хаотичности конкретных знаний, сформировать целостное представление об объекте.

Основные термины (генерируются автоматически): знание, живой организм, природа, дошкольный возраст, ребенок, дошкольник, окружающая среда...

Проблема экологического воспитания дошкольников...

...экологически грамотных представлений детей об окружающей среде.

Вместе с тем известно, что у детей велик интерес и к объектам неживой природы, и при

- содержание экологического воспитания должно способствовать формированию у детей целостного...

Формирование экологической культуры и эстетического...

...живой и неживой природы, что привело к нарушению экологического равновесия.

знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека

окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание...

Использование компьютерных игр в экологическом воспитании...

Экологическое воспитание предусматривает развитие у дошкольников знаний и представлений об окружающем мире живой и неживой

Экологическое образование — единый целостный процесс экологического воспитания и экологического обучения.

Формирование экологических представлений детей старшего...

Я. А. Каменский видел в природе источник знаний; средство для развития ума, чувств и воли.

Пять блоков программы рассматривают область неживой природы – это: вода, воздух, почва.

Воспитателям важно донести до детей проблему защиты окружающей среды...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Условия формирования экологических знаний младших...

В последние годы экология пополнилась новыми знаниями, стала наукой, затрагивающей все сферы жизни человечества.

Знания о неживой природе. Знание о целостности окружающего мира, умения выделять и

Знание причин загрязнения окружающей среды. 3.

Современный подход к вопросу о формирование...

Реализация этого принципа формирует у ребёнка точные представления об окружающем мире, дает научно достоверную информацию о неживой природе в процессе специфически дошкольных видов деятельности. - Принцип учета возрастных особенностей детей — знания...

Народная сказка как средство формирования экологического...

Экологические представления — это представления о существующих в системе человек — природа взаимосвязях, это его представления и знания

В период дошкольного детства формируется чувство ответственности за улучшение и преобразование окружающей среды.

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего...

А. Н. Захлебный [3] полагал, что экологическая компетенция — это интеграция знаний о природной окружающей среде, а

В ходе наблюдение процесса ухода за объектами живой природы, мы

Дошкольники не всегда дифференцируют объекты живой и неживой природы.

Экологическое воспитание как способ развития психических...

Это позволит избежать хаотичности конкретных знаний, сформировать целостное представление об объекте.

Основные термины (генерируются автоматически): знание, живой организм, природа, дошкольный возраст, ребенок, дошкольник, окружающая среда...

Проблема экологического воспитания дошкольников...

...экологически грамотных представлений детей об окружающей среде.

Вместе с тем известно, что у детей велик интерес и к объектам неживой природы, и при

- содержание экологического воспитания должно способствовать формированию у детей целостного...

Формирование экологической культуры и эстетического...

...живой и неживой природы, что привело к нарушению экологического равновесия.

знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека

окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание...

Использование компьютерных игр в экологическом воспитании...

Экологическое воспитание предусматривает развитие у дошкольников знаний и представлений об окружающем мире живой и неживой

Экологическое образование — единый целостный процесс экологического воспитания и экологического обучения.

Формирование экологических представлений детей старшего...

Я. А. Каменский видел в природе источник знаний; средство для развития ума, чувств и воли.

Пять блоков программы рассматривают область неживой природы – это: вода, воздух, почва.

Воспитателям важно донести до детей проблему защиты окружающей среды...

Задать вопрос