В статье рассматриваются основные тенденции редизайна СМИ в России и влияние визуальных образов на социальное и личностное сознание. Основная цель статьи – выявить особенности дизайна и редизайна молодежных изданий.
Ключевые слова: редизайн, дизайн, СМИ, молодежные издания
Дизайн изданий — не просто их визуальный облик, но и мощный фактор привлечения внимания, способный на психологическом уровне сложить у читателей мнение об издании, даже если они еще не приступили к его чтению. Исследователь В. Э. Шевченко [1] в своих работах пишет, что дизайн — тот фактор, от которого зависит первое впечатление от издания, именно дизайн делает газету или журнал привлекательными. Лишь после этого вступает в силу контент, но даже он, монотонно оформленный и не представляющий визуального интереса, может остаться без внимания аудитории. Визуальный образ, как и художественный, способен вызывать у человека эмоции.
Н. А. Симбирцева [2] считает, что именно влияние визуальных образов на социальное и личностное сознание приводит к формированию различных визуальных сред: интернет, телевидение, реклама, полиграфия. Молодежные издания, как и все другие, развиваются, улучшаются и рано или поздно приходят к практике редизайна. К этому их может подтолкнуть потеря аудитории, что является неутешительной тенденцией молодежных средств массовой информации или потеря рекламодателей. По мнению А. Ю.
Тышецкой, редизайн — одно из самых актуальных направлений современного дизайна. [3] Известный исследователь и дизайнер Марио Гарсия, говоря о российском дизайне медиа признавался, что стоя у газетного киоска ему не захотелось купить ни одно из предложенных изданий. [4] Действительно, по сравнению с зарубежными СМИ, отечественные издания уступают в дизайне и проигрывают по многим позициям. Но на наш взгляд, российским изданиям под силу это исправить.
Редизайн — это не работа только лишь дизайнеров. Это комплексный труд всей редакции. Поменяв только облик издания нельзя добиться высоких результатов, необходимо менять или усовершенствовать навигацию в изданиях, менять подход к написанию материалов исходя из существующих тенденций. Стивен Аймс, говоря о редизайне, считает, что это «создание наиболее эффективного механизма взаимодействия с читателем». [5] Тем не менее, сам термин редизайн был образован с помощью приставки re- и слова design. Дословно это означает «изменение дизайна». Поэтому когда говорят о базовых, начальных принципах редизайна, подразумевают именно изменение внешнего облика, «лица» издания.
Сейчас к редизайну прибегают не только крупные мировые или федеральные СМИ, но и небольшие региональные и районные издания. Это не может не радовать, ведь это говорит об изменении ситуации в области российского дизайна в лучшую сторону.
Интересной нам показалась работа Т. В. Надеждиной [6] о ребрендинге. Она говорит не о СМИ, а о компаниях, но ее рассуждения можно применить и для нашей темы. Как и А. Ю. Тышецкая, она считает, что изменения не должны касаться только внешнего облика издания или фирмы. Оно должно начинаться с переосмысления своей аудитории, своих взглядов и целей, которые хотелось бы достичь.
Тенденции в современном отечественном редизайне очень полно описала А. Ю. Тыщецкая [7]. Она выделяет такие тенденции:
Содержание издания подчиняет себе его оформление. При редизайне стоит менять не только «лицо» газеты, но и принцип формирования рубрик, подход к материалу, отношение к аудитории и ее запросам.
Редизайн — для облегчения понимания содержания. Сейчас дизайн стремится к простоте и минимализму и это неспроста. Люди давно стремятся облегчить себе жизнь, на это нацелено все, от науки и технологий до планирования времени. Дизайн не должен занимать много времени, задерживать читателя, он, напротив, должен помогать ему быстрее ориентироваться в издании и находить нужную информацию.
А. Ю. Тышецкая считает, что дробление на многие рубрики усложняет навигацию и предлагает их объединение. Читателю не нужно запоминать большое количество уровней навигации и это сокращает его время, потраченное на поиск материала или темы по душе. На наш взгляд, это спорное утверждение, так как если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то можно сказать, что читатель, который точно знает, что ищет, не сможет быстро отыскать информацию, если рубрикация будет сокращена. Особенно это касается многостраничных изданий.
Редизайн — дело, касающееся всех аспектов производства издания. «Дизайн становится частью редакционного менеджмента» — считает исследователь. Главная цель любого издания — наладить прочную связь между автором материалов и читателем. Дизайн является лишь орудием, помогающим достигнуть этой цели. Если использовать только его, редакция не может рассчитывать на высокий результат. Так же А. Ю. Тышецкая говорит о том, что редизайн не может и не должен быть разовым проектом издания. Это должна быть долгосрочная работа, эволюция, преобразование.
Таким образом, редизайн является эффективным решением для того, чтобы достигнуть целей редакции. Если он выполнен верно, то издание вполне может удержать свою аудиторию, привлечь новую. В сегодняшних реалиях, когда сама по себе информация не является труднодоступной, дизайн и редизайн — именно то, что может удержать аудиторию у печатной периодики.
Литература:
- Шевченко В. Э. Теоретические основы визуальной коммуникации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. № 20 (163). 2013. С. 163.
- Симбирцева Н. А. Визуальное в современной культуре: к вопросу о визуальной грамотности. Екатеринбург. 2013. С. 230.
- Тышецкая А. Ю. Современный газетный редизайн: к определению понятий // Вестник Томского государственного университета. № 2(6). 2009. С. 109.
- Гарсиа М. Марио Гарсиа в Москве: «Ставьте на мобильные телефоны» // Московские новости
- Ames S. Elements of Newpapers Design. New York. 1989. 327 p.
- Надеждина Т. В. Особенности и технологии российского ребрединга // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2010. С. 65–67.
- Тышецкая А. Ю. Современный газетный редизайн: к определению понятия. // Вестник Томского государственного университета. № 2(6). С. 112–113.