В последнее время в сфере строительства в Республике Узбекистан произошли большие изменения, особенно в строительстве сельских жилых домов. Ежегодно расширяется сфера индивидуального строительства, увеличивается число счастливых семей получивших новые образцовые жилые дома повышенного класса комфортности. В связи с этим возникает необходимость возведения жилых домов со всеми удобствами при её эксплуатации, а также возрастает требование к качеству конструкций. При возведении домов, монтаже конструкций и деталей возникают проблемы при бетонировании подземных частей зданий или сооружений из-за повышения уровня грунтовых вод, которое поднимается особенно в летнее время и со стороны генподрядных строительных организаций возникают вопросы, иногда предложения к внесению изменений к некоторым конструкциям, деталям, изменению объёма и месторасположению отдельных объектов строящихся проектов жилых домов в Хорезмской области. Кроме того, при проектировании этих объектов ежегодно обновляются рабочие чертежи и сметная документация качественными и экономическими идеями, внедряются новые материалы и технологии строительства. При этом основной целью является улучшение качества строительства, сокращение сроков строительства и конечно же учитываются замечания и предложения владельцев жилых домов. При воз-ведении жилых домов в сельской местности возникают некоторые вопросы связанные с территориальными природ-но-климатическими условиями. Так например на территории Хорезмской области в Ургенческом районе уровень грунтовых вод в летний период находится на уровне -1.75 от нулевой отметки наружной выгребной ямы приусадебного участка жилого дома и на отметке -1.25 от уровня земли. Согласно типового проекта 1-этажного 3,4 и 5-комнатных жилых домов повышенного класса комфортности для сельского строительства в листе АС-3 в схеме плана участка указаны место расположения кладовой и наружного туалета показана на схеме [1].
По окончании строительства и сдачи объекта в эксплуатацию многие жители этих домов самостоятельно переносят выгребную яму на улицу перед калиткой. А это противоречит требованиям Санитарно-эпидемологических контролирующих органов. [2] При опросе жителей по этой проблеме было высказаны замечания и предложения по изменению места раположения выгреба. При уточнении были выявлены следующие недостатки и неучтённые детали:
- В листе РП-73 вышеуказанного проекта в общих указаниях выгрузка стоков выгребной ямы осуществляется специальной машиной, которая должна производить очистку. Но высота ворот находится на отметке +2.60, кроме этого бетонная стяжка толщиной 50мм на полосе въезда автомобиля не сможет выдержать нагрузки от шин загруженного автомобиля, а увеличение высоты бетонной стяжки увеличит стоимость объекта в целом [1].
- Глубина заложения основания железобетонной выгребной ямы находится на уровне -3.00. А это как было описано выше находится ниже отметки уровня грунтовых вод. При бетонировании основания и стенок выгребной ямы строители сталкиваются с некоторыми проблемами грунтовых вод. Без устранения грунтовых вод невозможно вести бетонные, гидроизоляционные и другие работы. А для устранения грунтовых вод необходимы дополнительные затраты, которые не учтены в проектах.
Для того чтобы решить эти проблемы предлагается внести некоторые изменения в проекты и рабочие чертежи:
- Необходимо поднять уровень нижней отметки выгребной ямы и довести её до отметки -1,75;
- При уменьшении высоты выгерба, естественно уменьшается и объём выгребной ямы. Для того чтобы объём ямы выдержать в пределах 11-ти кубических метров согласно проекта, необходимо увеличить площадь ямы.
А для того чтобы увеличить площадь ямы, необходимо не изменяя плана дома найти место расположения для выгребной ямы. После некоторых расчётов предложено выгребную яму перенести под навес для автомобиля. Глубина заложения фундамента выгребной ямы будет соответствовать нижней отметки основания несущей стенки соседнего жилого дома т. е. -1.40 [3].
Конструктивные решения изменяемой части проекта принимаются следующим образом:
- В основании фундаментов и стенки выгреба из монолитного железобетона, использовать бетон на портландцементе класса В 20 и W6 по водонепроницаемости [4].
- Покрытие ямы из сборных пустотных железобетонных плит 1ПК59.10–6.0АIIIв-С8 по серии УТР46.1–95 [4].
- Между осями 1–2 в средней плите установить чугунный люк диа-метром 700мм.
- Конструкция навеса для автомобиля не изменяется и проектируется без изменения по типовому проекту Тп199–01с-10/13И.
Изменив месторасположение выгребной ямы на объекте будут решены нес-колько неучтённых вопросов:
Во первых уменьшается общая сметная стоимость объекта;
Во вторых сокращается срок строительства объекта;
В третьих уменьшаться трудоёмкие процессы, такие как гидроизоляция наружных стен выгребной ямы.
Литература:
- “Типовой проект 199–01с-10/13И” Оптимизированные хозяйственные пристройки приусадебных участков сельских жилых домов.,Ташкент 2014г.
- КМК2.08.06–97 «Санитарно-эпидемиологические станции»
- ШНК2.08.01–05 «Жилые здания»
- КМК2.03.01–96 «Бетонные и железобетонные конструкции».