Детско-юношеский туризм как средство патриотического воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 28.06.2017

Статья просмотрена: 1640 раз

Библиографическое описание:

Юсупова, И. Р. Детско-юношеский туризм как средство патриотического воспитания / И. Р. Юсупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24.1 (158.1). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44598/ (дата обращения: 16.12.2024).



Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в развитии социальной сферы предусмотрено совершенствование государственной молодежной политики: воспитание физически здоровой, духовно и интеллектуально развитой, самостоятельно мыслящей, преданной Родине молодежи с твердыми жизненными взглядами, повышение его социальной активности в процессе углубления демократических реформ и развития гражданского общества [1].

Детский и юношеский туризм — средство гармоничного развития детей (лиц, не достигших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия. Туристские походы и туристские экскурсии с детьми занимали значительное место в практике многих педагогов. Детский и юношеский туризм является эффективным средством воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся, утверждения здорового образа жизни, эффективной системы непрерывного образования и развития личности детей и юношества. Одним из средств патриотического воспитания является туристско-краеведческая деятельность. Воспитательная роль данной деятельности базируется на воспитании патриотического сознания. В решении этой задачи большое значение принадлежит туристско-краеведческой деятельности, так как участие в спортивных мероприятиях, ознакомление с природой края, народным творчеством, традициями своего народа не только развивает физические и эстетические качества людей, но и их духовно-нравственную направленность, что позволяет решить задачу социального характера — сохранение, поддержание и возрождение в сельских поселениях культурного наследия (традиций, обрядов, ремесел, памятников природы, истории, религии и культуры).

На основе анализа психолого-педагогических источников определена система принципов и методов патриотического воспитания учащихся в туристско-краеведческой деятельности. Принципы патриотического воспитания: народности; активности; паритетности интересов личности и государства; учёта особенностей развития личности; единства познания, переживания и действия. [2] В качестве метода патриотического воспитания учащихся важна организация туристских мероприятий в национальные парки, которые входят в особо охраняемые природные территории (ООПТ), так как они относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Методы патриотического воспитания: игры, проекты, дискуссии, методы коллективных творческих дел, воспитывающих ситуаций.

Для проведения туристских мероприятий в регионах Узбекистана необходимо учреждениям образования развернуть государственно-общественную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для детско-юношеского спортивного туризма, а именно:

− инструкторов детско-юношеского туризма;

− инструкторов-методистов туризма;

− судей спортивных туристских соревнований;

− младших инструкторов туризма (школьники, до 18 лет) и юные судьи (до 16 лет).

Также важно в учреждениях образования организовать секции, кружки по спортивному туризму для детей и юношества. Для занятий туризмом и краеведением с детьми (туристско-краеведческая деятельность) сформировать в дополнительном (внешкольном) образовании детей отдельное направление, являющееся комплексным средством развития подрастающего поколения.

Немаловажную роль в патриотическом воспитании имеет развитие системы детско-юношеского туризма. Элементы системы детско-юношеского туризма: детский спортивно-оздоровительный туризм (слёты и соревнования, походы и экспедиции, подготовка общественного актива для клубной работы и проведения лагерей); музейная педагогика; краеведческая работа, в том числе природоохранная, экологическая; экскурсионная работа; лагерное дело (туристские палаточные лагеря, каникулярные познавательные и оздоровительные программы). Сочетание этих элементов на местах, в учреждениях, в общественных организациях даёт своё неповторимое качество и содержание туристской работы с обучающимися.

Литература:

1. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017–2021 годах. 07.02.2017 г.

  1. А. А. Остапец. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: Методические рекомендации. — М., РМАТ, 2001. — 87 с.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, детско-юношеский туризм, туристско-краеведческая деятельность, патриотическое воспитание учащихся, учреждение образования, юношеский туризм.


Похожие статьи

Музыка как средство духовно-нравственного воспитания школьников

Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников

Художественная литература как средство экологического воспитания дошкольников

Детские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания

Развитие детской одаренности в системе дополнительного образования

Волонтерство как средство социального развития детей дошкольного возраста

Детское волонтёрство как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ как средство формирования у подрастающего поколения национально-патриотических ценностей

Похожие статьи

Музыка как средство духовно-нравственного воспитания школьников

Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников

Художественная литература как средство экологического воспитания дошкольников

Детские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания

Развитие детской одаренности в системе дополнительного образования

Волонтерство как средство социального развития детей дошкольного возраста

Детское волонтёрство как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ как средство формирования у подрастающего поколения национально-патриотических ценностей

Задать вопрос