В данной статье рассмотрены вопросы противодействия и предотвращения коррупции с помощью государственного финансового контроля. Исходя из данной статьи можно прийти к выводу, что для увеличения эффективности государственного финансового контроля в борьбе с коррупцией в стране необходимо объединить усилия субъектов государственного финансового контроля на всех уровнях власти, а так же Счетной палаты Российской Федерации, Центрального Банка, прокуратуры РФ. При этом контроль должен реализоваться не только за деятельностью государственных органов, но и за предпринимательской деятельностью, включая частные структуры.
Ключевые слова: коррупция, финансовый контроль, противодействие коррупции, Счетная палата
Налоговые и другие финансовые правонарушения, отмывание денег, коррупция, представляют угрозу стратегическим, политическим и экономическим интересам ровно как развитым, так и развивающимся странам. Как правило, их осуществление становится возможным вследствие несовершенных правовых систем и правового регулирования, за неимением правоприменительной практики и малоэффективного межведомственного сотрудничества.
Злоумышленники накапливают существенные денежные суммы от совершения таких правонарушений, как мошенничество в инвестиционной сфере, вымогательство, коррупция, присвоение и налоговые мошенничества. На сегодняшний день известно большое количество способов и методов отмывания денег, которые постоянно совершенствуются. Из числа имеющихся способов выделяют «самоотмывание», или самолегализацию, и использование профессиональных легализаторов.
Мировая экономика с интегрированными финансовыми рынками раскрывает новые возможности для всех форм незаконной деятельности.
Проанализировав проведенные исследования, и рассмотрев статистические данные и другую информацию можно сделать вывод о том, что преступность, которая полностью относится к преступлениям в налоговой, финансовой сфере и к коррупции, превратилась в достаточно серьезную угрозу безопасности не только отдельных стран, но и в целом мирового содружества, поскольку носит агрессивный характер, используя в своей криминальной деятельности высокие технологические процессы.
Одной из актуальных проблем государства является вопрос борьбы с коррупцией. Это происходит вследствие того, что коррупция парализовала все сферы социальных отношений, она снижает результат работы государственного аппарата. Процесс коррупции отрицательно влияет на бюджет государства. Это проявляется в том, что коррупция активно участвует в сопровождении механизма распределения и использования централизованных денежных фондов.
Коррупция обладает множеством измерений и стремительно видоизменяется в зависимости, как от внешних, так и от внутренних обстоятельств. Именно поэтому развитие новых инновационных подходов в противодействии коррупции обладает исключительным значением для борьбы с ней.
Исполняя конституционные задачи по охране средств федерального бюджета и иных ресурсов от хищения малоэффективного управления, Счетная палата Российской Федерации тем самым напрямую участвует в выявлении и профилактике коррупционных преступлений. При этом Счетная палата считается не только одним из важнейших элементов общенациональной системы противодействия коррупции, но и своеобразной инновационной платформой, на которой лучшие достижения практики и теории борьбы с коррупцией превращаются в жизнь, и становятся руководством к действию.
Коррупционные явления оказывают влияние на снижение качества управления бюджетными ресурсами, приводят к несоблюдению бюджетной дисциплины участниками бюджетного процесса. Данный факт определяет необходимость разработки новых и улучшенных механизмов борьбы с коррупцией в финансовом секторе, и совершенствования существующих механизмов.
Представляется, что финансовый контроль в обязательном порядке должен осуществляться в системе норм, нацеленных против коррупции и занимать в них важное место. Это даст возможность обеспечить законность финансовой деятельности, а также поспособствует укреплению ответственности уполномоченных лиц.
Все государственные органы осуществляют финансовый контроль в ходе выполнения финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Суть финансового контроля заключается в следующем — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, который подразумевает осуществление всех допустимых видов контроля за их деятельностью в целях достижения задач финансовой направленности.
Государственный финансовый контроль включает не только производственную, но и непроизводственную сферу. Его действия направленны на проверку точного соблюдения финансового законодательства, связанного со своевременностью и полнотой выполнения финансовых обязательств перед бюджетами всех уровней, Федеральной налоговой службой, кредитной системой, Федеральной таможенной службой, а также по взаимным расчетам и платежам предприятий и организаций.
Основная цель финансового контроля — повышение экономического стимулирования, разумное и эффективное использование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь. Реализация финансового контроля государственными финансовыми органами осуществляется в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.
Меры по противодействию коррупции, предполагают порядок организации и способы проведения финансового контроля субъектов.
Следует выделить сферу оказания взаимной юридической помощи как область, в которой активно применяются переговоры с целью осуществления обмена информацией.
Не стоит забывать, что борьба с коррупцией — это, в первую очередь деятельность, требующая финансовых вложений. Так как финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, то такие расходы также должны быть подконтрольными. Таким образом значимость задач Счетной палаты в данном вопросе состоит в оценке эффективности использования средств федерального бюджета и в контроле целевого использования бюджетных средств, на осуществление мероприятий по борьбе с коррупцией.
При переходе к программному бюджету роль оценки результативности и эффективности использования бюджетных средств в проекте целевых программ, рождает потребность в инновационных разработках по определению характеристик для оценки эффективности ведомственных антикоррупционных программ, в основании которых лежат системы конкретных прозрачных индикаторов, что позволяет объективно оценить, сопоставить полученный результат к размеру затраченных на него денежных средств.
Говоря о борьбе с налоговыми преступлениями, мы не можем обойти стороной такой аспект, как международное сотрудничество в данной области. В составе организаций, которые усиленно влияют на правовую и экономическую политику, стоит отметить ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).
ОЭСР образовалась на базе Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) по инициативе США в 1961 году.
На сегодняшний день, в состав ОЭСР входят 34 государства. На эти 34 государства приходится более 60 % мирового ВВП.
Данная организация ставит перед собой четкий перечень целей, он состоит из двух основных и самых главных:
- постоянный мониторинг экономической ситуации;
- разработка и организация мер по противодействию отмыванию денег, неуплаты налогов, коррупции и взяточничеству.
Эффективно организованный государственный финансовый контроль является одним из самых важных способов предупреждения и минимизации последствий коррупции. Данный способ должен специализироваться не только на выявлении уже совершенных ранее криминальных дел, но и сконцентрироваться на том, чтобы вовремя предупредить коррупцию.
На сегодняшний день, в сознании нашего общества сформировалось чёткое понимание о том, что необходимо изменять деятельность государственного аппарата для его улучшения и эффективной работы.
Главная цель заключается в следующем: постараться сделать все возможное и невозможное, чтобы государственные и муниципальные служащие услышали наше общество. Привести в обязанности служащих служить, действовать и руководствоваться при выборе решений только исходя из законных интересов людей, в особенности в вопросах борьбы с коррупцией и экономической преступностью.
Так как осуществление государственного контроля за состояние коррупции в России является не только социально-экономической, но и политической проблемой, то правительство также заинтересовано в том, чтобы служащие всегда служили законным интересам нашего общества.
Если рассматривать более подробно и разбирать данный вопрос на практическом уровне, то проблема коррупции делится на ряд различных проблемных областей, каждая из которых имеет свои особенности и в которых проблема коррупции проявляется с разной степенью тяжести и остроты.
В состав проблемных областей входит:
- управление собственностью государства
- государственное лицензирование
- таможенное и налоговое регулирование и т. д.
Не смотря на это, особо остро и явно проявляется проблема коррупции при распределении государственных заказов с годовым оборотом около 10 % от ВВП.
Приоритетным на сегодняшнее время является создание надёжного государственного финансового контроля, а также грамотная разработка мер, законодательных барьеров для проявления и выявления коррупции.
Значимость финансового контроля очень явно прослеживается в его главной особенности обеспечивать реализацию социально-экономических задач, определённых государством, эффективно используя различные, в том числе финансовые ресурсы.
Организация контроля, в соответствии с международными стандартами представляет собой обязательный элемент управления финансами.
Основная цель государственного финансового контроля заключается во своевременной вскрытии отклонений от принятых стандартов и различных нарушений законности в области расходования материальных и денежных ресурсов.
Государственный финансовый контроль имеет способность своевременно выявить правонарушения, включая коррупционные проявления, на первоначальной стадии, и поспособствовать принятию нужных в данной ситуации антикоррупционных мер, а в отдельных случаях данный контроль может привлечь виновных лиц к ответственности за совершенное деяние.
Счётная палата РФ при выполнении своих задач, закреплённых конституцией РФ, а именно защита федеральных средств и других видов ресурсов от неэффективного использования и хищения, непосредственно принимает участие в выявлении и предупреждении коррупционных преступлений.
Счётная палата РФ помимо того, что является одним из самых важных элементов национальной системы борьбы с коррупцией, но и также является в неком роде инновационной платформой, реализующей лучшие достижения теоретических и практических мер по борьбе с коррупцией.
Но все же не стоит забывать про тот фактор, что коррупция способна очень быстро меняться под воздействием как внутренних, так и внешних условий. И потому значением первой степени является разработка эффективных инновационных подходов и мер по борьбе с коррупцией.
Счётная палата РФ активно участвует в выявлении и предупреждении коррупционных преступлений. Счётная палата РФ постоянно модернизирует правовые, методологические направления антикоррупционной работы, стандарты для контроля финансовых ресурсов на внешнем уровне, а также совершенствует свои образовательные программы,
В настоящее время созданы все необходимые условия для чёткого системного подхода к координации подготовки и квалификации государственных и муниципальных служащих, а также представителей частного сектора и общественных организаций, которые выступают в области борьбы с коррупцией.
Исходя из этого следует извлечь главное, что для того, чтобы повысить эффективность государственного финансового контроля всех уровней власти, авторы статьи предлагают следующую мысль: обьединить усилия субъектов государственного финансового контроля всех ветвей власти, в том числе присоединить усилия Счетной палаты РФ, Банка России РФ и прокуратуры РФ.
И самое важное, чтобы контроль осуществлялся не только за счёт деятельности государственных органов, но и за счёт субъектов предпринимательской деятельности, в том числе частные структуры.
Для эффективной работы органов контроля даётся возможность целесообразно обеспечить их координацию и реальное взаимодействие, за счёт создания Совета Координации (Координационный Совет).
Литература:
- Донченко Е. С. Эффективность государственного финансового контроля РФ и пути его совершенствования // Актуальные вопросы экономики современной России: сборник статей VII Международной студенческой электронной научной конференции. 2015
- Епихин А. Ю. Борьба с взяточничеством и коррупцией в России в начале 20-х годов: Уроки и опыт // Коррупция и борьба с ней. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2000. С. 187.
- Лозовицкая Г. Влияние ОПГ из стран СНГ на состояние преступности в России // Юридический мир. 2002. N 3. С. 49–51.
- Лопухин В. Ю. Инновационное общество и проблема коррупции // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 4. — С. 24–27.
- «Первое антикоррупционное СМИ» [Электронный ресурсc] URL: http://pasmi.ru/