Подготовка врачей общей практики к формированию у населения основ здорового образа жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Садуллаева, Х. А. Подготовка врачей общей практики к формированию у населения основ здорового образа жизни / Х. А. Садуллаева, С. А. Шарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23.2 (157.2). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44483/ (дата обращения: 16.12.2024).



Одной из важнейших задач врача общей практики является работа по формированию у населения основ здорового образа жизни. Каждый человек должен иметь хотя бы минимально необходимые знания о том, что может сделать сам человек для сохранения своего здоровья, т.е. иметь понятие о здоровом образе жизни, основных его элементах и содержании каждого из этих элементов.

Ключевые слова: врач общей практики, население, здоровый образ жизни, вредные привычки.

One of the most important tasks of doctors of general practice is to develop the foundations of a healthy lifestyle among the population. Everyone should have at least the minimum necessary knowledge of what a person can do to preserve one's health, that is, have the concept of a healthy lifestyle, its basic elements and the content of each of these elements.

Keywords: doctors of general practice, a population, a healthy lifestyle, bad habits.

Человек во многом преуспел в своих начинаниях, но на смену одним бедам пришли другие. В частности, развитие медицины позволило если и не уничтожить, то, во всяком случае, резко сократить заболеваемость такими болезнями, как чума, холера, проказа, другими инфекционными заболеваниями, бывшими бичом человечества на протяжении многих веков. Однако на смену этим болезням пришли другие, которые, не будучи заразными, тем не менее, получили широкое распространение и на сегодняшний день являются главными не только в заболеваемости, но и в смертности населения – это неспецифические заболевания органов дыхания, сердечно – сосудистая патология, травмы, онкологические заболевания, нарушения обменных процессов, психоневрологические расстройства и пр. [2, 5]. Вероятность их возникновения, конечно, напрямую связана с объективными условиями жизни людей (социально – экономическим благополучием общества, уровнем медицинской помощи, политической стабильностью и др.), но прежде всего эти болезни – следствие недооценки человеком своего отношения к собственному здоровью [1, 3].

Образ жизни человека, его санитарная грамотность, умение управлять собой, своим телом и в конечном итоге – своим здоровьем, являются важнейшим условием сохранения здоровья, физической и психической активности, увеличения продолжительности жизни. Иными словами, здоровье каждого конкретного человека зависит, прежде всего, от образа жизни и сознательного отношения к нему самого человека, личности [4]. В этой связи следует сказать, что в основе здорового образа жизни лежит знание каждым человеком тех факторов, которые способны так или иначе воздействовать на организм, и уметь использовать их во благо, а не во вред. Без сомнения, существует много факторов окружающей среды объективного характера, неподвластных одному человеку. Но вместе с тем, гигиенически грамотный человек способен создать для себя среду обитания, позволяющую обеспечить здоровье и долголетие.

Каждому человеку подвластна регуляция таких факторов, как питание, режим дня, условий труда и отдыха, гигиены тела, одежды, жилища, закаливания и физической культуры, отказ от вредных привычек, создание благоприятного психологического климата в семье и на работе, оптимизация взаимоотношений людей и др. Только тогда, когда правильная оценка роли этих факторов, и умение использовать их во благо собственного здоровья станет частью общей культуры каждого человека, мы можем ожидать снижения уровня наиболее распространенных сейчас заболеваний. В связи со сказанным необходимо подчеркнуть, что формирование здорового образа жизни людей – это одна из важнейших задач здравоохранения в любой стране. Не случайно, в «Законе РУз «Об охране здоровья граждан» в ст. 2 одной из задач всех звеньев медицинской службы названа задача «формирования здорового образа жизни граждан». В работе врача общей практики (ВОП) повседневная разъяснительная, санитарно-просветительная работа должна быть одним из основных элементов его деятельности.

Одной из важнейших задач врача общей практики является работа по формированию у населения основ здорового образа жизни. Каждый человек должен иметь хотя бы минимально необходимые знания о том, что может сделать сам человек для сохранения своего здоровья, т.е. иметь понятие о здоровом образе жизни (ЗОЖ), основных его элементах и содержании каждого из этих элементов.

ВОП должен знать, что формирование у населения соответствующих знаний и чувства ответственности за собственное здоровье должны стать элементом его повседневной работы. Наиболее благодатным контингентом населения, хорошо усваивающим основы ЗОЖ, являются дети и подростки, поэтому детские и подростковые контингенты должны быть основными контингентами для работы ВОП в этом направлении. Такая работа может быть проведена в виде собеседования, уроков здоровья, наглядных занятий, вечеров вопросов и ответов и пр. Доверительные встречи с детьми и подростками дают даже более ощутимый эффект, чем фильмы или иная видеопродукция, в которой нет важнейшего элемента – возможности взаимных контактов и обратной связи.

При проведении работы с детьми и подростками необходимо помнить о следующих ее основных принципах:

-информация должна касаться того или иного элемента ЗОЖ;

-информация должна быть доступной для соответствующего контингента;

-работа должна быть проведена так, чтобы заинтересовать детей, вовлечь их в обсуждение, заставить поверить, что рассматриваемый элемент ЗОЖ действительно поможет сохранить здоровье.

Первым этапом подготовки к работе с детьми и подростками должен быть подбор соответствующих материалов по теме и адаптация их к планируемому контингенту. Для этого могут быть использованы учебники, материалы санитарного просвещения, оригинальные статьи. В настоящее время материалы такого рода можно найти в сети Интернет, однако к таким материалам следует отнестись с некоторой настороженностью, ибо нередко они внесены в Интернет людьми, далекими от медицины, и могут содержать информацию, не соответствующую официально принятым в медицине положениям.

Собранные материалы необходимо изложить доступным для детей языком, сохранив при этом их основной смысл, позволяющий достаточно полно охарактеризовать тот или иной элемент ЗОЖ. В такой информации должны быть освещены:

-понятие о рассматриваемом элементе ЗОЖ;

-роль этого элемента для сохранения здоровья человека;

-важнейшие гигиенические требования к рассматриваемому элементу ЗОЖ.

Материалы должны быть рассчитаны на достаточно короткий промежуток времени, т.к. особенности нервной системы детей таковы, что при более длительном контакте дети отвлекаются, переключаются на другие дела, и эффективность работы.

Итак, основными составляющими ЗОЖ являются:

-рациональное питание;

-правильный режим дня;

-закаливание и занятия физической культурой;

-соблюдение требований гигиены тела, одежды, обуви;

-гигиена жилища;

-благоприятные условия труда и отдыха;

-отказ от вредных привычек;

-создание благоприятного психологического климата в семье и на работе;

-оптимизация взаимоотношений людей.

Задачами ВОП в отношении элементов ЗОЖ является работа по формированию у населения навыков личной гигиены. Такую работу нужно начинать с детского возраста, поэтому в детских дошкольных учреждениях, школах необходимо проведение с детьми занятий, посвященных ознакомлению и обучению детей навыкам личной гигиены, касающихся гигиены тела, зубов и полости рта, волос, одежды, обуви: значение этих факторов для сохранения здоровья, средства ухода и их использование.

Отказ от вредных привычек является еще одним из важнейших элементов ЗОЖ. В этой работе активная роль принадлежит медицинским работникам и, прежде всего, ВОП, непосредственно контактирующим с людьми в лечебно-профилактических учреждениях, в семьях, в организованных коллективах. Нужно помнить, что работа в этом плане должна быть очень убедительной, наглядной. Необходимо заставить каждого задуматься о возможных последствиях пагубного влияния вредных привычек и помочь людям в их преодолении.

В отношении элементов ЗОЖ необходимо также отметить, что вредные привычки – это не только курение, потребление алкоголя или наркотиков. Вредные привычки могут касаться и других моментов, например, злоупотребление газированными напитками, привычка к недостаточному сну, отсутствию завтрака, отдыху только на диване и т.д. Поэтому при работе ВОП с людьми следует обращать внимание на любые вредные привычки и разъяснять их пагубность с позиций негативного влияния на здоровье.

Литература:

  1. Гигиена с основами экологии. Под ред. Мельниченко П.И. – М., 2010. – 751 с.
  2. Малле Тохвер. О превенции в практике семейного врача/врача общей практики. Эстонский центр воспитания здоровья, 2002.
  3. Национальные клинические рекомендации. Всероссийское научное общество кардиологов, 2009.
  4. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. – М., 2006.
  5. Профилактика через первичное здравоохранение. Рекомендации для улучшения качества работы. Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. – Копенгаген, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, общая практика, работа, элемент, привычка, рассматриваемый элемент, собственное здоровье, благоприятный психологический климат, личная гигиена, сам человек.


Похожие статьи

Анализ состояния здоровья школьников

Укрепление здоровья — процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него. Ядром и основой стратегии укрепления здоровья является медико-гигиеническое обучение и воспитание...

Формирование осознанного отношения молодежи к здоровому образу жизни

В данной статье рассматривается отношение Белгородской молодежи к здоровому образу жизни. Здоровье является важной составляющей жизни каждого человека. Для представителей социальной группы «молодежь» здоровье наиболее важно, поскольку в этот период м...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовател...

Улучшение состояния здоровья и формирование здорового образа жизни у государственных служащих

Приведены результаты разработки организационно-методологических основ улучшения состояния здоровья и формирования здорового образа жизни у государственных служащих.

Здоровый образ жизни студента и его составляющие

В статье проанализировано влияние здорового образа жизни на студента, его физическое и моральное здоровье. А также рассмотрены основные составляющие здорового образа жизни, с учёт статистики по ним в настоящее время.

Формирование здоровьесберегающего мышления у специалистов общественного питания

Формирование сберегающего образа мышления современного человека не может быть вырвано из общей системы образования. Необходимость изучения здоровьесберегающих технологий при обучении в высшей школе вызвано тем, что одной из основных проблем студенчес...

Диагностика как форма контроля при формировании культуры здорового образа жизни у младших школьников

В статье говорится о контроле как важной функции управления формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников, даются рекомендации по проведению диагностики в данном направлении. В работе рассматриваются условия, на которых осуществл...

Организация психологического тренинга для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников

В статье раскрыты понятия психологического тренинга как эффективной формы взаимодействия с родителями воспитанников. Определены компоненты формирования здорового образа жизни: обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ре...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Физическое воспитание дошкольников

Забота о здоровье детей — мировой приоритет, поскольку современному обществу нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Физическое воспитание играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно помогает малышам стат...

Похожие статьи

Анализ состояния здоровья школьников

Укрепление здоровья — процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него. Ядром и основой стратегии укрепления здоровья является медико-гигиеническое обучение и воспитание...

Формирование осознанного отношения молодежи к здоровому образу жизни

В данной статье рассматривается отношение Белгородской молодежи к здоровому образу жизни. Здоровье является важной составляющей жизни каждого человека. Для представителей социальной группы «молодежь» здоровье наиболее важно, поскольку в этот период м...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовател...

Улучшение состояния здоровья и формирование здорового образа жизни у государственных служащих

Приведены результаты разработки организационно-методологических основ улучшения состояния здоровья и формирования здорового образа жизни у государственных служащих.

Здоровый образ жизни студента и его составляющие

В статье проанализировано влияние здорового образа жизни на студента, его физическое и моральное здоровье. А также рассмотрены основные составляющие здорового образа жизни, с учёт статистики по ним в настоящее время.

Формирование здоровьесберегающего мышления у специалистов общественного питания

Формирование сберегающего образа мышления современного человека не может быть вырвано из общей системы образования. Необходимость изучения здоровьесберегающих технологий при обучении в высшей школе вызвано тем, что одной из основных проблем студенчес...

Диагностика как форма контроля при формировании культуры здорового образа жизни у младших школьников

В статье говорится о контроле как важной функции управления формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников, даются рекомендации по проведению диагностики в данном направлении. В работе рассматриваются условия, на которых осуществл...

Организация психологического тренинга для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников

В статье раскрыты понятия психологического тренинга как эффективной формы взаимодействия с родителями воспитанников. Определены компоненты формирования здорового образа жизни: обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ре...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Физическое воспитание дошкольников

Забота о здоровье детей — мировой приоритет, поскольку современному обществу нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Физическое воспитание играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно помогает малышам стат...

Задать вопрос