Организация делопроизводства в Войсковой канцелярии Войска Донского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Былкова С. В., Кочетова А. С. Организация делопроизводства в Войсковой канцелярии Войска Донского // Молодой ученый. — 2017. — №22.1. — С. 26-28. — URL https://moluch.ru/archive/156/44311/ (дата обращения: 12.12.2019).



Каждый исторический этап развития общества описан в различных документах, которые позволяют определить государственное устройство, уровень экономического, культурного, социального развития конкретной страны, отдельного ее региона. Объектом нашего исследования стал один из ярких периодов истории Донской земли – период заселения ее «вольными» людьми – казаками, а предметом послужили документы, образующиеся в деятельности Войсковой канцелярии Войска Донского.

Прежде дадим определения следующим понятиям: «документ – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать» [1]; «архивный документ – документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для граждан, общества, государства» [1].

Содержание документов, способы документирования и их видовой состав всегда связаны с действующей политической обстановкой исследуемого периода. Как известно, высшим представителем Войска Донского был атаман. Совещательным же органом выступал круг, который располагался в столице войска. Он обладал широкими полномочиями: объявлял войну, заключал мир, посылал войска на службу к царю, принимал и отправлял послов, грамоты, выбирал руководителей, принимал в казаки и исключал из них, выдавал «проездные грамоты», отводил или дополнительно нарезал земельные участки для новых и старых станиц и городов, рассматривал главные уголовные преступления против Войска и выносил приговоры. Решения круга считались окончательными и в чьих-то утверждениях не нуждались [5; с.11-12]. К сожалению, документы, фиксирующие содержание данных решений, практически не сохранились, поэтому в полном объеме определить их видовой состав не представляется возможным.

Исследуя сведения ряда фондов Государственного архива Ростовской области, мы выяснили, что уже с 40 – х гг. XVIII в. в Войске Донском был создан новый орган управления войска – Войсковая канцелярия (далее-Канцелярия) [3].

Согласно архивным документам, в 1754 г. Канцелярия имела следующую структуру: гражданская часть, уголовная часть, воинская часть. С 1775 г. по 1797 г. в деятельности Канцелярии произошел ряд преобразований, одно из которых нашло отражение в переименовании Войсковой канцелярии в Войсковое гражданское правительство. Однако уже в 1797 г. Павел I издал указ «Об утверждении прежних постановлений в Донском войске и восстановлении Войсковой канцелярии», тем самым восстановив единоличную власть атамана и канцелярию как совещательный и исполнительный орган под его председательством [3].

Указом Сената от 6 сентября 1800 г. при канцелярии были учреждены 3 экспедиции: криминальных дел; гражданских и тяжебных дел; казенных (касательно казенных податей), а Указом Сената от 8 октября 1800 г. в структуре канцелярии появились экспедиции межевых дел, полиции, и сыскного начальства. 17 февраля 1801 г. для канцелярии была учреждена печать, которая стала обязательным реквизитом издаваемых с этого момента документов.

В ходе исследования мы также выяснили, что 6 февраля 1804 г. Указом Сената канцелярия Войска Донского подразделилась на 3 экспедиции: гражданская, экономическая, воинская (для удобства ведения дел). Воинская экспедиция вела работу со следующими видами документов: «списки служащих и отставных, командированных на службу», «уголовные дела воинских чинов», «дела походной канцелярии» и т.п. В случае отсутствия атамана, дела воинской экспедиции рассматривал наказной атаман, который ежемесячно составлял отчет в двух экземпляров, один из которых отправлялся царю, второй – в Государственную военную комиссию. Денежными делами ведал казначей, одной из должностных обязанностей которого было несение ежегодного отчета перед канцелярией. Гражданская экспедиция в свою очередь отвечала за денежные сборы по Войску, вела «приходы» и «расходы», «подряды», «откупы», «оброчные статьи», «ревизионные книги» и составляла различные «денежные отчеты» [3].

Рассматривая особенности ведения делопроизводства канцелярии, следует отметить, что оно осуществлялось согласно Генеральному регламенту 1720 г., который определял порядок работы присутствия (правительственное учреждение в Российском государстве до 1917 г. [4]) и производства в нем дел. Поступающие в канцелярию документы принимались только присутствием и заносились в «журнал (книгу) записи входящих документов». Зарегистрированные документы распределялись по соответствующим исполнителям и заносились в «настольный реестр», предназначенный для осуществления своевременного контроля исполнения документов и соблюдения очередности в слушании дел. В исследуемых нами описях дел имеется информация о том, что кроме указанных видов книг, велись «журнал решенных дел» и «журнал нерешенных дел». Подготовленные дела вносились на рассмотрение присутствия. Рассматриваемый вопрос заносился в «журнал повседневной записи». В нем записывалось краткое содержание дел с указанием года, месяца и числа; подписывался журнал всеми членами присутствия. Он являлся указателем к «журналу заседания присутствия».

На каждый рассматриваемый вопрос составлялся «журнал заседания присутствия», на основании которого издавалось «определение». В «определениях» отражались сведения о возникновении хуторов, зимовников, рыболовств, повинностях казаков, продаже земли, крестьян, развитии коноводства, охране и выращивании леса, установлении границ Войска Донского и т.п. Близки по содержанию и форме к данному виду документов «особые протоколы». И «журналы заседания присутствия» и «определения» работники канцелярии формировали по месяцам в пределах года, однако некоторые определения за несколько месяцев объединяли в одно дело.

Все дела канцелярии делились на «вершенные», «законченные делопроизводством», «нерешенные», «незаконченные». На «вершенные» дела составлялась «опись дел», которая вместе с делами сдавались в архив канцелярии.

Анализ особенностей делопроизводства данного периода позволил сделать вывод о том, что каждое принятое в Войске Донском решение подлежало документированию, которое осуществлялась на основе уже существующей нормативно-правовой базы (Генеральный регламент). Все документы в установленном порядке проходили этапы создания, исполнения, контроля и отправки документов на архивное хранение. Анализ видового состава документов показал, что в исследуемый период управленческие решения нашли свое отражение в десятках разнообразных форм документов, что значительно превышает видовой состав современного документооборота.

Литература:

  1. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163800 (дата обращения: 18.04.2017 г.)
  2. Былкова С. В., Кочетова А. С. Достоинства и недостатки профессионально ориентированных журналов в области организации и технологии документационного обеспечения управления / С.В. Былкова, А.С. Кочетова // Молодой ученый. — 2016. — №28.1. — С. 1-3.
  3. Войсковая канцелярия Войска Донского (историческая справка) // Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф.341. – Оп.1.
  4. Ефремова, Т.И. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка / Т.Е. Ефремова. – М.: Рус. яз. 2000. - в 2 т.- 1209 с. Режим доступа: http://efremova.slovaronline.com (дата обращения: 20.04.2017 г.)
  5. Козлов, А.И. Власть на Дону. От первого атамана до первого губернатора (Краткие исторические очерки) / А.И. Козлов, А.А. Козлов, С.А. Кислицин, Н.А. Попова. – Ростов н/Д: Ростовское книжное издательство (Ростиздат). – 1999 – 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дело, документ, указ Сената, Войсковая канцелярия, видовой состав, Генеральный регламент, воинская экспедиция, журнал, исследуемый период, вид документов.


Похожие статьи

Основы служебного делопроизводства | Статья в журнале...

Основные виды служебных документов: Приказ, директива, Приказание, постановление, регламент, положение, наставление.

Основные термины (генерируются автоматически): документ, служебный документ, воинская часть, журнал учета, строгая отчетность, контроль...

Документы в истории российского делопроизводства

Основные термины (генерируются автоматически): документ, грамота, видовой состав документов, Петровская эпоха, отзывная грамота, особое место, исполнительная власть, иностранное

Организация делопроизводства в Войсковой канцелярии Войска Донского.

Призрение семей нижних чинов, призванных в военное время на...

...не имелось никаких сведений, в виду чего Воинские Начальники были лишены возможности выдавать женам этих лиц, указанные документы, а Казенные Палаты, не

Делопроизводство Комитета возлагалось на Канцелярию Губернского по земским и городским делам Присутствия.

Становление и развитие прокуратуры Российской империи...

...а генерал-прокурор вошел в состав Правительствующего Сената на правах сенатора.

Документы того времени хаотичны и свидетельствуют об отсутствии единого понимания

В сферу ответственности генерал-прокурора в этот короткий период вошли дела, не имевшие...

Формуляр текстового документа: становление и развитие

Ключевые слова: документ, формуляр, государственный стандарт, законодательный акт, Генеральный регламент.

Управленческие документы необходимы для регламентации деятельности организации (уставы, положения, регламенты, правила, инструкции)...

Организация и планирование боевой подготовки

Главным документом по учету боевой подготовки в подразделении является журнал учета боевой

Он ведется лично командиром роты и хранится в канцелярии роты в течение года, потом сдается в архив.

Правила ведения журнала. Именной список личного состава.

Развитие полицейских учреждений в период правления...

Однако в документах было указано, что

Два пристава входили в состав управы, один из приставов вел гражданские дела, второй уголовные.

Становление и развитие правовых норм, регулирующих отношения по совершению сделки, в период Российской империи.

Развитие правового регулирования деятельности православных...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы. Издание книг.

Вышеозначенная инструкция впоследствии стала основным руководящим документом для

12 декабря 1815 года данным Сенату именным указом определено новое управление Военного...

Специальные полномочия высших судебных органов в Российской...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы. Издание книг.

Сенат собирался полным составом для разрешения дел, не решенных в присутствиях президентов коллегий, которые последними направлялись в Канцелярию Сената, его...

Похожие статьи

Основы служебного делопроизводства | Статья в журнале...

Основные виды служебных документов: Приказ, директива, Приказание, постановление, регламент, положение, наставление.

Основные термины (генерируются автоматически): документ, служебный документ, воинская часть, журнал учета, строгая отчетность, контроль...

Документы в истории российского делопроизводства

Основные термины (генерируются автоматически): документ, грамота, видовой состав документов, Петровская эпоха, отзывная грамота, особое место, исполнительная власть, иностранное

Организация делопроизводства в Войсковой канцелярии Войска Донского.

Призрение семей нижних чинов, призванных в военное время на...

...не имелось никаких сведений, в виду чего Воинские Начальники были лишены возможности выдавать женам этих лиц, указанные документы, а Казенные Палаты, не

Делопроизводство Комитета возлагалось на Канцелярию Губернского по земским и городским делам Присутствия.

Становление и развитие прокуратуры Российской империи...

...а генерал-прокурор вошел в состав Правительствующего Сената на правах сенатора.

Документы того времени хаотичны и свидетельствуют об отсутствии единого понимания

В сферу ответственности генерал-прокурора в этот короткий период вошли дела, не имевшие...

Формуляр текстового документа: становление и развитие

Ключевые слова: документ, формуляр, государственный стандарт, законодательный акт, Генеральный регламент.

Управленческие документы необходимы для регламентации деятельности организации (уставы, положения, регламенты, правила, инструкции)...

Организация и планирование боевой подготовки

Главным документом по учету боевой подготовки в подразделении является журнал учета боевой

Он ведется лично командиром роты и хранится в канцелярии роты в течение года, потом сдается в архив.

Правила ведения журнала. Именной список личного состава.

Развитие полицейских учреждений в период правления...

Однако в документах было указано, что

Два пристава входили в состав управы, один из приставов вел гражданские дела, второй уголовные.

Становление и развитие правовых норм, регулирующих отношения по совершению сделки, в период Российской империи.

Развитие правового регулирования деятельности православных...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы. Издание книг.

Вышеозначенная инструкция впоследствии стала основным руководящим документом для

12 декабря 1815 года данным Сенату именным указом определено новое управление Военного...

Специальные полномочия высших судебных органов в Российской...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы. Издание книг.

Сенат собирался полным составом для разрешения дел, не решенных в присутствиях президентов коллегий, которые последними направлялись в Канцелярию Сената, его...

Задать вопрос