Языковая личность в Интернете | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Косякова Я. С., Ткачева В. Р. Языковая личность в Интернете // Молодой ученый. — 2017. — №22.1. — С. 19-23. — URL https://moluch.ru/archive/156/44303/ (дата обращения: 18.11.2018).



В данной статье представлены результаты анализа языковой личности в Интернете на примере материалов блогов. Целью настоящего исследования был анализ поведение языковой личности в Интернете на примере блогов, и составление её общей характеристики.

Ключевые слова: Языковая личность, Интернет-коммуникация, блог, блоггер, экстимность, речевой жанр.

Современное общество является информационным, что связано с повышением роли коммуникации и информации в жизни индивида. Сегодня отмечено не только увеличение числа межкультурных и межличностных контактов, но и появление новых способов связи. Особое место в системе человеческой коммуникации занимает всемирная сеть Интернет, представляющая собой не только телекоммуникацию, но и социальный, психологический и культурный феномен. Значительная часть коммуникаций перемещается сегодня в новое измерение – виртуальную реальность. Интернет предоставляет индивиду возможности самопрезентации и самовыражения.

Характер коммуникации напрямую оказывает влияние на изменение канала общения, также влияет на специфику жанров, в рамках которых осуществляется общение, и речевое поведение коммуникантов. Отмечено, что традиционные жанры получают новое содержание в связи с развитием Интернет-технологий. На сегодняшний день можно говорить о развитии в сети целого ряда производных жанров. Так, в сети Интернет развивается ряд специфических речевых жанров, имеющих аналоги в реальной коммуникации. Жанр блога является, с одной стороны, новой формой классического интимного дневника; с другой стороны, представляет собой трансформацию таких литературных жанров, как исповедь, биография, автобиография, путевые заметки. Таким образом, в Интернет-коммуникации, в соответствии с теорией речевых жанров М.М. Бахтина, трансформируются как первичные, так и вторичные речевые жанры под влиянием новой сферы коммуникации с новыми правилами общения. [2]

В Интернете появляется особый тип дискурса — письменная фиксация устной речи, или устно-письменная речь. Блоги же имеют свой особый язык коммуникаций, представляющий собой смешение литературного и разговорного вариантов языка, характеризующийся наличием иноязычных и просторечных элементов. Морфосинтаксис блогов отражает общую тенденцию сети к упрощению средств выражения, стремление к экономии усилий, а также игровую направленность сетевого общения.

Любой пользователь Интернета так или иначе является носителем языка и обладает способностью к коммуникации с другими членами сети, следовательно, его можно назвать языковой личностью – носителем языка, характеризующегося на основе анализа произведённых им текстов с позиции ви́дения им окружающей действительности и для достижения определённых целей и задач в условиях Интернет-коммуникации.

Благодаря возможностям Интернета языковая личность получает безграничные возможности самореализации в сети. В связи с этим рождается феномен виртуальной языковой личности (ВрЯЛ), то есть бытующего в сети образа, созданного индивидом и отражающего, как правило, идеальное или фантастическое Я личности. Наиболее полно ВрЯЛ реализуется на когнитивном и мотивационном уровнях. Когнитивный уровень ВрЯЛ представлен в блогах сетевыми именами, отражающими когнитивную операцию категоризации с целью социокультурной самоидентификации (включения в определенную категорию: социальную группу, этническую общность и т.п.). Основными мотивами создания блога являются, во-первых, желание ухода от социальных, культурных или иных барьеров, сопровождающих непосредственное общение; во-вторых, стремление к экспериментированию со своей идентичностью.

Поведение ВрЯЛ предопределено возрастом Интернет-пользователя. Во всех возрастных группах отмечены особые закономерности речевого поведения блоггеров, а также общие тенденции, выражающиеся в выборе ника и темы блога. Мотивы, приводящие индивида в сеть, отражают психологические и социальные характеристики, свойственные его возрастной группе. Наиболее активными блоггерами являются представители подросткового, юношеского и первого зрелого возраста, для которых сеть -возможность самовыражения, нахождения новых друзей, поддержания контакта с близкими людьми и нахождения единомышленников, а также способ популяризации своего творчества, достижения профессиональных целей и выражения своей гражданской позиции. [2]

Развитие виртуальности связано с развитием технологий, в частности, с распространением компьютерной сети Интернет, которая может рассматриваться как средство создания новой социальной реальности, сферы жизнедеятельности нового, сетевого сообщества, саморегулирующегося и живущего по определенным правилам. Интернет рассматривается также как особое психологическое явление. Анонимность виртуального общения предоставляет широкие возможности самопрезентации, создания своего образа, что свидетельствует о крайне высокой степени креативности и свободы поведения в сети.

Наконец, современное развитие Интернет-технологий обеспечивает обратную связь коммуникантов, которая в традиционных видах МК затруднена. Более того, реакция адресата крайне важна для отправителя сообщения, о чем свидетельствует развитие системы комментариев в ряде Интернет-жанров.

Речевой жанр представляет собой тип высказывания, обладающий взаимосвязанными тематическим содержанием, стилем и композиционным построением, определяемыми спецификой конкретной сферы общения (Бахтин 1979). В сети, являющейся активно развивающейся сферой коммуникации, отмечается гораздо большее разнообразие жанров по сравнению с реальной коммуникацией; границы между жанрами подвижны, что способствует постоянному обновлению их репертуара: отмечается отмирание старых жанров и появление новых. [3]

Блог, или сетевой дневник, является одним из наиболее интересных жанров Интернет-коммуникации. Это персональное субьективизированное виртуальное пространство, представляющее актуальную информацию и имеющее мультимедийный характер. Основными композиционными признаками блога являются: профиль автора, т.е. главная страница, представляющая информацию о блоггере – возраст, пол, дату создания блога и т.п.; статьи или заметки, организованные чаще всего в обратном хронологическом порядке; личные комментарии блоггера; комментарии, оставляемые читателями. Блог – своеобразный сетевой гипержанр:

1. Блоги, презентирующие досуг пользователя, его основные интересы.

2. Блоги, представляющие творчество индивида (живопись, графика, фотография, поэзия, проза, рукоделие). Сеть способствует творческому развитию пользователя, давая возможность не только создать, но и быстро распространить результаты своего творчества на большую аудиторию.

3. Сетевая журналистика: отражение актуальной ситуации в стране и мире, размышления и замечания о социальной сфере, политике, экономике, религии. Авторами подобных блогов часто являются журналисты, представители политических или социальных организаций, для которых дневник оказывается способом воздействовать на массы и заявить о своей позиции.

4. Экстимные дневники, отражающие переживания, страдания блоггера, повествующие о событиях его семейной или личной жизни. Понятие «экстимный дневник» возникает из противопоставления классического интимного дневника и блога, в котором интимность уступает место экстимности. Путевые заметки онлайн: блоги, которые ведутся в путешествии, содержат фотографии, личные комментарии, информацию о месте путешествия и обеспечивают почти синхронное получение новостей от путешествующего блоггера его окружением.

6. «Деловые» или «профессиональные» блоги, повествующие о деятельности блоггера, нередко являющиеся для него своеобразной рекламой, либо направленные на поиск работы (публикация профессиональных проектов, резюме и т.п.). Популярность таких блогов особенно высока среди представителей юношеского и первого зрелого возраста, для которых поиск работы становится крайне актуальным.

Очевидно, выделяемые нами виды блогов вполне соотносимы с литературными жанрами. Так, экстимный дневник имеет черты автобиографии, мемуаров, бытового дневника. Творческий блог зачастую имеет черты автовымысла, поскольку блоггер надевает определенную маску, примеряет виртуальный вымышленный образ. Жанр общественно-политического дневника непосредственно соотносится с блогами, представляющими актуальную ситуацию. Таким образом, блог может быть сопоставлен с целым рядом литературных жанров, таких как дневник, биография, автобиография, исповедь, мемуары, путевые заметки.

С одной стороны, коммуникация в сети происходит исключительно в письменной форме, посредством текста, даже если текст содержит элементы графики, анимации и оказывается по сути своей гипертекстом. С другой стороны, Интернет является зачастую лишь фиксацией устной речи, следовательно, фиксацией всех ее особенностей и, более того, ошибок, звучащих в ней. Это связано во многом с такими характеристиками сетевого общения, как спонтанность, неподготовленность и моментальность.

Кроме того, в сети отмечается «оразговоривание» всех типов речи: «сближение стилей литературного языка, по природе своей книжного даже при устной форме реализации, с раскованной разговорной речью становится глобальной, всеохватывающей тенденцией современного языкового развития». Таким образом, можно определить тип речи, представленный в Интернете, как литературно-разговорный: мы видим сочетание, с одной стороны, кодифицированного литературного языка, с другой – некодифицированной разговорной речи. В связи с этим литературные нормы в сетевом общении не соблюдаются. Сетевое сообщество, живущее по более свободным правилам, в том числе речеповеденческим, располагает к расшатыванию нормы.

В виртуальном дискурсе языковая личность освобождается от сложившихся в реальной жизни социальных стереотипов и психологических комплексов путём формирования виртуального образа. Существует также мнение о том, что «по мере углубления в Интернет-пространство в отношениях между людьми будет происходить замена личностей их образами. Человек существует в Интернете именно в языковой форме. Конструирование виртуального образа может быть связано с желанием пользователя Интернета решить проблему неудовлетворённости реальной идентичностью. Одним из способов решения этой проблемы интернет-пользователем выступает его язык как средство коммуникации и самовыражения. [2]

По мнению Н.В. Юдиной, если принять за основу тот факт, что речь человека непосредственным образом связана с его поведением в разных ситуациях и содержательных областях и во многом зависит от интеллектуального уровня индивида и его компетенции, то, следовательно, можно предположить существование определённой взаимосвязи между когнитивным стилем индивида как одним из стилевых образований личности и его языковой способностью.[2] В когнитивной лингвистике понятие когнитивного стиля используется в нескольких значениях: в широком смысле когнитивный стиль определяется как «предпочитаемый подход к решению проблемы, характеризующий поведение человека не вне зависимости от интеллектуального уровня индивида, его компетенции», в узком смысле – «способ или стиль мышления или оценки»

Трансформация языковой личности в процессе общения в виртуальной среде проявляется в изменении отношения ко времени, модели коммуникации, приоритетов, нивелировании ряда параметров, составляющих неотъемлемую часть языковой личности в реальном общении.

Так, например, внешность, пол, раса, национальность зачастую теряют свою значимость в процессе виртуального взаимодействия. Кроме того, появляются новые ценности, меняется отношение к языку. Ценным становится более демократичный, по сравнению с реальным, упрощённый характер общения, в котором одним из показателей нивелирования социального статуса является общения на «ты» между совершенно незнакомыми людьми. Об упрощённом характере общения свидетельствует так же выбор лексических средств, которые в большинстве своём являются разговорными, независимо от того, что имеют графическую форму выражения. Т.А. Буданова считает, что подобная раскрепощённость в общении выражается в актуализации динамики языковой личности и, как следствие этого, происходит стимулирование её лингвокреативного потенциала. Е.Н. Ремчукова приписывает термину «лингвокреативность» два взаимосвязанных и взаимообусловленных значения, связанных с языком – созидательный и художественный, творческий. Как представляется, использование именно этого термина позволяет адекватно представить как единое целое творческий потенциал языковой личности и творческий, созидающий характер самого языка, допускающего свободное использование «только в рамках своего характера». [4]

Одним из проявлений лингвокреативности виртуальной языковой личности выступает языковая игра. Языковая игра – понятие современной неклассической философии языка. Понятие введено Л. Витгенштейном для описания языка как системы конвенциональных правил, в которых участвует говорящий. Языковая игра, переводя речевую реальность в игровую плоскость, очерчивает горизонт возможных миров индивидуального и социокультурного опыта как не совпадающих с наличными, ибо, с одной стороны, в выборе правил языка, как и в выборе игры, человек ничем извне не ограничен, а с другой – соблюдение требования интерпретируемости модельной семантики заложено в самой основе конституирующего игру языка. Языковая игра строится по принципу плюрализма смыслов. [3]

В виртуальном дискурсе языковая игра получила большое распространение ещё и ввиду присущей этому виду коммуникации анонимности общения. Человек может общаться и оставаться неизвестным для других коммуникантов, конструируя виртуальный образ. Одним из средств создания виртуального образа является произвольный выбор пользователем ника (от англ. nickname – ‘кличка, прозвище’), сетевого псевдонима. [1] В данной ситуации следует говорить о развитии псевдоидентичности, т.е. в общении выступают те образы, которые создают себе сами коммуниканты. При этом появляется возможность корректировки ситуации (пользователь в любой момент может сменить ник). Поэтому остро встаёт вопрос о самоидентификации виртуальной языковой личности.

В работе М.А. Щербакова «Модель уровней самоидентификации личности» самоидентификация понимается как «отождествление себя с определённой социальной группой, образом, архетипом и т.д. Например, я – инженер; я – отец; я – мужчина и т.д.».
Существует мнение о том, что коммуникация в условиях виртуальной реальности предполагает, с одной стороны, необходимость самоидентификации, с другой – определённую свободу от самоидентификации в условиях «реальной» реальности. В виртуальной реальности существует возможность так называемой множественной идентификации, позволяющей проявиться некоторой субличности на правах целостной личности. [2]

Итак, понимание языковой личности в рамках виртуального дискурса претерпевает ряд существенных изменений. В новых условиях коммуникации человеку приходится адаптировать своё речевое поведение, что ведёт к психологической и языковой трансформации. Данный факт позволяет говорить о том, что вопрос о месте языковой личности в условиях виртуального дискурса требует детального изучения как с чисто лингвистических, так и с лингвофилософских, а также психолингвистических позиций.

Литература:

  1. Бабаян В.Н., Круглова С.Л. Теория дискурса в системе наук о языке // Ярославский пед. вестник. №3.(32) – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002-3. – С. 55–57.
  2. Буданова Т.А. О динамике языковой личности // Русская литература в формировании современной языковой личности: сб. материалов междунар. конгресса. Т. 2. – СПб., 2007. – С. 219–223.
  3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 264 с.
  4. Карпова Т.Б. Самовыражение личности в Интернете: лингвистический аспект // Русский язык: исторические судьбы и современность: Сб. науч. ст. по материалам докл. и сообщ. междунар. конгресса – М.: МАКС Пресс, 2007 – С. 384–385.
Основные термины (генерируются автоматически): языковая личность, блог, языковая игра, виртуальный дискурс, виртуальный образ, Интернет, виртуальная языковая личность, виртуальная реальность, сетевое общение, жанр.


Похожие статьи

Особенности виртуального дискурса | Статья в журнале...

В нашем исследовании виртуальный дискурс предполагает общение именно в сети Интернет. Вслед за О.В. Лутовиновой, под виртуальным дискурсом мы понимаем «текст, погруженный в ситуацию общения в виртуальной реальности» [2, с. 9].

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет

Основные термины (генерируются автоматически): виртуальная реальность, Интернет, виртуальный мир, сеть, большинство людей

Интернет, виртуальная реальность, общение, виртуализация, информация, киберпространство, информационные технологии.

Особенности виртуальной коммуникации | Статья в журнале...

Весь смысл виртуальной реальности — это «ощущение присутствия» в виртуальном мире. Виртуальная коммуникация — это общение с удаленным партнером или группой, опосредствованное компьютером и телекоммуникационными системами [4].

Особенности языковой личности Криса Вейганта как субъекта...

Ключевые слова: политический дискурс, языковая личность, уровни языковой личности, блог-дискурс, языковая картина мира.

Языковая личность играет важную роль, будучи субъектом, реализующимся в производимых ею дискурсах.

Интернет-дискурс, его статус во Всемирной паутине и влияние на...

Интернет-дискурс — межличностное общение в сети Интернет

Происходит существенное изменение языковой ситуации.

Интернет-дискурс прочно засел в языке реальности, и мы будем продолжать жить в Интернете, новые выражения и слова будут продолжать появляться.

Современность и речевая культура будущего юриста

Ключевые слова: виртуальная реальность, виртуальный дискурс, коммуникативная компетенция, жанры виртуального дискурса. Понимание особенностей современной языковой ситуации...

Языковая реальность участников интернет-дискурса...

Языковая реальность участников интернет-дискурса (на примере французского языка).

Мы будем использовать термин интернетдискурс и понимать под этим текст, погруженный в ситуацию виртуального общения посредством сети Интернет.

Лингво-коммуникативные и психологические параметры...

«Виртуальный дискурс соотносится с компьютерным (электронным), сетевым и интернет-дискурсом, общей характеристикой которых является опосредованность общения, а отличительными признаками, частично накрадывающимися друг на друга, — виртуальная...

Аббревиация в интернет-языке как социолингвистическое явление

Сейчас в основном Сеть предстает как виртуальная реальность, где физические образы заменяет подобие коммуникации.

аббревиация, социолингвистика, язык социальных групп, язык молодежи, экономия речевых усилий, языковая игра.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности виртуального дискурса | Статья в журнале...

В нашем исследовании виртуальный дискурс предполагает общение именно в сети Интернет. Вслед за О.В. Лутовиновой, под виртуальным дискурсом мы понимаем «текст, погруженный в ситуацию общения в виртуальной реальности» [2, с. 9].

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет

Основные термины (генерируются автоматически): виртуальная реальность, Интернет, виртуальный мир, сеть, большинство людей

Интернет, виртуальная реальность, общение, виртуализация, информация, киберпространство, информационные технологии.

Особенности виртуальной коммуникации | Статья в журнале...

Весь смысл виртуальной реальности — это «ощущение присутствия» в виртуальном мире. Виртуальная коммуникация — это общение с удаленным партнером или группой, опосредствованное компьютером и телекоммуникационными системами [4].

Особенности языковой личности Криса Вейганта как субъекта...

Ключевые слова: политический дискурс, языковая личность, уровни языковой личности, блог-дискурс, языковая картина мира.

Языковая личность играет важную роль, будучи субъектом, реализующимся в производимых ею дискурсах.

Интернет-дискурс, его статус во Всемирной паутине и влияние на...

Интернет-дискурс — межличностное общение в сети Интернет

Происходит существенное изменение языковой ситуации.

Интернет-дискурс прочно засел в языке реальности, и мы будем продолжать жить в Интернете, новые выражения и слова будут продолжать появляться.

Современность и речевая культура будущего юриста

Ключевые слова: виртуальная реальность, виртуальный дискурс, коммуникативная компетенция, жанры виртуального дискурса. Понимание особенностей современной языковой ситуации...

Языковая реальность участников интернет-дискурса...

Языковая реальность участников интернет-дискурса (на примере французского языка).

Мы будем использовать термин интернетдискурс и понимать под этим текст, погруженный в ситуацию виртуального общения посредством сети Интернет.

Лингво-коммуникативные и психологические параметры...

«Виртуальный дискурс соотносится с компьютерным (электронным), сетевым и интернет-дискурсом, общей характеристикой которых является опосредованность общения, а отличительными признаками, частично накрадывающимися друг на друга, — виртуальная...

Аббревиация в интернет-языке как социолингвистическое явление

Сейчас в основном Сеть предстает как виртуальная реальность, где физические образы заменяет подобие коммуникации.

аббревиация, социолингвистика, язык социальных групп, язык молодежи, экономия речевых усилий, языковая игра.

Задать вопрос