В статье изучаются международные экономические отношения как инструмент внешнеполитического давления. Исследование опирается на сравнительный анализ самых характерных проявлений внешнеполитического давления посредством международных экономических отношений. В работе сделаны выводы, определяющие теоретические границы понимания политического значения внешнеполитического давления, а также предложены конкретные рекомендации по преодолению влияния от использования этого инструмента против России.
Государство реализует внешнюю политику и отстаивает национальные интересы посредством различных инструментов, которые можно классифицировать следующим образом: 1) информационные — пропаганда, своевременная и правильно поданная информация; 2) «мягкая сила» — привлекательность собственной социально-экономической модели, национальная культура; 3) дипломатические — переговоры, соглашения и союзы; 4) силовые — угроза насилия, насилие; 5) экономические — товары, услуги и деньги.
Научные источники в области международных отношений детально характеризуют военные, дипломатические и информационные составляющие внешней политики. В недавнее время популярным стал феномен «мягкой силы». Однако, налицо очевиден недостаток исследований, в которых проводится анализ экономических и финансовых механизмов реализации внешней политики. В ряде работ, описывающих в различной мере проблемы применения указанных инструментов для решения внешнеполитических задач, можно указать труды Д. Болдвина, Б. Стейла, Р. Лайтэна, Г. Шиффмана [2, c.3].
Финансово-экономические механизмы внешнего влияния отличает от других: военных, информационных и прочих, в первую очередь, использование ресурсов, обладающих рыночной денежной стоимостью. Это обстоятельство с одной стороны, четко разделяет финансово-экономические механизмы и другие, к примеру, военные методы внешнего воздействия, с другой — дает возможность соединить в одно целое обширный ряд мер, которые применяют государства [1, c.23].
Как указывает коллектив авторов под руководством С. С. Сулакшина, потенциально Запад имеет следующие дополнительные возможности оказания давления на Россию: 1) ограничение или полное прекращение доступа к финансовым рынкам капитала (кредиты и прямые инвестиции); 2) выборочные санкции в отношении российских корпораций и банков; 3) спекулятивная атака на курсы рубля; 4) воздействие на цены на нефть с целью ослабить экспортные поступления российского бюджета от продажи нефти и газа; 5) отключение России от системы межбанковских платежей — SWIFT, а также глобальных платежных систем, таких как Visa и MasterCard; 6) выборочное или полное эмбарго российского экспорта и импорта (лекарства, комплектующие, продовольствие) посредством санкций в отношении компаний и даже государств, торгующих с Россией (по примеру санкций в отношении Ирана); 7) арест российских национальных активов за рубежом (ЗВР в ценных бумагах) [4, c.10].
Санкции Запада против России преследуют цель вытеснить нашу страну с мировых рынков, осуществить ее экономическую и политическую изоляцию, удушить финансово, что по принципу домино должно вызвать взрыв социально-политической напряженности внутри страны. В отношении компаний в российской юрисдикции применены механизмы, нацеленные на ограничение доступа к технологиям и кредитным ресурсам. Опосредованно санкции принесли значительные убытки посредством снижения курса национальной валюты, а также цен на основную статью экспорта — нефть.
Как указывает П. Казначеев, цель экономических санкций — создать реальные проблемы для правительства страны, против которой они вводятся для оказания влияния ее политический курс. Однако введение нефтяных санкций против России вызовет обратный эффект, так как приведет к топливному коллапсу в странах Европы в случае введения этих санкций (в меньшей степени — в США), однако не помешает России довольно быстро компенсировать доходы от продажи нефти, а затем, вероятно, даже увеличить их после неизбежного роста цен. Введение санкций приведет к глобальным колебаниям на мировых рынках, которые болезненно отразятся на странах-импортерах. Поэтому введение этих санкций лишено смысла и вероятность развития этого сценария очень низка [3, c.11].
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что внешнеполитическое давление на Россию в неэнергетической сфере может в целом оказать более разрушительное воздействие, чем ограничения экспорта российских нефти и газа. У стран Запада нет масштабных механизмов давления на Россию в энергетической сфере, однако в неэнергетической — инструменты частичной изоляции российской экономики у Запада имеются и их набор намного более разнообразен. Применение этих инструментов реально в случае дальнейшей эскалации геополитического конфликта России и Запада, которая приведет к нарастанию противостояния с возможностью применения более радикальных попыток изолировать и ослабить Россию. В списке неэнергетических мер можно выделить:
- Ограничение или полное прекращение доступа России на внешние финансовые рынки, что может выразиться в ограничении или полном запрете кредитования в западных банках, размещение акций (IPO) на западных биржах, а также запрет на покупку гособлигаций стран Запада, прежде всего, американских treasuries.
- Ограничение на инвестиции западных компаний в России, в том числе, прямые инвестиции в российскую экономику, в том числе, инвестиции в российский фондовый рынок.
- Торговые санкции, в том числе запрет на поставку высокотехнологичной продукции западных компаний, а также запретительные меры в сфере неэнергетического российского экспорта. Данные меры могут вызвать серьезные отрицательные последствия для российской экономики из-за роста стоимости кредитных ресурсов для российских компаний, ускорения оттока капитала, неконтролируемой девальвации курса рубля, а также иммиграции из страны квалифицированных кадров в условиях падения жизненного уровня населения [3, c.12].
По словам Ф. Смирнова, кредитное удушение России транснациональными банками — сокращение рефинансирования российской банковской системы (с учетом наличия у РФ чрезмерно высокой российской корпоративной задолженности — порядка 650 млрд долларов). В случае реализации такого сценария произойдет скачкообразный рост цен на финансовые услуги, а далее по нарастающей цепочке. В конечном счете, в этом случае, и весьма скоро пострадает население РФ [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что в среднесрочной перспективе экономические санкции могут привести к ухудшению условий и объемов кредитования российских банков, а впоследствии, замедлению темпов роста экономики. Согласно прогнозам ведущих экономистов, в долгосрочной перспективе последствия санкций будут еще более негативными.
Дефицит ликвидности и фондирования в банковском секторе приведет к остановке экономического роста России или даже к спаду, также неизбежны банкротства и сворачивание бизнес-проектов. Неизбежным может стать снижение доверия инвесторов к российскому рынку, увеличение оттока капитала и, как следствие, падение рейтинга России. Однако стоит отметить, что уже в ближайшее время банки смогут выдавать синдицированные кредиты российским компаниям. Обычно это необходимо для очень крупных и дорогих проектов. Разрабатывается документ, который является первым в своем роде в России и устанавливает единые правила для синдицированных займов на внутреннем рынке. Прежде всего, это позволит банкам и самим компаниям реструктурировать свои кредиты, многие из которых ранее были получены в Европе или США [6, c.845].
Можно выделить следующие меры по нейтрализации и уменьшению негативных последствий санкционного давления на банковский сектор России. Во-первых, необходимо усилить требования регулятора к достаточности капитала и увеличению резервов банка. Во-вторых, ужесточить требования к получению банковской лицензии. В-третьих, использовать стресс-тестирования состояния банков с целью моделирования развития экономической ситуации на базе различных сценарных прогнозов и оценки возможных рисков, а также усилить роль Банка России в качестве «кредитора последней инстанции» для поддержания ликвидности банковской системы и предоставления кредитов для рефинансирования задолженности перед иностранными банками.
Немаловажную роль играет интенсификация выхода российских банков на азиатский межбанковский кредитный рынок для перекредитования внешних долгов, если санкции не будут отменены или смягчены. Также необходимо создать условия для использования как одного из основных внутренних источников фондирования банковской прибыли; сформировать экономическую заинтересованность российских и иностранных инвесторов для вложения средств в банковский капитал.
Литература:
- Балуев, Д. Эволюция экономических санкций как инструмента внешней политики от Второй мировой войны до санкций против России / Д. Балуев// Mеждународные процессы.- 2014.- № 3 (38).- С. 23–32.
- Братерский, М. В. Финансовые инструменты внешней политики США / М. В. Братерский // США. Канада. Экономика — политика — культура. — 2013. — № 11. — С. 3–20.
- Казначеев, П. Анализ мер давления на Россию в сфере экспорта нефти и газа: аналитический обзор / Петр Казначеев.- М.: Центр сырьевой экономики РАНХиГС, 2014.- 39 с.
- Санкции +. Что еще в арсенале давления Запада на Россию? Аналитический доклад / Под ред. С. С. Сулакшина.- М., 2015.- 45 с.
- Смирнов, Ф. Запад против России — санкции как инструмент давления / Ф. Смирнов [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.intelros.ru/pdf/Geopolitic/2014_XXIV/5.pdf (дата обращения 07.03.2017)
- Стихиляс, И. В. Фондирование российских банков в условиях санкционного давления / Стихиляс И. В., Теряева А. С. // Фундаментальные исследования.- 2015.- № 7.- C. 843–846.