Оценка влияния санкций на экономическую ситуацию в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Цыганкова, Е. В. Оценка влияния санкций на экономическую ситуацию в Российской Федерации / Е. В. Цыганкова, Н. И. Финохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.1 (114.1). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29423/ (дата обращения: 23.12.2024).



Безусловно, внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), и ее основная составляющая — внешняя торговля — являются мощным фактором экономического роста и в связи с развитием, в большей степени, именно внешней торговли увеличивается зависимость субъектов ВЭД от международного товарообмена. Однако на данный момент официальная статистика подтверждает предсказания экономистов о сокращении объемов внешней торговли, а прогнозы на перспективу — весьма пессимистичны. При этом возможность наращивать объемы экспорта в среднесрочной перспективе в значительной степени ограничивается возросшей конкуренцией на мировых рынках энергосырья, а также рядом других политико-экономических факторов, в частности, экономических санкций.

Как отмечают ученые, «в современных условиях функционирования, осложненных внешнеполитическими факторами, России предстоит решить ряд сложнейших задач, основной из которых является поддержка и, одновременно, защита отечественного производителя. Адекватным ответом на искусственно созданные барьеры и препятствия для развития внешней торговли России должно стать именно использование широкого спектра инструментов Всемирной торговой организации» [4, c. 133].

Экономические санкцииограничительные меры экономического характера, применяемые страной или группой стран к другой стране или группе стран с целью вынудить правительства стран — объектов санкций изменить свою политику [2, c. 105–106]. Они могут выражаться в полном или частичном запрете импорта из этих стран товаров,экспортатоваров в эти страны, а также в ограничении финансовых операций с данными странами, включая трансграничные расчеты и инвестиции.

Заметим, положение Российской Федерации на мировом рынке в настоящее время является весьма уязвимым, поскольку топливно-сырьевая специализация страны определяется отраслевой структурой промышленного производства. Отмеченные тенденции являются следствием состояния всей системы внешнеэкономических связей, характеризующейся отсутствием ряда необходимых институтов, которые могут способствовать обеспечению поддержки структурных сдвигов в экономике, повышения ее конкурентоспособности и перехода на инновационный путь развития. Помимо этого сложность развития ВЭД России в условиях обоюдных санкций влечет за собой увеличивающиеся политические и экономические риски, а также ряд ограничений к доступу инвестиционного капитала. В этих условиях многое зависит именно от конкретных организаций и предприятий, осуществляющих ВЭД, хотя и бесспорна колоссальная роль ТНК.

Как известно, в 2014 году, в связи с различными событиями, в отношении России и ряда российских и украинских лиц и организаций были введены санкции. Инициатором их введения стали США, некоторые страны Евросоюза, находящиеся под их давлением, а также страны Большой семерки и страны-партнеры США и ЕС.

В ответ на санкции по Указу Президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» было введено эмбарго на определенные продовольственные товары иностранного производства [1].

Проблема санкций является одной из актуальных на сегодняшний день, потому что России приходится изменять структуру экономики и направление внешней политики. Приоритетными направлениями являются поиск новых деловых партнеров, рынков сбыта, ориентация на внутреннего производителя и развитие импортозамещающей продукции. Отметим в этой связи, что «одним из основных условий обеспечения глобального лидерства России, ее устойчивости по отношению к изменяющимся балансам сил между центрами мировой экономики, а также снижения рисков, связанных с перестройкой международного экономического порядка выступает широкая диверсификация ее внешнеэкономических связей» [6, с. 75].

Нами был проведен анализ развития нескольких отраслей, попавших под действие санкций. Прежде всего, это пищевая промышленность. Российское продовольственное эмбарго — запрет ввоза в Россию «отдельных видов» сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, вводившее экономические санкции в отношении российских юридических и физических лиц в 2014 году. В список товаров, на которые распространяется данный запрет, входят: мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи, также живая рыба. Также в постановлении Правительства РФ конкретизирован перечень стран, которые ввели санкции против России: это США, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия.

Последствия данного запрета потребитель ощущает в росте цен на продовольственные товары. Необходимо так же отметить, что, несмотря на зависимость внутреннего рынка от импорта, Россия обеспечивает себя продовольствием больше чем наполовину и, кроме того, имеет конкурентоспособные товары на внешнем и внутреннем рынке: макаронные и кондитерские изделия, подсолнечное масло, пшеница и семена подсолнечника. Более того, продовольственные товары в Россию поставляют страны, входящие в ЕАЭС и СНГ. «Благодаря новым партнерам, Россия уже компенсировала выпавшие объемы продуктов. Однако некоторым продуктам все-таки не нашлась импортная замена, потому что их производителями являются те страны, которые включены в санкционные списки [8, с. 308].

Положительной тенденцией является и то, что многие банки России (Сбербанк, Газпромбанк, РСХБ, Группа ВТБ и Альфа-Банк) уже переориентировались на кредитование импортозамещающих отраслей — пищевой промышленности, сельского хозяйства и торговли, что является одной из предпосылок к развитию внутреннего рынка.

Далее выделим энергетическую промышленность. Десятки проектов российских компаний в области энергетики оказались в опасности из-за санкций, которые ввели западные страны. Среди них выделяется проект «Ямал СПГ». «Ямал СПГ» — это проект стоимостью в 27 млрд долл. по освоению газовых месторождений на северо-западе Сибири, направлен на то, чтобы удвоить долю России на быстрорастущем рынке сжиженного природного газа (СПГ). Россия заявляет, что сделает все возможное, чтобы проект «Ямал СПГ» функционировал [5]. Однако месторождения газа на Ямале находятся в Арктике, а это означает, что для их освоения потребуется специализированное оборудование, которое предоставляют западные партнеры и теперь они не смогут больше предоставлять оборудование в связи с введенными санкциями.

Санкции так же коснулись нефтяной сферы.Доля России в европейском импорте сырой нефти и нефтепродуктов составляет почти половину. Теперь предположим, что в результате резкой эскалации противостояния России и стран Запада последние решат в одностороннем порядке прекратить покупать российскую нефть и нефтепродукты. Совокупный мировой объём нефтяных продаж между странами составляет 55 миллионов баррелей в день, а российский экспорт в Европу составляет 11 % этого количества. Временный вывод с мирового рынка этих 11 % объема нефти и необходимость заместить почти половину европейского импорта вызовет панику на глобальном рынке — цена на нефть марки Brent вырастет сразу после введения санкций. Перенаправление при этом потоков российской нефти в Азию может быть осуществлено без значительных потерь для российских поставщиков, хотя может занять несколько месяцев. Стоит добавить, что импорт нефти в страны Азии на сегодняшний день превосходит импорт в Европе почти в два раза (темпы роста потребления также выше). После переориентации экспорта на страны Азии Правительство России сможет получить дополнительный доход от возросшей цены на нефть.

Несмотря на то, что санкции коснулись и текстильной промышленности, ограничений импортных поставок европейских марок российский массовый покупатель, вероятнее всего, не заметит, потому что свыше 80 % изделий европейских компаний — костюмов, платьев, курток, пальто, рубашек, спортивных товаров, трикотажа и даже шуб из натурального меха — изготовляется во Вьетнаме, Индии, Китае, и их по-прежнему будут поставлять в Россию.

Очевидно, что сократились иностранные инвестиции в российский бизнес. Первой негативной тенденцией стало снижение объема инвестиций в российский рынок недвижимости. За первое полугодие 2014 года этот показатель сократился на 59 %, что в денежном эквиваленте соответствует 1,4 млрд долл.

Согласно данным Банка России, прямые иностранные инвестиции в небанковский сектор РФ в третьем квартале 2014 года составили всего 1,0 млрд долл., что в 10 раз меньше, чем в первом квартале (10,2 млрд долл.) и во втором квартале (10,0 млрд долл.). В январе-сентябре 2014 года прямые инвестиции оценивается в 21,2 млрд долл., что в 2,6 раза меньше, чем за аналогичный период 2013 года (54,3 млрд долл.), следует из оценки платежного баланса РФ, опубликованной на сайте Банка России. Объем портфельных инвестиций нерезидентов в активы небанковского сектора РФ в январе-сентябре 2014 года снизился на 12,0 млрд долл., что в 2,4 раза больше снижения за аналогичный период 2013 года (5,0 млрд долл.). Портфельные инвестиции нерезидентов в третьем квартале снизились на 4,6 млрд долл. против снижения на 1,8 млрд долл. во втором квартале. Российские компании в третьем квартале увеличили задолженность перед нерезидентами по ссудам и займам на 1,6 млрд, что 2,3 раза больше, чем во втором квартале (0,7 млрд долл.).

По итогам девяти месяцев их задолженность увеличилась на 6,2 млрд долл., что в 6,2 раза меньше, чем в январе-сентябре 2013 года (38,7 млрд долл.). Нерезиденты в третьем квартале 2014 года снизили инвестиции в гособлигации РФ на 5,3 млрд долл. после роста во втором квартале на 2,0 млрд долл. и снижения в первом квартале на 6,3 млрд. долл.Анализируя общую статистику иностранных инвестиций в Россию за 2015 год, можно увидеть, что объем прямых иностранных инвестиций за этот год снизился на 46,1 % (до 2,81 млрд долл.). Сейчас Россия уступает Боснии и Герцеговине, Марокко, но опережает Филиппины и Казахстан. По данным Центробанка, в 2015 году общий отток капитала из России составляет 85 млрд долл. [7].

В первый день 2016 года вступили в силу экономические санкции, введенные Россией против Турции. Это очень сильно повлияло на экономику Турции, так как санкции коснулись: ввоза в РФ турецких фруктов и овощей, птицы и соли, продажу туристических путевок в Турцию и на работу турецких строительных компаний в России, за исключением особых случаев.

Турция в свою очередь не приняла ответные меры в отношении России, но вполне возможно это можно ожидать в ближайшее время. Россия для Турции всегда была выгодным партнером, но из-за существующих напряженных отношений, Турция наверняка ищет новых партнеров, чтоб заменить импорт из России, что в свою очередь станет уже невыгодным для РФ. В структуре импорта Турции из России преобладает энергетика. Но есть и существенный неэнергетический импорт: железо, сталь, алюминий, зерно, масличные семена, удобрения, древесина, пластмасса, целлюлоза и изделия из них.В период сокращения российской экономики и падения цен на энергоносители эти статьи экспорта весьма важны для России.

Для России и для российской экономики в частности сейчас довольно сложный период: санкции, снижение цены на нефть, ослабление рубля, разрыв контрактов с различными зарубежными компаниями. В этих условиях России необходима переориентация на альтернативные источники и ускоренно развивать процесс импортозамещения. Однако данная проблема сформировалась не сейчас, так как зависимость от ценовой ситуации на ограниченном числе нестабильных рынков сырьевых товаров и слабая диверсификация характера и внешнеторговых операций и партнеров во внешнеэкономических связях сложилась еще в 1970-х гг. [3, с. 219].

Уже сейчас мы видим негативное влияние санкций со стороны Евросоюза и США, а также, российских ответных мер, и этот эффект будет наблюдаться еще какое-то время. Вместе с тем, данную ситуацию просто необходимо максимально использовать для переориентации российской экономики и восстановления ранее разрушенного производства. Именно сейчас у российских промышленных и сельскохозяйственных производителей появился шанс выйти на новые, неосвоенные рынки и начать работу по поиску партнеров, закреплению на этих рынках. Для этого есть всё: природные ресурсы, и научно-технический потенциал и мощности, но необходимо усилить государственную поддержку, особенно на время кризиса. В свою очередь, перед российскими предпринимателями стоит несколько сложных, но выполнимых задач — техническая и технологическая модернизация производства, улучшение качества товаров, расширение объёмов и ассортимента производимой продукции. Все это позволит удержать свои позиции на рынке с приходом новых торговых партнёров и при возвращении через год конкурентов из санкционного списка.

В заключении отметим, что в декабре 2015 г. ЕС продлил действие санкций до 31.07.2016. Анализ политической ситуации позволяет говорить о том, что многие санкции могут сохраниться на постоянной основе. Предварительные подсчеты свидетельствуют о взаимных потерях в торгово-экономических отношениях России и ЕС (бывших лучших партнеров), исчисляемых десятками млрд долл. США. По нашему мнению, все это должно стать реальным стимулом для оживления внешней торговли России, модернизации ее экономики. Вводить экономические санкции против России не выгодно, так как здесь переплетаются интересы и частного бизнеса, и власти. Но, несмотря на подобную невозможность и невыгодность санкций, Россия остается уязвимой и зависимой от иностранных партнеров, которые нужно преодолевать путем слаженных и своевременных решений и действий.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  2. Глекова В. В., Костин А. А., Костина О. В., Москаленко О. А. Форсирование межстрановой «блокады»: развитие внешней торговли России в условиях экономических санкций // Инновации и инвестиции. 2015. № 5. С. 104–110.
  3. Костин А. А. Торгово-экономические отношения России: современные тенденции и перспективы развития // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2007.№ 3 (29). С. 215–225.
  4. Костин А. А., Костина О. В. Актуальные аспекты защиты отечественного производителя с использованием инструментария ВТО // Инновации в науке. 2014. № 38. С. 133–143.
  5. Проект «Ямал-СПГ» — символ неповиновения санкциям. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/47157 (дата обращения: 25.03.2016).
  6. Прокушев Е. Ф., Костин А. А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник и практикум. 9-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрист, 2015. 537 с.
  7. Прямые инвестиции / Официальный сайт Центробанка России. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=itm_31430#CheckedItem (дата обращения: 23.03.2016).
  8. Чибисова А. В., Глекова В. В. Влияние экономических санкций на сельское хозяйство и продукты питания // Ресурсам области — эффективное использование / Сборник материалов XV Ежегодной научной конференции студентов Финансово-технологической академии. Часть 2. — Королев: Финансово технологическая академия, 2015. — С. 308–311.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, долл, млрд, санкция, Турция, Ямал, внешняя торговля, внутренний рынок, российская экономика, США.


Задать вопрос