Создание комфортной образовательной среды на уроке английского языка с позиции требований ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 03.06.2017

Статья просмотрена: 1548 раз

Библиографическое описание:

Ягодкина, О. П. Создание комфортной образовательной среды на уроке английского языка с позиции требований ФГОС / О. П. Ягодкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44059/ (дата обращения: 16.12.2024).



Урок иностранного языка — основная организационная форма овладения коммуникативной компетенцией изучаемого языка. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику». Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому, и они правдиво отражают мысль о том, что учитель должен работать с полной отдачей, не жалея сил. Ведь учитель может сформировать личность лишь при условии, что он, будучи сам творческой личностью, для этого должен знать ---хотеть учиться—суметь творить ---хотеть работать.

Важнейшая задача современного школьного образования — это формировать у ребенка желание и умение овладевать новыми знаниями и видами деятельности, а также способность строить дальнейшее направление современного образования.

Я работаю в лицее с углубленным изучением английского языка в начальной школе. Хочу поделиться теми видами деятельности, которые повышают интерес к изучению иностранного языка и создают комфортную обстановку на уроке.

Правило 1: Помнить об английской пословице

“A good beginning is half the work”. Хорошее начало — половина дела. Потрудиться придумать такое начало урока, чтобы вызвать у учащихся желание говорить по-английски. Например, день рождения у одного ученика. Поем для него “Happy Birthday” и желаем наилучшего, используя наше «дерево желаний». Вручаем маленькие сувениры, а он вручает открытку-приглашение на английском языке.

Второй момент начала урока представляет собой ознакомление учащихся с названием, тематикой и задачами урока. Цель исходит от преподавателя, а задача — от учащихся. Важно помнить, что при правильно поставленной задаче необходимо проверить качество полученных знаний. Например, отработка модального глагола can в различных ситуациях. К концу урока дети рассказывают о себе, что они умеют делать и что они умеют делать хорошо. И сразу же игровой момент: один ученик задумывает действие, а все по очереди задают вопросы: Can you swim? — No, I can’t. Can you speak English? — Yes, I can. Кто угадал, занимает место водящего.

Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно на занятиях, они должны:

‒ не утомляться;

‒ быть раскрепощенными;

‒ сохранять заинтересованность.

Учитывая тот факт, что у большинства детей в возрасте 7–8 лет непроизвольное внимание преобладает над произвольным, считаю целесообразным частую смену видов деятельности. Это делает уроки максимально насыщенными и дает учителю возможность концентрироваться непосредственно на учебном процессе, не отвлекаясь на восстановление дисциплины.

После игры переходим к чтению или письму. На уроках в 1-х, 2-х классах использую технику цветочтения Валерии Мещеряковой «Эффективный курс английского языка». Чтение текста в цветном варианте превращается в увлекательную игру и позволяет детям читать правильно даже те слова, которые встречаются им впервые. Благодаря этому, количество исправлений сводится к минимуму, и у детей формируется уверенность в том, что читать по-английски — легко и интересно.

Релаксационная фонетическая зарядка способствует снятию напряжения и усталости младших школьников, которым, как известно, свойственны неустойчивость внимания и повышенная утомляемость. Одно же из главных требований к уроку со стороны медиков — это соблюдение рационального соотношения статистических и динамических компонентов урока. Осуществить это требование возможно посредством релаксационных фонетических зарядок. Я использую стихи и песни, скороговорки и чтение «лесенок» наряду с физкультпаузами, элементами инсценирования (детям очень нравится выступать с использованием масок или кукольного театра; различного рода играми, сопровождаемыми движениями (например, песня “I’m running and what about you? — One, two — we are running too”), которые позволяют не только предотвращать утомляемость, но и наоборот активизировать умственную активность учащихся.

Еще одно правило. Дети не переносят пустоты, и если на уроке возникнет пауза, они обязательно заполнят ее собой.

Если ребенок не отвечает на вопрос сразу, не следует уговаривать его «подумать». Учитель должен серией наводящих вопросов выяснить, что именно вызвало у ребенка затруднение при ответе. Ведь процесс обучения — это не абстрактное проговаривание фраз, а «взбирание» по лестнице знаний. Здесь я рисую эту лестницу на доске и на верхней ступени помещаю приз, тогда взбирание по лестнице (проговаривание 10 предложений) становится не только осмысленным, но и мотивированным (мотив вещественного поощрения).

Развитие речевых навыков не является единственной задачей. Наравне с этим важнейшая роль отводится и общему развитию ребенка. Создавая на уроке непринужденную игровую атмосферу, учитель пробуждает в детях активность, которая из игровой постепенно переходит в учебную активность. Игры в «Учителя» учат детей не только безбоязненно выходить к доске, но и управлять группой. Работа с диском для прослушивания формирует у детей навык самостоятельной работы дома. Особое значение на моих уроках отводится развивающим играм, которые пробуждают интерес к решению логических задач. Работа с диском и раскраской является важнейшей частью учебного процесса в 1-х и 2-х классах. Жаль, что некоторые родители и учителя не понимают этой важности. Ни в коем случае нельзя умалять значения ежедневного домашнего прослушивания записи по ступеням «Я умею говорить», «Я умею читать». Контроль домашнего аудирования должен производиться обязательно!

Преемственность и постоянное повторение материала используется по горизонтальному тематическому планированию, когда тема проходит сквозь почти все уроки, переплетаясь с грамматическими и другими устными темами. Это делает уроки насыщенными, живыми и способствует переводу материала из кратковременной памяти в долгосрочную память.

С самого начала обучения стараюсь ставить ученика в самые простые жизненные ситуации. Например, у каждого ребенка свой бейдж на ленточке, вкладываем рисунок (по выбору ребенка) и он входит в роль. Например, I am a tiger. I'm six. My name is Tiggy. I’m from Wonderland. I have got a mother… Это помогает мотивировать речевую деятельность ребенка, если у него нет желания рассказывать о себе. Учу общению общаясь. Взаимообмен между учениками позволяет расширить речевую практику и творческую свободу каждого. Метод обучения в парах и группах способствует работе по всестороннему развитию личности ребенка, его умению ладить с коллективом.

В целом процесс решения задачи урока представляет собой систему взаимосвязанных и целенаправленных действий учителя и учащихся. Действия, составляющие процесс решения задачи, должны отвечать требованиям:

1) адекватности, т. е. соответствовать особенностям формируемых речевых навыков и умений, психологическим и лингвистическим характеристикам развиваемого вида речевой деятельности;

2) необходимости и достаточности, т. е. по характеру, видам и количеству соответствовать уровню речевой подготовки и возможностям конкретных учащихся;

3) последовательности и рациональности в расположении, т. е. согласоваться по трудности, посильности и доступности;

4) завершенности, т. е. обязательно приводить учащихся к заданному в задаче уровню, иметь видимые результаты обучения как для учителя, так и для учащихся.

Чтобы добиться главной цели в своей работе: создание благоприятных условий для развития творческих способностей и познавательной активности учащихся, развитие устойчивой мотивации к изучению иностранного языка, я выбрала и руководствуюсь следующей миссией для себя” Learning is fun. Knowledge is power”.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio — обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. На своих уроках рефлексию настроения и эмоционального состояния провожу в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Детям очень нравятся наши смайлики, которые они выбирают по своему настроению, и наши песенки с движениями.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали — т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. сегодня я узнал…2. было интересно…3. было трудно…4. я научился…5. у меня получилось…6. меня удивило… 7. мне захотелось…

Для того, чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей.

Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.

Литература:

  1. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. «Анализ современного урока». Практическое пособие. — Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
  2. Валерия Мещерякова “I Love English”. Развивающая методика преподавания английского языка. Библиотечка «Первого сентября» № 1(7) 2006 г.
  3. В. Н. Мещерякова «Я умею читать по-английски». Пособие для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Казань 2011 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, урок, английский язык, иностранный язык, учитель, вид деятельности, задача, конец урока, учащийся, учебный процесс.


Похожие статьи

Формирование положительной мотивации на уроках английского языка в условиях ФГОС

Организация интерактивных форм работы на уроках английского языка: психолого-педагогические условия

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС

Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада по ФГОС ДО

Реализация принципа творчества на уроках русского языка в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов

Использование интернет-ресурсов на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

Работа с учебными текстами на уроке иностранного языка в условиях перехода на ФГОС ОО. Из опыта работы

Похожие статьи

Формирование положительной мотивации на уроках английского языка в условиях ФГОС

Организация интерактивных форм работы на уроках английского языка: психолого-педагогические условия

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС

Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада по ФГОС ДО

Реализация принципа творчества на уроках русского языка в условиях дистанционного обучения детей-инвалидов

Использование интернет-ресурсов на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

Работа с учебными текстами на уроке иностранного языка в условиях перехода на ФГОС ОО. Из опыта работы

Задать вопрос