Понятие, цели и задачи правоохранительной политики в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Ермакова Н. В. Понятие, цели и задачи правоохранительной политики в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №21.1. — С. 96-98. — URL https://moluch.ru/archive/155/44118/ (дата обращения: 21.09.2018).



Российская действительность со всеми происходящими изменениями в развитии государства и общества призывает к необходимости глубокого изучения и анализа современной российской правоохранительной политики.

Для современной российской правовой политики ныне переживаемый этап - один из наиболее ответственных. Он связан с формированием демократической правовой системы, созданием механизмов обеспечения и защиты прав и свобод личности, совершенствованием правовых основ деятельности государственной власти, укреплением законности и правопорядка, повышением эффективности законодательной и правоприменительной (прежде всего ее правоохранительной формы) деятельности, формированием социально ответственного и справедливого правосудия, выработкой адекватных мер противодействия коррупции и иным правонарушениям и т.д. [1].

Правовую политику определяют как научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности [2].

Разновидностью правовой политики является правоохранительная политика. Последняя находит свое выражение в правовых актах, которые необходимо выстроить в систему в соответствии с целями, задачами, правовыми основами деятельности государственной власти.

По мнению Малько А.В., Затонского В.А., Коржикова О.Н., правоохранительная политика - это: а) комплекс идей, мер, задач, программ, установок, реализуемых в виде стратегии и тактики государства в сфере властной реализации юридических норм; б) научно обоснованная, последовательная и системная деятельность специальных субъектов, наделенных властными полномочиями, направленная на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений. Речь идет о статическом и динамическом состоянии правоохранительной политики (как и любой иной), которые вовсе не исключают, а дополняют друг друга [3].

В своей концепции правоохранительной политики в Российской Федерации Малько А.В. дает более емкое определение правоохранительной политики, которая представляет собой научно обоснованную, последовательную и комплексную деятельность государственных и негосударственных структур по повышению эффективности охранительной функции права, по совершенствованию правоохраны, по выстраиванию полноценной правоохранительной системы [4].

Несмотря на то, что тема правоохранительной политики в российской правовой среде, особенно под воздействием процессов глобализации, постоянно подвергается исследованию и изучению, актуальность ее по-прежнему остается высокой. Это обусловлено еще и тем, что современное развитие России непосредственно связано со многими процессами, интегрирующими в себя социально-экономическую, политическую и правовую жизнь, которые в конечном счете оказывают свое влияние на реализацию правоохранительной политики.

Реализация правоохранительной политики - это прежде всего применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также реализация мероприятий, направленных на недопущение, предупреждение правонарушений в будущем. Последнее направление может быть представлено относительно самостоятельной разновидностью правовой политики государства - криминологической политикой [5].

Целями правоохранительной политики являются:

 обеспечение правопорядка и строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующею законодательства. Нормы права и законность являются предпосылками правопорядка и средствами его достижения. Согласна с Малько А.В., который считает целесообразным общую (межотраслевую) координацию деятельности федеральных служб, на которые возложен отраслевой контроль, в будущем возложить на специально созданный федеральный орган [4];

 защита прав и свобод человека и гражданина. Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Основной целью правоохранительной политики в этом случае является создание благоприятных условий для наиболее полной реализации основополагающих прав и свобод человека и гражданина, и соответственно их эффективной защиты. В Правоохранительной политике в сфере защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц следует учитывать специфику отношений государства с современным бизнесом. Действующие методы государственного контроля пока обременительны для него. При реформировании правоохранительных органов в дальнейшем в первоочередном порядке должны быть решены следующие задачи: создать единое правовое поле для реализации контрольных функций, упростить разрешительные процедуры. Сократить лицензионные виды деятельности, передать часть контрольных функций на уровень регионов и муниципальных образований, а также саморегулируемым организациям, обеспечить организационное и нормативное регулирование взаимодействия и координации деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней власти [4];

 охрана интересов гражданского общества и государства. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере деятельности по охране осуществляется через суд, адвокатуру, следственные органы, нотариат и т.д. Целью правоохранительной политики в этом случае является охрана конституционного строя, демократической правовой системы, прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, соблюдение общественного порядка, охрана материнства, отцовства и детства, охрана общественной нравственности и морали. Гражданам на законных основаниях дана возможность участвовать в охране общественного порядка ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» принят Государственной Думой 21 марта 2014 года;

 борьба с различными правонарушениями и преступностью.

Правоохранительная политика в сфере борьбы с преступностью по мнению Малько А.В. предполагает создание условий для самостоятельности оперативных служб, а также смещение акцента правоохранительной политики с повышения выявления и раскрываемости преступлений к устранению причин, способствующих к их совершению [4].

Актуальными задачами по мнению Малько А.В. правоохранительной политики в России на данный момент выступают: создание единого правового поля для правоохранительной деятельности; обеспечение организационного и нормативного регулирования взаимодействия и координации правоохранительных органов всех уровней власти; передача части правоохранительных функций на уровень регионов и муниципальных образований, а также саморегулируемым организациям; создание системы форм и средств правового контроля со стороны институтов гражданского общества за деятельностью правоохранительных органов государственной власти; научное обоснование стратегии развития правоохранительной системы на длительную перспективу; разработка среднесрочных и краткосрочных программ развития отдельных сфер и направлений правоохранительной деятельности; инвентаризация системы правовых средств и механизмов в области охраны права с оценкой степени их целесообразности и эффективности; устранение пробелов и коллизий российского законодательства в области правоохранительной деятельности; укрепление юридических гарантий, правовых механизмов, обеспечивающих реализацию стратегических и частных целей и задач охраны права; повышение степени легитимности правоохранительной системы; утверждение подлинной независимости судебной системы от исполнительной и законодательной власти, повышение степени профессионализма судейского корпуса, гарантирование равной для всех доступности правосудия; декриминализация общественных отношений; борьба с коррупцией в органах власти всех уровней; повышение качества и эффективности расследования преступлений; радикальное снижение административных барьеров; вытеснение криминально-теневой экономики, пресечение противоправной корыстной экономической деятельности, поддержка честного и открытого бизнеса и добросовестной конкуренции, создание благоприятных правовых условий для стимулирования устойчивого экономического роста; выстраивание эффективного механизма взаимодействия между гражданским обществом и государством, стимулирование активного проявления гражданской инициативы в области охраны права и обеспечения правопорядка; создание благоприятных правовых условий для преодоления правового нигилизма по отношению к правоохранительной системы России, оздоровления нравственного состояния российского общества [4].

А.В. Малько, В.Н. Синюков, М.П. Петров, В.В. Нырков О.Н. Коржиков, К.Е. Игнатенкова разработали Концепцию правоохранительной политики в Российской Федерации, в которой сформулировали важнейшие направления политики в области совершенствования правоохранительной деятельности.

Литература:

  1. Медведев Д. А. Россия, вперед! // Российская газета. - 2009. – 10 сентября.
  2. Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России: цели и средства // Государство и право. - 2001. - № 7. - С. 15.
  3. Малько А.В., Затонский В.А., Коржиков О.Н. Правоохранительная политика России в условиях модернизации (исторический аспект) // История государства и права. – 2010. - № 8.
  4. Концепция правоохранительной политик. – Режим доступа: http://www.igpran.ru
  5. Малько А. В., Затонский В. А. Правовая политика: основы теории и практики: учебно-методический комплекс.
  6. Лопашенко Н.А. Криминологическая политика. Российская правовая политика: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2003. - С. 379 - 395.
Основные термины (генерируются автоматически): правоохранительная политика, свобода человека, государственная власть, Российская Федерация, правовая политика, правовая основа деятельности, общественный порядок, демократическая правовая система, гражданское общество, системная деятельность.


Похожие статьи

Права и свободы граждан как критерий формирования...

гражданское общество, правовое государство, свобода человека, государство, местное самоуправление, свобода, Российская Федерация, Международный пакт, демократическое государство, высшая ценность.

Правовая культура государственного служащего как один из...

правовая культура, служащий, свобода человека, Российская Федерация, государственная служба, гражданское общество, знание, общая правовая культура, властная деятельность, активное участие.

Правовая основа деятельности правоохранительных органов...

Правовую основу деятельности правоохранительных органов и спецслужб по противодействию терроризму составляют два ключевых блока нормативных актов: Первый из них, акт, направленный непосредственно на противодействие терроризму.

Проблемы построения правового государства в России

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и гражданина, демократия, правосознание, правовая культура. В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым...

Актуальные проблемы правозащитной политики в РФ

Ключевые слова: правозащитная политика, правоохранительная политика, правовая политика, системность, принцип законности. В наше время невозможно представить функционирование страны без правозащитной политики.

Принцип законности в осуществлении правоохранительной...

Принцип законности в осуществлении правоохранительной деятельности на территории Российской Федерации.

Данный принцип требует непрерывного контроля со стороны органов власти и необходим для реализации демократических прав и свобод граждан.

Проблема взаимодействия институтов общественного участия...

Принципы осуществления общественного контроля и деятельность общественных советов основываются на установленной Конституцией Российской Федерации демократической природе общественного устройства страны.

Система разделения властей в Российской Федерации...

Гражданское общество Российской Федерации, как основанная на политической воле, экономической самостоятельности и

В) демократический характер власти, который, прежде всего, означает, что в Российской Федерации вся власть принадлежит народу.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Права и свободы граждан как критерий формирования...

гражданское общество, правовое государство, свобода человека, государство, местное самоуправление, свобода, Российская Федерация, Международный пакт, демократическое государство, высшая ценность.

Правовая культура государственного служащего как один из...

правовая культура, служащий, свобода человека, Российская Федерация, государственная служба, гражданское общество, знание, общая правовая культура, властная деятельность, активное участие.

Правовая основа деятельности правоохранительных органов...

Правовую основу деятельности правоохранительных органов и спецслужб по противодействию терроризму составляют два ключевых блока нормативных актов: Первый из них, акт, направленный непосредственно на противодействие терроризму.

Проблемы построения правового государства в России

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и гражданина, демократия, правосознание, правовая культура. В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым...

Актуальные проблемы правозащитной политики в РФ

Ключевые слова: правозащитная политика, правоохранительная политика, правовая политика, системность, принцип законности. В наше время невозможно представить функционирование страны без правозащитной политики.

Принцип законности в осуществлении правоохранительной...

Принцип законности в осуществлении правоохранительной деятельности на территории Российской Федерации.

Данный принцип требует непрерывного контроля со стороны органов власти и необходим для реализации демократических прав и свобод граждан.

Проблема взаимодействия институтов общественного участия...

Принципы осуществления общественного контроля и деятельность общественных советов основываются на установленной Конституцией Российской Федерации демократической природе общественного устройства страны.

Система разделения властей в Российской Федерации...

Гражданское общество Российской Федерации, как основанная на политической воле, экономической самостоятельности и

В) демократический характер власти, который, прежде всего, означает, что в Российской Федерации вся власть принадлежит народу.

Задать вопрос