Мотивированный выбор профессии – основа профессионального успеха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бутримова, Н. В. Мотивированный выбор профессии – основа профессионального успеха / Н. В. Бутримова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43969/ (дата обращения: 17.12.2024).



В современных условиях вузам для выстраивания системы профориентационной работы важно вести мониторинг общественного мнения о профессионально-образовательных ориентациях молодого поколения. Выбор профессии становится одним из основных критериев социализации и самореализации личности. Причем надо учитывать, что система профориентационной работы с молодежью должна меняться достаточно динамично под влиянием различных обстоятельств, и не всегда в тех направлениях, которые необходимы для государства, общества, да и самой личности.

Профессиональная мотивация личности может быть представлена как процесс стимулирования себя и других людей к достижению определенных профессиональных успехов. Проблема формирования профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Для того чтобы развивать у студентов профессионально важные качества, знать мотивы, побуждающие работать в той или иной сфере, чтобы обоснованно решать задачи повышения эффективности обучения, планировать собственную профессиональную карьеру, необходимо изучать структуру профессионально-ориентированной мотивации студентов.

К сожалению, поведение молодых людей, которые после обучения попадают на рынок труда, базируется в основном на потребительских запросах. Можно говорить о возникающем «мотивационном кризисе», так как для молодежи преобладающими становятся вопросы о материальной выгоде: высокая заработная плата, легкий дополнительный доход, гарантия выгодного трудоустройства.

Для того чтобы повысить качество профессионального труда молодых специалистов, необходимо рассматривать весь спектр факторов формирования мотивации профессиональной деятельности. Если же говорить о структуре профессиональной мотивации, то здесь важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку такое отношение связано с конечными целями обучения. Другими словами, если студент осознанно выбрал профессию, и он считает ее значимой как для себя, так и для общества, это, безусловно, позитивно скажется на результатах процесса профессиональной подготовки.

Поиск каждым вузом своего абитуриента, как и поиск абитуриентами своего вуза, стали основной частью разработки средне-срочной стратегии Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. О высокой востребованности профориентационной деятельности вузов на рынке образовательных услуг свидетельствуют масштабы высшего образования. В ней заинтересованы родители, старшеклассники, педагоги, организаторы школьного образования — все те, кто озабочен проблемами профессионального выбора.

Для выявления сознательного отношения к выбору профессии и уровня профессиональной мотивации студентов на строительно-технологическом факультете было проведено исследование. Исследование проводилось в два этапа, в анкетировании приняли участие студенты очного и заочного обучения. Возраст испытуемых в пределах от 18 до 35 лет.

На первом этапе исследования были проанализированы группы мотивов: коммуникативные, избегания неудач, личного престижа, профессиональные, творческой самореализации, учебно-познавательные, социальные мотивы, согласно методике Замфир.

Рис. 1 – Ведущие мотивы профессиональной деятельности (по методике Замфир)

Следующий этап - изучение факторов, влияющих на формирование позитивного отношения к избранной профессии, по методике В.А. Ядова в модификации И.А. Кузьминой, А.А. Реана.

Рис. 2 – Факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к выбранной профессии (по методике В.А. Ядова)

По результатам исследования была разработана программа формирования позитивного отношения к избранной профессии, представленная в таблице 1.

Таблица 1

Программа формирования позитивного отношения к избранной профессии

Рекомендации

Необходимые мероприятия

Ожидаемые результаты

Повышение связи теории и практики

1. Внедрение в учебный процесс активных форм обучения:

-ознакомительные экскурсии;

-уроки-тренинги;

-круглые столы;

2. Применение сетевой формы обучения (модель «вуз-организация»)

3. Организация профессиональных конкурсов мастерства

-повышение интереса к профессии

-выявления способов стимулирования профессиональной деятельности

-обеспечение практической направленности

-выделение ведущих потребностей студентов в ходе профессиональной деятельности

Обучение рабочим профессиям

Включение в образовательный процесс курсов подготовки

рабочих специальностей

-достижение максимального трудоустройства

-повышение профессиональной ориентированности

-снижение конфликтных и стрессовых ситуаций в ходе прохождения производственных практик

Организация обучающих курсов

1. Внедрение в учебный процесс элективного курса «Профессиональная адаптация» (для очной формы обучения)

2. Прием студентов на заочную форму на ускоренные сроки обучения на основании профессионального стажа

3. Помощь выпускникам в трудоустройстве.

-появление мотивации к профессиональной деятельности

-позволит определить список качеств, способствующих достижению высоких успехов в работе

-рост качественных показателей по дисциплинам профиля подготовки

Диагностика профессиональной ориентации студентов на факультете

Анкетирование и тестирование студентов по профориентированности.

Организация профессиональных экзаменов для выпускников, согласно трудовым функциям по направлениям подготовки.

-выявление ведущих мотивов

-рост приоритетных профессиональных факторов у студентов

-повышения уровня качества подготовки

-гарантированное трудоустройство

Из результатов проведенного нами исследования видно, что, как у студентов очного обучения, так и у студентов заочного обучения доминируют коммуникативные мотивы, мотивы достижения успехов и избегания неудач, являющиеся важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации, именно от них во многом зависит судьба и положение человека в обществе. Мотивы профессиональной деятельности остаются неизменными и не зависят от форм обучения и возраста респондентов. Это связано с тем, что профессиональная мотивация формируется у молодых людей под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в образовательных учреждениях или соответствующих центрах профориентации.

Литература:

  1. Подготовка молодежи к выбору профессии в современных условиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mnvk-rizhavka.at.ua/index/vybor_professii/0-65
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, позитивное отношение, избранная профессия, профессиональная мотивация, выбор профессии, заочное обучение, избегание неудач, программа формирования, профориентационная работа, учебный процесс.


Задать вопрос