Реализация проекта электронного правительства в условиях административной реформы в Российской Федерации (на примере Московской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 27.05.2017

Статья просмотрена: 1190 раз

Библиографическое описание:

Просина, А. С. Реализация проекта электронного правительства в условиях административной реформы в Российской Федерации (на примере Московской области) / А. С. Просина, М. С. Просина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43836/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматривается тема внедрения механизмов электронного правительства в повседневную жизнь в ходе проводимой административной реформы в Российской Федерации. Методика применения электронной формы взаимодействия обеспечивает прозрачность работы органов власти и оперативное решение задач. В статье раскрываются процессы внедрения методики электронного правительства на территории Московской области. А также преимущества и недостатки электронного правительства.

Ключевые слова: электронное правительство, административная реформа, интернет, исполнительная власть, Московская область, государственные услуги, государство

XXI век технологий задает тенденции и в сфере управления государством. Взаимодействие между институтами власти, бизнесом и населением все чаще переносится в плоскость интернет-технологий. Возникновение такого проекта, как «электронное правительство» призвано обеспечить равный доступ к информации о деятельности органов власти, к государственным услугам для частных лиц и бизнеса.

Интернет — технологии проникают во все сферы жизни общества. Однако помимо удобств такой способ организации управления и взаимодействия все еще несет в себе определенную долю риска. Информация в XXI веке — один из самых дорогих «ресурсов» общества и государства. И перед государствами, практикующими внедрение электронного метода управления, стоит задача обеспечить информационную безопасность.

С переходом к ценностям постиндустриального общества — общества знаний, современное государство перестает быть аппаратом управления и подавления. Происходит постепенная переквалификация государства в институт, обеспечивающий безопасность граждан, предоставляющий гражданам качественные услуги для реализации их прав и свобод. Несомненно, такой продукт, как «электронное правительство» присущ странам с демократическим принципом управления, где эффективно функционируют институты гражданского общества и где уровень политической культуры населения постепенно повышается.

Учитывая обширную территорию Российской Федерации, внедрение электронного правительства в повседневную жизнь органов власти и граждан, — является современной необходимостью. Создание электронного правительства в России напрямую зависит не только от развития технологий передачи данных, но и от проводимой в нашей стране административной реформы, официальный старт которой дал Указ Президента в 2003 году. [2]. Помимо этого, такие исследователи реформы, как Т. Я. Харбиева [4], определяют конечный результат административной реформы, как автономное управление государственным механизмом. Разумеется, электронное правительство будет этому только способствовать.

Возникновение электронного правительства в России авторы статьи рассматривают как один из этапов административной реформы. С точки зрения подхода к государственному аппарату, как к институту, предоставляющему государственные услуги, создание электронного правительства — оправданная и необходимая мера в рамках административной реформы. Электронное правительство обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие между институтами государства, гражданами и бизнесом. Еще одной чертой электронного правительства, как продукта реформирования системы власти является сокращение чиновничьего аппарата вследствие перевода документооборота в электронную плоскость и оказание услуг посредством автоматизированных систем.

Одним из наиболее фундаментальных решений в рамках внедрения проекта электронного правительства в России стало создание многофункциональных центров (МФЦ). Кроме того, это стал заметный этап административной реформы, проводимой в стране. Создание МФЦ обусловлено такими задачами электронного правительства, как повышение качества и доступности государственных услуг, эффективности деятельности органов власти, повышение открытости и прозрачности этой деятельности для общественности. Деятельность МФЦ осуществляется на основе Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [3]. Государственные и муниципальные услуги в многофункциональных центрах оказываются по принципу «одного окна», многие из услуг предоставляются в электронной форме. Распространение положительного опыта работы многофункциональных центров по всей территории Российской Федерации позволяет значительно сократить чиновничий аппарат, вследствие чего сокращаются затраты государства на содержание государственных и муниципальных служб и структур. С точки зрения пользователей, внедрение проекта МФЦ значительно упрощает и ускоряет процесс получения услуг. Нет необходимости в очередях — ведется электронная запись, институты государственной и муниципальной власти, вернее их услуги находятся и предоставляются в одном месте.

В Московской области проект многофункциональных центров запущен в 2013 году в соответствии с Постановлением Правительства Московской области [1]. На сегодняшний день в области действуют более 300 центров оказания государственных и муниципальных услуг. Однако многофункциональные центры хоть и используют технологии электронного документооборота, оказания услуг в электронном виде, все же гражданам необходимо физически присутствовать в месте оказания услуги. Это одно из очевидных неудобств многофункциональных центров. Кроме того, часто возникает вопрос компетентности сотрудников МФЦ — должны ли быть они универсальными специалистами, либо оказывать только конкретно закрепленную за ними услугу.

Идея электронного правительства эффективно реализуется большинством органов исполнительной власти федерального уровня. У каждого федерального института власти есть свой сайт, на котором граждане могут получить необходимую информацию о деятельности этого органа власти, посмотреть список оказываемых услуг. Кроме того, все органы исполнительной власти в рамках обеспечения прозрачности деятельности выкладывают на своих профильных сайтах отчеты о работе за определенный период времени [5].

Для удобства пользователей наиболее востребованные услуги, которые оказывают институты федеральной исполнительной власти, собраны на специализированном сайте государственных услуг — gosuslugi.ru [8]. В каталог этого сайта включена информация и оказываемые услуги от 30 министерств и 60 ведомств. Бесспорно, это заметно облегчает взаимодействие граждан с институтами власти.

В Московской области за предоставление услуг в электронном виде на уровне региона и муниципалитетов отвечает также сайт uslugi.mosreg.ru [6]. Главным недостатком, который отмечают пользователи подобных порталов, является ограниченный спектр предоставляемых услуг, который можно получить без подтверждения личности. Чтобы получить доступ к другим видам услуг необходимо сначала пройти регистрацию и подтвердить личность в аффилированных структурах (например, Почта России). То есть, как и в случае с МФЦ, необходимо физическое присутствие гражданина.

Еще одним типом, так называемого института электронного правительства можно назвать сайты, созданные для обеспечения эффективного взаимодействия профильных органов власти с населением. В Московской области таким сайтом является «Добродел» [7]. Сама идея сайта является частью развития гражданского общества. Данный тип института электронного правительства позволяет населению в оперативном порядке заявлять о проблемах. Портал организован так, что сообщение о проблеме автоматически направляется в орган власти, который непосредственно отвечает за данную тематику. При этом предусмотрен срок реагирования на сообщение — до 8 дней — организована жесткая система контроля просрочек. После получения ответа заявитель подтверждает, решена ли его проблема. Если проблема не решена, она будет снова направлена на рассмотрение. Таким образом, чиновники не могут просто давать отписки, а вынуждены решать проблему по существу. За год своего существования с октября 2015 года, портал «Добродел» решил около 100 тысяч проблем. Такой результат является важным показателем не только слаженной работы электронного правительства, но и повышением гражданской активности населения, перехода к постиндустриальному обществу- обществу услуг.

Подводя итог, отметим, что внедрение электронного правительства в повседневную жизнь, как часть проводимой административной реформы, — не прекращающийся, планомерный процесс, направленный на повышение эффективности работы органов власти и благосостояния граждан страны.

Литература:

  1. Постановление Правительства Московской области № 777/42 от 27 сентября 2013 года «Об организации предоставления государственных услуг исполнительных органов власти Московской области на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, а также об утверждении перечня государственных услуг исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставление которых организуется по принципу «одного окна», в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, и рекомендуемого перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, а также услуг, оказываемых муниципальными учреждениями и другими организациями, предоставление которых организуется по принципу «одного окна», в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».
  2. Указ Президента РФ № 824 от 23 июля 2003 г. «О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах».
  3. Федеральный закон РФ № 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
  4. Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я. (ред.) Административная реформа в России. Научно-практическое пособие; М.: Юридическая фирма «Контракт»: Инфра-М, 2006, 352 стр.
  5. http://kremlin.ru/ — официальный сайт Президента Российской Федерации.
  6. https://uslugi.mosreg.ru/ — портал государственных услуг Московской области.
  7. http://vmeste.mosreg.ru/ — интернет-портал «Добродел».
  8. http://gosuslugi.ru/ — официальный интернет-портал государственных услуг.
Основные термины (генерируются автоматически): электронное правительство, административная реформа, Московская область, услуга, Российская Федерация, исполнительная власть, Россия, гражданское общество, повседневная жизнь, постиндустриальное общество.


Похожие статьи

Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье автор анализирует актуальные организационно-правовые подходы административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многоф...

Эффективные механизмы реализации государственной политики в сфере здравоохранения: проблемы регионов Приволжского федерального округа Российской Федерации и пути их решения

В статье рассматриваются механизмы реализации государственной политики в здравоохранении Приволжского федерального округа (ПФО) Российской Федерации. Анализируются вызовы, такие как нехватка медицинских кадров и низкая доступность специализированной ...

Государственная молодежная политика в субъектах Российской Федерации (на примере Оренбургской области)

В данной статье на основе анализа доктрины, нормативных правовых актов Российской Федерации, практики реализации анализируется специфика государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации. На примере Оренбургской области автором исс...

Из опыта практики взаимодействия НКО и органов местного самоуправления (на примере Тулы)

В статье представлена актуальная информация об успешных практиках взаимодействия таких институтов гражданского общества как органы местного самоуправления и некоммерческие организации на примерах реализации муниципальной программы «Поддержка и развит...

Совершенствование системы саморегулирования в строительстве в России

Научная статья посвящена разработке инструментов и механизмов при использовании которых возможно совершенствование системы саморегулирования строительной деятельности на территории Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена высокой к...

Нововведения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В статье проводится анализ нововведений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд второй половины 2019 года и будущие решения на 2020 год. Благодаря проведению торгов в электронной форме удалось значит...

Перспективы механизмов государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов

В статье рассматриваются инструменты финансирования инновационной деятельности, а также механизмы государственно-частного партнерства и возможность применения данного инструмента для реализации инновационных и научно-технических проектов. Установлено...

Применение перспективных информационных технологий в сфере таможенного администрирования

В условиях глобализации таможенного администрирования, а также её интеграции в мировую экономику рождаются новые идеи и технологии которые нужно реализовать в повседневной жизни. Такой технологией выступает блокчейн, которая является относительно нов...

Индекс электронного правительства в России в 2020 году

Научная статья посвящена исследовательскому анализу текущего места Российской Федерации в глобальном рейтинге индекса электронного правительства стран мира. Актуальность исследования обусловлена развитием концепции «электронного правительства» в сист...

Проблемы транспортной системы г. Краснодара и их решение с помощью внедрения информационных технологий

В данной статье рассмотрены проблемы и возможности г. Краснодара по модернизации и улучшению городской транспортной системы. Приводится обоснование необходимости современных информационных технологий при управлении и пользовании транспортной системой...

Похожие статьи

Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье автор анализирует актуальные организационно-правовые подходы административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многоф...

Эффективные механизмы реализации государственной политики в сфере здравоохранения: проблемы регионов Приволжского федерального округа Российской Федерации и пути их решения

В статье рассматриваются механизмы реализации государственной политики в здравоохранении Приволжского федерального округа (ПФО) Российской Федерации. Анализируются вызовы, такие как нехватка медицинских кадров и низкая доступность специализированной ...

Государственная молодежная политика в субъектах Российской Федерации (на примере Оренбургской области)

В данной статье на основе анализа доктрины, нормативных правовых актов Российской Федерации, практики реализации анализируется специфика государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации. На примере Оренбургской области автором исс...

Из опыта практики взаимодействия НКО и органов местного самоуправления (на примере Тулы)

В статье представлена актуальная информация об успешных практиках взаимодействия таких институтов гражданского общества как органы местного самоуправления и некоммерческие организации на примерах реализации муниципальной программы «Поддержка и развит...

Совершенствование системы саморегулирования в строительстве в России

Научная статья посвящена разработке инструментов и механизмов при использовании которых возможно совершенствование системы саморегулирования строительной деятельности на территории Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена высокой к...

Нововведения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В статье проводится анализ нововведений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд второй половины 2019 года и будущие решения на 2020 год. Благодаря проведению торгов в электронной форме удалось значит...

Перспективы механизмов государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов

В статье рассматриваются инструменты финансирования инновационной деятельности, а также механизмы государственно-частного партнерства и возможность применения данного инструмента для реализации инновационных и научно-технических проектов. Установлено...

Применение перспективных информационных технологий в сфере таможенного администрирования

В условиях глобализации таможенного администрирования, а также её интеграции в мировую экономику рождаются новые идеи и технологии которые нужно реализовать в повседневной жизни. Такой технологией выступает блокчейн, которая является относительно нов...

Индекс электронного правительства в России в 2020 году

Научная статья посвящена исследовательскому анализу текущего места Российской Федерации в глобальном рейтинге индекса электронного правительства стран мира. Актуальность исследования обусловлена развитием концепции «электронного правительства» в сист...

Проблемы транспортной системы г. Краснодара и их решение с помощью внедрения информационных технологий

В данной статье рассмотрены проблемы и возможности г. Краснодара по модернизации и улучшению городской транспортной системы. Приводится обоснование необходимости современных информационных технологий при управлении и пользовании транспортной системой...

Задать вопрос