Анализ конкурентоспособности вуза на примере Тюменского государственного университета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 29.05.2017

Статья просмотрена: 2881 раз

Библиографическое описание:

Кондратьев, А. А. Анализ конкурентоспособности вуза на примере Тюменского государственного университета / А. А. Кондратьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43761/ (дата обращения: 26.04.2024).



В современном мире трудно переоценить роль образования в целом, и высшего в частности. Так как оно является важнейшим фактором экономического, социального и культурного развития общества, а также его научно-технического прогресса. Повышение качества образования является стратегической задачей каждого государства, которое не хочет оказаться за бортом цивилизации.

Конкуренция в высшем образовании довольно специфична, она представлена в нем в более широком смысле слова и отличается тем, что не нацелена на максимизацию прибыли, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, а скорее на повышения авторитета вуза, что в долгосрочном периоде даст возможность получать прибыль. Кроме того, общий уровень высшего образования в вузах страны является одним из ключевых показателей национальной конкурентоспособности.

Проблемой конкурентоспособности образования в России в рамках исследования маркетинга образовательных услуг занимались такие авторы как: А. П. Панкрухин, И. В. Захарова, Г. Д. Бухарова, И. А. Коновалова, Ф. М. Газаева.

В настоящее время существует множество показателей конкурентоспособности вуза, наиболее объективным из них, является место в международных рейтингах университетов, таких как «Times Higher Education» (THE) и «The Academic Ranking of World Universities» (ARWU), так как они обобщают ключевые факторы успеха в отрасли и дают им количественную оценку. В ранжировании университетов России наиболее авторитетным является рейтинг университетов «Эксперт РА»

Для повышения конкурентоспособности учебному заведению необходимо разработать стратегию, однако перед этим необходимо провести анализ. В данной статье мы проведём его методом построения многоугольника конкурентоспособности. Данный метод, позволит нам провести анализ и оценку предприятия, в сравнении конкурентами, по выбранным критериям, визуализировать результаты в виде многоугольника, где каждая грань будет соответствовать одному из критериев и отражать его оценку в баллах по десятибалльной шкале. Этот метод позволит нам наглядно увидеть сильные и слабые стороны нашей компании и конкурентов, а также определить направления, по которым мы сможем улучшить наши позиции.

Для анализа мы возьмем двух конкурентов Тюменского Государственного университета:

1) Тюменский индустриальный университет, так как это основной конкурент ТюмГУ в городе Тюмени и Тюменской области

2) Уральский федеральный университет Б. Н. Ельцина, как основной конкурент по Уральскому федеральному округу и входящий в ТОП-10 вузов России по данным «РА Эксперт» [1]

В таблице 1.1. представлены критерии сравнения университетов и их количественная оценка.

Таблица 1

Сравнительная таблица вузов

Критерии конкурентоспособности

ТюмГУ

ТИУ

УрФУ

1

Условия для получения качественного образования

1,7

6,2

7,8

2

Уровень востребованности выпускников работодателями

1,4

7,7

9,6

3

Уровень научно-исследовательской деятельности

0

0,5

9,3

4

Место в общем рейтинге вузов

0,4

6,2

9

5

Рейтинг репутации вуза по укрупненному направлению: «Экономика и управление»

6,8

0

8,8

6

Рейтинг репутации вуза по укрупненному направлению: «Технические, естественно-научные направления и точные науки»

5,3

7,6

9,1

7

Количество бюджетных мест

2,5

2,4

10

8

Возможности для обучения за рубежом

7,2

4,3

7,8

9

Количество мест в общежитиях

1

4

10

10

Возможности для получения образования дистанционно

3,3

0

4,3

Источник: Составлено автором

Данные пунктов 1–6 таблицы 1.1. составлены на основе рейтинга ста лучших вузов составленного «РА Эксперт» — это наиболее авторитетное агентство в России, использующее многостороннюю оценку университета, в различных разрезах.

Расчет количественных показателей по ним произведен по формуле 1.

(Формула 1)

Где К — это оценка критерия по десятибалльной шкале. М — место в рейтинге в соответствии с критерием. В случае, если К отрицательное число, то он равен нулю. В критерии № 3 ТюмГУ занимает 107 место в рейтинге, поэтому оценка будет нулю.

Оценки пунктов 7–10 взяты на основе данных с официальных сайтов вузов. Баллы пунктов 8 и 10 составлены методом экспертных оценок. Баллы в пунктах 7 и 9 переведены в количественную оценку по формуле 2.

(формула 2)

Где — это показатель УрФУ. А — показатель ТюмГУ и ТИУ соответственно. Так как у УрФУ максимальный показатель по данному критерию, его оценка 10 баллов.

Далее строим многоугольник.

Рис. 1. Многоугольник конкурентоспособности

Как мы видим, лидером по всем показателям является Уральский федеральный университет, Тюменский индустриальный университет занимает второе место, Тюменский государственный университет уступает по большинству показателей.

Тем не менее, ТюмГУ превосходит ТИУ по таким показателям, как: возможности для получения образования дистанционно, возможности для обучения за рубежом и в рейтинге по укрупненному направлению: «экономика и управление». Преимущество в этих сферах является сильной стороной ТюмГУ, которую необходимо поддерживать и развивать. Стоит отметить, что критерий: количество бюджетных не зависит напрямую от руководства университета, для остальных параметров рассмотрим следующие рекомендации.

1) Создать дополнительную мотивацию для преподавателей и студентов для увеличения количества и качества статей.

2) Расширить возможности для получения дистанционного образования, в частности для прохождения онлайн-курсов, интеграция с сайтом www.coursera.org либо создание своей собственной подобной платформы

3) Построить больше корпусов под общежития для студентов и аспирантов

4) Заключить договора с ведущими вузами мира по программам обмена студентов

5) Уделить больше внимания вопросам трудоустройства выпускников по специальности, а также распределению на практики. Расширить список компаний для прохождения практики. Организовывать практики лучшим студентам в международных компаниях с возможностью последующего трудоустройства.

Следование данным рекомендациям улучшит показатели Тюменского Государственного университета по отдельным параметрам и позволит увеличить общие позиции вуза в рейтинге «Эксперт РА».

Стоит отметить, что позиции в данном рейтинге являются решающим и наиболее важным фактором при выборе вуза абитуриентами, по мнению руководителей университетов [1]. Руководство ТюмГУ также признает важность данного показателя [3].

В апреле «Эксперт РА» начало подготовку 6 ежегодного рейтинга вузов.

Литература:

  1. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]- Режим доступа- URL: www.raexpert.ru (дата обращения: 20.04.2017).
  2. Сайт ТИУ [Электронный ресурс]- Режим доступа- URL: www.tyuiu.ru (дата обращения: 15.041.2017).
  3. Сайт ТюмГУ [Электронный ресурс]- Режим доступа- URL: www.utmn.ru (дата обращения: 23.04.2017).
  4. Сайт УрФУ [Электронный ресурс]- Режим доступа- URL: urfu.ru (дата обращения: 25.03.2017).
  5. Федеральный портал Российское образование [Электронный ресурс]- Режим доступа- URL: www.edu.ru (дата обращения: 15.03.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): УрФа, укрупненное направление, количественная оценка, Тюменский Государственный университет, показатель, получение образования, Эксперт, Уральский федеральный университет, Тюменский индустриальный университет, Россия, рейтинг репутации вуза, рейтинг, ARWU, основной конкурент, место, критерий, десятибалльная шкала, высшее образование, возможность, THE.


Похожие статьи

Российские университеты в международных рейтингах

Основные термины (генерируются автоматически): ARWU, рейтинг, высшее образование, новосибирский государственный университет, университет, санкт-петербургский государственный университет, международный рейтинг...

SWOT-анализ Тюменского государственного университета

В Тюменской области университет имеет высокий статус классического ВУЗа с качественным образованием. Низкие рейтинги ВУЗа.

Основной конкурентТюменский индустриальный университет занял 38 место. [4].

Критерии качества деятельности преподавателей...

Почему именно эти университеты? Ответ прост: университеты США имеют наиболее давнюю традицию по реализации оценки качества

Альтбах, Ф. Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США / Ф. Альтбах и др. — М.: ВШЭ, 2013. — 247 с.

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

Библиографическое описание: Костюченко А. П. Статистический анализ основных показателей системы высшего профессионального образования в России

Профессиональнее высшее образование должно отвечать требованиям научного, экономического и социального развития.

Иностранные студенты в российском вузе: повышение...

Среди основных показателей рейтинга QS, который сейчас взят за основу МО РФ, указываются следующие: репутация вуза в академических кругах (40 % от оценки), соотношение студентов и преподавателей (20...

Особенности применения подхода «Университет третьего...»

Основные термины (генерируются автоматически): университет, высшее образование, результат ЕГЭ, научная деятельность, бюджетная система, Российская Федерация, Ресурсное обеспечение, основная характеристика, учебный процесс, очная форма...

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

Высшее образование в России.

32. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» (080500), «Экономика» (080100) / Т.Г. Философова, В.А. Быков...

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов...

При выборе критериев оценки освоения студентом программы дисциплины в обязательном порядке учитывается

Вестник Казанского энергетического университета.

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как фактор повышения качества образования.

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в вузе...

Оценка студентов является одним из наиболее важных элементов в высшем образовании.

Несомненно, предоставление возможности университетам иметь различные рейтинговые регламенты есть дань уважения их автономии и академическим свободам.

Российские университеты в международных рейтингах

Основные термины (генерируются автоматически): ARWU, рейтинг, высшее образование, новосибирский государственный университет, университет, санкт-петербургский государственный университет, международный рейтинг...

SWOT-анализ Тюменского государственного университета

В Тюменской области университет имеет высокий статус классического ВУЗа с качественным образованием. Низкие рейтинги ВУЗа.

Основной конкурентТюменский индустриальный университет занял 38 место. [4].

Критерии качества деятельности преподавателей...

Почему именно эти университеты? Ответ прост: университеты США имеют наиболее давнюю традицию по реализации оценки качества

Альтбах, Ф. Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США / Ф. Альтбах и др. — М.: ВШЭ, 2013. — 247 с.

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

Библиографическое описание: Костюченко А. П. Статистический анализ основных показателей системы высшего профессионального образования в России

Профессиональнее высшее образование должно отвечать требованиям научного, экономического и социального развития.

Иностранные студенты в российском вузе: повышение...

Среди основных показателей рейтинга QS, который сейчас взят за основу МО РФ, указываются следующие: репутация вуза в академических кругах (40 % от оценки), соотношение студентов и преподавателей (20...

Особенности применения подхода «Университет третьего...»

Основные термины (генерируются автоматически): университет, высшее образование, результат ЕГЭ, научная деятельность, бюджетная система, Российская Федерация, Ресурсное обеспечение, основная характеристика, учебный процесс, очная форма...

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

Высшее образование в России.

32. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» (080500), «Экономика» (080100) / Т.Г. Философова, В.А. Быков...

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов...

При выборе критериев оценки освоения студентом программы дисциплины в обязательном порядке учитывается

Вестник Казанского энергетического университета.

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как фактор повышения качества образования.

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в вузе...

Оценка студентов является одним из наиболее важных элементов в высшем образовании.

Несомненно, предоставление возможности университетам иметь различные рейтинговые регламенты есть дань уважения их автономии и академическим свободам.

Похожие статьи

Российские университеты в международных рейтингах

Основные термины (генерируются автоматически): ARWU, рейтинг, высшее образование, новосибирский государственный университет, университет, санкт-петербургский государственный университет, международный рейтинг...

SWOT-анализ Тюменского государственного университета

В Тюменской области университет имеет высокий статус классического ВУЗа с качественным образованием. Низкие рейтинги ВУЗа.

Основной конкурентТюменский индустриальный университет занял 38 место. [4].

Критерии качества деятельности преподавателей...

Почему именно эти университеты? Ответ прост: университеты США имеют наиболее давнюю традицию по реализации оценки качества

Альтбах, Ф. Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США / Ф. Альтбах и др. — М.: ВШЭ, 2013. — 247 с.

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

Библиографическое описание: Костюченко А. П. Статистический анализ основных показателей системы высшего профессионального образования в России

Профессиональнее высшее образование должно отвечать требованиям научного, экономического и социального развития.

Иностранные студенты в российском вузе: повышение...

Среди основных показателей рейтинга QS, который сейчас взят за основу МО РФ, указываются следующие: репутация вуза в академических кругах (40 % от оценки), соотношение студентов и преподавателей (20...

Особенности применения подхода «Университет третьего...»

Основные термины (генерируются автоматически): университет, высшее образование, результат ЕГЭ, научная деятельность, бюджетная система, Российская Федерация, Ресурсное обеспечение, основная характеристика, учебный процесс, очная форма...

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

Высшее образование в России.

32. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» (080500), «Экономика» (080100) / Т.Г. Философова, В.А. Быков...

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов...

При выборе критериев оценки освоения студентом программы дисциплины в обязательном порядке учитывается

Вестник Казанского энергетического университета.

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как фактор повышения качества образования.

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в вузе...

Оценка студентов является одним из наиболее важных элементов в высшем образовании.

Несомненно, предоставление возможности университетам иметь различные рейтинговые регламенты есть дань уважения их автономии и академическим свободам.

Российские университеты в международных рейтингах

Основные термины (генерируются автоматически): ARWU, рейтинг, высшее образование, новосибирский государственный университет, университет, санкт-петербургский государственный университет, международный рейтинг...

SWOT-анализ Тюменского государственного университета

В Тюменской области университет имеет высокий статус классического ВУЗа с качественным образованием. Низкие рейтинги ВУЗа.

Основной конкурентТюменский индустриальный университет занял 38 место. [4].

Критерии качества деятельности преподавателей...

Почему именно эти университеты? Ответ прост: университеты США имеют наиболее давнюю традицию по реализации оценки качества

Альтбах, Ф. Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США / Ф. Альтбах и др. — М.: ВШЭ, 2013. — 247 с.

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

Библиографическое описание: Костюченко А. П. Статистический анализ основных показателей системы высшего профессионального образования в России

Профессиональнее высшее образование должно отвечать требованиям научного, экономического и социального развития.

Иностранные студенты в российском вузе: повышение...

Среди основных показателей рейтинга QS, который сейчас взят за основу МО РФ, указываются следующие: репутация вуза в академических кругах (40 % от оценки), соотношение студентов и преподавателей (20...

Особенности применения подхода «Университет третьего...»

Основные термины (генерируются автоматически): университет, высшее образование, результат ЕГЭ, научная деятельность, бюджетная система, Российская Федерация, Ресурсное обеспечение, основная характеристика, учебный процесс, очная форма...

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

Высшее образование в России.

32. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» (080500), «Экономика» (080100) / Т.Г. Философова, В.А. Быков...

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов...

При выборе критериев оценки освоения студентом программы дисциплины в обязательном порядке учитывается

Вестник Казанского энергетического университета.

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов вуза как фактор повышения качества образования.

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в вузе...

Оценка студентов является одним из наиболее важных элементов в высшем образовании.

Несомненно, предоставление возможности университетам иметь различные рейтинговые регламенты есть дань уважения их автономии и академическим свободам.

Задать вопрос