Библиографическое описание:

Бородич С. А., Тепляковская А. Н. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в вузе: проблемы и перспективы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 139-141.



Оценка студентов является одним из наиболее важных элементов в высшем образовании. Существовавшая ранее система контроля знаний постепенно вступила в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Это привело к тому, что в настоящее время во многих учебных заведениях не только России, но и Республики Беларусь активно внедряется балльно-рейтинговая система оценки результатов обучения студентов.

Примечательно то, что положения о рейтинговой системе оценки знаний студентов в разных учебных заведениях в рамках одной страны имеют некоторые особенности, как в России, так и в Беларуси. Соотношения между оценками в баллах и их буквенными и числовыми эквивалентами являются существенной особенностью рейтингового регламента конкретного университета. Например, балльно-рейтинговая система оценки в Беларуси практикуется только на дневном отделении. А при оценивании знаний обучающихся в ходе текущего контроля знаний преимущественно применяется десятибалльная система оценивания. По решению преподавателя может применяться любая другая система оценок [2]. В то время как в большинстве Российских ВУЗов БРС применяется как на дневной форме обучения, так и на заочной, причём максимальное количество баллов по дисциплине составляет 100 баллов. Из них: промежуточная аттестация (зачёт или экзамен)-40 баллов и остальные 60 баллов студент зарабатывает в семестре в ходе текущего и рубежного контроля. [4].

Отличается в обеих странах и порядок расчета успеваемости и итоговой оценки по дисциплине. Успеваемость студента Российского ВУЗа отражается в сумме баллов за текущий и рубежный контроль в семестре. А вот как выглядит формула по которой рассчитывается балл успеваемости на практических занятиях в БГЭУ, г. Минск:

http://www.bseu.by/russian/student/reyting2.gif

n — количество полученных студентом отметок;

Гпрi — отметка, полученная студентом на i-том практическом занятии;

mn — количество практических занятий, пропущенных без уважительной причины. [1]

По усмотрению кафедры в БГЭУ могут устанавливаться поощрительные и штрафные баллы. Вклад поощрительных и штрафных баллов в оценку текущего контроля может достигать 25 %. [2].

В положении о БРС в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова есть понятие «Кумулятивного (накопительного) рейтинга»накопленное значение суммарных рейтингов студента на момент последней сданной летней (зимней) экзаменационной сессии и «Совокупного академического рейтинга»кумулятивное значение рейтинга студента, рассчитываемое по итогам всех лет обучения после защиты выпускной квалификационной работы, в то время как в положении о БРС МЭСИ таких понятий не было.

Несомненно, предоставление возможности университетам иметь различные рейтинговые регламенты есть дань уважения их автономии и академическим свободам. Устанавливая рейтинговый регламент, университет реализует свое право самостоятельно выстраивать приоритеты системы стимулирования студентов к достижению наилучших результатов в обучении. Но у каждой системы оценивания существуют определенные противоречия, которые вызваны различными причинами. Вот некоторые из них:

– изначально различные способности учащихся;

– неодинаковые условия обучения в школах;

– расхождение целей субъектов образовательного процесса.

Лишь опробовав на практике тот или иной рейтинговый вариант возможно оценить его достоинства и недостатки.

Подробное изучение и применение нами на практике балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов в Минском филиале РЭУ, выявило плюсы и некоторые минусы в её использовании. Положительным является то, что БРС:

– стимулирует повседневную систематическую работу студентов;

– снижает роль случайностей при сдаче экзаменов и/или зачетов;

– повышает состязательность студентов в учебе;

– оценивает реальное место, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами;

– создает объективные критерии при определении кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура и т. д.);

Но выявились и некоторые недостатки:

– преподаватели готовят большое количество материала по подготовке модульных и экзаменационных работ;

– при реализации балльно-рейтинговой системы он вынужден проверять дополнительные компенсирующие задания до тех пор, пока студент не накопит баллы для итоговой оценки «удовлетворительно»;

– сложно постоянно считать результаты;

– владение студентом дополнительным учебным материалом, не входящим в учебную программу, не оценивается;

– в погоне за баллами студенты практически требуют от преподавателя их начисление за каждый вид заданий, не проявляя интереса к выполнению тех заданий, баллы за которые не начисляются или незначительны по их мнению (особенно это проявляется в тех дисциплинах где необходимо выполнение огромного количества практических упражнений или задач (математика, иностранные языки и т. д.);

– сложность применения авторских методик в рамках шаблона БРС;

– многие преподаватели, особенно приверженцы традиционной школы, психологически не готовы принять новую систему и продолжают использовать её чисто формально, что вызывает недопонимание среди студентов её фундаментальных основ;

– БРС не учитывает психологическую характеристику личности студента, определение жизненной позиция каждого из них, не выявляются их потребности в достижении результатов, не определяется уровень тревожности и готовности учиться [5].

Неразрешимый для студента конфликт между требованиями образовательной среды и его психологическими возможностями приводит к хроническому отставанию в усвоении знаний тех студентов, которые психологически не выдерживают постоянный элемент соревновательности. Автоматически они попадают в статус “аутсайдера”, теряют интерес к обучению, пропускают занятия. Частично эта проблема была решена в МГОУ. В данном университете развернутая итоговая информация о балльно-рейтинговой оценке успеваемости студента является конфиденциальной. В целях информирования личных достижений студента деканаты могут использовать как проведение индивидуальных консультаций, так и размещение на информационных стендах деканатов списков с рейтинговыми показателями студентов без указания их Ф. И.О., а только с указанием № зачетных книжек. Примечательно то, что в этом ВУЗе баллы студенту начисляются и за уважительное отношение студента к преподавателю [3].

Нами был проведен опрос студентов 1 и 2 курсов дневного отделения по поводу их отношения к БРС, выявления положительных и отрицательных моментов в её использовании с их точки зрения. Большинство студентов положительно относятся к балльно-рейтинговой системе в ВУЗе. Среди положительных характеристик БРС были названы следующие:

– повышает мотивацию к обучению;

– даёт возможность прогнозировать результаты зачёта или экзамена;

– есть возможность сдать зачёт или экзамен “автоматом”.

Среди недостатков были следующие:

– недопонимание как работает БРС, так как у каждого преподавателя свои требования;

– необходимость постоянно работать, что вызывает психологическое напряжение;

– в случае болезни рейтинг автоматически падает.

Вывод из всех перечисленных недостатков может быть следующий:

Система имеет право на существование, но при чёткой организации определённых условий:

– Чтобы система работала необходимы контролирующие органы на уровне факультета или деканата которые будут отслеживать ведение журнала успеваемости на протяжении семестра каждым преподавателем и своевременном его заполнении, отвечать за информированность студентов и преподавателей о требованиях балльно-рейтинговой системы в ВУЗе, регулировать своевременные ликвидации задолженностей студентами, недопускать студентов имеющих академические задолженности к дальнейшему обучению.

– Рейтинговая модель оценивания не должна позиционироваться как система «автоматов», когда «даже тройку можно получить без экзамена». Иногда так называемая «погоня за баллами» ставит под вопрос истинные цели и задачи процесса обучения. В противовес этому обязательно наличие такого понятия как «недопуск» к зачёту или экзамену студентов, не набравших определённое количество баллов за работу в семестре, в положении о БРС.

Преподаватель должен получить возможность творчески проектировать рейтинговую систему в рамках общеуниверситетской модели, но учитывая особенности своей дисциплины. Таким образом, получится сохранить «целостность и логичность» образовательного процесса учитывая специфику конкретных учебных дисциплин и особенности авторской методики преподавания. [6]

По итогам реализации этой образовательной модели в предыдущем году должны вноситься изменения в положение об БРС на будущий год на основе обмена опытом.

Таким образом, балльно-рейтинговая система оценивания очень противоречива. Сложно назвать ту или иную её модель идеальной. К такой системе нужны новые подходы, как со стороны преподавателей, так и обучаемых. Нужно еще очень многое сделать, чтобы система начала функционировать в полном объёме.

Литература:

  1. Положение о рейтинговой системе оценки знаний, умений и навыков студентов в УО БГЭУ от 20.12.2014 2014 № 1136-А, п.2.10
  2. Положение о рейтинговой системе оценки знаний студентов по дисциплине в Белорусском государственном университете) № 382-ОД от 18.08.2015 г., П. 24.
  3. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов МГОУ от 26 ноября 2012г., п.4
  4. Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» от 30 июня 2015г., п.3.6.
  5. Г. М. Аматова, М. А. Аматов. Адаптация студентов вуза к балльно-ретинговой оценке успеваемости по математическим дисциплинам ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород, Россия — Режим доступа: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/7283/1/Amatova — Дата доступа: 12.04.2016
  6. М. В. Пономарев.10 мифов о балльно-рейтинговой системе. — Режим доступа: URL: http://refdb.ru/look/2241011-p3.html — Дата доступа: 6.04.2016
Основные термины (генерируются автоматически): оценки знаний студентов, рейтинговой системе оценки, результатов обучения студентов, системе оценки знаний, система оценки, балльно-рейтинговая система оценки, системе оценки успеваемости, балльно-рейтинговой системе, оценки успеваемости студентов, балльно-рейтинговой системы, система оценки знаний, оценке успеваемости, система оценивания, оценке успеваемости студента, итоговой оценки, качества знаний студентов, количество баллов, система оценки результатов, систематическую работу студентов, системы стимулирования студентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос