«Новые левые» в политике Франции в 60-е гг. XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 19.05.2017

Статья просмотрена: 2858 раз

Библиографическое описание:

Ерпылева, Е. О. «Новые левые» в политике Франции в 60-е гг. XX века / Е. О. Ерпылева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43526/ (дата обращения: 16.12.2024).



«Новые левые» — это социальные движения против буржуазной культуры, которые характеризовались духовно-психологической неудовлетворенностью образом жизни капиталистического мира. Они отличались пестрым социальным составом. «Вместо рабочего класса, крестьянства и мелкой буржуазии (или в дополнение к ним) на роли революционного субъекта и революционного класса предлагались: интеллигенция, студенчество, молодежь, маргинальные слои и угнетенные стран третьего мира» [1, с. 137]. «Новые левые» — это непролетарское движение протеста 60-х и 70-х годов двадцатого века, выступающее под леворадикальными лозунгами, против духовно-эстетического кризиса внешне экономически благополучного индустриального общества. Новые левые протестные движения экзистенциально не принимали одномерность, считали главной задачей общества — способствовать развитию каждой личности. Они противостояли существующим структурам и институтам, невидимому господству массовой культуры над сознанием, конформизму в образовании; формировали контр-культуру, исключающую подавление и самоподавление человека и не принимали бюрократизм с его иерархическими формами.

Движение «новых левых» получило широкую известность после майских протестов 1968 года во Франции. В мае—июне 1968-го во Франции произошли события, вошедшие в историю как «красный май» — взрыв протеста молодежи против существующей системы, создаваемой позднекапиталистическим истеблишментом [2, с. 199]. Это был пик морального радикализма, провозглашенного Гербертом Маркузе[1], предел отрицания существующей социальной материи и непринятия противоречий современного капиталистического общества. В мае 68-ого «новые левые» устроили массовый протест, выдвигая французскому правительству политические и социокультурные требования: демократизацию образования, отставку министров образования и культуры, либерализацию творчества, прекращение войны во Вьетнаме. Одной из главных причин майских событий была неудовлетворенность студентов реформой образования Фуше[2], пересматривающая систему циклов обучения в университете и регламентирующая жесткую специализацию. «Реформа Фуше не решила проблемы системы высшего образования и вызвала негативную реакцию университетской среды. По мнению многих преподавателей и студентов, реформа Фуше лишь продемонстрировала неспособность власти к адекватному ответу на проблемы, вызванные сложившимся массовым характером университетского образования — отличительной чертой новой эпохи в истории французских университетов» [3, с. 20].

По мнению Жан-Поль Сартра, причиной бунта стал селективный характер учебных заведений, формирующий специалистов для нужд правящего слоя, а не для просвещения людей [4, с. 69]. Студенты были катализатором массовых волнений, они провозглашали отказ от программного образования, выпускающего «винтики» капиталистического производства. Они выступали за демократические реформы против образования, отвечающего интересам крупного капитала, но за образование, соответствующее интересам трудящихся.

Событиям мая предшествовал довольно длительный период социальных протестов молодежи, студентов, интеллигенции, профсоюзов, выступающих против духовной и политической нищеты позднекапиталистического общества. Протест против духовного закрепощения произошел осенью 1966 г. в Страсбургском университете — группа студентов-ситуационистов распространила свой памфлет на территории вуза: в нем порицалась система французского образования, производящая студентов, мыслящих в соответствии со спектаклем[3], но не способных критически и творчески осмыслять действительность. Студенческая забастовка в январе 1968 г. в Нантере, ставила целью устроить сексуальную эмансипацию — молодежь бастовала против порядков в общежитиях — молодые люди не могли посещать девушек. Политический протест произошел 22 марта 1968 г., студенты устроили демонстрацию против ареста членов Национального комитета в защиту Вьетнама, после чего образовалось движение «22 марта», которое возглавлял немецкий эмигрант Даниэль Кон-Бендит. Наиболее явно протест «новых левых» проявился в мае 1968 года, когда десять миллионов людей приняли участие во Всеобщей забастовке [5].

«То, что в январе 1968 года казалось всего лишь незначительным конфликтом между студентами и правительством, превратилось в течение нескольких недель в революционную ситуацию» [5]. Весь май Францию наводняли демонстрации и протесты, силы и количество которых росли с каждым днем. В майских событиях принимали участие студенты и интеллигенция — Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Натали Саррот, Франсуаза Саган, Андре Горц, Франсуа Мориак и др. [6, с. 119], к ним присоединялись левые движения, рабочие и профсоюзы. Участники «красного мая» провозгласили доктрину: «Фабрики — рабочим, университеты — студентам, радио — журналистам, власть — всем» [6, с. 121]. Стачечная волна приобрела сетевой характер, это объяснялось недоверием «новых левых» коммунистической партии и традиционным иерархичным системам. «Очевидно, что наряду со многими другими общими социальными последствиями, перелом, представленный культурной революцией 1968 года, подразумевал также кризис и обновление социальных антисистемных движений старого типа, а вместе с тем и кризис старых левых партийных структур, с их вертикалистской, иерархичной и догматической организацией и с их редуцированным, догматическим вульгарным марксизмом» [7, с. 60].

Майские события привели к политическому кризису, в стране остро стоял вопрос о власти. Президент Пятой Республики Шарль Де Голль после временного бездействия осуществил контрнаступление правых сил, которое стало возможно благодаря поддержке со стороны Французской коммунистической партии (ФКП) и Профсоюзной организации (ВКТ), выступавших против преобразований революционным путем. Силы, поддержавшие президента, выступали за сохранение существующих институтов для того, чтобы сохранить собственный политический вес — они боялись, что Франсуа Миттеран и Пьер Мендес-Франс смогут создать новое правительство, не учитывающее интересы ФКП и ВКТ. В конце мая Ш. Де Голль объявил по радио о роспуске парламента и проведении новых выборов, на которых граждане смогут выразить свое стремление к переменам. Правые силы, весьма расколотые, объединяются между собой и с ФКП и бросают все средства на прекращение стачек и протестов «новых левых». По итогам июньских парламентских выборов партия голлистов побеждает, набрав 59 % и ознаменовав тем самым, завершение политического кризиса мая 68-ого.

Бунт «новых левых» в конце 60-х во Франции был организован студенческим и интеллигентским ядром, протестующим против реалий буржуазного общества потребления и выдвигающим главной своей ценностью протест. Очевидно, что на идеологию «красного мая» повлияла критическая теория Франкфуртской школы. Перманентное отрицание существующего порядка, несогласие с математически строгим упорядочиванием общества бюрократией, опирается на философию Макса Хоркхаймера[4], который анализировал понятие «Я», как продукт интернализации внешнего господства. В его философии «Я» лишено внутреннего смысла вследствие практик тотальной инструментализации. Лозунги и требования мая 68-ого, такие как «сделать культуру и образование осмысленным», были направлены против ликвидации человеческого «Я» и его личного потенциала со стороны сложившейся бюрократической системы позднекапиталистического общества.

Студенты и интеллигенция, выступая против приватизации знания политическим и университетским истеблишментом, воплощали в жизнь не только философию М. Хоркхаймера, но и Эриха Фромма[5], выступающего против отчужденной и несознательной деятельности, плодящей людей неспособных к творческому и сознательному труду. Они считали, что университет и любые другие учебные заведения должны формировать людей, способных к оспариванию, а не к беспрекословному подчинению и согласию. Протест против унифицирующей системы образования — это протест против одномерного мышления, описанного Г. Маркузе в работе «Одномерный человек», который также писал о том, что сила отрицания теперь не сконцентрирована в руках рабочего класса, революционный класс становится более гибким и вмещает в себя новые социальные элементы. Майские события продемонстрировали, что рабочий класс уступил место новой смешанной и хаотичной протестной силе, включающей в свои ряды разные социальные группы.

В состав «новых левых», принимающих участие в майских событиях, входили неоанархисты, анархо-марксисты, ситуационисты и др., на которых помимо франкфуртской философии повлияли художественные течения первой половины XX века — дадаизм и сюрреализм, и политические — маоизм, троцкизм, анархизм и т. д. Их эстетический бунт против потребления и дегуманизации основывался на философии и культурных нарративах, но не на четко спланированной и реализуемой программе действия. Идеология майских «новых левых» также, как и франкфуртская критическая теория общества, продемонстрировали свою ограниченность — они были сконцентрированы скорее на отрицании, чем на альтернативной и продуманной политической программе, и не могли ничего предложить обществу взамен существующих реалий, кроме идеалистического и абстрактного нонконформизма и протеста. По словам Ш. Де Голля майские протесты во Франции были организованы «людьми, не знающими, чем бы они хотели заменить прежние общества, и обожествляющими негативность, разрушение, насилие, анархию; выступающими под черными знаменами» [6, с. 125]. Однако, несмотря на поражение вследствие отсутствия четкой программы действия, «красный май» 1968 повлиял на осуществление прогрессивных политических и социальных изменений, и способствовал реализации требований студентов и интеллигенции. Началась реформа в сфере образования — 12 ноября 1968 г. был принят Закон об ориентации высшего образования. Закон радикально изменил и реструктуризировал высшую школу Франции — структурные подразделения университетов стали более самостоятельными и автономными; закон утвердил ориентир на получение общекультурного и междисциплинарного образования; произошла децентрализация крупных университетов, разгрузившая их и повысившая качество образования. События мая 68-ого изменили общий «моральный и интеллектуальный климат как во Франции, так и в Европе в целом» [8], способствовали утверждению индивидуальной свободы человека.

Литература:

  1. Тарасов А. Н. 1968: Пристрастный взгляд // Свободная мысль. — 2008. — № 8. — С. 135–144.
  2. Хевеши М. А. Антикапиталистический бунт «новых левых» // От абсолюта свободы к романтике равенства (из истории политической философии) [Текст]: сб. ст. — М.: Институт философии российской академии наук, 1994. — C. 195–2011.
  3. Родин И. В. Университеты и кризис системы высшего образования во Франции (60-е — начало 70-х гг. XX века). [Текст]: автореф. дис.... канд. ист. Наук: 07.00.03.; Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. — М., 2015. — 27 с.
  4. А. Н. Сидоров. Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции (50–70 гг. XX века). — И: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2006. — 102 с.
  5. 1968: Всеобщая забастовка и восстание студентов во Франции // World Socialist Web Site. [Электронный ресурс] URL: http://www.wsws.org/ru/2009/jan2009/68p1-j13.shtml (дата обращения: 15.05.2017)
  6. Кара-Мурза С. Г.. Революции на экспорт. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. — 529 с.
  7. Рохас К. Латинская Америка на распутье. Социальные движения и смерть современной политики. М.: Кругъ, 2012. — 160 с.
  8. Сошников А. Е., Никитина А. С. Студенческие волнения во Франции в 1968 году: предпосылки, эскалация и итоги // История и археология. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/06/2184 (дата обращения: 29.04.2017)

[1] Герберт Маркузе – немецкий и американский философ, социолог, представитель Франкфуртской школы.

[2] Министр национального образования Франции Кристиан Фуше подготовил образовательный проект, получивший название «реформа Фуше».

[3] Термин «спектакль», введенный Ги Дебором в своем политическо-философском трактате «Общество спектакля», обозначает общественные отношения между людьми, опосредованные образами.

[4] Макс Хоркхаймер – немецкий философ и социолог, один из основателей Франкфуртской школы

[5] Эрих Фромм – немецкий философ, представитель Франкфуртской школы

Основные термины (генерируются автоматически): протест, рабочий класс, студент, высшее образование, движение, интеллигенция, левый, общество, революционный класс, событие, событие мая, университет, Франций.


Похожие статьи

«Красный май» во Франции с позиций постструктурализма

Движение «Сокол» в контексте русской эмиграции в Латвии в 20–30-х годах ХХ века

Экологическая политика руководства КНР в конце XX в. — начале XXI в.

Зарубежный мир как образ врага в системе советской внешней политики в начале 1930-х годов

Развитие Красной армии в 30-е годы XX века

Кризис и ликвидация военных диктатур в Латинской Америке в 80-е годы XX века

Отзывы читателей «Нового Мира» как проявление общественных настроений в СССР в середине 50-х годов ХХ века

Политическая ситуация Кокандского ханства в 50–60-х годах XIX века

Американское общество и война во Вьетнаме: основные особенности и их характеристика

В статье рассматривается воздействие войны во Вьетнаме на американское общество, приводятся несколько ключевых особенностей, которые наиболее полно характеризуют состояние общественности в 1960–1970-е.

Английское свободомыслие и его влияние на развитие духовной культуры XVII-XVIII в.

Похожие статьи

«Красный май» во Франции с позиций постструктурализма

Движение «Сокол» в контексте русской эмиграции в Латвии в 20–30-х годах ХХ века

Экологическая политика руководства КНР в конце XX в. — начале XXI в.

Зарубежный мир как образ врага в системе советской внешней политики в начале 1930-х годов

Развитие Красной армии в 30-е годы XX века

Кризис и ликвидация военных диктатур в Латинской Америке в 80-е годы XX века

Отзывы читателей «Нового Мира» как проявление общественных настроений в СССР в середине 50-х годов ХХ века

Политическая ситуация Кокандского ханства в 50–60-х годах XIX века

Американское общество и война во Вьетнаме: основные особенности и их характеристика

В статье рассматривается воздействие войны во Вьетнаме на американское общество, приводятся несколько ключевых особенностей, которые наиболее полно характеризуют состояние общественности в 1960–1970-е.

Английское свободомыслие и его влияние на развитие духовной культуры XVII-XVIII в.

Задать вопрос